Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» во второй младшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Валентина Николаевна Сушина

Цель: Расширение представлений детей о диких животных.

Задачи:  1. Продолжать знакомить с дикими животными и их детенышами,  месте  их обитания.

2. Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат).  3. Развивать  умение употреблять  в речи  имена  существительные  в  форме  единственного  и  множественного  числа, обозначающих  животных  и  их  детенышей.  (Медведь -медвежонок -медвежата).

4. Познакомить с получением промежуточного цвета путем смешения двух красного и желтого.

5. Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познание» во второй младшей группе.

Вид совместной деятельности: познавательно – исследовательская , коммуникативная, продуктивная.

Форма организации совместной деятельности:  решение  проблемной  ситуации.

Тема: «Дикие животные».

Виды деятельности:  познавательная, игровая, продуктивная.

Цель: Расширение представлений детей о диких животных.

Задачи:  1. Продолжать знакомить с дикими животными и их детенышами,  месте  их обитания.

2. Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат).  3. Развивать  умение употреблять  в речи  имена  существительные  в  форме  единственного  и  множественного  числа, обозначающих  животных  и  их  детенышей.  (Медведь -медвежонок -медвежата).

4. Познакомить с получением промежуточного цвета путем смешения двух красного и желтого.

5. Воспитывать бережное отношение к обитателям живой природы.

Материал и оборудование: макеты деревьев, фланелеграф, игрушка  белка, картинки животных, детенышей и их жилищ, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), прищепки, картинки с угощением для животных, мешок, белая бумага, акварельные краски красная и желтая, кисти, палитра, стаканы с водой,  штампик  из картофеля в виде грибочка, воздушный шар, посылка с гостинцами.

Ход занятия.

Организационный момент.

-Ребята, в лесу случилась беда, леший перепутал всех диких животных с их детенышами, а еще поменял местами их дома, и теперь животные не знают, что им делать, ведь сами они с этой бедой справиться не смогут. Как вы думаете, а мы сможем им помочь? (Ответы детей).

-А  как  это  сделать, если  животные  в лесу, а мы  с вами в группе? (Ответы детей).

-Тогда нам предстоит отправиться в путешествие. Как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Ответы детей).

-Можно путешествовать не только пешком, но и на машине, поезде, корабле, самолете. А у нас с вами волшебное занятие, поэтому мы отправимся в путешествие на воздушном шаре.

(Воспитатель  выносит  воздушный  шарик  на  длинной  веревочке, накаченный  гелием).

Основная часть (путешествие).

-Берите в руки веревочку и полетим.

Мы на шаре летим,

В лес густой попасть хотим,

Нам на землю б опуститься

На полянку приземлиться.

(Все вместе дети проходят между березами и елочками и останавливаются у фланелеграфа, на котором расположены кусты, елочки и другие деревья; жилища животных, а около «домиков» животных – цветные геометрические фигуры).

-Посмотрите  внимательно, как  вы думаете, что здесь изображено? (Лес)

-А  что же  это в лесу? (Цветные геометрические фигуры).

-Какие фигуры вы узнали? (Акцент на цвет и форму). (Ответы детей).

-Ребята, а что это за пушистый маленький зверек на елочке?

(Воспитатель  показывает  игрушку). (Белочка).

-Белочка мне шепнула на ушко, что эти цветные геометрические фигуры –заколдованные лесные жители, а чтобы их расколдовать, надо очень постараться и отгадать загадки.

Хожу в пушистой шубе,                                                                                                      

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе,

Орешки  я грызу. (Белка).

Рыжая плутовка

Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та,

Как  зовут её?.. (Лиса).

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов  грызет кору. (Заяц).

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой,

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто  же назовет? (Медведь).

(Дети  по  очереди  снимают с  фланелеграфа  геометрические  фигуры  и отгадывают  загадки,  которые  на них  написаны. Если загадка отгадана  верно, около «домика» появляется изображение  животного).

