Дополнительная программа естественнонаучной направленности «Наша Вселенная» для дошкольников
рабочая программа на тему

Завьялова Елена Владимировна

Дополнительная программа естественнонаучной направленности «Наша Вселенная» для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_programma_nasha_vselennaya.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Тоболовская средняя общеобразовательная школа

Дополнительная программа естественнонаучной направленности

«Наша Вселенная» для дошкольников (ГКП при МАОУ Тоболовская СОШ)

на 2017-2020 год

Составитель:

воспитатель ГКП при МАОУ Тоболовская СОШ

Завьялова Е.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Старший дошкольник - это важнейший этап воспитания и  образования каждого человека. В связи с введением ФГОС главными задачами современной  жизни, является раскрытие способностей каждого  ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Таким образом, на первый план выходит личность  дошкольника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности.

Существуют различные программы воспитания и обучения старших дошкольников. Они предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Всё это необходимо.

Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ФГОС определили новые направления в организации познавательно – речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам познавательно - речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями проявлять любознательность, задавать вопросы, касающиеся предметов и явлений, интересоваться причинно-следственными связями,  пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, быть  склонным наблюдать, экспериментировать, обладать элементарными представлениями из области естествознания.

 «Наша Вселенная»  - это ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе - это своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе. Детям интересен окружающий мир,  не только который вокруг них, но и над ними. Внимание ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем недетские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или какие они, эти «черные дыры»...  

В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность «космического» мышления. Это способствует расширению кругозора  ребёнка, даёт ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.

Начальное астрономическое образование помогает детям создать мир культуры в себе, развивать идеи диалога культур. Это не дается человеку от рождения. Эта способность формировать представление о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня. Поэтому астрономия не просто совокупность специфических знаний, умений и навыков, астрономия - часть индивидуальной культуры.

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.

Содержание программы «Наша Вселенная» предусматривает последовательное ознакомление детей с видимой Вселенной,  с миром звёзд, а так же с наиболее яркими страницами истории астрономии и космонавтики.

Образовательная деятельность организуется в различных видах деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества:

  • познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • коммуникативной   (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
  • игровой

Новизна программы в том, что в  ходе образовательной деятельности по рабочей программе дополнительного образования «Наша Вселенная» воспитатель создаёт ситуации, в экспериментальной деятельности которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.  Иными словами, исследование организуется от потребности детей. Задача педагога на этом этапе – помочь осознать эту потребность. Воспитатель подводит ребёнка к  экспериментам, но не в готовом виде, а как свое предположение и только после детских предложений: «Если мы сделаем так…, что можем узнать?». То есть экспериментирование организуется как активная деятельность детей. При этом каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как проверял, что получилось?  Результаты экспериментирования фиксируются схемами и рисунками самостоятельно детьми

Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Воспитание и обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. В процессе реализации программы «Наша Вселенная»  используются формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательная деятельность по программе проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на познавательное развитие ребёнка: игры, презентации, познавательно - досуговая деятельность, беседы, эксперименты,  чтение художественной литературы.

Используемые виды деятельности создают условия для быстрого и прочного усвоения знаний, помогают войти в тематику, ненавязчиво закрепить материал, создать картинку целостного мира. Знакомя детей с научными понятиями в области астрономии, мы даём целостное их понимание, учим ориентироваться потоке информации.

Образовательный процесс по рабочей программе строится на основе:

  • взаимодействия взрослых с детьми, ориентирован на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития;
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Практический материал представлен примерным перспективно-календарным планом работы с детьми всех возрастных групп по приобщению их к началам астрономии. Представленные задачи перспективно проходят через возможные виды детской деятельности.

Учебный план образовательной деятельности  «Наша Вселенная».

Количество НОД     в неделю

Количество НОД     в месяц

Количество НОД    в год

1

4

28

Сентябрь – адаптационный период и  образовательная деятельность не проводится.

Май – образовательная деятельность не проводится с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.

Расписание образовательной деятельности  по рабочей программе

«Наша Вселенная»

День недели

Время

Среда

11.30

Образовательная деятельность  проводится в среду один раз в неделю, длительность одного занятия 25 - 30 минут.

