Дата | Кол-во зан. | Тема | Задачи | Развивающая среда | Методические приемы | Литература |
Окт. 1 н.
| 1 | Знакомство с планетарием. | Формировать у детей первые представления о Вселенной в целом. Развивать познавательную активность. Воспитывать интерес к занятиям в «голубой» комнате со звездным небом. | Макет Солнечной системы, плакаты, подбор стихов. | Беседа с рассматривание макета Солнечной системы. Объяснение правил поведения в планетарии. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. Чтение книги Нуждиной «Чудо-всюду».
| Нуждина «Чудо-всюду», стр.
|
Окт. 2 н. |
1 | Раздел «Что такое небо». | «Чудо - Солнышко» Продолжать учить детей внимательно слушать. Дать детям знания о том, почему в космосе темно. Развивать познавательную активность и любознательность через просмотр презентаций. Воспитывать интерес к окружающему миру. |
Фонарик, стол, линейка для проведения опыта, компьютерная презентация.
|
Просмотр презентации «Что у нас над головой?» Беседа по презентации. Отгадывание загадок. Проведение опыта «Темный космос». |
О, В, Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 111. |
Окт. 3 н. | 1 | Игра – занятие «Путешествие в мир вещей. Телескоп» |
| Книга П. Клушанцевой «О чем рассказал телескоп», рисунки разных телескопов, портреты Коперника и Ньютона.
| Чтение рассказа из книги Нуждиной «Телескоп». Рассматривание портретов создателей телескопа и самого телескопа. | О.В. Дыбина «Что было до…», стр. Нуждина «Чудо - всюду», стр.259 |
Окт. 4 н. | 1 | «Какое оно – твое солнышко». | Познакомить детей с тем, что Солнце – один из источников радости людей, что Солнце – это небесное тело. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающему миру.
| Иллюстрации солнца, энциклопедии, книга Е.П.Левитана «Твое Солнышко», клип «Солнышко родное». | Чтение книги Е.П.Левитана «Твое Солнышко». Беседа по прочитанному. Наблюдения на прогулке за положением солнца в разное время суток. Просмотр клипа «Солнышко родное». | Е.П.Левитан «Твое Солнышко». |
Нояб. 1 н. | 1 | Практическое занятие. | Дать детям первоначальное представление о форме, размере Солнца и его расстоянии до Земли. Научить детей умению моделировать сравнительные размеры Солнца и Земли. Развивать мелкую моторику рук и навыки работы с ножницами. Воспитывать желание узнавать новое. | Бумага, ножницы, мячи разного размера, игрушка юла, книга Е.П.Левитана «Твое Солнышко». | Чтение книги Е.П.Левитана «Твое Солнышко». Беседа о правилах поведения на солнце. Рассматривание иллюстраций. Изготовление солнечных очков из бумаги. Отгадывание загадок о Солнце. | книга Е.П.Левитана «Твое Солнышко». |
Нояб. 2 н. | 1 | «Солнце - источник жизни на Земле». | Познакомить детей с условиями, необходимыми для жизни растений и животных. Сформировать представление о взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Развивать стремление выражать свою радость. Способствовать воспитанию интереса к живой и неживой природе.
| Фонограмма пения птиц и звуков леса, картинки с изображением дневных и ночных животных. Сказка Чуковского «Краденое солнце». | Беседа по сказке К.Чуковского «Краденое солнце». Рассказ воспитателя на тему «Солнце - источник жизни на Земле». Д/и «Хорошо - плохо». Прослушивание фонограммы. | Т.А.Шорыгина «О космосе», стр. 24 – 26 О.И.Донина «Путешествия по Вселенной», стр. 16 |
Нояб. 3 н. | 1 | «Солнце - большая звезда» | Сформировать представления о Солнце, как о самой большой звезде. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный. Развивать интерес к познанию окружающего мира, через проведение опыта. Воспитывать желание узнавать новое. | Настольная лампа, ванночка, зеркало, лист белой бумаги. | Беседа «Солнце – большая звезда». Опыт «Радуга в тазу». Чтение рассказа из книги Нуждиной «Радуга».
| Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе», стр. 402 |
Нояб. 4 н. | 1 | Практическое занятие. | Познакомить с понятиями света и тени, показать значения разного освещения в жизни растений и животных. Развивать интерес к познанию окружающего мира, через проведение опыта. Воспитывать желание узнавать новое. | Зеркало, лампа. | Рассказ воспитателя о том, что такое тень. Игра «Догони свою тень». Физкультминутка «Солнечные зайчики». Играй с зеркалом Опыт с лампой. |
|
Дек. 1 н. | 1 | «Солнце – хозяин дня и ночи» | Дать детям представление о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Сформировать знания о сменяемости дня и ночи , через проведение опыта. Развивать космическое мышление. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
| Глобус, настольная лампа, флажок, схема движения Солнца по небосводу.
