Проектная работа "Краски осени чудесной"
проект (старшая группа) на тему
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе МБДОУ №57.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_kraski_oseni_chudesnoy.docx | 499.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Краски осени чудесной»
Старший дошкольный возраст.
Вид проекта: познавательно – творческий, практико-ориентированный, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки реализации: с 13.09.15г. по 06.11.15г.
Участники проекта: воспитатели; дети старшей группы, родители, музыкальный работник.
Тематическое поле: познание
Интеграция образовательных областей: (коммуникация, социализация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыкальное развитие, физическое развитие и здоровье, безопасность)
Цель проекта:
Формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей старшего дошкольного возраста, как средства развития ключевых компетентностей в условиях реализации ФГОС в образовательном процессе МБДОУ №57.
Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Золотая осень», «Щедрые дары природы», «Путешествие по России».
Задачи:
- Расширять знания детей об осени, ее признаках и явлениях.
- Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, грибов и ягод, созревающих в осенний период;
- Расширить представления детей о растениях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
- Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
- Формировать навыки художественного исполнения различных образов в художественном творчестве и играх.
- Развитие умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм.
- Способствовать развитию памяти, восприятия.
- Воспитывать эстетические чувства.
Одним из инновационных методов решения этих задач является метод проекта.
Актуальность темы:
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Проблема: у детей с тяжелыми нарушениями речи слабо развиты психические процессы и мелкая моторика, что препятствует быстрому усвоению материала и выполнению работ по художественному творчеству.
Формы и методы реализации проекта
- Непосредственно образовательная деятельность;
- наблюдения на прогулках, целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
- создание и просмотр презентаций;
- чтение художественной литературы о природе, о временах года;
- утренние беседы (в рамках календаря познавательной деятельности);
- выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
- индивидуальная работа с детьми;
- взаимодействие с семьей.
Предполагаемые результаты:
- Расширится кругозор детей о растительном мире, о мире живой природы и сезонных изменениях.
- Дети смогут использовать полученные знания в художественном творчестве.
- Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
- Пополнится словарный запас;
- Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Этапы проведения проекта:
Этапы проекта | Содержание | |
1 | Подготовительный |
|
2 | Практический |
|
3 | Итоговый |
|
Ресурсное обеспечение проекта
- Методический инструментарий: каталог игр, конспекты занятий, сценариев развлечений, папки-передвижки, памятки, буклеты рекомендации, библиотека для родителей и педагогов и т.д.
- Подборка художественной литературы по лексическим темам.
- Материал для художественного творчества.
- Альбомы и энциклопедии, фотоальбомы, репродукции пейзажей, мультимедийные презентации.
- Фильмы, фотографии, презентации о природе Татарстана в осенний период.
Приложение.
1.Этапы проведения проекта «Краски осени чудесной»
№ | Этапы проекта | Участники |
Подготовительный этап | ||
1. | Диагностика по теме: «Что ты знаешь об осени?» | Воспитатели, дети |
2. | Изучение методической литературы по теме, подбор иллюстраций, фотографий, оборудования для занятий, игр и бесед с детьми. Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта | Воспитатели Музыкальный руководитель |
3. | Консультации, буклеты, памятки в родительский уголок:
| Воспитатели |
Практический этап | ||
1. |
| Воспитатели и родители Музыкальный руководитель |
2. | Непосредственно образовательная деятельность
«Что нам осень принесла», «Грибы».
| Воспитатели и дети |
3. | Наблюдение
Беседы
Труд в природе
| Воспитатели и дети |
4. | Дидактические игры:
| Воспитатели и дети |
5. | Составление загадок с использованием символов | Воспитатели и дети |
6. | Экскурсия в парк Пешеходные прогулки по улицам города. Наблюдения за деревьями и другими растениями | Родители Воспитатели |
7. | Музыкальные тематические праздники и развлечения «Осень, осень, в гости просим» | Музыкальный руководитель воспитатели, дети, родители |
8. | Подвижные игры« У медведя во бору», «Огородники», «Овощи», «Зайцы и охотник», «Летает – не летает» | воспитатели, дети |
Итоговый этап | ||
1. | Инсценировка р.н.с. «Репка» | Воспитатели, дети |
2. | Выставка-ярмарка творческих работ детей и родителей «Золотая осень!» | Воспитатели, родители, дети |
3. | Оформление фотовыставки «Волшебница Осень» | Воспитатели, родители |
2. Предметно-развивающая среда.