Учебно –тематический план

Раздел

Тема

Количество

часов

1. Вселенная. Космос.

1. Планеты и звёзды

1 ч.

2. Звёзды

1 ч.

 

3. Почему звёзды мерцают (Эксперимент)

1 ч.

4. Планеты, стройся!

1 ч.

5. Звёзды днём (Опыты)

1 ч.

6. В гости к звёздам

1 ч.

7. О чём рассказал телескоп

1 ч.

8.Что такое астрономия?

1 ч.

9. День и ночь

10. Кто придумал лето?

11. КВН «Загадки на астрономические темы»

12. Луна

13.Загадочная Луна

14. Ролевая игра  «Путешествие малышей на Луну»

15. Солнце. Игра – эксперимент.

16. Кто обгрыз месяц? (Опыты)

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

2. Сказочная Вселенная.

1. Легенда о Млечном пути.

 

1 ч.

2. Созвездия

1 ч.

3. Большая медведица

1 ч.

4. Похититель Солнца

1 ч.

3. Яркие страницы Ккккккосмонавтики.

космонавтики.

1. Зачем человеку космос?

1 ч.

Космонавтики.

2. А нельзя ли было сразу?

1 ч.

3. История Солнечной Вселенной:

Коперник и Бруно.

4. В его руках ключ к будущему.

5. Первые разведчики.

6. «Поехали!»

7. Бесстрашные герои или как человек полетел в космос.

8. Деловая игра «Что? Где? Когда?»

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

Содержание курса

РАЗДЕЛ 1. ВСЕЛЕННАЯ. КОСМОС: Земля - это огромный шар,  на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды - это огромные светящиеся огненные шары. Солнце - тоже звезда. Вокруг Солнца движется еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбита.

РАЗДЕЛ 2. СКАЗОЧНАЯ ВСЕЛЕННАЯ: Многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Со многими созвездиями связаны удивительные легенды. Млечный Путь - это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек.

РАЗДЕЛ 3. ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ КОСМОНАВТИКИ: Если бы не было древнегреческого учёного Пифагора, который жил почти две с половиной  тысячи лет назад, и Клавдия Птолемея, если бы не было польского учёного Николая Коперника и изобретателя телескопа Галилео Галилея, то не смог бы взлететь   в космос первый спутник Земли. Тысячи и тысячи людей всего мира, имён многих из них мы не знаем, на протяжении долгих веков готовили сегодняшний звёздный час человечества.

РАЗДЕЛ 4. АСТРОНАФТИКА: Людей, связанных с созданием этой науки и исследованием космоса называют астронавтами. Осваивать космос помогают мужественные космонавты.

Задачи обучения

  1. Иметь представление:

- об Астрономии -  как науке, изучающий Вселенную;

- роли и месте человека во Вселенной по освоению космоса;

- о часто наблюдаемых природных явлениях: смена дня и ночи, фаз луны, времён года;

- об  истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики.

2. Знать:

- что в основе всех природных явлений лежат космические явления: вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца;

- учёных, космонавтах и их свершениях.

3. Уметь:

- делать простейшие умозаключения, доказывать его правильность;

- выбирать из множества  единичное, находить правильный выход из множества простейших ситуаций и возможных решений;

- вести беседу на заданную тему

Формы  контроля за усвоением учебного материала.

Формы проведения

Задачи

Деловая игра «Что? Где? Когда?»  в конце изучения курса.

1.Уточнить знания теоретического    

    материала.

2. Выявить знания о природных явлениях: смена дня и ночи, фаз Луны, времён года;

  1. Выявить знания об  истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики
  2. Выявить умение делать простейшее умозаключение и обосновывать своё решение.
  3. Выявить умение находить правильный выход из множества решений.
  4. Выявить умение самостоятельно вести беседу на астрономическую тему.