| Беседа «Где ночует Солнце» Просмотр клипа «День и ночь» Загадка про небо и солнце. Опыт с настольной лампой и глобусом «Земля и Солнце». | О.И.Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 17, 18. |
Дек. 2 н. | 1 | «День и ночь». | Закрепить знания о том, почему происходит смена дня и ночи и как это происходит. Совершенствовать представления детей о времени и частях суток. Развивать умение устанавливать причинно-следственные отношения. Воспитывать интерес к поисково-познавательной Д. | Картинки с изображением различных времен суток, энциклопедии, карточки «День и ночь». Клип «День и ночь».
| Рассматривание энциклопедий о том, как происходит смена дня и ночи. Подвижная игра «День и ночь». Д/и «День и ночь», «Что делают животные ночью и днем». Просмотр клипа «День и ночь».
| Ж. «Обруч» 1 за 2003 г., стр. 28. |
Дек. 3 н. | 1 | Практическое занятие. | Совершенствовать умение моделировать смену дня и ночи, времен года. Развивать умение четко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы. Воспитывать интерес к самостоятельному проведению опытов. | Модель Земли (глобус), настольная лампа, презентация «День и ночь».
| Просмотр презентации «День и ночь». Игра – эксперимент «Земля и Солнце». Самостоятельное проведение знакомых опытов. | О.И. Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 19 № 4 |
Дек. 4 н. | 1 | «Солнце и времена года». | Закрепить знания о частях суток. Систематизировать знания детей о временных отношениях (год – как временный этап, времена года). Познакомить с причиной смены времен года (вращение Земли вокруг Солнца). Развивать аналитические способности. Воспитывать внимание. | Глобус, настольная лампа, схема обращения Земли вокруг Солнца.
| Рассказ воспитателя о том, как происходит смена времен года что такое год. Д/и «Когда это бывает (части суток)» Показ «Вращение Земли вокруг Солнца». Игра «Поезд времени» (признаки и явления разных времен года). | О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 19 - 21 |
Янв. 1 и 2 н. | Поездка в планетарий г. Пермь. |
Янв. 3 н. | 1 | Практическое занятие по теме «Солнце и времена года» | Закрепить знания детей о том, что Земля – спутник Солнца (она вращается вокруг Солнца и своей оси, из-за этого происходит смена времени суток и времен года). Развивать умения детей демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси и обращение Земли вокруг Солнца. Воспитывать интерес к Солнцу, как к небесному телу. | Глобус, настольная лампа, схема обращения Земли вокруг Солнца.
| Опыты: «Земля м Солнце», «Вращение земли». Рассматривание энциклопедии «Космос». Отгадывание загадок о Солнце. |
|
Янв. 4 н. | 1 | Знакомство с дидактическим пособием «Круглый год». | Формировать представления о категории времени, цикличности сезонов, о последовательности месяцев. Закрепить знания о названиях частей суток, времен года и месяцев года. Развивать любознательность и познавательную активность. Воспитывать интерес к окружающему миру. | Дидактическое пособие «Круглый год». | Рассматривание пособия. Объяснения правил игры. Совместная игра. |
|
Фев. 1 н. | 1 | «Что можно узнать из отрывного календаря». | Дать детям представление о календаре, как системе счета больших промежутков времени. Познакомит с историей создания календарей. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать познавательный интерес. | Иллюстрации и образцы древних и современных календарей, бумага, цветные карандаши. | Игра – путешествие в прошлое календаря. Продуктивная деятельность детей – рисование «Календарь будущего». | О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 21 – 23 |
Фев. 2 н. | 1 | Практическое занятие | Закреплять знания о некоторых календарных праздниках. Научить детей пользоваться календарем. Развивать эмоционально-положительное к занятиям в планетарии. Воспитывать умение внимательно смотреть мультфильм и затем отвечать на вопросы. | Разные виды календарей, мультфильм «Двенадцать месяцев», книга Маршака «Круглый год». | Беседа «Что означают названия месяцев, их характеристика». Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев». Д/и «Когда это бывает» - на знание календарных праздников |
|
Фев. 3 н. | 1 | «Древние представления о Земле» | Формировать представления о происхождении планеты Земля, ее место нахождения, форме, движения своей оси, вокруг Солнца. Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к познанию. Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле. | Карандаши, бумага, подборка иллюстраций по теме, книга Е.П.Левитана «В семье Солнышка «танцуют» все». | Беседа о том, что Земля – это планета. Рассказ воспитателя «Какими представляли небеса и Землю люди в древности». Рассматривание иллюстраций по теме: Продуктивная деятельность детей на тему: «Какой Вы представляете нашу планету». | Е.П.Левитана «В семье Солнышка «танцуют» все». О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 23-25 |
Фев. 4 н. | 1 | Занятие «Голубая планета. Какая она?» | Установить, почему земной шар приплюснут с полюсов. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства. Воспитывать желание узнавать новое.
| Подбор картинок по данной теме, фотографии Земли из космоса, кусок цветной бумаги длиной 40 см для поделки, клей, карандаш. | Беседа «Наша планета Земля. Какая она?» Рассматривание иллюстраций и фотографий Земли из космоса. Изготовление модели Земли. Опыт «Приплюснутый шар». | О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 110 Е. П. Левитан «В семье Солнышка «танцуют» все», стр. 6-7. |
Март 1 н. | 1 | «Глобус – модель планеты Земля» | Познакомить детей с историей появления глобуса, его назначением. Развивать любознательность, познавательный интерес. Воспитывать интерес к занятиям в планетарии. | Глобус, иллюстрации по теме. | Игра-путешествие в прошлое глобуса. Игровая - ситуация «На чем мы путешествуем». Чтение рассказа Нуждиной «Глобус».