В группе | За пределами группы | |
1 | Календарь наблюдений за погодой | Деревья, другие растения на участке ДОУ, в лесопарковой зоне. Картины, фотоматериалы, репродукции в музеях и выставочных залах города. |
2 | Альбомы, фотоальбомы о природе | |
3 | Художественная литература | |
4 | Мультимедийные презентации, м/ф. | |
5 | Атрибуты для сюж.рол.игр | |
6 | Материалы для художественного творчества |
3.Работа с детьми
Образовательная область | Форма организации(виды деятельности) | тема | Место проведения | количество |
Познание | Познавательно-исследовательская (Наблюдения) | «За деревьями», «Какие листья на деревьях». «Рассмотрим кору» «Как расположены ветки у разных пород деревьев» «Какая это ягода?» «Гриб-грибок» | Участок ДОУ | ежедневно |
Игровая (Дидактические игры) | «Узнай по описанию» «Четвёртый лишний» «Бывает – не бывает» «От какого дерева листок» «Времена года». «Когда это бывает?» «Подбери прилагательное» «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды) «Живая и не живая природа» «Овощной магазин» «Вершки – корешки» «Чем отличаются и чем похожи деревья?» «Придумай загадку» | Группа, участок ДОУ | Ежедневно | |
Познавательно-исследовательская (Рассматривание альбомов, фотографий) | «Деревья» «Осенний лес» | группа | ежедневно | |
Коммуникация | Коммуникативная (Составление описательных рассказов) | «Опиши дерево», «Опиши листок», «Продолжи рассказ…» | Группа, участок ДОУ | По плану |
Чтение художественной литературы | Коммуникативная (Чтение стихов, загадок, рассказов, пересказ рассказов, обсуждение) | Пушкина «Уж небо осенью дышало» рассказ Г.Скребицкого «Осень» басня Крылова «Стрекоза и муравей» Чтение русских народных сказок «Колосок», «Вершки и корешки». Чтение Т. Александрова «Домовенок Кузька», Ю. Тувим «Овощи» | группа | По плану |
Художественное творчество | Рисование, аппликация, лепка. | «Золотая осень», «Осенний узор», «Что нам осень принесла», «Фрукты на тарелке», «На лесной полянке выросли грибы», «Грибы». | группа | По плану |
Рассматривание и обсуждение репродукций пейзажей | Репродукции Левитана «Березовая роща» | группа | По плану | |
Социализация | Познавательно-исследовательская | Лес, парки | Сентябрь-октябрь | |
Музыка | Непосредственно образовательная деятельность | Слушание: П. И. Чайковский "Времена года". Разучивание песен об осени | Музыкальный зал | По плану. |
Физкультура | Двигательная (НОД) | Включение игр по теме | Участок детского сада, физ. зал | По плану |
Диагностика знаний детей о сезонных изменениях, признаках осени.
Начало проекта:23. 09. 2013
Конец проекта:25.10.2013
Уровень знаний | Начало проекта | Конец проекта | примечание | |||
1 | высокий | ____ | ____ | 8 чел. | 50% | |
2 | средний | 8 чел | 50% | 8чел. | 50% | |
3 | низкий | _____ | 0% | 16 чел | 100% |
Выводы и результативность: Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Татарстана, повышению познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний детей об осени, сезонных изменениях и признаках осени значительно повысился.
С детьми были организованы ежедневные наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Ребята учились отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных.. На прогулках и во время целевых экскурсий обращали внимание на особенности внешнего вида растений.. Наблюдая с детьми за изменением цвета листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть- это явление называется листопад; ночью бывают заморозки, земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветра. В процессе наблюдений уточнялись знания детей о том, что такое «ранняя»,«поздняя осень»- чем они отличаются.
Собирая шишки сосны и ели, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда берутся хвойные деревья?» и поразмышляли над вопросом «Для чего нужно беречь лес?»
Дети с большим желанием оказывали помощь в сборе урожая кукурузы и лука на огороде детского сада.
В ходе работы по проекту «Краски осени чудесной» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в музыкально-литературном вечере, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
Социальная – взаимодействовали друг с другом, с педагогами и родителями..
Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки.
Информационная – получали информацию из разных источников, делились ею.
Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта (от рисунков до сценария инсценировки).
Здоровьесберегающая – играли в подвижные и хороводные игры и пр.
Совместно с детьми и родителями в уголке природы нашей группы мы поместили муляжи и иллюстрации даров осени- овощи и фрукты, грибы и ягоды, фотоальбомы, мультимедиа презентации. Родительский уголок пополнился различными материалами, буклетами, памятками, папками-передвижками по тематике проекта.
Проект «Краски осени чудесной» предоставил каждому ребенку нашей группы возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе с описанием игровых ситуаций....
Сценарий осеннего праздника в младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"
"Золотая осень -чудная пора...
Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс
Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!" для детей 2-3 лет
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!" Цель: Доставить радость от пребывания в детском саду. Создать радостное настроение, вызв...
Сценарий осеннего праздника в младшей группе «Золотая осень – чудесная пора!»
Интересный материал про осень для детей младшего возраста....
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"
Листья на ветру дрожат. Ветер дунул, листья сбросил ...
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе: "Золотая осень - чудесная пора!"
Сценарий осеннего праздника в первой младшей группе....