Проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру
Работа над проектом "Зимующие птицы" поможет детям обобщить и закрепить знания о зимующих птицах . Наблюдения, практическая деятельность, совместный труд с вопитателями и родителями способствует развитию познавательного интереса у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pomozhem_zimuyushchim_ptitsam.docx | 58.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Поможем зимующим птицам.
Тип проекта:
1.Доминирующая деятельность
- творческая, исследовательская, познавательная, продуктивная ,трудовая, игровая.
2. Содержание – формирование представлений детей об особенностях жизни зимующих птиц.
3. Число участников 21 человек- группа «Радуга»
4.Время проведения – декабрь, январь, февраль 2018-2019.
5. Характер контакта – в рамках ДОУ
Актуальность проекта:
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах. Совместная работа над проектом поможет сформировать основы экологической культуры старших дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, т.к. зимующие птицы нуждаются в помощи людей в холодный период времени.
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать проектную деятельность, как средство формирования экологических знаний.
Обеспечив непрерывное экологическое образование, от детского сада к школе, мы сможем достичь нужного результата: сформировать у детей ту систему ценностей, знаний и практических навыков , которые позволят им жить в более гармоничных отношениях с окружающей средой, научить их ценить и беречь природу родного края .Данный проект нацелен на развитие эстетического восприятия природы, творчества и бережного отношения дошкольника к окружающей среде.
Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие – это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям.
Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский, средней продолжительности.
Цель проекта: формировать основы экологической культуры старших дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку.
Проблема: зимующие птицы нуждаются в помощи людей в холодный период времени, нужно узнать, чем их можно подкормить.
Задачи:
1) расширить представления детей о зимующий птицах, видах корма;
2) активизировать и расширить словарь детей по теме проекта;
3) развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма, при реализации проекта;
4) развивать творческое воображение в процессе продуктивной деятельности детей;
5) формировать заботливое отношение к птицам у воспитанников группы, детского сада.
6) повысить экологическую культуру родителей воспитанников через оказание помощи детям в реализации проекта.
Форма презентации: представление проекта с показом электронной презентации детям других групп.
Основные преимущества этого вида деятельности:
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю -я знаю. Я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
1.О.А,Воронкевич «Добро пожаловать в Экологию»-М., Детство –Пресс-2018
2. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. Книга для воспитателя детского сада – М.: Мозаика – Синтез 2004г.
3. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию – М.: Новая школа 1996г.
4. Как знакомить дошкольников с природой. Пособие для воспитателей детского сада/Л.А. Каменева Л.К. Матвеева Л.М.Маневцева: Под редакцией П.Г Саморуковой М.: Просвещение 1983г.
5. Молодова Л.П. игровые и экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение 1996г.
6.Т.Н. Зенина «Циклы наблюдений за объектами природы». Старший дошкольный возраст. – М.:Центр педагогического образования.2008г.
7.С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду», М., «Просвещение», 2003 г.
8.С.Н.Николаева. «Юный эклолог. Программа и условия её реализации в детском саду», М., Мозаика-синтез,2002 г.
9.А.В.Голубицкий, С.М.Гуцол и др. «Хранители природы» руководство к действию для организации экологических наблюдений с детьми дошкольного возраста, Калининград, 2008г.
Материально – техническое:
1. Времена года П.И.Чайковского. Музыкальный диск.
2..Развивающие игры: Кто где живет? Жалобы природы. Дары природы. Времена года. Когда это бывает? Красная книга природы. Мир вокруг нас. Дары лета. Путаница.
3.Звуки природы. Музыкальный диск.
4.Демонстрационный материал «Птицы»
5. Компьютерные презентации «Перелётные и зимующие птицы»
Реализация проекта: (практический выход)
- Компьютерная презентация «Проект- поможем зимующим птицам»
- Фотовыставка «Зимушка-зима»
- Коллаж «Зимующие птицы»
- Комплексное занятие «Зимующие птицы»»
- Выставка кормушек
- Отчет об экологической акции «Поможем зимующим птицам» для Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:
Воспитатели группы проводят занятия по темам проекта, оформляют предметно - развивающую среду, изготовляют пособия и дидактические игры, проводят консультации для родителей («Учите детей любить природу, играя»).
Музыкальный руководитель:
Проводит музыкальные занятия, праздники и развлечения с детьми по временам года;
Оказывает методическую помощь в подборе и изготовлению музыкально – дидактических игр;
Осуществляет музыкальное оформление к праздникам и развлечениям.
Педагог – психолог:
Проводит психогимнастические игры с детьми на развитие эмоциональной сферы;
Проводят тренинговые занятия на развитие креативности, коммуникативных навыков;
Использует релаксацию по предупреждению возможных психических нарушений.
Инструктор по физическому воспитанию :
Дает рекомендации по организации активного отдыха детей, с использованием русских народных игр;
Участвует в изготовлении атрибутов к подвижным играм детей, пособий на развитие мелкой и крупной моторики.
Роль родителей в реализации проекта:
Подбирают литературу о зимующих птицах;
Оказывают помощь в изготовлении экологических дидактических игр;
Принимают участие в выставке кормушек;
Собирают совместно с детьми корм для зимующих птиц;
Приобретают оборудование для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, карандаши, цветные краски, мелки, пластилин, и т.д.);
Участвуют в фотоконкурсе «Зимушка-зима».
Стратегия осуществления проектной деятельности.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детский сад №86 с детьми старшей логопедической группы «Радуга». Совместная деятельность детей и педагогов, родителей и самостоятельная детская деятельность.
Содержание проектной деятельности:
Этап | Формы работы
| Задачи | Срок реализации | Время в режиме | Место проведения |
1 этап Целепола-гание | Проблемная ситуация «Почему птицы прилетели к кормушке?» | Выяснить, что дети знают о зимующих птицах, чем их можно кормить, что ещё хотят узнать. Сформулировать проблему
| Декабрь, | Прогулка
| Участок
|
Наблюдение за птицами на участке | Прогулка | Участок | |||
Беседа «Что мы знаем о зимующих птицах? Что хотим узнать?» | Прогулка, в течение дня | Участок, группа | |||
2 этап Разработка проекта | Беседа «Как можно получить информацию о зимующих птицах?» | Найти способы поиска информации о зимующих птицах | Декабрь | В течение дня | Группа |
Беседы с родителями на данную тему | Привлечь родителей к поиску информации о зимующих птицах, прилетающих к кормушке, о корме, который они предпочитают. |
| Дома | ||
Поиск информации в Интернете | С помощью родителей найти информацию в Интернете. |
| Дома | ||
Поиск книг о зимующих птицах | Подобрать книги о зимующих птицах дома с родителями и в группе | В течение дня | Группа, дома | ||
Сбор корма для птиц | Привлечь родителей к изготовлению, развешиванию кормушек для птиц, сбору корма (семена подсолнуха, пшено, овёс, несолёное сало и др.) | Декабрь- февраль | В течение дня | Группа | |
Изготовление, развешивание кормушек детей с родителями |
| Территория возле дома и детского сада | |||
3 этап Реализация проекта | Ежедневная подкормка птиц | Расширять представления детей о зимующих птицах (внешний вид, поведение, предпочитаемый корм), их пользе. Фиксировать результаты наблюдений с помощью фотографий.
| Декабрь-февраль | Прогулка, самостоя-тельная деятель-ность детей | Участок
|
Наблюдение за птицами возле кормушек | |||||
Рассматривание следов птиц | |||||
Беседы: «Жизнь птиц зимой», «Что страшнее для птиц: холод или голод?», «Столовая для птиц», «Польза птиц», «Для чего кормушке крыша?» Комбинированное занятие по воспитанию экологической культуры «Как живут пернатые друзья зимой» | НОД, в течение дня | Группа | |||
Чтение худ. литературы о зимующих птицах: рассказы: «Птичья кладовая» В. Сухомлинского, «Появились синички» Г.Скребицкого и В.Чаплиной, «Ворон и сорока» Ушинского, «Мой приятель воробей» В. Левина, «Воробей» В.С. Тургенева, «Дятел» М. Пришвина; стихи: «Птичья столовая» С.Михалкова, «Покормите птиц зимой» А. Яшина, «Не робей, воробей!» И.Белякова, «Синицы» Ю.Синицына, «Снегири» А.Прокофьева, «Морозы» Е.Благинина, «Холодно» О.Выготской, «О чём поют воробышки» В. Берестова. | Расширять представления детей о зимующих птицах с помощью художественных произведений | Декабрь-февраль | НОД, в течение дня | Группа | |
Отгадывание загадок о зимующих птицах | Развивать логическое мышление | Декабрь-февраль | В течение дня | Группа | |
Речевые игры и упражнения: «Назови птенцов»,
«Один-много». | Учить детей правильно называть детенышей птиц во множественном числе. Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.