К концу года дети должны:

  1. Знать о физической природе космических объектов.
  2. Знать  о влиянии космических объектов на природные процессы и явления, происходящие на Земле.
  3. Знать об истории познания окружающего мира, астрономии, космоса.
  4. Знать основные астрономические понятия: планета, галактика, спутник, ось Земли, космонавт, космический корабль.
  5. Уметь делать умозаключение и обосновывать свои решения.
  6. Уметь находить правильный выход из множества решений.
  7. Уметь вести беседу на астрономическую  тему.
  8. Уметь  пользоваться образовательным пространством группы;
  9. Уметь получать информацию из книг, телепередач, Интернет-ресурсов и др. как источниками информации;
  10. Уметь применять полученную информацию для выполнения задания;
  11. Уметь  сочинять сказки, придумывание заданий товарищу;
  12.  Уметь взаимодействовать со специальными предметами: микроскопом, картой;
  13.  Уметь получать первичный опыт в изучении свойств предметов экспериментальным путем.

Методическое обеспечение

  1. Формы проведения образовательной деятельности

Формы проведения

Виды занятий

Контрольно-диагностическая

- беседы

- дискуссии

Познавательно - досуговая деятельность

- экскурсии

- дидактические игры

- сюжетно – ролевые игры

- развлечения

Соревновательная деятельность

- соревнования

НФ

- КВН

- деловая игра

- шоу

- викторины

Субъективная и научно-исследовательская деятельность

- опыты

- эксперименты

  1. Методы и приёмы обучения

Методы

Приёмы

1.Наглядный метод

- наглядно-зрительные приёмы

- тактильно-мышечные приёмы

- предметная наглядность

- наглядно-слуховые приёмы

2.Информационно-рецептивный метод

- совместная деятельность педагога и ребёнка

3.Практический

- эксперимент

4.Словесный

- краткое описание и объяснение

- образный сюжетный рассказ

5.Метод проблемного обучения

- творческое использование готовых знаний

- самостоятельное добывание знаний

6.Игровой

- сюжетные игры

- дидактические игры

- развивающие игры

7.Исследовательский

- самостоятельное придумывание

- импровизация

8.Соревновательный

- разгадывание  «астрономических» загадок  в быстром темпе

- нахождение неординарных решений для достижения цели

  1. Материал

Вид

Тематика

1.Морфологические таблицы

- Планеты

- Созвездия

- Природные явления

- Космические объекты

2.Кроссворды

- Природные явления

- Герои мифов

- Космонавты

3.Ребусы

- «Занимательная Астрономия»

4.Карты

- Земля

- Галактика

- Планеты Солнечной системы

5.Предметные картинки

- Космические корабли

- Портреты учёных и космонавтов

- природные явления

6. Дидактические игры

- «Конструктор»

- «Волшебная астрономия»

- «Волшебная липучка»

- «Юный астроном»

7. Сюжетные игры

Космодром

Путешествие на Луну

Космонавты

8.Технические средства

диафильмы

слайды

DVD диски

 

9.Дидактический материал

 - макет поверхности Луны

 - макет Солнечной системы

10.Дидактический материал для проведения опытов, наблюдений

 - глобус

 - настольная лампа

 - зеркала

 - телескоп

11.Информационные ресурсы

http://kosmokid.ru/

http://www.lunohod.info/

https://www.google.ru/

http://www.vseodetishkax.ru

http://www.astrogalaxy.ru

http://znamus.ru/

http://ru.ask.com

  1. Целевые ориентиры освоения программы дополнительного образования «Наша Вселенная»

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования целевые ориентиры программы дополнительного образования «Наша Вселенная» не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Мониторинг знаний проходит по материалам образовательного курса    в конце апреля при проведении викторины «».  В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на образовательной деятельности и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника. Диагностичным является обращение ребенка к настольно-печатным играм,  энциклопедической и художественной литературе про космос, частота его обращения, верное выполнение условий и правил игры.

  1. Литература:

Е.П. Левитана «Твоя Вселенная, 1»  - Программа по астрономии для дошкольников  изд. 1994г.

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

«Астрономия в картинках» - изд. «Эксмо»

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная» (Астрономия для ребят)

Г.Т. Черненко «Как человек полетел в космос»

К. Курбатов «Я хочу в космос»

Перспективный план рабочей программы дополнительного образования

«Наша Вселенная»

Тема.  

