Экологический проект «Знакомьтесь - Дерево» старшая группа общего развития
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ерошенко Татьяна Ивановна

В виде удобочитаемых таблиц изложена поэтапная работа с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию экологической культуры  на примере лексической темы "Дерево". В ходе проекта решались задачи по развитию эмоциональной сферы детей, экологической грамотности, трудового воспитания, зрительной памяти, обогащению словарного запаса и творческих способностей. Итогом явилась экологическая викторина  для выявления успешности усвоения материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический  проект «Знакомьтесь - Дерево»  

старшая группа общего развития  

Воспитатель 1 категории Ерошенко Т.И.

МОУ «СОШ «ЛЦО» пос. Лесколово

 Ленинградская область 2015 год

Вид проекта: групповой, экологический, познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Длительность проекта: сентябрь – декабрь

Образовательные области: социализация, коммуникация, художественное творчество, речевое развитие

Цели и задачи проекта:

  • Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.
  • Обогатить личностный опыт детей по взаимодействию с природой.
  • Расширить кругозор и развить интерес к окружающему миру.
  • Сформировать элементарные исследовательские умения у детей.
  • Развивать познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Актуальность проекта: реализация проекта «Знакомьтесь – Дерево» позволит развить интерес к представителям растительного мира, деревьям; совершенствовать трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами, сформировать многосторонние отношения детей к природе (желание охранять, восхищаться, любить, беречь и изучать).

Виды деятельности:
Развитие представлений о себе и окружающем мире;
Экспериментирование;
Изобразительное искусство;
Музыка;
Чтение художественной литературы.

1 этап.

Цель

Форма работы

Результат

Познакомить родителей с целями и задачами проекта.

Личные беседы

Заинтересованность проектом большинства родителей.

 Выяснить представления детей о деревьях  и их отношения к ним.

Беседа о деревьях «Наши зеленые друзья»

Выяснены  представления детей о деревьях и отношение к ним.

Сбор информации, материала и литературы по теме воспитателем и родителями

Совместная информационно-поисковая деятельность.

Подобрана литература и материал по теме.

Гуляя на участке с детьми я поняла, что на деревья никто не обращает внимания. Наши березки, клены, липы воспринимаются детьми, как нечто неодушевленное, обыденное и неинтересное. В рамках работы над проектом я предложила детям выбрать себе дерево-друга и узнать его поближе, изучить, научить «слушать и слышать» своего друга, заботится  о нем.

2 этап.

Цель

Форма работы

Результат

Знакомство с деревьями на своем участке

Наблюдения.

Дети получили представления о том, какие деревья растут на их участке

Определяем  многообразие и особенности внешнего вида различных  деревьев, обращаем внимание на общие признаки строения дерева (корни, ствол, крона) и их функциональность.

Наблюдение и сравнение.

Беседы.

Дети усвоили знания об особенностях внешнего вида деревьев на участке.

Выбрать себе друга-дерево, дать имя, подумать и сказать о чем оно думает, какой у него может быть характер.

Обнимаем дерево, гладим ствол, прижимаемся к дереву и слушаем его голос.

Учимся фантазировать.

Дети становятся эмоционально отзывчивыми, открытыми.

Предложить детям провести сравнения своего дерева с другими по высоте, по обхвату (можно использовать метр), по виду семян или плодов, по виду коры (можно на ощупь, на запах).

Сравнительная и исследовательская деятельность, наблюдения.

Дети научились сравнивать и составлять небольшой рассказ о дереве,  научились узнавать и называть плоды деревьев, пользоваться измерительными приборами.

Сравнивать осеннюю окраску и «потерю» листвы своего дерева относительно других.

Наблюдения.

Д/и «С какого дерева листок?»

У детей развивается наблюдательность, зрительная память.

Предложить детям определить с кем дружит деревья, чем мы сможем помочь нашим друзьям(осеню, зимой)

Наблюдения, обращение к личному опыту, беседы.

Развитие экологической грамотности.

Научить детей находить свое дерево по описанию

Д/и «Чей друг?»

Дети научились находить дерево по описанию характерных признаков.

Попросить детей внимательно обследовать свое дерево и сказать, что на нем лишнее и следует ли это убрать с него.

Наблюдения и обсуждения.

Дети научатся построению логических умозаключений, установлению взаимосвязей между деревом и окружающей действительностью.

Собираем опавшую листву (снег) в притсвольный круг, попросить детей дать логическое обоснование нашим действиям.

