Конспект Непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию На тему: «Путешествие в весеннюю тундру» Для детей средней группы
план-конспект занятия (средняя группа)

Марченко Дарья Петровна

Тема: «Путешествие в весеннюю тундру»

Цель: уточнить представления детей о признаках весны, продолжать учить устанавливать связи между изменением в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, систематизировать знания детей о тундре и её обитателях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «Снежинка»

(МАДОУ Детский сад «Снежинка»)

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию

На тему: «Путешествие в весеннюю тундру»

Для детей средней группы

Подготовила:

воспитатель 1 кв. категории Марченко Дарья Петровна

г. Лабытнанги

2019 г

Тема: «Путешествие в весеннюю тундру»

Цель: уточнить представления детей о признаках весны, продолжать учить устанавливать связи между изменением в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных, систематизировать знания детей о тундре и её обитателях.

Задачи:

- повышать речевую активность детей;

- закреплять соотношение названия животного с названием детеныша;

- учить отгадывать метафорические загадки, с использованием имен прилагательных;

- учить детей  находить в нескольких объектах общий признак и выделять объект с отличительным признаком;

- развивать любознательность, слуховое и зрительное внимание;

- воспитывать чувство любви к родной природе, доброе, бережное отношение к животным и растениям; формировать у детей желание сохранять окружающую среду.

Словарная работа.

Весна, тундра, олениха - оленята, зайчиха - зайчата, полярная сова, берёза, ёлка, брусника, голубика.

Предварительная работа.

Беседы «О северном олене», «О городе и коренных жителях», «Животные и птицы нашего края», «Что растет у нас в тундре».

Рассматривание фотографий, репродукций картин на весеннюю тему.

Наблюдения в уголке тундры на территории детского сада.

Просмотр фильма «Удивительное путешествие в тундру».

Театрализация сказки по-новому «Теремок в тундре».

Чтение народных ненецких,  хантыйских сказок.

Подвижная игра «День - ночь».  

Лепка «Гнездо для птицы».

Оборудование и материал.

Панно «Тундра весной», кукла в национальной одежде, календари природы и погоды, аудиокассета «Голоса природы», картинки лисы, оленихи, волчихи, зайчихи и их детёнышей, экологические карточки с правилами поведения в тундре, природоохранный знак, фото ягод брусники и голубики, оригами – птицы.

Ход занятия.

Организационная работа. В уголке природы дети встречают  знакомую им ненецкую куклу Хамани.  

Воспитатель и дети: Здравствуй, Хамани! Мы очень рады увидеть тебя!

Хамани: И я рада встрече с вами! Мне птички нащебетали, что вы им приносите угощение в кормушку каждый день, рассматриваете деревья, травку, насекомых, солнышку добрые слова говорите и весело играете на площадке. Молодцы!

Беседа.  В беседе можно опираться на календари природы и погоды, карточки - помощники.

Воспитатель:

- Да, Хамани, мы радуемся тёплым, солнечным денькам вместе с природой! Посмотри, как расцвели наши комнатные растения: фиалки, бегония и спатифиллиум. А как вы думаете, от чего растения начали быстро расти? (растения стали получать много солнечного света, тепла).

- Правильно, к тому же наши ребята заботятся о них, поддерживая влажность почвы. А на улице зеленеет травка, на деревьях набухают почки, появляются листики – и что же им помогает быстро расти? (солнечный свет, тепло)

-  А кто же там поливает растения? (дождик, растаявший снег)

- Хамани, а ты заметила, что птиц становится всё больше? (да)

- Ребята, как вы думаете, почему? (птицы возвращаются домой из тёплых стран)

-  А что необходимо птицам, чтобы не погибнуть? (тепло, свет, корм)

- Чем в основном питаются птицы? (насекомыми, ягодами, семенами растений, щиплют зелёную травку, пьют водичку).

- Значит, стало тепло, светло и для птиц, зверей появилось много корма. Итак, в природе всё изменяется! Хамани, отгадай наши загадку, и ты поймёшь, почему всё стало оживать.

Ребёнок:      Если птички прилетели,

Песню весело запели,

Солнце ласково пригрело

Всё проснулось ото сна,

Значит, к нам пришла …(весна)

Хамани: - Ребята, а хотите посмотреть, как изменилась тундра с приходом весны? (да) Чтобы появилась тропинка в тундру, надо собрать красные карточки с полок и назвать правила поведения в тундре.

Игра «Заполни сундучок с правилами». Для этого дети собирают карточки с полок и кладут в волшебный сундучок, называя правила поведения в тундре.

Воспитатель: - Как только закроем сундучок, появится волшебная тропинка в тундру!

Дети:  Нельзя:

- ломать ветви деревьев и кустарников;

- рвать цветы, собирать  шишки с дерева;

– в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки;

- ковёр изо мха нам надо беречь - это дом для насекомых,

хранится в нем тепло от солнца и вода;

- здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать и шалить.

-  зря не вытаптывать траву, растения, стараться идти по тропинке;

- разрушать муравейник;

- оставлять мусор;

Хамани: - Молодцы, ребята! Аккуратно проходите друг за другом по тропинке на полянку.