Цель

Деятельность

Материал

Литература

1. Дидактические игры Планеты  и звёзды». 

Дать понятие -  Вселенная.  Наша Земля и всё что её окружает,  называется Вселенной или космосом. Космос велик, кроме нашей планеты Земля существуют и другие планеты и звёзды.

Дидактические игры:
«Собери целое», «Узнай и назови»;

Аппликация «Что сверху видит солнышко»

Слайды «Вселенная»

Иллюстрации: Земля – вид из космоса

Фонарик Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.34 , Методичка «Астрономия для дошкольников» №1

2.». «День и ночь». Опыты- эксперименты  «Солнечные зайчики.

Дать понятие, что планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси.  На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу - день, на противоположной - ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом. Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь.

Рассматривание иллюстраций с изображением небесных тел. 

Опыты- эксперименты: «Солнечные зайчики».
Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Глобус

Настольная лампа

Иллюстрации «Полярная ночь»

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.34 , Методичка «Астрономия для дошкольников»  №2

3.Эксперимент «Кто придумал лето?»

Знать, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли и по этому  происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима. Земле необходим целый год для того, что бы облететь вокруг Солнца. Обратить внимание, что через каждые пол оборота Земли вокруг Солнца меняются местами  день и ночь.

Дидактические игры:
«Что лишнее»,

«Солнце – хорошо, плохо»

«Рисование тени».

Глобус

Настольная лампа

Бумажный человечек

Диафильм «Север и юг»

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.18 - 22, Методичка «Астрономия для дошкольников»  №3

4.Планеты, стройся! Познакомить детей с понятием -  Солнечная система. Знать, что кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружится еще 8 планет.

Рассматривание иллюстраций с изображением небесных тел.

Игры-драматизации с использованием «теневого театра».

«Астрономическая считалка» А.Усачёва

Глобус

Мячи разного размера

Картон

Ножницы

Цветные нитки Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.96– 104, Методичка «Астрономия для дошкольников» №4

5. Загадочная Луна. Эксперимент «Почему луна превращается в месяц».

Знать, что Луна -  спутник Земли. Луна такая разная и постоянно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы. Это происходит из - за того, что Луна вращается вокруг Земли. Объясните, что такое новолуние, полнолуние, растущая и убывающая Луна.

Рисование «Я видел такую луну».

Ведение дневника наблюдений (фазы луны)

Модель с глобусом

Мяч

Дневник наблюдений

Иллюстрации поверхности Луны

Тарелка с мукой

Пластилиновый шарик

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.22 - 30, Методичка «Астрономия для дошкольников» №5

  1. В гости к звездам.

Знать, что многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен. Древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды линиями и представляли себе различных животных, предметы, людей, мифологических героев. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному.  Млечный Путь - это большое скопление звезд. Развивать наблюдательность и память, абстрактное мышление и фантазию детей.

Ж.Парамонова «Наша Солнечная система». Рассматривание карты звездного неба. Дидактическая игра «Звезды на небе»

Карта звёздного неба

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.46, Методичка «Астрономия для дошкольников» №6

7. О чем рассказал телескоп...

Продолжать знакомство с миром звезд и планет. Знать, что такое телескоп,  и для каких целей его используют. Развивать детскую фантазию, нестандартность мышления, стимулировать познавательный интерес и желание постоянно узнавать что-то новое.

Изготовление макетов Солнечной системы

Модель телескопа

Листы бумаги

Карандаши

Фломастеры

Маркеры Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.116– 120, 126 – 134, Методичка «Астрономия для дошкольников» №7

8. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на Луну». Закрепить полученные знания детей. Развивать детскую фантазию, нестандартность мышления, умение общаться и договариваться.

Решение проблемных ситуаций, логических задач:
- Почему Луна, звезды не видны днем?
- За что люди любят Солнце?
- Похожи ли звезды и Солнце?
- Если на других планетах есть жители, то похожи ли они на нас? И т.д.
Загадки на астрономические темы

Атрибуты к

с/ ролевой  игре «Путешествие на Луну»

 Методичка «Астрономия для дошкольников» №9

9. Опыт «Голубая планета»

Что такое Астрономия. Знать, что астрономия это наука, изучающая космос, физическую природу космических объектов и их влияние на природные процессы и явления, происходящие на Земле. Дать первоначальные сведения об ученых, космонавтах и их свершениях.