Д/и «Объясни зачем?»

Труд в природе.

Совершенствование трудовых навыков, развитие логического мышления.

Предложить детям составить небольшую сказку или рассказ о своем зеленом друге (осенью или зимой)

Беседы, рассказывание по рисунку(картине).

Дети научились составлять небольшие связные рассказы, сказки, развитие словотворчества.

Совместное с родителями создание  книжки о выбранном ребенком дереве с обобщающими знаниями и наблюдениями, стихами и загадками.

Рисование, аппликация, ниткография, пластилинография, словотворчество.

Развитие творческих способностей в совместной деятельности с родителями

В ходе проекта дети изучали особенности строения ствола и кроны своих друзей-деревьев, рассматривали под микроскопом листья, рисовали, лепили, раскрашивали, составляли альбом с гербарием листьев и семян, делали совместные с родителями поделки из природного материала.

3 этап.

Цель

Форма работы

Результат

Закрепить знания о деревьях, как о живых объектах, об их значении для экологии планеты и роли в жизни человека, о строении дерева и его системе   жизнеобеспечения.

Беседы, викторина по теме6 «Что я знаю о дереве»

Дети в полном объеме усвоили знания по теме «Деревья»  в процессе познавательно –исследовательской деятельности.

Создать условия для совместного участия в проекте детей и родителей, вызвать положительные эмоции при создании гербария, выставки поделок и самодельных книжек о деревьях

Выставка работ родителей и детей «Фантазии по дереву»,

 Создание выставки книжек.

Родители стали активными участниками образовательного процесса. У детей и родителей в ходе совместной деятельности сложились более теплые, доверительные, дружеские отношения.

 

Вопросы к викторине «Что я знаю о дереве?»

Какую пользу приносит лес людям?

У какие деревьев на ветках вместо листьев иголочки?  Сосна, кедр, пихта, ель.

Растет ли дерево зимой? Нет, оно замирает.

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают
.    Липа 

Какие деревья являются столовой для птиц? Рябина, черемуха.

Сок какого дерева очень полезен людям? Береза.

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

 В высоту. Сосна

Листья каких деревьев осенью становятся красными? Листья рябины, осины, клена.

 Зачем люди ходят в лес? Отдыхать, дышать свежим воздухом, любоваться природой…

Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.  
Рябины

Что можно определить по кольцам в стволе дерева? Возраст.

У какого дерева белый ствол? Береза.

Что защищает внутреннюю часть дерева? Кора.

Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.  
Ель

Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? Липа.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. Дуб

Какие деревья растут на нашем участке?

С какого дерева листочек? (предлагается выбрать бумажный листочек и назвать дерево)

У речек и в низинах
Они всегда растут,
Их прутья на корзины
И коробы идут.  
Ивы

Как можно измерить обхват ствола дерева?

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.  
Береза

Скажи что здесь лишнее: береза, дуб, белка, ель.Знакомьтесь- Дерево

Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. Лиственница

У человека – руки, а у дерева - … ?

Почему деревья не падают?  У деревьев крепкие  корни.

За каждый правильный ответ дети получали настоящий желудь, а победитель викторины получил медаль «Юный эколог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе общего недоразвития речи.Тема: «Гуси – лебеди».

Цель:1.     Закрепить правильное произношение звуков  «А, У» и их артикуляции, характеристики.2.     Продолжить учить слышать звуки «А, У» в разных позиция...

«Путешествие в лес» (образовательная область «Коммуникация» тема: Деревья. Старшая группа)

Программное содержание:Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры,   форме листа, расположению хвоинок на ветке).Учить детей относи...

Выступление на родительском собрании в начале учебного года в старшей группе общего недоразвития речи III уровня

Представленное выступление предлагает родителям ознакомиться с особенностями функционирования группы компенсирующей направленности для детей с ОНР III уровня. Требованиями к родителям. Даны рекомендац...

Поделка из природного материала: «Осеннее дерево» старшая группа

Поделки получаются яркие и, на первый взгляд, очень просты. Самое главное – соединение деталей. Все дети справляются самостоятельно и поэтому чувствуют огромное самоудовлетворение....

Интегрированное занятие "Волшебное дерево" старшая группа

Занятие для детей старшей группы (аппликация и развитие речи)помогает:  - развивать у детей творчество, фантазию и эстетический вкус;- учить детей  выполнять осеннее дерево с помощью толстой...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Мир знакомых сказок» (старшая группа)

Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту....