Мир природы.Лес. Деревья.Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Хазанова Виктория Валентиновна

Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Лес. Деревья».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mir_prirody._derevya._starshaya_gruppa.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Лес. Такие разные деревья».

Задачи:

Образовательные: Уточнение, расширение и обобщение знаний по теме «Лес. Деревья».

Развивающие: Развитие связной речи, внимания, воображения, мышления, памяти, координация речи с движением.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к живой природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

Материал и оборудование: магнитная доска, предметные картинки  «Осенний лес», предметные картинки (ель, сосна, кедр, лиственница, береза, рябина, клен, дуб; картинки - листочки и плоды этих деревьев; две корзинки; магнитафон, листы для рисования, краска гуашевая, штампы, набор картинок « Что нельзя делать в лесу», набор картинок « Кому полезны деревья?».

Предварительная работа: Чтение рассказов О. Дмитриева «Что такое лес»; Г. Ладонщиков «Что мы видели в лесу», стихов о природе, беседа о пользе леса; отгадывание загадок; заучивание пословиц и поговорок; рассматривание картинок и иллюстраций о деревьях; наблюдение за деревьями в природе; Дид/игры: «Один-много»; «Узнай дерево по листику»; «От какого дерева лист?»; П/игра: «Раз, два, три — к названному дереву беги». Просмотр презентации «Деревья вокруг нас».

Ход НОД:

I.Организационный момент.

 Представлется педагог.

1.Коммуникативная игра «Поздоровайся, дружок!».

Дети входят в группу и встают в круг .

1.2.3.4.5. –начинаем мы играть.

1.Раздаётся звонок мобильного телефона.

Н: — Алло! Это детский сад?

В:- Да. А кто звонит?

Н: — Это я Незнайка. Попросите, пожалуйста, ребят помочь мне отгадать загадку.

В: — Ребята, идите скорее сюда. Звонит Незнайка, он просит вас помочь ему отгадать загадку. Поможете? Тогда слушайте внимательно.

Н: — Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. ( дерево)

В: — Что же это такое? Как вы думаете? Скажите погромче, чтобы Н. услышал.

Н: — Спасибо! До свидания.

Ребята, а вы любите гулять в лесу?

-  Я предлагаю отправиться в лес на прогулку. Но не за грибами и не за ягодами, а за чудесами!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Достаточно лишь закрыть глаза и сосчитать до 5 и мы окажемся на месте.

Но сначала, давайте вспомним, как же нужно вести себя в лесу?

-  Чего нельзя делать, чтоб сохранить лесное богатство?

Проводится малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный обруч).

Предположительные ответы детей:

- Не шуми в лесу.

- Не ломай ветки деревьев и кустарников.

- Не разоряй гнезда птиц.

- Не уноси домой детенышей животных.

- Не разоряй муравейники.

- Не рви в лесу и на лугу цветы.

- Не загрязняй природу, забирай с собой мусор.

- Не разводи костры под деревьями

- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей.

 Ребята, я теперь уверена, что вы отлично  знаете правила поведения в лесу, и тогда лес,ну уж  точно,откроет вам свои секреты.

Ну что отправляемся в путешествие.

Закрываем глаза и считаем до 5

Путешествие в лес.    Звучит тихо музыка - звуки леса

Вот мы и в лесу. Воспитатель: Что такое лес?

Дети: Лес- это целый мир! В нем обитает множество растений и животных. В нем живут звери, птицы, насекомые.

Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?

Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет.

Воспитатель: Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого.

В-ль: - Как вы думаете, приятно находиться в таком  осеннем лесу?

- Конечно?

 -Осенний лес он какой??

Дети: - красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный. Так в какое время года листья на деревьях меняют свой цвет?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Как вы думаете, почему это происходит? (ответы детей)

Осенью солнце с каждым днем греет все меньше и меньше, день становится короче, а ночи длиннее и холоднее, листочки мерзнут и меняют свой цвет. Какого цвета они становятся?

Дети: Желтые, оранжевые, красные, коричневые.

Воспитатель: А как называется осенью явление природы, когда листочки опадают? (Листопад.)

 Посмотрите, сколько  разных  деревьев растёт.

Давайте их назовём.

- Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит дерево?

Игра  «Части дерева»

Давайте вспомним, как называются части дерева.

У человека ноги, а у дерева…(корни).    - Корни,  что делают? - поглощают воду и питательные вещества из почвы.Корни удерживают дерево.

У человека тело, а у дерева…(ствол). -Какую функцию выполняет ствол?

-  По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.

У человека руки, а у дерева…(ветви).  - Света, что есть  на ветках? - есть листья, цветы, плоды.

-Ребята, что выделяют  листья?-  кислород, а  поглощают свет,

 - плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

-Когда листья падают, что происходит - гниют, образуют питательные вещества для дерева.