В темной

комнате

установить

фонарик так, чтобы луч света      

от него

проходил сквозь

центральную

часть стакана с

водой. Капните в

воду молока и

размешайте.

Верните

фонарик в

прежнее

положение.

Портреты учёных,  космонавтов

Иллюстрации на космическую тематику Стакан молока,

ложка, пипетка,

фонарик

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.5, Методичка «Астрономия для дошкольников» №11

10. Легенда о Млечном пути. Познакомить детей с легендой возникновения Млечного пути, о первых людях  - селутрах. Селутры занимались изучением звёздного неба, составляли календарь и строили мегалиты (сооружения из больших камней). Память о селутрах- это дорога из песка, жемчуга и слёз под названием Млечный путь.

Подвижная игра “Космонавты”,

Слайды Млечного пути

DVD фильм «Селутры»

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр. 66, Методичка «Астрономия для дошкольников» №12

11. Звёзды. 

Выявить причину лучистого вида звёзд (строение нашего глаза ). Хрусталик, расположенный в нашем глазу, имеет лучистое строение. Те лучи, которые кажутся нам исходящими из точек,- например, из звёзд, отдалённых огоньков,- не более как проявление лучистого строения нашего хрусталика. Знать, что существует способ освободиться от этого недостатка нашего хрусталика и видеть звёзды без лучей, не обращаясь услугам телескопа. Познакомить со способом Леонардо да Винчи.

 Лепка планет Солнечной системы.

Модель телескопа

Карта звёздного неба

Альбомный лист

Иголка

Булавка

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.80, Методичка «Астрономия для дошкольников» №13

12. Почему звёзды мерцают. Знать: мерцание не присуще самим звёздам. Оно придаётся им земной атмосферой, через которую лучи звёзд должны пройти, прежде,  чем достигнут глаза. Причина мерцания в том, что воздух наш состоит из различных газов, которые приходится пронизывать звёздному свету.

Световые лучи, встречаясь с различными газовыми слоями, отклоняются от прямого пути: то, скапливаясь в одной точке, то рассеиваясь. Отсюда частое изменение яркости звезды

Решение проблемных ситуаций, логических задач

Иллюстрации по теме

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.84, Методичка «Астрономия для дошкольников» №14

13.Видны ли звёзды днём? Знать, что днём над нашими головами находятся те звёзды, которые полгода назад видны были ночью и, спустя шесть месяцев вновь украсят небо. Освещенная атмосфера Земли мешает нам их видеть, так как частицы воздуха рассеивают солнечные лучи в большем количестве, чем посылают нам звёзды. Провести
опыт, который  наглядно покажет исчезновение звёзд при дневном свете.

Подвижная игра «Вокруг Солнца»

Картонный ящик Гвоздь

Лист белой бумаги Небольшая настольная лампа

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.112, Методичка «Астрономия для дошкольников» №15

14. КВН «Загадки на астрономические темы» Учить отгадывать загадка на астрономические темы, используя полученные знания. Развивать детскую фантазию, нестандартность мышления, стимулировать познавательный интерес и желание постоянно узнавать что-то новое.

Решение проблемных ситуаций, логических задач, ребусов, загадок

Ракета

Загадки, написанные на картинках космических объектов Методичка «Астрономия для дошкольников» №10

15. Созвездия. Знать, что определённые скопления звёзд называют созвездиями. По созвездию Большой медведицы легко найти Полярную звезду, она всегда находится над северной стороной горизонта. По Полярной звезде можно определить стороны горизонта:  станете лицом к Полярной звезде, впереди будет север, сзади - юг, справа - восток, слева – запад.

Решение проблемной ситуации.

