Визитная карточка проекта по опытно – исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Да здравствует мыло душистое!»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Матюхова Наталья Алексеевна

 

Паспорт проекта

Название проекта: «Да здравствует мыло душистое…»

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Цель проекта: создание педагогических условий для расширения знаний детей о свойствах мыла в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять и закреплять представления детей о мыле, его свойствах и назначении.

2. Учить грамотно выражать свои мысли; пополнять активный словарь (учить подбирать прилагательные к существительным и составлять из них словосочетания).

3. Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора.

4. В процессе познавательно - исследовательской деятельности повышать интерес детей к личной гигиене, доставлять удовольствие и положительные эмоции.

Развивающие задачи:

1. Развитие связной речи.

2. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и познавательного интереса.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброжелательность, желание прийти на помощь.

2. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, получать радость от узнавания нового.

3. Воспитывать желание детей трудиться с удовольствием.

Разделы программы и интеграция образовательных областей: Проект рассчитан по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, с учетом ФГОС ДО и охватывает такие направления как, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие, а   так же игровую деятельность.

Возрастная группа – средняя

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели

Инновационные идеи: Проект отличает то, что знакомство с мылом и его свойствами происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, занятия, эксперименты, практическую деятельность, а так же эксперименты по мыловарению в домашних условиях с участием педагогов и родителей.

 Ожидаемые результаты.

1. У детей систематизируются знания о культурно - гигиенических навыках.

2.Сформируется некоторая самостоятельность в процессе познавательно - исследовательской деятельности.

3. Дети овладеют знаниями, умениями и навыками по проведению экспериментальной деятельности при знакомстве со свойствами мыла и мыловарения.

3.  Сформируется культура здорового образа жизни.

4. Дети узнают о последствиях «грязных рук».

Предварительная работа:

-экскурсия в прачечную;

-наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно – гигиенических процедур;

-активизация словарь (аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое) мыло; мыло пенится, скользит, несъедобное и т.п.);

-чтение «Мойдодыр», «Девочка чумазая», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», Э. Фарджон «Мыльные пузыри»;

-просмотр презентаций, видеосюжетов, мультфильмов.

ИКТ обеспечение: цифровой фотоаппарат, магнитофон, компьютер, проектор, ИД, сеть Интернет, мультимедийные презентации.

Актуальность. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Введение. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность, в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, а с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности, делая акцент на знакомстве со свойствами различных веществ, предметов, объектов и явлений. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т. е. воспринимать окружающий предметный мир.

Описание проекта. Решение задач сенсорного развития, овладения навыками экспериментальной деятельности осуществляется в проектной деятельности.       Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельностью, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям у детей среднего дошкольного возраста. Они очень любознательны и с интересом экспериментируют. Одна из основных задач средней группы – привитие культурно – гигиенических навыков. Практика показала, что дети не любят мыть руки с мылом, делают это только под присмотром воспитателя. Наша задача привить им интерес к гигиене, показать разнообразие свойств мыла. Необходимо включить малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Между двумя видами деятельности игрой и экспериментированием нет противоречий. В игре мотив заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Методы работы: исследовательские, наглядные, словесные, практические, игровые.

Формы работы:

1. Решение проблемной ситуации.

2. Чтение художественной литературы.

3. Наблюдение.

4. Беседы.

5. Игровая деятельность (игра-экспериментирование «Мыльные пузыри»)

Экспериментальная деятельность:

- эксперимент № 1 «Будет мыло пениться и грязь куда – то денется!» (привитие культурно – гигиенических навыков и гигиенические свойства мыла);

- эксперимент № 2 «Изучение свойств разных видов мыла туалетного и хозяйственного»;

- эксперимент № 3 «Изучение свойств жидкого и твердого мыла»;

- эксперимент № 4 «Мыльная пена», «Мыльные пузыри делаем сами»;

- эксперимент № 5 «Рисование при помощи мыльной пены».

- эксперимент № 6 (практическая деятельность) «Изготовление мыла в домашних условиях». И др. эксперименты.

Стратегия проекта.

 I. Подготовительный этап:

  1. Определение темы проекта, обозначение проблемы.
  2. Выделение цели и задач.
  3. Выбор возможных источников информации. Изучение методической литературы.
  4. Сбор информации по вопросам мыловарения: ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет; обращение к консультантам

магазина в отделе бытовой химии в данной области.

  1. Разработка плана проекта.
  2. Сотрудничество с родителями.

II. Исследовательско - практический этап:

  1. Подготовка и проведение экспериментов по изучению свойств мыла.
  2. Организация и проведение опытно - экспериментальной деятельности по мыловарению в домашних условиях.
  3. Подготовка выставки мыла в детском саду «Мыло всякое нужно, мыло всякое важно!».

III. Заключительный этап (подведение итогов):

  1. Анализ выполнения проекта и достигнутых результатов.
  2. Выставка мыла.
  1. Презентация проекта.

Выводы и результативность. Весь материал был систематизирован и обобщен. В ходе практической деятельности у детей сформировались культурно-гигиенические навыки,  появилась потребность в проведении гигиенических процедур, начала проявляться самостоятельность при проведении опытов. Дети познакомились с разнообразием мыла и его свойствами. Повысилась заинтересованность родителей в образовательной деятельности детей. Данный проект не закончен и продолжает свою реализацию.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

проект «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»...

Информационный практико-ориентированный проект для детей среднего дошкольного возраста "Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!..."

Образовательная область здоровье требует от нас сформировать у детей привычки к здоровому образу жизни. Гигиеническая культура столь же важна для человека как умение ходить , говорить, видеть , понима...

Фотоотчет «Наблюдение за ростом и развитием лука (опытно-исследовательская деятельность с детьми среднего дошкольного возраста)»

Развивать мышление, творчествое воображение и любознательность в процессе опытнической и исследовательско деятельности детей....

проект Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

Создание  условий для развития ребенка в познавательно-исследовательской деятельности....

Опытно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

В работе представлены занимательные и интересные опыты с растениями....

Опыт работы: организация опытно - исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста»

Организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе — развитие исследовательского типа мышления у детей через побуждение к практическим действиям над предметами и наблюдении за фи...