«Путешествие в лес» (образовательная область «Коммуникация» тема: Деревья. Старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Программное содержание:
- Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, форме листа, расположению хвоинок на ветке).
- Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).(лиственный лес, хвойный, смешанный)
- учить отвечать полными ответами на вопросы;
- учить словообразованию;
- учить детей согласовывать существительные с числительными;
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
- Развивать речь у детей через ответы на вопросы.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_kommunikacii_derevya.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в лес»
(образовательная область «Коммуникация» тема: Деревья.
Старшая группа)
Подготовила :
Кривоногова Любовь Александровна
– воспитатель
МКДОУ д/с «Русская березка»
п.Кондинское
Программное содержание:
- Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, форме листа, расположению хвоинок на ветке).
- Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.).(лиственный лес, хвойный, смешанный)
- учить отвечать полными ответами на вопросы;
- учить словообразованию;
- учить детей согласовывать существительные с числительными;
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
- Развивать речь у детей через ответы на вопросы.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что мы с вами получили приглашение в лес.
- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?
«Лес – это место, где растет много разнообразных деревьев, живут различные дикие животные, растут грибы и ягоды.
- А кто хозяин леса?
- Лесник.
- Молодцы, но прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу. (слайд 1)
*1. Нельзя разорять гнезда
*2. Нельзя рвать цветы, а будем ими любоваться.
*3. Нельзя мусорить
*4. Нельзя шуметь
*5. Нельзя разводить костры
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем
Ну что не боитесь отправиться в лес.
Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде.
Давайте мы с вами скажем волшебные слова:
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
Ребята, смотрите, куда мы с вами попали.
(Слайд 2)
“Здравствуйте ребята, Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы опять попасть домой вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундучке. Отгадайте и дорога домой вам открыта”.
- Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.
(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нем три конверта с цифрами 1,2,3.)
- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1).
В этом конверте задание:
Надо показать и ответить и наклеить , что нужно для роста и жизни наших деревьев. (карточки с изображением: солнце, ветер, червяк, птицы, насекомые, дождь, дерево)
Задание 1
1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Оно, как художник, окрашивает листики в зеленый цвет. В них находиться особая «пища» для дерева (зернышки хлорофилла, которые делают лист зеленым). Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница), другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.
2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.
3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям, как и нам нужен чистый воздух. От грязного воздуха они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух.
5) Ветер – переносит пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.
8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
Молодцы! Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка) Ну вот, он подал нам знак
Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)
Задание 2
Вам нужно ответить на вопросы
1.Чем похожи все деревья между собой?
(у них есть ствол, ветви, листья, корни)
2.Какие деревья вы знаете?
Я буду бросать вам мяч, а вы будете называть мне дерево, и еще называть его ласково.
3. Игровое упражнение «Один - много»
- Одна осина, много осин.
- Один клён, много клёнов
- Одна липа, много лип.
- Одна берёза, много берёз.
- Один дуб, много дубов.
- Одна рябина, много рябин.
4. Посмотрите, а это что за деревья? (слайд )
Чем отличается береза от осины?
- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?
- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.
(Слайд )
- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Как можно назвать такой лес (такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.)
(Слайд )
- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
(Слайд )
А как называется лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву ( лес называется ЛИСТВЕННЫМ)
- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?
- На ветвях этих деревьев растут листочки.
— Где могут еще расти деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.)
- Какую пользу людям приносят деревья? (Деревья очищают
воздух, из них строят дома, делают мебель, карандаши,
посуду, игрушки, бумагу, сухими деревьями топят печку).
- Чего боится дерево? (Дерево боится огня, потому что
может сгореть, зайцев, они грызут его кору и дерево может погибнуть, Человека с топором, потому что он его может срубить).
- Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.
- Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?
- Вам надо будет правильно ответить на задание:
- Какие деревья растут в хвойном лесу? (слайд )
- Сосны, ели, кедр, пихта
- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.(слайд )
- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК. (слайд )
- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели.
- Чем они похожи?
- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.
- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?
- Иголочками.
- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.
- Скажите, почему хвойный лес так называется?
- Какие хвоинки у сосны?
- Длинные, мягкие, светлые.
- А у ели?
- Короткие, колючие, темные.
- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?
- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.
На всех хвойных деревьях растут шишки, и они тоже разные.
4. давайте поиграем в игру « Скажи какие.»
Вот это шишки ели - Значит какие шишки - еловые шишки,
это шишки с сосны - ... (сосновые) шишки,
это шишки с кедра - ... (кедровые) шишки,
в кедровых шишках есть орешки - ... (кедровые) орешки,
у ели короткие хвоинки, их называют- ... (еловые) иголочки,
у сосны длинные хвоинки, их называют - ... (сосновые иголочки).
А сейчас разделимся на две группы, и поиграем в игру « каждое дерево в свой лес» одна группа будет выбирать иллюстрации с хвойными деревьями, а вторая с лиственными.
Ребята, а почему осталась эта иллюстрация?
— Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (Смешанный лес.)
- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «с какого дерева лист»
Возьмите карандаш и раскрасьте его.
По моему наше путешествие подходит к концу.
(слайд ) старичок-лесовичок
- Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости.
Вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в саду ты окажись
Молодцы ребята, А вам понравились задания? Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в средней группе, образовательная область "Коммуникация". Тема: Путешествие в лес»
Занятие по развитию речи в средней группе на тему " Путешествие в лес".Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", " Познание", "Художественное творчество", "Социализация".Цель занятия...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе Образовательная область «Коммуникация» Тема: «Солнышко-колоколнышко, солнце ясное, солнце красное!»
Конспект комплексного занятия (Развитие речи и физическая культура) во второй младшей группе...
Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."
Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы "Игра - путешествие по сказкам Пушкина А.С."...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...
Образовательная область: «Коммуникация» Тема:Весна идёт – весне дорогу. Форма проведения: занятие- путешествие. Область интеграции:«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Интегрированное занятие, 3 специалиста: логопед, музыкальный работник, инструктор по физической культуре....
Конспект занятия для детей старшей группы (образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр» (по лексической теме «Домашние животные»)
Конспект занятия для детей старшей группы(образовательная область «Коммуникация») Тема: «Путешествие в страну умных игр»(по лексической теме «Домашние животные»)...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область «Коммуникация». Тема: «Путешествие с солнышком». Возрастная группа: старшая.
Цель: формированием грамматического строя речи, связной речи....