Образовательная программа дополнительного образования детей «Почемучка»
рабочая программа по окружающему миру на тему
Программа предназначена для развития дошкольников при помощи знакомства с окружающим миром, имеет естественно - научную направленность с элементами экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предназначена для развития дошкольников при помощи знакомства с окружающим миром. | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
ГБОУДОД «Брянский областной Дворец детского и юношеского
творчества имени Ю.А.Гагарина»
УТВЕРЖДЕНА приказом директора ДДЮТ №_______ От «____» ____________20___г. Директор ДДЮТ Г. И. Кашечко________________ на основании решения методического совета протокол №____ от«____»______________20___г. |
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Почемучка»
Педагог - Прусс Дарья Ивановна
Возраст детей: 4-7 лет
Срок реализации: 3 года
Брянск 2014
Пояснительная записка
Образовательная программа «Почемучка» имеет естественно - научную направленность с элементами экспериментальной деятельности.
Образовательная программа «Почемучка» направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.
Программа предназначена для развития дошкольников при помощи знакомства с окружающим миром. Данная образовательная программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Выбор данной программы, как базы, обусловлен актуальностью создания благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.
С учетом обозначенных подходов, а также того, что компьютерная школа «Умничка» - образовательное пространство с приоритетным направлением социально-личностного развития воспитанников, разработана адаптированная образовательная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста, с учетом требований к написанию программ, изложенных в письме Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Подготовка детей к школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне. Данную проблему помогают решить занятия в компьютерной школе «Умничка», основной задачей которой является помощь ребенку в формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру и знакомство с окружающим миром.
Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. К тому же знакомство с окружающим миром является источником конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые запоминаются ребенком на длительный период. И что важно, дети уже обладают знаниями, однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков и представлений. Некоторыми способами дошкольники овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут ознакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. Таким образом, знакомству дошкольников с окружающим миром должно отводиться важное место, поскольку очень важно вырастить детей людьми, умеющими думать и сопереживать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Именно эти задачи решает образовательная программа «Почемучка».
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в создании комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в школе.
Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала. В работе используется методические приемы ТРИЗ – технологий (теория решения изобретательских идей), автором которой является Г.С. Альтшуллер (Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду пособие для педагогов дошк.Учр.). Мозговой штурм - поиск коллективного оригинального решения задач, что способствует свободному выходу мыслей и создает условия расковывающие ребенка, в случае затруднений у детей, преподаватель приводит свои оригинальные варианты решений, что позволяет стимулировать воображение и вызывать их интерес и желание творческой деятельности. Метод «Синектика» предложен У. Гордоном (Микалко Майкл Игры для разума. Тренинг креативного мышления), где у ребенка есть возможность представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Или провести прямую аналогию, основываясь на поиске сходных процессов в других областях знаний, на пример вертолёт – стрекоза, подводная лодка – рыба, в процессе поиска решений дети делают малые открытия в сходстве природных и технических систем. Метод каталога, автором и разработчиком которого является Э. Куеце (Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду6 пособие для педагогов дошк. учр.), позволяет решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию, ребёнок для ответа на вопрос преподавателя в произвольном порядке берет слова из текста, формирую ответ. Так, в свободной обстановке игры дети усваивают и систематизируют знания об окружающем мире.
Цель данной программы – познавательное развитие личности ребенка посредством знакомства с окружающим миром. Формирование основ базовой культуры личности.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- Забота о всестороннем развитии каждого ребенка.
- Подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет стимулировать их быть общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности.
- Творческая организация процесса воспитания и обучения.
- Вариативность использования образовательного материала.
- Уважительное отношение к результатам детского творчества.
Образовательная программа «Почемучка» направлена на решение следующих задач:
Образовательная:
- Формирование первоначальных представлений о единстве природы, о человеке как части живой природы.
- Расширение знаний о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой.
