Визитная карточка проекта по опытно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Да здравствует мыло душистое!»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Паспорт проекта |
Название проекта: «Да здравствует мыло душистое…» |
Тип проекта: познавательно-исследовательский |
Цель проекта: создание педагогических условий для расширения знаний детей о свойствах мыла в процессе познавательно-исследовательской деятельности. |
Задачи: Образовательные: 1. Расширять и закреплять представления детей о мыле, его свойствах и назначении. 2. Учить грамотно выражать свои мысли; пополнять активный словарь (учить подбирать прилагательные к существительным и составлять из них словосочетания). 3. Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора. 4. В процессе познавательно - исследовательской деятельности повышать интерес детей к личной гигиене, доставлять удовольствие и положительные эмоции. Развивающие задачи: 1. Развитие связной речи. 2. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и познавательного интереса. Воспитательные задачи: 1. Воспитывать доброжелательность, желание прийти на помощь. 2. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать радость от узнавания нового. 3. Воспитывать желание детей трудиться с удовольствием. |
Разделы программы и интеграция образовательных областей: Проект рассчитан по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, с учетом ФГОС ДО и охватывает такие направления как, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие, а так же игровую деятельность. |
Возрастная группа – средняя |
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели |
Инновационные идеи: Проект отличает то, что знакомство с мылом и его свойствами происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, занятия, эксперименты, практическую деятельность, а так же эксперименты по мыловарению в домашних условиях с участием педагогов и родителей. |
Ожидаемые результаты. 1. У детей систематизируются знания о культурно - гигиенических навыках. 2.Сформируется некоторая самостоятельность в процессе познавательно - исследовательской деятельности. 3. Дети овладеют знаниями, умениями и навыками по проведению экспериментальной деятельности при знакомстве со свойствами мыла и мыловарения. 3. Сформируется культура здорового образа жизни. 4. Дети узнают о последствиях «грязных рук». |
Предварительная работа: -экскурсия в прачечную; -наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно – гигиенических процедур; -активизация словарь (аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) мыло; мыло пенится, скользит, несъедобное и т.п.); -чтение «Мойдодыр», «Девочка чумазая», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Э. Фарджон «Мыльные пузыри»; -просмотр презентаций, видеосюжетов, мультфильмов. |
ИКТ обеспечение: цифровой фотоаппарат, магнитофон, компьютер, проектор, ИД, сеть Интернет, мультимедийные презентации. |
Актуальность. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. |
Введение. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность, в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, а с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности, делая акцент на знакомстве со свойствами различных веществ, предметов, объектов и явлений. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир. |
Описание проекта. Решение задач сенсорного развития, овладения навыками экспериментальной деятельности осуществляется в проектной деятельности. Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельностью, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям у детей среднего дошкольного возраста. Они очень любознательны и с интересом экспериментируют. Одна из основных задач средней группы – привитие культурно – гигиенических навыков. Практика показала, что дети не любят мыть руки с мылом, делают это только под присмотром воспитателя. Наша задача привить им интерес к гигиене, показать разнообразие свойств мыла. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Между двумя видами деятельности игрой и экспериментированием нет противоречий. В игре мотив заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. |
Методы работы: исследовательские, наглядные, словесные, практические, игровые. Формы работы: 1. Решение проблемной ситуации. 2. Чтение художественной литературы. 3. Наблюдение. 4. Беседы. 5. Игровая деятельность (игра-экспериментирование «Мыльные пузыри») |
Экспериментальная деятельность: - эксперимент № 1 «Будет мыло пениться и грязь куда – то денется!» (привитие культурно – гигиенических навыков и гигиенические свойства мыла); - эксперимент № 2 «Изучение свойств разных видов мыла туалетного и хозяйственного»; - эксперимент № 3 «Изучение свойств жидкого и твердого мыла»; - эксперимент № 4 «Мыльная пена», «Мыльные пузыри делаем сами»; - эксперимент № 5 «Рисование при помощи мыльной пены». - эксперимент № 6 (практическая деятельность) «Изготовление мыла в домашних условиях». И др. эксперименты. Стратегия проекта. I. Подготовительный этап:
магазина в отделе бытовой химии в данной области.
II. Исследовательско - практический этап:
III. Заключительный этап (подведение итогов):
|
Выводы и результативность. Весь материал был систематизирован и обобщен. В ходе практической деятельности у детей сформировались культурно-гигиенические навыки, появилась потребность в проведении гигиенических процедур, начала проявляться самостоятельность при проведении опытов. Дети познакомились с разнообразием мыла и его свойствами. Повысилась заинтересованность родителей в образовательной деятельности детей. Данный проект не закончен и продолжает свою реализацию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»
проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...
Информационный практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста "Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!..."
Образовательная область здоровье требует от нас сформировать у детей привычки к здоровому образу жизни. Гигиеническая культура столь же важна для человека как умение ходить , говорить, видеть , понима...
Фотоотчет «Наблюдение за ростом и развитием лука (опытно-исследовательская деятельность с детьми среднего дошкольного возраста)»
Развивать мышление, творчествое воображение и любознательность в процессе опытнической и исследовательско деятельности детей....
проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
Создание условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....
Опытно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
В работе представлены занимательные и интересные опыты с растениями....
Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Удивительное превращение мыла»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах мыла/...
Опыт работы: организация опытно - исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»
Организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за фи...