Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие почемучки"
рабочая программа (средняя группа)
Представлена программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 43.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Маленькие почемучки»
(опытно-экспериментальная деятельность)
Возраст детей: 4-5лет
Срок реализации:1год
Содержание.
1.Титульный лист-------------------------------------------------------------------1
2.Содержание------------------------------------------------------------------------2
3. Пояснительная записка---------------------------------------------------------3
4. Календарно-тематическое планирование ----------------------------------6
5. Содержание изучаемого курса -----------------------------------------------10
6.Методическое обеспечение----------------------------------------------------11
7.Список литературы--------------------------------------------------------------12
Пояснительная записка
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Мы живем в стремительном меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, интернета. Ребенка с малых лет окружает большой поток информации. Детям четырех-пяти лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, заставляет их самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности.
В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Актуальность программы:
В том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.
Задачи программы:
1.Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, магнетизм, свойства песка, воздуха, камня, древесины, пластмассы, метала, ткани); о взаимодействии различных веществ при их соединении, о влиянии одних на свойства других.
3.Развивать мыслительные способности: операции анализа, классификация, сравнения, обобщения; формировать, способы путем сенсорного анализа, развивать самостоятельность, наблюдательность, мышление, память.
4.Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Новизна программы заключается:
• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Общая характеристика программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
4-5 лет (средняя группа) в количестве 23 человек.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)
64 занятия : по 2 занятия в неделю
Формы занятий -подгрупповая, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.
Продолжительность занятий: 20 минут
Ожидаемые результаты
- умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы).
- умение опытным путем доказывать свойства воздуха.
- умение опытным путем доказывать свойства песка.
- умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размер.
- умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
- овладение разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Показатели результативности:
• позитивная динамика познавательного интереса;
• накопление детьми опыта и социальных установок;
• удовлетворенность всех обучающихся ;
• положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- открытый показ кружковой работы.
- консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».
- консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
- фото отчеты кружковой работы
Формы подведения итогов
- интеллектуальные викторины;
- открытые занятия
- фото отчеты
Показатели результативности:
• позитивная динамика познавательного интереса;
• накопление детьми опыта и социальных установок;
• удовлетворенность всех обучающихся ;
• положительные отзывы участников, внешних организаций, родителей и администрации.
В целях обеспечения контроля качества результатов освоения воспитанниками программы применяются следующие виды контроля:
- текущий контроль процесса формирования знаний, умений и навыков;
- тематический контроль, состоящий в оценке качества освоения разделов и тем учебных программ;
- итоговый контроль, состоящий в оценке качества освоения содержания программы.
Контроль качества результатов освоения программы осуществляется в формах анализа процесса и результатов деятельности детей.
Календарно-тематическое планирование
Дата проведения | Раздел, объект | Тема занятия, цели | Материалы и оборудования | Количество занятий | ||
Октябрь | 1 неделя | Неживая природа, вода | «Путешествие с капелькой» Цель: познакомить детей со свойствами воды, дать понятие о значимости воды в жизни человека. | 2 занятия | ||
2 неделя | Живая природа, растения | «Вода в жизни растений» Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни растений. | 2 занятия | |||
3 неделя | Физические явления теплота, раствори-мость | 1.«Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель: Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные 2. «Вода-растворитель разных веществ» Цель: познакомить детей со свойством воды растворять различные вещества | Вода - холодная, теплая, горячая, три кусочка льда Вода сахар соль, мука | 1 занятия 1 занятие 1 занятие | ||
4 неделя | Рукотворный мир, стекло | «Стекло, его качества и свойства» Цель: Учить детей узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода | 2 занятия | ||
Ноябрь | 1 неделя | Неживая природа, воздух | 1.Ветер, ветерок» Цель: познакомить с таким природным явлением как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. 2.«Поиск воздуха» Цель: Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя | Вода, султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушный шар, трубочки для коктейля, емкость. | 1 занятие 1 занятие | |
2 неделя | Живая природа, человек. Орган обоняния | . «Умный нос» Цель: Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. | 2 занятия | ||
3 неделя | Физические явления, звук | «Почему все звучит» Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета | 2 занятия | |||
4 неделя | Рукотворный мир, бумага | «Мир бумаги» Цель: Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. | 2 занятия | |||
Декабрь | 1 неделя | Живая природа, растения. | «Для чего растениям корни» Цель: показать детям процесс появления корней, рассказать о функции корней в жизни растений | Стеклянные емкости с землей,семена гороха | 2 занятия | |
2 неделя | Неживая природа, песок | «Песок» Цель: познакомить детей со свойствами мокрого и сухого песка | Емкости с песком | 2 занятия | ||
3 неделя | Физические явления, плавучесть | «Тонет-не тонет» Цель: Провести испытания на "плавучесть" разных игрушек из разного материала | Материал: Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой. | 2 занятия | ||
4 неделя | Рукотворный мир, ткань | «Мир ткани» Цель: Познакомить с различными видами тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. | 2 занятия | |||
Январь | 1 неделя | Живая природа, мех | «Зачем зайчику другая шубка?» Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. | 2 занятия | |