- Познакомить с многообразием окружающего и растительного мира;
- Научить проводить наблюдения за объектами и явлениями в процессе экспериментальной деятельности.
Развивающая:
- Развивать в игре речь детей, обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать наблюдательность и любознательность детей, умения анализировать и сравнивать.
- Развивать интерес к различным видам деятельность и внимание, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения.
- Развивать пространственное воображение и элементы творческого мышления, а также эстетическое восприятие окружающего, нравственно-эстетические чувства в общении с природой, в быту и играх.
- Развивать волевые качества: доводить начатое до конца, выполнять установленные норму поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
Воспитательная:
- Воспитать в детях нравственные качества, таким как любовь к близким людям, стремление заботится о них, чувство привязанности к своему родному городу, своей стране, интерес к её истории.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща.
- Воспитывать настойчивость и целеустремленность в достижении конечного результата.
- Формировать познавательный интерес, воспитывать устойчивое внимание и наблюдательность.
- Воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что нас окружает в природе.
Программа рассчитана на три года обучения. Форма организации детей на занятиях – групповая. Наполняемость групп 15-20 человек (согласно Уставу ДДЮТ).
Режим занятий
Год обучения | Возраст | Количество занятий в неделю | Продолжительность занятий (согласно Уставу ДДЮТ) |
Первый | 4-5 лет | 1 | 20 минут |
Второй | 5-6 лет | 1 | 25 минут |
Третий | 6-7 лет | 1 | 30 минут |
Предполагаемые результаты по итогам первого года обучения
Знания:
- Знать на какой планете мы живём и почему.
- Знать времена года, причины смены сезонов года.
- Знать признаки и особенности смены дня и ночи.
- Знать причины и следствия круговорота воды в природе
- Знать домашних животных и их детенышей, и знать какую пользу они приносят человеку.
- Знать названия речных и морских рыб.
- Знать названия насекомых нашего региона.
- Называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть признаки, свойства и качества, доступные для восприятия и обследования.
- Знать историю своей семьи, уметь рассказать о семейном быте и традициях.
- Знать особенности города и деревни, иметь представление о фабриках и заводах, их важности в жизни человека.
- Знать основные профессии.
- Знать и соблюдать элементы правила поведения в природе и общественных местах.
Умения:
- Уметь назвать причины идеальных условий для жизни человека на планете Земля.
- Уметь отличать пресную и солёную воду.
- Уметь называть признаки дня и ночи.
- Уметь называть дни недели по порядку.
- Уметь рассказать о текущем времени года, выделяя характерные изменения в природе.
- Уметь назвать признаки разных состояний воды. Приводить примеры использования того или иного состояния воды в быту человека.
- Различать и называть домашних и диких животных, их потомство.
- Различать и называть речных рыб.
- Различать и называть насекомых нашего региона.
- Различать и называть игрушки, предметы одежды, посуды и мебели.
- Различать и называть различные виды транспорта.
- Уметь рассказывать о своем родном городе (поселке).
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.).
- Проявлять бережное отношение к природе.
Предполагаемые результаты по итогам второго года обучения
Знания:
- Знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее.
- Знать, что любая вещь создана трудом многих людей. В каждую вещь человек вложил свои умения, творчество, аккуратность и т. д.
- Знать профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
- Знать личностные и деловые качества человека труда.
- Знать и называть своих родственников, домашний адрес.
- Знать некоторые рода войск.
- Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу переходить можно только на зеленый сигнал светофора.
- Знать название родного города, страны, ее главного города.
- Знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений.
- Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных.
- Знать и иметь представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот.
- Знать, что нужно делать, для того чтобы поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Умения:
- Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт.
- Определять размер, цвет, форму и другие признаки предметов; на основе этого описывать предмет.
- Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны.
- Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость – мягкость, хрупкость – прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
- Проявлять интерес к истории предмета.
- Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
- Раскрывать личностные и деловые качества человека труда.
- Различать некоторые рода войск.
- Анализировать, результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе.
- Делать выводы о том, как человек может беречь природу.
- Уметь применять полученные знания на практике.
Предполагаемые результаты по итогам третьего года обучения
Знания:
- Знать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещении и на улице; определять материал, из которого сделан предмет.
- Знать, что предметы – этот творение человеческой мысли.
- Знать историю создания предметов.
- Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей.
- Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представление о Президенте, правительстве России.
- Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанностью – защищать Родину.
- Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей и их обычаях, о традициях, фольклоре, труде ит.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах; о государственных праздниках.
- Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
- Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
Умения:
- Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещении и на улице; определять материал, из которого сделан предмет.
- Устанавливать связь между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Обследовать предмет с помощью сенсорных эталонов и действий восприятия.
- Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
- Объяснять экологические зависимости; устанавливать связь и взаимодействия человека с природой.
- Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- Делать элементарные выводы и умозаключения.
- Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
- Определять происхождение рукотворных предметов.
Способы проверки предполагаемых результатов
Виды и формы контроля
Вводный контроль – тестирование, диагностические задания с целью выявления начального уровня развития ребенка. На основании данных диагностики осуществляется комплектование групп, по одновозрастному принципу. Диагностика проводится индивидуально или с подгруппой детей в форме игровых упражнений или тестовых заданий. В соответствии с результатами диагностики содержание программного материала корректируется.
Текущий контроль проводится по итогам каждой темы в форме опроса, игровых упражнений, дидактических игр.
Промежуточный контроль проводится с целью проверки качества усвоения знаний детьми по итогам полугодия. Проводится в форме игр, знания, тестовых заданий и упражнений.
Итоговый контроль проводим по итогам выполнения программы у детей выпускных групп, в форме тестовых заданий и игровых упражнений.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Открытые занятия для родителей.
- Тематические праздники.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоре-тических | Практи-ческих | Общее | ||
1 | Введение в предмет | 1 | 2 | 3 |
2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | В мире природы Наша планета Вода и суша День-ночь Времена года Круговорот воды в природе | 2 1 1 | 7 2 2 1 1 1 | 9 2 2 1 2 2 |
3 3.1 3.2 3.3 | В мире животных Домашние и дикие животные, и их потомство Рыбы Насекомые | 2 1 1 | 5 3 1 1 | 7 3 2 2 |
4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 | В мире вещей Игрушки Одежда Посуда и мебель Домашние помощники Транспорт | 3 1 1 1 | 6 1 1 1 1 2 | 9 2 2 2 2 2 |
5 5.1 5.2 5.3 5.4 | В мире людей Люди и страны Деревня и город Фабрики и заводы Профессии. | 2 1 1 | 6 1 2 2 1 | 8 2 2 2 2 |
6 | Воспитательно-познавательные мероприятия | - | 2 | 2 |
7 | Итоговые занятия | - | 2 | 2 |
7.1 | Итоговое занятие за 1-ое полугодие | - | 1 | 1 |
7.2 | Итоговое занятие за год | - | 1 | 1 |