Использование алгоритма решения

изобретательской задачи

Карта звёздного неба

Созвездие Медведицы Альбомные листы

Карандаши

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.50, Методичка «Астрономия для дошкольников» №16

16. Ещё одна легенда. Познакомить детей с легендой возникновения созвездия Медведицы. Это созвездие - предупреждение, что бы люди всегда помнили о добре и зле

Игра «Да-Нетка»

У воспитателя картинка с изображением космоса.

Карта звёздного неба

Созвездие Медведицы

Альбомные листы

Карандаши

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.54 - 58, Методичка «Астрономия для дошкольников» №17

17. Луна (опыты). Показать на опыте, что  всё и всегда падает вниз на Землю: и капли дождя и невесомые снежинки, а громадная Луна не падает.  Доказать, что это происходит из – за того, что Луна вращается вокруг Земли. Но как только настоящая Луна перестанет вращаться вокруг нашей планеты, так немедленно сила притяжения её "приземлит", притянет к Земле.

Игра " Космические Волшебники"

Ластик

Нитки

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.22, Методичка «Астрономия для дошкольников» №18

18. Опыт «Кто обгрыз месяц?» Показать на опыте, почему Луна постепенно изменяет свой вид от полного диска до узкого серпа, а затем,  через двое - трое суток, когда она невидима - в обратной последовательности: от узкого серпа до полного диска. Причём форма Луны меняется от месяца к месяцу периодически. Дать понятие, что смена формы Луны происходит из - за периодического изменения условий освещения луны. Освещение зависит от того, как располагаются Солнце, Земля и Луна относительно друг друга.

Легенда «Пип и Скрип»

Альбомный лист

Карандаши

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.26 - 30, Методичка «Астрономия для дошкольников»  №19

19. Солнце. Показать и рассказать, почему Земля не падает на Солнце. Дать понятие, что не Солнце бегает вокруг нашей планеты, а Земля. Солнце - самое "сильное" во всей солнечной системе, притяжение его громадно. Солнце утром поднимается из-за линии горизонта, движется по небу, а вечером заходит за линию горизонта. Так происходит смена дня и ночи.

Игра « Да-Нетка»

У воспитателя картинка с изображением

космоса.

Песок

Палка

Глобус

Настольная лампа

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр.6 -10, Методичка «Астрономия для дошкольников» №20

20. «Похититель солнца». Дать понятие -  солнечного затмения.  Доказать на опыте, что солнечные затмения - интереснейшие явления, знакомые человеку с древних времён. Они бывают сравнительно часто, но видны не из всех местностей земной поверхности, поэтому многим кажутся редкими. Солнечные затмения происходят в новолуния, когда Луна, двигаясь вокруг Земли, оказывается между Землёй и Солнцем и полностью или частично заслоняет его. Луна расположена ближе к Земле, чем Солнце. Чем дальше расположен предмет, тем меньше он кажется.  Поэтому видимые размеры Земли и Солнца одинаковые, и Луна может закрыть собой Солнце.

Решение проблемной ситуации.

Использование алгоритма решения

изобретательской задачи

Глобус

Мяч большего размера, чем глобус

Настольная лампа

Иллюстрации солнечного затмения

Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», стр., Методичка «Астрономия для дошкольников» №21

21. Зачем человеку космос? Дать знания о том,  почему людей тянет в космос? Зачем туда лететь? Разве нам плохо жить на Земле? Знать, что человек стал заглядывать на небо  и размышлять о нём в древности. Сначала в космос проникла лишь человеческая мысль, а потом взлетел тута и он сам.

Игра " Космические Волшебники"

Иллюстрации «Космос»

К.Курбатов «Я хочу в космос», стр. 6

22. А нельзя ли было сразу? Пифагор и Клавдий Птолемей.

Знать яркие страницы космонавтики: Если бы не было древнегреческого учёного Пифагора, который жил почти две с половиной  тысячи лет назад, и Клавдия Птолемея, если бы не было польского учёного Николая Коперника и изобретателя телескопа Галилео Галилея, то не смог бы взлететь   в космос первый спутник Земли.

Детям предлагается упражнение с

типовыми приёмами

фантазирования: Давайте

представим себе, что вместе с нами

в космическое пространство

отправились Волшебники. Что было бы, если бы каждый из них

повстречался со звездой?