| О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 26-27. |
Март 2 н. | 1 | «Земля на глобусе и ее портрет-карта» (практическое занятие). | Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Развивать способность понимать знаково – символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте. | Энциклопедия «Чудо-всюду», глобус, карта полушарий, большой атлас Земли. | Определение сторон света на карте полушарий. Рассматривание карты и глобуса, а также нахождение нашей страны и края на них.
| И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование», стр37, 39. |
Март 3н. | 1 | «Воздушная оболочка Земли». | Формировать представления о том, что воздух состоит из разных газов, главный из которых - кислород. На основе опытов закрепить представление о роли кислорода. Расширить знания о воздушной оболочки для планеты Земля. Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
| Большой прозрачный сосуд с водой, простая бутылочка, бумага и блюдце, стеклянный стакан, схема слоев атмосферы. | Опыты с воздухом. | О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 27 |
Март 4 н. | 1 | «Вращающаяся Земля». | Дать детям понять, как Земля вращается вокруг своей оси. Сформировать представления о зависимости положения Земли относительно Солнца и сезонных изменениях. Развивать логическое мышление.
| Детские энциклопедии, сезонные картинки, макет глобуса, вращающегося вокруг «Солнца»пластилин, зубочистка, подбор загадок о временах года. | Опыт «Вращающаяся Земля». Беседа «Вокруг чего вращается Земля». Отгадывание загадок о временах года. Словесная игра «Я начну, а ты продолжи». Эксперимент «мена времен года». | О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», стр. 111. Т. А. Шорыгина «О космосе», стр. 18, 19, 20. |
Апр 1 н. | 1 | «Стороны Света». | Сформировать детям представление о Северном и Южном полушариях, экваторе, сторонах горизонта. Научить ориентироваться по полярной звезде, по Солнцу. Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | Подборка иллюстраций по теме, карта звездного неба, физическая карта мира, глобус. | Рассказ воспитателя об экваторе, сторонах горизонта, о двух полюсах и полушариях. Ориентирование по Солнцу на дневной прогулке. | О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 28 № 1, 2, 3 |
Апр. 2 н. | 1 | «День космонавтики». | Закрепить знания детей о празднике 12 апреля День космонавтики и первом космонавте Ю.А.Гагарине. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать уважение к профессии космонавта. | Книга В.Бороздина «Первый в космосе», атрибуты для игры. | Экскурсия по мини-музею космонавтики. Беседа о предстоящем празднике. Игра «Какие предметы космонавт возьмет с собой в полет». Чтение глав из книги В. Бороздина «Первый в космосе». |
|
Апр. 3 н. | 1 | Практическое занятие «Определение сторон горизонта по компасу». | Познакомить с компасом, его предназначением. Развивать умение определять стороны горизонта при помощи горизонта. Воспитывать любознательность. | Компас. | Игры с магнитами. Рассказ воспитателя «История компаса». Практическая работа с компасом. Чтение энциклопедии Нуждиной «Чудо - всюду». | О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 29 №4 |
Апр. 4 н. | 1 | «Наша планета Земля в опасности». | Закрепить знания детей о планете Земля Развивать мышление, память и любознательность. Воспитывать желание любить природу с детства, изучать ее и правильно с ней обращаться. | Глобус, карта, подбор стихов. | Чтение стихотворения «Наш дом родной, наш общий дом…» Беседа о жителях планеты Земля. Рассказ воспитателя о том, что планета Земля находится в опасности. Рассуждение на тему «как помочь природе».
| Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в пдоготовительной группе», стр. 313. |
Май 1 н. | 1 | Игра «Самый умный». | Закрепить знания детей по разделам: «Чудо - Солнышка», «Земля – наш общий дом». Развивать умение четко, кратко и быстро отвечать на вопросы. Воспитывать умение слушать. | Подборка вопросов к игре и атрибутов. | Вопросы для игры «Самый умный». | О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 9 – 10 «Контрольные вопросы». |
Май 2 н. | 1 | Итоговое занятие «Космическое путешествие на планету Солнцеблик». | Закреплять знания детей о Солнце и планете Земля. Развивать память, мышление, внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к занятиям и играм в «голубой комнате» со звездным небом. | Оформление группы, сувениры, фонограмма, модели планет. | Выполнение упражнений под музыку на тему «Космос». Беседа с вопросами по теме | О.И. Донина Донина «Путешествие по Вселенной», стр. 30 |
Май 3 н. | 1 | Показ занятия в планетарии для родителей. |
|
|
|
|
Май 4 н. | 1 | Просмотр обучающего мультфильма «Астрономия для малышей». | Учить детей внимательно смотреть и отвечать на вопросы после просмотра. | Мультфильм «Астрономия для малышей». | Беседа после просмотра |
|