Итого: | 10 | 26 | 36 |
Содержание образовательной программа
Первый год обучения
№ | Название раздела | Содержание |
1 | Введение в предмет | Вводное занятие. Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: игра «Здравствуйте» Вводное Тестирование. Теоретическая работа: Что я умею и знаю. Тестирование. Практическая работа: игра «Можно весело учиться» |
2 | В мире природы | Наша планета. Эксперимент «Шарик притягивает» Вода и суша. Практическая работа: опыты с водой. День и ночь. Практическая работа: игра «Здравствуй солнце золотое» Времена года. 4 времени года, сезонность. Практическая работа: игра «12 месяцев». Круговорот воды в природе. Вода, ее свойства. Вода в природе. Практическая работа: эксперименты с водой: «Носить воду в решете», «Морозильник без электричества», «Сколько воды в воздухе?». |
3 | В мире животных | Домашние и дикие животные, и их потомство. Практическая работа: игра «Ферма», эксперимент «Поилка для птиц» Рыбы. Рыбы, какие они бывают? Практическая работа: игра «На дне реки». Насекомые. Насекомые в природе. Практическая работа: игра «На весёлой поляне». |
4 | В мире вещей | Игрушки. История игрушек. Практическая работа: общая поделка - кукольный театр своими руками. Одежда. Одежда прошлого и настоящего времени. Практическая работа: игра «Модницы и модники». Посуда и мебель. Практическая работа: игра- путешествие «Чаепитие в разных уголках мира» Домашние помощники. Электроприборы. Практическая работа: игра-тренировка «Электричество не шутка», эксперимент «Огнетушитель для свечки». Транспорт. Практическая работа: эксперимент «Почему летит самолёт» |
5 | В мире людей | Люди и страны. Жители планета Земля Практическая работа: игра-путешествие «Народы мира». Деревня и город. Практическая работа: игра –путешествие «Незнайка в Каменном городе» Фабрики и заводы. Практическая работа: игра «Я конструктор» Профессии. Какие бывают профессии. Практическая работа: игра «Все профессии важны». |
6 | Воспитательно-познавательные мероприятия | Тематические праздники: «Мы вам рады», Новый год, 23 февраля, 8 Марта, «Здравствуй лето» |
7 | Итоговые занятия Итоговое занятие за 1 полугодие Итоговое занятие за год | Тестирование по темам разделов в мире природы и в мире животных. Практическая работа: игра «Природу нужно беречь!» Тестирование по темам, изученным за год. Практическая работа: игра «Весёлые уроки» |
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоре-тических | Практи-ческих | Общее | ||
1 | Введение в предмет | 1 | 2 | 3 |
2 | В мире природы История освоения космоса Солнечная система Живая и неживая природа Времена года Явления природы Сутки и дни недели. | 2 1 1 | 5 1 1 1 1 1 | 7 1 2 1 1 1 1 |
3 | В мире животных Древние животные Земноводные Рептилии Динозавры Птицы Млекопитающие | 2 1 1 | 4 1 1 1 1 | 6 1 1 1 1 1 1 |
4 | В мире растений Зарождение жизни Деревья Цветы Овощи и фрукты, злаки Грибы | 1 1 | 4 1 1 1 1 | 5 1 1 1 1 1 |
5 | В мире вещей Продукты Одежда и обувь, головные уборы, аксессуары Игрушки и учебные вещи Спорт и спортивные вещи | 1 1 | 3 1 1 1 | 4 1 1 1 1 |
6 | В мире людей Семья. Я и мой адрес. Моя родина. Страны и города. Профессии и инструменты. Правила дорожного движения и поведения в общественных местах. Правила поведения в экстренных случаях. | 1 1 | 3 1 1 1 | 4 1 1 1 1 |
7 | Воспитательно-познавательные мероприятия | 2 | 2 | |
8 | Итоговые занятия | 2 | 2 | |
8.1 | Итоговое занятие за 1-ое полугодие | 1 | 1 | |
8.2 | Итоговое занятие за год | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 28 | 36 |
Содержание образовательной программа
Второй год обучения
№ п/п | Название раздела | Содержание |