Звучит музыка «Голоса природы», дети проходят  к панно «Тундра весной», встают полукругом.

Ребёнок:        Если птички прилетели

Песню весело запели

И медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна.

Значит, в тундру пришла весна!

- Давайте, ребята, вместе с Мишкой сделаем зарядку.

Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивание – руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад – вперёд, (Наклоны вперед – назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет Мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети присаживаются на стульчики.)

Основная часть. Дети рассматривают панно «Тундра весной».

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите внимательно, что произошло в тундре с приходом весны? (Солнышко ярко светит. Небо стало голубым. Тает снег, растёт травка. Просыпаются деревья, на веточках появились почки) Назовите деревья, которые растут в тундре, (ёлка, берёзка) Из–за сильных ветров деревья в тундре карликовые. А хотите узнать, что расскажут о себе ёлочка и берёзка?

Игра «Ёлки - иголки». Воспитатель приглашает по 2 ребенка к каждому дереву. Предлагает по очереди назвать характерные признаки деревьев, что любят, с кем дружат (побегами березы кормятся северные олени). Показать руками в каком направлении растут ветки елки и березы.

Воспитатель: (Звучит трель птиц, педагог  прикрепляет птиц к панно) Что ещё изменилось в тундре? (Прилетели птицы.) Птицы весной весело поют. Птица – папа  звонкой песней зовёт птицу – маму, он как бы говорит: «Я тут!  Нашел место для гнезда! Здесь много корма. Лети сюда скорее. Мы вместе построим гнездо и будем растить птенцов». Каких птиц вы видите в тундре? (ворону, воробья, сороку). А как называют маленьких птичек? (птенчики). Где птицы будут строить гнезда? Как вы думаете, а на ёлочке могут птицы свить гнездышко? (прикрепляет к панно гнездышки)

Хамани:  - Ещё в тундре живёт полярная сова!

Рассказ ребёнка «Сова, которая живёт на Севере». (Полярная сова больше воробья, вороны. Она белого цвета с серыми пятнышками. Когда сова летит, все мышки и даже птички прячутся, потому что она хорошая охотница.)

Воспитатель: - Все радуются солнышку. Стало тепло. Мы сменили шубу на курточку, и животные весной переодеваются. Какую шубку надел зайчик? (зайка надел серую, лёгкую шубку). И олени поменяли тёплую шубку на лёгкую. У многих зверей появились детёныши.

Дидактическая игра «Найди детёныша для каждой мамы». Проводится на фланелеграфе. Воспитатель начинает предложение, ребенок заканчивает. Например: у оленихи - оленёнок, у лисы – лисёнок, у волчихи – волчонок.

Воспитатель: - Молодцы, правильно! Мамы: олениха, зайчиха, лиса, волчиха (как и ваши мамы) ухаживают за своими малышами, заботятся о них. Как вы думаете, чем они кормят своих детёнышей? (своим молочком)

Хамани: - Звери и птицы, как и вы, ребята, любят ягоды. А какие ягоды растут в тундре, отгадайте.

- В красном сарафане, нет её румяней? (брусника)

- Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька, (черника)

Воспитатель: - Какие ягоды вы ещё знаете, загадайте мне? (морошка – жёлтая косынка, оранжевая спинка)

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, в этом месте растаял снег, и что мы видим? (мусор) Но тундра – это, же дом животных и растений, а в нем набросали мусор! Что вы предлагаете, чтобы спасти нашу тундру? (убрать мусор, поставить природоохранный знак)

Звучит музыка «Голоса природы»

Воспитатель: - Дети, вам понравилось в тундре? Давайте покажем Хамани, каких обитателей тундры мы встретили!

Малоподвижная игра «Кого видели - покажем».

Мы ходили в тундру – лес

Столько видели чудес!

Кто нам встретился, не скажем,

Кого видели – покажем.

Игра «Лишнее слово».

Воспитатель: - Чтобы нам вернуться из тундры надо определить и назвать лишнее слово, объяснить выбор:

  • заяц, олень, сова

Хамани: - Вы добрые и умные ребята! Вы любите животных и бережно относитесь к тундре. Я дарю вам птичек – вестников весны.

Дети благодарят Хамани. Кукла прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебные превращения в весеннем лесу» для детей младшей группы

Педагогическая ситуация, ведущей линией в которой является познавательное развитие детей (ознакомление с окружающим миром). Тема "Весна"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» подготовительная группа

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, знакомить со свойствами ветра.Задачи:Расширять знания о воздухе (невидимке, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с е...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ЗОЖ На тему: «В гости к Айболиту» для детей средней группы

Предлагаю конспект Непосредственной образовательной деятельности   по ЗОЖ  На тему: «В гости к Айболиту»  для детей средней группы с целью закрепления знаний у детей по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике на тему: «Путешествие по математическим тропинкам» для детей 5-6 лет

Предлагаю вам конспект игрового занятия для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Путешествие по математическим тропинкам».Данный материал будет полезен воспитателям старшей г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП на тему: «Путешествие по математическим станциям» для детей подготовительной группы.

Цель: Развивать математические способности детейЗадачи:1.Закреплять умения решать арифметические примеры, логические и арифметические задачи.2.Формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клет...