- Молодцы. –

Что есть  на ветках? - есть листья, цветы, плоды.

 Что образуют ветки и листья? Ветви и листья образуют…(крону).

- Как вы думаете, дерево  живое или нет?- Живое.- Почему так думаете?

- Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.

- Молодцы. 

Воспитатель: Как вы думаете, что было бы, если бы деревья вдруг исчезли?

Дети: Людям и всему живому нечем будет дышать, животным негде будет жить, нечем питаться, некуда прятаться, солнце сожжет землю и все живое погибнет.

Воспитатель: Правильно, деревья выполняют очень важную роль для жизни и развития всего живого.

- Ребята, посмотрите, какие интересные деревья Ой, хотя нет. Это не деревья. У дерева сколько стволов? А здесь сколько?

- А я поняла это кустарники. Посмотрите и скажите, чем кустарники отличаются от деревьев?

Физ. минутка Пока мы с вами путешествовали, пошёл дождик. Вы любите гулять по дождём? Тогда выходите на муз. Паузу. Звучит музыка про дождик

Проводится физкультминутка- муз. Пауза.

Мы по лесу все идем (шагаем на месте)

А кругом деревья (разводят руки в стороны)

Вот такие высокие, (руки вверх)

Вот такие широкие. (Руки в стороны)

Вот поляна - (руки вперед)

Здесь дубы.

Под дубами есть грибы (присели)

Корзины взяли мы (руки на пояс)

И грибы собирали. 

- Предлагаю вам сыграть в игру «Для  кого и для чего нужно дерево?».

 Д/И «Для чего нужно дерево?»  –  в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.

-Ответы детей: Прежде всего деревья – это основной источник кислорода на планете. Кроме того, люди используют в своих целях их плоды и древесину.

Плоды многих деревьев – орехи и фрукты – человек употребляет в пищу. Древесину, из которой состоит ствол дерева, люди используют для строительства и изготовления различных предметов. Из сосны, бука и многих других пород дерева делают мебель; самая красивая и прочная мебель получается из так называемых благородных пород, таких как дуб, орех, красное и черное дерево. Из коры некоторых деревьев делают пробку – хороший теплоизолирующий материал, который можно использовать для утепления пола и стен.

-  это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы,  гусеницы и другие обитатели леса;

 - это место для постройки гнезда; 

для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;

- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;

 - для художника это объект для картин;

 - для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;

- дерево для горожанина  это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).

- Молодцы

- Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, лиственница кедры, как можно назвать такой лес одним словом?

(хвойный). Из хвои этих деревьев изготовляют таблетки, настойки, особенно полезна хвоя лиственницы,

- Правильно.

- А если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?

(лиственный). - Как называется лес, в котором растут одни березы? (Березовая роща, березняк.)

- Как называется лес, в котором растут одни клёны? - Как называются семена клена  - крылатками.

- Как называется лес, в котором растут одни дубы?

Загадка:

Есть у родственницы елки не колючие иголки,

Но в отличие от елки — опадают все иголки. (Лиственница.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему деревья прячут свои семена?

Дети: С помощью семян деревья размножаются, и если их не прятать, то птицы могут их склевать.

- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?

(смешанный).

- Я вам предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни хвойные деревья.

Звучит спокойная музыка

3. - Молодцы.  Пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза. 1.2.3.4.5. Вот мы и в дет. Саду.

Ребята, а если бы вы на самом деле могли превратиться в деревья, каким бы деревом захотел стать каждый из вас и почему? (ответы детей)

Ребята.что вам понравилось сегодня, что нового мы узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в лес» (образовательная область «Коммуникация» тема: Деревья. Старшая группа)

Программное содержание:Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры,   форме листа, расположению хвоинок на ветке).Учить детей относи...

Поделка из природного материала: «Осеннее дерево» старшая группа

Поделки получаются яркие и, на первый взгляд, очень просты. Самое главное – соединение деталей. Все дети справляются самостоятельно и поэтому чувствуют огромное самоудовлетворение....

Интегрированное занятие "Волшебное дерево" старшая группа

Занятие для детей старшей группы (аппликация и развитие речи)помогает:  - развивать у детей творчество, фантазию и эстетический вкус;- учить детей  выполнять осеннее дерево с помощью толстой...

Экологический проект «Знакомьтесь - Дерево» старшая группа общего развития

В виде удобочитаемых таблиц изложена поэтапная работа с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию экологической культуры  на примере лексической темы "Дерево". В ходе проекта решались за...

Планирование лексической темы:Признаки осени.Деревья. старшая логопедическая группа.

Разнообразные  виды  деятельности : непосредственнно образовательная  деятельность и  самостоятельная  деятельность детей....

Сценарий на 8 марта "Конфетное дерево" старшая группа

сценарий на 8 марта в старшей группе...