1 | Введение в предмет | Вводное занятие. Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: игра «Здравствуйте ребята, давно не виделись» Вводное Тестирование. Тестирование. Практическая работа: игра «Весёлые Почемучки» |
2 | В мире природы | История освоения космоса. Практическая работа: эксперимент «Ракета из воздушного шарика» Солнечная система. Практическая работа: создание макета солнечной системы. Живая и неживая природа. Практическая работа: викторина «Природа» Времена года. Практическая работа: игра «У природы нет плохой погоды» Явления природы. Практическая работа: эксперимент «Торнадо в бутылке» Сутки и дни недели. Что такое сутки? Дни недели. |
3 | В мире животных | Древние животные. Практическая работа: игра-путешествие «Древнейшие животные» Земноводные. Рептилии. Практическая работа: игра «Что внутри яйца?» Динозавры Птицы. Практическая работа: игра «Перья бывают разные» Млекопитающие. Практическая работа: «Земля, вода, воздух» |
4 | В мире растений | Зарождение жизни. Практическая работа: игра- путешествие «Зарождение жизни» Деревья. Деревья – какие они бывают. Цветы. Практическая работа: игра «По цветку в каждый дом» Овощи и фрукты, злаки. Практическая работа: викторина «Полезные витамины», эксперимент «Рисовые тиски» Грибы. Грибы съедобные и ядовитые. |
5 | В мире вещей | Продукты. Практическая работа: эксперимент «Колумбово яйцо» Одежда и обувь, головные уборы, аксессуары. Практическая работа: игра «Модельер». Игрушки и учебные вещи. Практическая работа: викторина «Я готовлюсь к школе». Спорт и спортивные вещи. Спорт в жизни человека. Спортивные вещи. |
6 | В мире людей | Семья. Я и мой адрес. Моя семья. Я знаю свой адрес. Моя родина. Страны и города. Практическая работа: игра-путешествие «Мой город» Профессии и инструменты. Практическая работа: игра- путешествие «Инструменты прошлого и настоящего» Правила дорожного движения и поведения в общественных местах. Правила поведения в экстренных случаях. Практическая работа: викторина «С правилами по жизни» |
6 | Воспитательно-познавательные мероприятия | Тематические праздники: «Мы вам рады», Новый год, 23 февраля, 8 Марта, «Здравствуй лето» |
7 7.1 7.2 | Итоговые занятия Итоговое занятие за 1-ое полугодие. Итоговое занятие за год. | Тестирование за первое полугодие. Практическая работа: викторина «В мире природы» Тестирование по темам, изученным за год. Практическая работа: игра «Весёлые уроки» |
Учебно-тематический план
Третий год обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Теоре-тических | Практи-ческих | Общее | ||
1 | Введение в предмет | 1 | 2 | 3 |
2 | В мире природы Бесконечный мир Звездное небо Наша планета Земля и спутник Луна | 1 1 | 2 1 1 | 3 1 1 1 |
3 | В мире растений Растения нашей планеты Земля культурные и дикорастущие. Растения, занесенные в Красную книгу. | 0,5 0,5 | 1,5 1 0,5 | 2 1.5 0.5 |
4 | В мире животных Животный мир нашего региона Животный мир Южной и Северной Америки Животный мир Европы Животный мир Африки Животный мир Азии Животный мир Арктики Животный мир Австралии и Океании | 2 1 1 | 5 1 1 1 1 1 | 7 1 1 1 1 1 1 1 |
5 | В мире букв и цифр Когда люди не умели читать Древнейшая письменность и древние алфавиты Первые школы и древнейшие цифры; первые книги. | 0,5 0,5 | 2,5 0,5 1 1 | 3 1 1 1 |
6 | В мире наук Наука и ученые Наука путешественников У всего есть имя и наука о прошлом; «Королева всех наук». | 1 1 | 3 1 1 1 | 4 1 1 1 1 |
7 | В мире вещей Электронные и умные машины на службе у человека Осветительные приборы и правила обращения с ними Транспорт – специальная техника | 1 1 | 3 1 1 1 | 4 1 2 1 |
8 | В мире искусств Музыка Литература Театр Живопись Архитектура Семь чудес света. | 1 1 | 5 1 1 1 1 1 | 6 1 1 1 1 1 1 |
9 | Воспитательно-познавательные мероприятия | 2 | 2 | |
10 | Итоговые занятия | 2 | 2 | |
10.1 | Итоговое занятие за 1-ое полугодие | 1 | 1 | |
