Мир природы.Лес. Деревья.Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Лес. Деревья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_mir_prirody._derevya._starshaya_gruppa.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Лес. Такие разные деревья».
Задачи:
Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Лес. Деревья».
Развивающие: Развитие связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти, координация речи с движением.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Материал и оборудование: магнитная доска, предметные картинки «Осенний лес», предметные картинки (ель, сосна, кедр, лиственница, береза, рябина, клен, дуб; картинки - листочки и плоды этих деревьев; две корзинки; магнитафон, листы для рисования, краска гуашевая, штампы, набор картинок « Что нельзя делать в лесу», набор картинок « Кому полезны деревья?».
Предварительная работа: Чтение рассказов О. Дмитриева «Что такое лес»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», стихов о природе, беседа о пользе леса; отгадывание загадок; заучивание пословиц и поговорок; рассматривание картинок и иллюстраций о деревьях; наблюдение за деревьями в природе; Дид/игры: «Один-много»; «Узнай дерево по листику»; «От какого дерева лист?»; П/игра: «Раз, два, три — к названному дереву беги». Просмотр презентации «Деревья вокруг нас».
Ход НОД:
I.Организационный момент.
Представлется педагог.
1.Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».
Дети входят в группу и встают в круг .
1.2.3.4.5. –начинаем мы играть.
1.Раздаётся звонок мобильного телефона.
Н: — Алло! Это детский сад?
В:- Да. А кто звонит?
Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.
В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.
Н: — Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. ( дерево)
В: — Что же это такое? Как вы думаете? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.
Н: — Спасибо! До свидания.
Ребята, а вы любите гулять в лесу?
- Я предлагаю отправиться в лес на прогулку. Но не за грибами и не за ягодами, а за чудесами!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Достаточно лишь закрыть глаза и сосчитать до 5 и мы окажемся на месте.
Но сначала, давайте вспомним, как же нужно вести себя в лесу?
- Чего нельзя делать, чтоб сохранить лесное богатство?
Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч).
Предположительные ответы детей:
- Не шуми в лесу.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не разоряй гнезда птиц.
- Не уноси домой детенышей животных.
- Не разоряй муравейники.
- Не рви в лесу и на лугу цветы.
- Не загрязняй природу, забирай с собой мусор.
- Не разводи костры под деревьями
- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей.
Ребята, я теперь уверена, что вы отлично знаете правила поведения в лесу, и тогда лес,ну уж точно,откроет вам свои секреты.
Ну что отправляемся в путешествие.
Закрываем глаза и считаем до 5
Путешествие в лес. Звучит тихо музыка - звуки леса
Вот мы и в лесу. Воспитатель: Что такое лес?
Дети: Лес- это целый мир! В нем обитает множество растений и животных. В нем живут звери, птицы, насекомые.
Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?
Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет.
Воспитатель: Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого.
В-ль: - Как вы думаете, приятно находиться в таком осеннем лесу?
- Конечно?
-Осенний лес он какой??
Дети: - красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный. Так в какое время года листья на деревьях меняют свой цвет?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей)
Осенью солнце с каждым днем греет все меньше и меньше, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее, листочки мерзнут и меняют свой цвет. Какого цвета они становятся?
Дети: Желтые, оранжевые, красные, коричневые.
Воспитатель: А как называется осенью явление природы, когда листочки опадают? (Листопад.)
Посмотрите, сколько разных деревьев растёт.
Давайте их назовём.
- Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит дерево?
Игра «Части дерева»
Давайте вспомним, как называются части дерева.
У человека ноги, а у дерева…(корни). - Корни, что делают? - поглощают воду и питательные вещества из почвы.Корни удерживают дерево.
У человека тело, а у дерева…(ствол). -Какую функцию выполняет ствол?
- По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.
У человека руки, а у дерева…(ветви). - Света, что есть на ветках? - есть листья, цветы, плоды.
-Ребята, что выделяют листья?- кислород, а поглощают свет,
- плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.
-Когда листья падают, что происходит - гниют, образуют питательные вещества для дерева.
- Молодцы. –
Что есть на ветках? - есть листья, цветы, плоды.
