«Путешествие в лес» (образовательная область «Коммуникация» тема: Деревья. Старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Кривоногова Любовь Александровна

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры,   форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).(лиственный лес, хвойный, смешанный)
  • учить отвечать полными ответами на вопросы;
  • учить словообразованию;
  • учить детей согласовывать существительные с числительными;
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Развивать   речь у детей через ответы на вопросы.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.  Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_kommunikacii_derevya.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в лес»

 (образовательная область «Коммуникация» тема: Деревья.

 Старшая группа)

Подготовила :

Кривоногова Любовь Александровна

– воспитатель

МКДОУ д/с «Русская березка»

п.Кондинское

Программное содержание:

  • Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры,   форме листа, расположению хвоинок на ветке).
  • Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).(лиственный лес, хвойный, смешанный)
  • учить отвечать полными ответами на вопросы;
  • учить словообразованию;
  • учить детей согласовывать существительные с числительными;
  • Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
  • Развивать   речь у детей через ответы на вопросы.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.  Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

 

Ход занятия:

- Ребята, сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что мы с вами  получили  приглашение в лес.

- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды.  

- А кто хозяин леса?

- Лесник.

- Молодцы, но прежде чем отправиться в лес,   мы должны вспомнить  правила поведения в лесу. (слайд 1)

*1. Нельзя разорять гнезда

*2. Нельзя рвать цветы, а будем ими любоваться.

*3. Нельзя мусорить

*4. Нельзя шуметь

*5. Нельзя разводить костры

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем

Ну что не боитесь отправиться в лес.

Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде.  

Давайте мы с вами скажем волшебные слова:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

 Ребята, смотрите, куда мы с вами попали.

(Слайд  2)

“Здравствуйте ребята, Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой   вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.

- Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нем  три конверта с цифрами 1,2,3.)

- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1).

 В этом конверте задание:

Надо показать и ответить и наклеить , что нужно для роста и жизни наших деревьев. (карточки с изображением: солнце, ветер, червяк, птицы, насекомые, дождь, дерево)

Задание 1

1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного воздуха  они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносит  пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

Молодцы! Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка) Ну вот, он подал нам знак

 Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Задание 2

Вам нужно ответить на вопросы

1.Чем похожи все деревья  между собой?

(у них есть ствол, ветви, листья, корни)

2.Какие деревья вы знаете?

Я буду бросать вам мяч, а вы будете называть мне дерево, и еще называть его ласково.

3. Игровое упражнение «Один - много»

- Одна осина, много осин.

- Один клён, много клёнов

- Одна липа, много лип.

- Одна берёза, много берёз.

- Один дуб, много дубов.

- Одна рябина, много рябин.

4.  Посмотрите, а это что за деревья?  (слайд )

Чем отличается береза от осины?

- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.

- Береза - единственное  в мире дерево с белой корой.

- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).

- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

- Чем еще отличаются эти  деревья?

- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

(Слайд   )

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Как можно назвать такой лес (такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)
(Слайд   )

- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
(Слайд   )

А  как называется лес, где растут  березы,  осины и другие деревья, имеющие листву ( лес называется ЛИСТВЕННЫМ)

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

— Где могут еще расти деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.)

-  Какую пользу людям приносят деревья? (Деревья очищают
воздух,   из них строят  дома,  делают  мебель,  карандаши,
посуду, игрушки, бумагу, сухими деревьями топят печку).

- Чего   боится   дерево?   (Дерево   боится   огня,   потому  что
может сгореть, зайцев, они грызут его кору и дерево может погибнуть, Человека с топором, потому что он его может срубить).

- Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание. 

- Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

- Вам надо будет правильно ответить на задание:  

-  Какие деревья  растут в хвойном лесу? (слайд  )

-  Сосны, ели, кедр, пихта

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.(слайд )

- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК. (слайд )

 

- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели.

- Чем они похожи?

- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

- Иголочками.

- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны?

- Длинные, мягкие, светлые.

- А у ели?

- Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

На всех хвойных деревьях растут шишки, и они тоже разные.

4.        давайте поиграем в игру « Скажи какие.»

Вот это шишки ели -  Значит какие шишки - еловые шишки,

это шишки с сосны - ... (сосновые) шишки,

это шишки с кедра - ... (кедровые) шишки,

в кедровых шишках есть орешки - ... (кедровые) орешки,

у ели короткие хвоинки, их называют- ... (еловые) иголочки,

у сосны длинные хвоинки, их называют - ... (сосновые иголочки).

А сейчас разделимся на две группы, и поиграем в игру « каждое дерево в свой лес» одна группа будет выбирать иллюстрации с хвойными деревьями, а вторая с лиственными.

Ребята, а почему осталась эта иллюстрация?

— Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (Смешанный лес.)

- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «с какого дерева лист»

 Возьмите карандаш  и раскрасьте его.

По моему наше путешествие подходит к концу.

 (слайд ) старичок-лесовичок

- Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости.    

 Вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова

 Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись

Молодцы ребята,   А вам понравились   задания? Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в средней группе, образовательная область "Коммуникация". Тема: Путешествие в лес»

Занятие по развитию речи в средней группе на тему " Путешествие в лес".Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", " Познание", "Художественное творчество", "Социализация".Цель занятия...

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр» (по лексической теме «Домашние животные»)

Конспект занятия для детей старшей группы(образовательная область «Коммуникация»)   Тема: «Путешествие в страну умных игр»(по лексической теме «Домашние животные»)...