10.2 | Итоговое занятие за год | 1 | 1 | |
Итого: | 10 | 26 | 36 |
Содержание образовательной программа
Третий год обучения
№ п/п | Название раздела | Содержание |
1 | Введение в предмет | Вводное занятие. Правила поведения на занятиях, инструктаж по технике безопасности. Практическая работа: игра «Весёлые ребята» Вводное Тестирование. «Что мы уже умеем и знаем» Тестирование. Практическая работа: игра «Знайки» |
2 | В мире природы | Бесконечный мир. Вселенная. Наше место во вселенной. Звездное небо. Практическая работа: игра-путешествие «Легенды звёздного неба» Наша планета Земля и спутник Луна. Практическая работа: игра «Телескоп» |
3 | В мире растений | Растения нашей планеты Земля культурные и дикорастущие. Практическая работа: игра- путешествие «Живая планета» Растения, занесенные в Красную книгу. Практическая работа: игра-практикум «Росточек», эксперимент «Раскрасить цветок» |
4 | В мире животных | Животный мир нашего региона. Практическая работа: игра «Брянский лес» Животный мир Южной и Северной Америки. Практическая работа: игра-путешествие «Джунгли» Животные которых мы можем встретить в Европе. Животный мир Африки. Практическая работа: эксперимент «Вулкан в бутылке» Животный мир Азии. Животные Азии. Животный мир Арктики. Практическая работа: викторина «Животные севера», эксперимент «Шаги по снегу» Животный мир Австралии и Океании. Практическая работа: эксперимент «Смешиваем воду» |
5 | В мире букв и цифр | Когда люди не умели читать. До того как люди научились читать.Игра-путешествие «Люди в древности». Древнейшая письменность и древние алфавиты. Практическая работа: игра «Узелки» Первые школы и древнейшие цифры; первые книги. Практическая работа: игра-путешествие «Первая школа» |
6 | В мире наук | Наука и ученые. Практическая работа: игра «Великие ученые» Наука путешественников. Практическая работа: игра –путешествие «Весёлая география» У всего есть имя и наука о прошлом. «Королева всех наук». Практическая работа: викторина «В мире наук» |
7 | В мире вещей | Электронные и умные машины на службе у человека. Практическая работа: игра «Без них никак» Осветительные приборы и правила обращения с ними. Правила обращения с электрическими приборами. Практическая работа: викторина «В случае беды». Транспорт – специальная техника. Практическая работа: игра «Уступи дорогу» |
8 | В мире искусств | Музыка. Практическая работа: игра-путешествие «Музыка в нашей жизни» Литература. Великие писатели. Театр. Практическая работа: игра «Театр на пальцах» Живопись. Практическая работа: игра «Мы юные художники» Архитектура. Практическая работа: игра-путешествие «Великие зодчие». Семь чудес света. Практическая работа: игра-путешествие «Чудеса света» |
9 | Воспитательно-познавательные мероприятия | Тематические праздники: «Мы вам рады», Новый год, 23 февраля, 8 Марта, «Выпускной. В добрый путь» |
10 10.1 10.2 | Итоговые занятия Итоговое занятие за 1- ое полугодие Итоговое занятие за год | Тестирование за первое полугодие. Практическая работа: викторина «Знания -сила» Тестирование по темам, изученным за год. Практическая работа: игра «Будущие первоклассники» |
Методические особенности образовательной программы
Методы и приемы учебно-воспитательного процесса
- Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, комментированное чтение, сказка, загадка, стихотворение);
- Наглядный метод (иллюстрация, демонстрация с использованием интерактивной доски, показ видеоматериалов);
- Практический метод (упражнения, практические задания, карточки, головоломки, выполнение творческих заданий, сочинение сказок и загадок, моделирование и проведение опытов);
- Игровой метод (дидактические и развивающие игры);
- Поисковый метод (решение проблемных ситуаций).