-Молодцы же вы, ребятки, отгадали все загадки. Все эти животные живут в лесу, сами добывают себе еду, защищаются, прячутся, строят или находят себе дом. А как называются животные, которые живут в лесу?

(Дикие).

-А  как называется  домик  белки? (Дупло).

-Верно, ребята. Дупло образуется в старом дереве. Белочки делают там свои кладовые, где хранят припасы на зиму. А чем  белки любят  угощаться? (Орехами, шишками, ягодами, сушеными грибами).

-В одних дуплах белочки живут, а в других хранят припасы.

-А  где живет лиса? (В норе).

-Да, дети, обычно свои норы лисы устраивают под корнями деревьев; их норы широкие и глубокие. Ребята, а  чем  любит питаться лиса? (Мышами, птицами, зайцами).

-У всех в лесу есть свои домики, а вот у зайца нет; он ночует под елками, кустами, грызет кору деревьев, ветки, листья и траву.

-А  кто живет в  берлоге? (Медведь).

-Конечно, ребята. В конце лета и начале осени у медведя главное дело - много есть, чтобы под шубой нарастить жир, чтобы на зиму хватило. Что любит  поесть  медведь? (Ягоды, мед, орехи, желуди, насекомых). Поздней осенью, когда земля промерзнет, а на деревьях не будет листочков, завалится медведь в берлогу, занесет его снегом, тогда он станет похож на огромный сугроб. Так и проспит медведь всю зиму в берлоге до самой весны; ведь зимой медведи спят.

-Ребята, животных мы расколдовали. Но детенышей не вернули. Поможем  мамам  зверей? (Да).

-Возьмите картинку детеныша, которая вам  нравится  и прикрепите рядом с «мамой».

(Картинки  размещены  на  елочках  с  помощью  прищепок.  Дети снимают картинки и соотносят картинки взрослых животных  с их  детенышами).

-А  теперь правильно назовите  животное  и его детеныша. (Ответы детей).

У медведя – медвежонок, а если их несколько - медвежата.

У лисы  - лисенок, а если их несколько - лисята.

У зайца – зайчонок, а несколько - зайчата.

У белки – бельчонок, а несколько - бельчата.

- Дети, какие вы молодцы! Всех детенышей вернули своим мамам. Если бы звери могли говорить  как люди, то обязательно бы вам сказали  «спасибо».

- А сейчас все по порядку встали быстро на зарядку, но не простую, а звериную.

Раз - присядка, два- прыжок

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся-

Очень любят потянуться,

Потихонечку зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть,

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Впереди из-за угла

 Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках посидим.

- Ой, ребята, а что это  за  мешок  под  елочкой? (Дети  разглядывают  мешок, заглядывают  в  него. Воспитатель  достает картинки  с угощением   для  животных).

- Да это же угощение для наших лесных жителей. Ребята, вы   запомнили, что любит лиса? (Заяц, белка, медведь).  (Ответы  детей). (Дети  крепят картинки  с угощением у жилища  животного. Белочке  угощенья нет).

-Дети, всех  животных мы угостили? (Нет, белочке не хватило).

-Что же  делать? (Ответы детей).

-А  где же нам взять грибы? (Воспитатель подводит к тому, что грибы можно нарисовать и приглашает детей за столы, где приготовлены листы белой бумаги, гуашевые краски красная и желтая, кисть, палитра, стаканы с водой, штампик из картофеля в виде грибочка).

-Ребята, что мы  сейчас  будем делать? (Рисовать грибочек для белочки).

-Что  нам для этого нужно? (Ответы детей).

-Каким  цветом мы будем рисовать грибок? (Ответы детей).

-Ребята, слышите, что это за звук? По-моему это спорят наши краски, кто из них красивее и кому рисовать грибок. Но у нас с вами есть волшебная  кисточка, которая подружит наши краски. (Воспитатель подносит кисточку к своему уху).

-Ребята, мне волшебная кисточка предложила, чтобы краски нарисовали грибок для белочки вместе. Для этого на палитре смешиваем обе краски желтую и красную. (Воспитатель показывает, дети повторяют). Ребята, смотрите, какая краска у нас  получилась. Как называется этот цвет? (Оранжевый). Какие дикие животные у нас оранжевого цвета? (Лиса, белка). А что еще у нас в группе оранжевого цвета? (Дети перечисляют). А теперь давайте закрасим  новой краской штампик, и нанесем оттиск на бумагу. (Воспитатель показывает, дети повторяют).

-Ребята, какого  цвета у нас  получился  грибок? (Оранжевого).

-Куда же нам  положить наши грибочки, чтобы белочка увидела? (Ответы детей).

-А под елочкой она заметит их? (Да).

(Дети кладут свои рисунки под елочку).

Рефлексия.

-Какие вы молодцы, сколько грибочков нарисовали. Какого  цвета наши грибы? (Оранжевого).

-Как мы получили оранжевый  цвет? (Смешали жёлтую и красную краски).

-Теперь и белочке есть угощение, она будет рада. Ребята, а каким диким животным мы помогли? (Ответы детей).

-А где живет белка? (Медведь, лиса, заяц). (Ответы детей).

-Какие вы, ребята, молодцы! Животных мы расколдовали? (Да).

-Детенышей мамам вернули? (Вернули).

-В домики поселили? (Поселили).

(Оценка деятельности детей).

-А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А где же наш волшебный шарик? Ребята, мы его за веревочку не привязали и он улетел. Что же делать? (Ответы детей).

-Придется в детский сад возвращаться пешком, прогуляться по лесу и подышать свежим воздухом полезно. Отправляемся в путь!

Мы  шагаем, мы  шагаем!

Выше ножки поднимаем!

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенечки!

Раз-два, раз-два

В детский сад пришли, ура!

(Вдруг неожиданно для всех раздается стук в дверь, заходит сотрудник детского сада с посылкой в руках и спрашивает):

-Ребята, почтальон принес посылку и просил передать детям, которые навели в лесу порядок. Вы не знаете какая группа это сделала? (Ответы детей).

-А  белочке тоже вы помогли? (Да).

-Тогда  эта посылка вам. (Дети окружают посылку, разглядывают ее; воспитатель достает гостинцы).

-Ребята, да это же гостинцы от животных. Они нас  благодарят за помощь. (Воспитатель угощает детей орешками).  

Методическая литература:

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-2-е изд.,испр.и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.-336с.

2.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа / авт.-сост. Т.В.Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова.-Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.- 262с.

3.Шоригина Т.А. Беседы о том, кто где живет. –М.: ТЦ Сфера, 2011.-80с.

4.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной,- 2-е изд.,испр.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 192с. (Ребенок в мире поиска).

5.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные  техники, планирование, конспекты занятий/ Под ред. Р.Г.Казаковой-  М.:ТЦ Сфера, 2005.- 128с. (Серия «Вместе с детьми).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность по образовательной области «Познание» во второй младшей группе Тема: К. Д. Ушинский «Васька».

Цель: познакомить с рассказом К. Д. Ушинского «Васька», развивать диалогическую речь, учить описывать кота, закреплять умение действовать по словесному сигналу, упражнять в рисовании способом печатани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности, область «познание» во второй младшей группе. Математическое развитие.

Тема: Кукла Маша в гостях у ребят.Цель: Повторить счет до пяти. Зкрепить знания геометрических фигур.Задачи:Образовательные: различать и находить геометрические фигуры; развивать умение выде...

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС области «Познание». Для второй младшей группы. По теме: «Дикие и домашнии животные».

Конспект соответствует требованиям современному дошкольному образованию. Охватывает все пять интегративных областей.Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Познание»...

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "ПОЗНАНИЕ" во второй младшей группе на тему "НА ДОРОГЕ НЕ ИГРАЙТЕ!"

Разработан в соответствии с тематической неделей. Тема: "Правила дорожного движения для пешеходов"...

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Познание» для второй младшей группы по теме: «Дикие и домаш-ние животные».

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Физическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное. Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ. Це...