2 неделя | Неживая природа, снег | 1«Возьмем с собой снеговика» Цель: Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. 2 «Можно ли пить талую воду? ( есть снег) Цель:показать детям, что снег грязнее водопроводной воды. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы и умозаключения. | Снеговик с носом из сосульки, емкость. Стаканчик со снегом, с чистой водой | 2 занятия | ||
3 неделя | Физические явления | Зависимость таяния снега от температуры Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. | Емкость со снегом | 2 занятия | ||
4 неделя | Рукотворный мир,резина | «Резина ее качества и свойства» Цель: Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность), | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки. | 2 занятия | ||
Февраль | 1 неделя | Живая природа, | «Как дышат растения» Цель: рассказать детям о процессе дыхания растений, опытным путем доказать это. | Вазелин, коктельные трубочки | 2 занятия | |
2 неделя | Неживая природа, вода | «Изготовление цветных льдинок» Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - твердым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находиться). | Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки. | 2 занятия | ||
3 неделя | Физические явления Свет и тень | «Свет и тень» Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | 2 занятия | |||
4 неделя | Рукотворный мир, | Игры с цветными стеклышками Цель: учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла. | солнце защитные очки, стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, | 2 занятия | ||
Март | 1 неделя | Живая природа, Орган осязания | «Язычок- помощник» Цель: Познакомить со значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). | 2 занятия | |
2 неделя | Неживая природа, Песок, глина | «Где вода»? Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. | 2 занятия | ||
3 неделя | Физические явления магнит | 1«Волшебная рукавичка» Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы 2«Как достать скрепку» Цель: помочь детям определить, какими свойствами обладает магнит в воде и в воздухе. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри. | 1 занятие 1 занятие | ||
4 неделя | Рукотворный мир, пластмасса | «Легкая пластмасса» Цель: Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы | 2 занятия | |||
Апрель | 1 неделя | Живая природа, растения. | «Что любят растения»? Цель: Выявить значение влаги для роста и жизни растений. | Луковицы в сухой банке и в банке с водой. | 2 занятия | |
2 неделя | Неживая природа, свет, солнечные лучи | «Радуга» Цель: Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать. | Зеркало, вода, лучи солнца. | 2 занятия | ||
3 неделя | Физические явления
| . «Мыльные пузыри» Цель: Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие. | Тазик, вода; мыльная пена, шампунь детский, трубочка для коктейля. | 2 занятия | ||
4 неделя | Рукотворный мир, металл | «Металл, его качества и свойства» . Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой | 2 занятия | ||
Май | 1 неделя | Живая природа, растения. | «Хитрые семена» Цель: Познакомить со способом проращивания семян. | Семена бобов, кабачков, две баночки с землей, палочка, лейка, салфетка из марли. | 2 занятия | |
2 неделя | Неживая природа, камни | Каждому камешку свой домик» Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | 2 занятия | |||
3 неделя | Физические явления |
Цель:Формировать представления детей о таком состоянии воды как пар; показать, как образуется пар. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы. Содействовать развитию интереса к миру природы 2.«Откуда берется дождь»? Цель: Обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление. | Банка, горячая вода, крышка, лед | 1 занятия 1 занятие | ||
4 неделя | Рукотворный мир,бумага | « Веселая полоска». Цель: Познакомить со свойствами бумаги и действиями на нее воздуха; развивать любознательность. | Полоска мягкой бумаги. | 2 занятия | ||
Всего заня-тий | 64 занятия |
Содержание изучаемого курса
Изучение материала происходит по 4 разделам: живая природа, неживая природа, физические явления, рукотворный мир.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево,пластмасса).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).
Методическое обеспечение
Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии, но также организуются целевые прогулки, циклические наблюдения.
Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.
Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Алгоритм занятий:
• мотивация,
• подготовительная беседа,
• практическое (экспериментальное) задание,
• анализ деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы, фронтальная (беседа, подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента) .
В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.
Методы стимуляции и мотивации:
• вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
• вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
• метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу? ”
Игровые методы:
-экспериментальные игры
• “Тонет – не тонет”,
• “Хотела галка пить. ”,
• “Мыльные пузыри”,
• “Сделаем растворы”,
• “В какой воде легче плавать? ”
позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
Практические:
действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
Наглядные:
схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и физических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на Метод драматизации на дошкольном уровне, когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.
В группе должен быть создан уголок «детской лаборатории»
Оборудование детской лаборатории:
Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги, ткани;
медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Список литературы
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
2. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
3. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей «Почемучка»
Программа предназначена для развития дошкольников при помощи знакомства с окружающим миром, имеет естественно - научную направленность с элементами экспериментальной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"
Данная программа расчитана на средний и старший дошкольный возраст....
Дополнительная общеобразовательная программа "Почемучки"
Дополнительная общеобразовательная программа Школа дошколят "Почемучки". Старший дошкольный возраст....
Дополнительная общеобразовательная программа "Почемучки"для детей 3-4 лет
Цель программы: развитие познавательного интереса детей младшего возраста в процессе экспериментирования.Задачи программы:1.расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элемента...
Дополнительная общеобразовательная программа "Почемучка" (возраст детей 5-6 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ПОЧЕМУЧКА»ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ (возраст детей 5-6 лет)...