Программа предполагает сочетание данных методов при изучении того или иного материала. При выборе методов учитываются задачи обучения, содержание формирующих знаний на данном этапе, возвратные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.
Дидактический материал
Печатные пособия:
Демонстрационный материал (картинки предметные, иллюстрации) в соответствии с основными темами программы, наборы из серии «Рассказы по картинкам».
Демонстрационные пособия:
Объекты (резиновые и пластмассовые игрушки, плоскостные изображения), предназначенные для знакомства с окружающим миром. Глобус и географическая карта. Часы (электронные, механические, песочные), для формирования представления о времени. Книги
Раздаточный материал
Наборы карточек в соответствии с темами программы.
Карточки с заданиями для создания проблемных ситуаций.
Игрушки и маски для инсценировки.
Материально – техническое обеспечение
Занятия должны проводиться в светлом, просторном проветренном помещении с учетом и игровой зоны, оборудованном детской мебелью, магнитной и интерактивной досками.
Для проведения занятий необходимы: демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, карточки, а также пластмассовые стаканы для карандашей. Простые и цветные карандаши, лоточки и папочки на кнопке для индивидуального раздаточного материала. Материалы необходимые для проведения экспериментов.
Список литературы для педагога
- Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н. В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004.
- Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
- Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991.
- Виноградова, Н. Ф. Моя страна – Россия / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.
- Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию/ О. А. Воронкевич. – СПб. : Детство-пресс, 2006.
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду6 пособие для педагогов дошк.Учр.3-е изд.- Минск:ИВЦМинфина, 2007.
- Дошкольное воспитание : журн. – 1990. – № 8 ; 1991. – № 2, 7.
- Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. – М.: ДОСААФ, 1999.
- Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Дыбина, О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество Росси, 2002
- Дыбина, О. Б. Что было до…. Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: Сфера, 1999.
- Кириллова, О. С. Красный – стой, зеленый – можно. Желтый светит – осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. – Волгоград: Семь ветров, 1995.
- Кломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Кломина. – М.: Сфера, 2005.
- Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / Н. Н. Клочанов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
- Микалко Майкл Игры для разума. Тренинг креативного мышления, Спб, «Питер», 2007.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
- Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / Л. П. Молодова. – Минск: Асар, 1996.
- Мулько, И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре / И. Ф. Мулько. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ГНОМ и Д, 2003.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их Правилам дорожного движения: метод. разраб. / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. – Волгоград: Перемена, 1998.
- Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.
- Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам – о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей дет. сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. – М.: Просвещение, 1979.
- Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб. : Смарт, 1996.
- Шишкина, В. А. Прогулки в природу / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2003.
- Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи / Т. А. Шорыгина. – М., 2000.
Список литературы для родителей
- Александрова О.В. "Большая энциклопедия развития" – М.: ЭКСМО,2014
- Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991.
- Бухаджанка Суварна «Космические путешествия. Мои первые открытия» - – М.: ЭКСМО,2012
- Микалко Майкл Игры для разума. Тренинг креативного мышления, Спб, «Питер», 2007
- Няньковская Н. «Моё тело. Главная книга хороших привычек» -– М.: ЭКСМО,2013
- Скари Ричард "Город добрых дел" - М.: Карьера Пресс 2013
- Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.
- Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб.: Смарт, 1996.
- Шишкина, В. А. Прогулки в природу / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2003.
- Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи / Т. А. Шорыгина. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖКА "ПОЧЕМУЧКИ"
Данная программа расчитана на средний и старший дошкольный возраст....
Программа по дополнительному образованию детей 5-6 лет "Почемучки"
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста, направлена на развитие творческого мышления, воображения , развитие эмоциональной сферы детей...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей и взрослых по формированию ранней профориентации у детей дошкольного возраста "Мир профессий"
Цель программы: Создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующей формированию у детей способности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями,...
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов
Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....