Что образуют ветки и листья? Ветви и листья образуют…(крону).
- Как вы думаете, дерево живое или нет?- Живое.- Почему так думаете?
- Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.
- Молодцы.
Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?
Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет.
Воспитатель: Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого.
- Ребята, посмотрите, какие интересные деревья Ой, хотя нет. Это не деревья. У дерева сколько стволов? А здесь сколько?
- А я поняла это кустарники. Посмотрите и скажите, чем кустарники отличаются от деревьев?
Физ. минутка Пока мы с вами путешествовали, пошёл дождик. Вы любите гулять по дождём? Тогда выходите на муз. Паузу. Звучит музыка про дождик
Проводится физкультминутка- муз. Пауза.
Мы по лесу все идем (шагаем на месте)
А кругом деревья (разводят руки в стороны)
Вот такие высокие, (руки вверх)
Вот такие широкие. (Руки в стороны)
Вот поляна - (руки вперед)
Здесь дубы.
Под дубами есть грибы (присели)
Корзины взяли мы (руки на пояс)
И грибы собирали.
- Предлагаю вам сыграть в игру «Для кого и для чего нужно дерево?».
Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.
-Ответы детей: Прежде всего деревья – это основной источник кислорода на планете. Кроме того, люди используют в своих целях их плоды и древесину.
Плоды многих деревьев – орехи и фрукты – человек употребляет в пищу. Древесину, из которой состоит ствол дерева, люди используют для строительства и изготовления различных предметов. Из сосны, бука и многих других пород дерева делают мебель; самая красивая и прочная мебель получается из так называемых благородных пород, таких как дуб, орех, красное и черное дерево. Из коры некоторых деревьев делают пробку – хороший теплоизолирующий материал, который можно использовать для утепления пола и стен.
- это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
- это место для постройки гнезда;
для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
- для художника это объект для картин;
- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
- дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
- Молодцы
- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, лиственница кедры, как можно назвать такой лес одним словом?
(хвойный). Из хвои этих деревьев изготовляют таблетки, настойки, особенно полезна хвоя лиственницы,
- Правильно.
- А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?
(лиственный). - Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березовая роща, березняк.)
- Как называется лес, в котором растут одни клёны? - Как называются семена клена - крылатками.
- Как называется лес, в котором растут одни дубы?
Загадка:
Есть у родственницы елки не колючие иголки,
Но в отличие от елки — опадают все иголки. (Лиственница.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему деревья прячут свои семена?
Дети: С помощью семян деревья размножаются, и если их не прятать, то птицы могут их склевать.
- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
(смешанный).
- Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.
Звучит спокойная музыка
3. - Молодцы. Пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза. 1.2.3.4.5. Вот мы и в дет. Саду.
Ребята, а если бы вы на самом деле могли превратиться в деревья, каким бы деревом захотел стать каждый из вас и почему? (ответы детей)
Ребята.что вам понравилось сегодня, что нового мы узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в лес» (образовательная область «Коммуникация» тема: Деревья. Старшая группа)
Программное содержание:Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, форме листа, расположению хвоинок на ветке).Учить детей относи...
Поделка из природного материала: «Осеннее дерево» старшая группа
Поделки получаются яркие и, на первый взгляд, очень просты. Самое главное – соединение деталей. Все дети справляются самостоятельно и поэтому чувствуют огромное самоудовлетворение....
Интегрированное занятие "Волшебное дерево" старшая группа
Занятие для детей старшей группы (аппликация и развитие речи)помогает: - развивать у детей творчество, фантазию и эстетический вкус;- учить детей выполнять осеннее дерево с помощью толстой...
Экологический проект «Знакомьтесь - Дерево» старшая группа общего развития
В виде удобочитаемых таблиц изложена поэтапная работа с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию экологической культуры на примере лексической темы "Дерево". В ходе проекта решались за...
Планирование лексической темы:Признаки осени.Деревья. старшая логопедическая группа.
Разнообразные виды деятельности : непосредственнно образовательная деятельность и самостоятельная деятельность детей....
Сценарий на 8 марта "Конфетное дерево" старшая группа
сценарий на 8 марта в старшей группе...