(Каждому из детей можно

"назначить" волшебника". Задача –рассказать, как изменится звёздочка от этой встречи и что за

этим последует).

Диафильм «Космос»

Портреты Пифагора и Птолемея

К.Курбатов «Я хочу в космос», стр. 9

23. История солнечной вселенной:

Коперник и Бруно. Дать понятие, что тысячи и тысячи людей всего мира, имён многих из них мы не знаем, на протяжении долгих веков готовили сегодняшний звёздный час человечества.

Рассказ воспитателя о том, что каждый человек родился под

определенным знаком зодиака, который относится к какому-то

времени года, и есть поверье, что

этим определяется характер человека.

Дети называют дату рождения, а

педагог дарит ребенку медальон со знаком зодиака.

Портреты Коперника и Бруно

К.Курбатов «Я хочу в космос», стр. 19

24. В его руках ключ к будущему.

К.Э. Циолковский. Знать, что К.Э.Циолковский  - учёный самоучка, который открыл нам космос. Это он первый сказал: «Люди полетят в космос!»

Прослушивание в записи песни

«Я – Земля»

Мотивировать детей на разговор о Космосе.

Портрет Циолковского

Иллюстрации «Моя Вселенная»

К.Курбатов «Я хочу в космос», стр. 15

25. Первые разведчики, или собаки, кошки и попугаи. Дать понятие спутник Земли, для каких целей они используются. Знать, что первыми путешественниками в космос были: собаки, кошки и попугаи.

Игра «Выбери слова, связанные с небом»

Иллюстрации «Первые разведчики, или собаки, кошки и попугаи»

К.Курбатов «Я хочу в космос», стр. 20

26. «Поехали!». Юрий Алексеевич Гагарин. Знать, что 12 апреля 1961года на корабле «Восток» первый в мире космонавт Юрий Гагарин взлетел в космос и облетел нашу планету.

Игра «Путешествие космического

корабля по этажам в Волшебном

домике»

Портрет Ю. Гагарина

Иллюстрации «Космодром»

К.Курбатов «Я хочу в космос», стр. 26

27. Бесстрашные герои или как человек полетел в космос. Знать первопроходцев космоса:

Ю. Гагарина, Г.Титова, А. Николаева,

П.Поповича и В. Терешкову. Дать понятие, что победы в космосе куются на Земле.

Контурное рисование. Детям

предлагается карта звёздного неба,

где обозначено местонахождение

каждого созвездия. Задача детей –

подключить воображение и "увидеть" в сочетаниях звёзд очертания образов, давших названия. Затем нужно обвести эти

очертания и раскрасить. Работа выполняется фломастерами или

цветными карандашами

Портреты «Космонавты»

К.Курбатов «Я хочу в космос», стр. 32,

Г.Т. Черненко «Как человек полетел в космос»

28. Деловая игра «Что? Где? Когда?» Уточнить знания теоретического         материала. Выявить знания: о природных явлениях: смена дня и ночи, фаз луны, времён года; об  истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики. Выявить умение: делать простейшее умозаключение и обосновывать своё решение;  находить правильный выход из множества решений; самостоятельно вести беседу на астрономическую тему

. Загадалка"

 Педагог предлагает отгадать, что

загадано:

-Это объект.

Дети высказывают предположения.

Педагог называет следующий

признак:

-Это небесное тело…

и т.д. пока не будет отгадано слово

"Звезда".

Атрибуты к игре «Что? Где? Когда?»

Конспект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...

Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Рабочая программа дополнительного образованияПрограмма естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Заниматика»

Данная программа рассчитана на возрастную категорию детей с 4-х до 5 лет (средняя группа). Программа предусматривает принцип личностно-ориентированного подхода к содержанию воспитания и обучения. Напр...

«Опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Заниматика»

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном во...

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольников» 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экологическое воспитание дошкольников» 5-6 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Экология для дошкольников"

Программа "Экология для дошкольников" направлена на формирование основ экологической культуры обучающихся: доброжелательного и ответственного отношения к живой и неживой природе, готовности ...