| ||||
Слушание «Голоса птиц» | Учить распознавать птиц по голосу | Декабрь- февраль | НОД | Музыкальный зал,группа | |
Игровое задание «Дорисуй птицу»
Художественное творчество детей: «Птицы – наши друзья», «Как розовые яблоки на ветках снегири». Выставка детских творческих работ | Обобщить знания детей, полученных при наблюдениях за птицами. Развивать воображение, творческие способности детей (дети самостоятельно выбирают технику выполнения работ, изобразительные материалы) | Январь | НОД | Группа | |
Посев и выращивание зелени для птиц | Развивать трудовые навыки детей по выращиванию зелени для птиц. | Январь | В течение дня | Группа | |
Викторина «Зимующие птицы нашего края» | Закреплять знания детей о зимующих птицах нашего края | Февраль | НОД | Группа | |
Дидактические игры: «Узнай птицу по описанию»,
«Четвертый лишний»
«Кого чем угостим?» | Совершенствовать умения детей узнавать птиц по их устному описанию. Развивать логическое мышление,умение находить лишнюю птицу и объяснять, почему она лишняя. Закреплять представления детей о птицах и корме, которым они питаются. | Декабрь-февраль | В течение дня | Группа | |
Составление разрезных картинок птиц | Развивать логическое мышление | ||||
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Найди свою стайку», «Зимующие и перелётные птицы». | Развитие движений | Прогулка | Участок | ||
4 этап Подведе-ние итогов | Представление проекта с показом электронной презентации детям других групп | Защитить проект. Формировать заботливое отношение к птицам у воспитанников других групп. | 4 неделя февраля | 1 половина дня | группа |
Обсуждение результатов и перспектив проектирования | Проанализировать, отметить успехи и неудачи. Наметить перспективы проектирования: реализовать новые проекты:«Редкие птицы» и т.п. | В течение дня | Группа |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
1.Отчет об экологической акции «Поможем зимующим птицам» для Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма.
Название группы | «Радуга» |
Учреждение | МАДОУ ЦРР д /с №86 г. Калининград, ул. Б.Хмельницкого 84 |
Руководитель | Матвеева Ольга Ивановна |
Название отчета | Операция «Поможем зимующим птицам» |
Место проведения исследований | Территория детского сада, парк «Южный» |
Общее количество детей, принимавших участие в акции | 23 |
Очерк «Поможем зимующим птицам»
Вот и пришла зима. Мы ждали ее и готовились. Еще осенью дети вместе с родителями сделали запасы корма для наших пернатых друзей. В бумажные пакеты мы рассортировали не жареные семена подсолнуха, клена, тыквы, арбуза, ясеня, желудя, ягод рябины.
Мы организовали занятие, на котором из пакетов молока делали кормушки. Конструкция очень простая – в боковой стороне пакета вырезали окошко, оставив низкий бортик. Будет удобно насыпать корм, который даже при сильном ветре останется на месте. Родители смастерили настоящий дом – кормушку из легких дощечек с крышей, чтобы корм не заливал дождь и не засыпал снег. На прогулке одну кормушку повесили на своем участке, а вторую в яблоневом саду. Каждый день, выходя гулять, мы не забывали об угощении для птиц – крошки белого хлеба, семечки подсолнечника, пшена. Наши кормушки не пустовали – всегда там бывали гости, чаще всего воробьи, синички. Особую радость доставляло детям кормление птиц без кормушки. Принесенный корм дети сыпали на землю и к их ногам слетались все наши пернатые соседи – воробьи, голуби, галки. Птицы очень быстро привыкли к подкормке и каждую прогулку ждали нас.
Иногда среди зимы на деревьях появлялись яблоки. Это мы с детьми накалывали кусочки яблок на сучки. И вот там к нашей кормушке не раз прилетали красавицы – сороки, довольно редкие птицы в городе.
Мы с ребятами еще многому должны научиться. Попробовали провести учет птиц, прилетевших на подкормку. При наблюдении надо вести себя осторожно, чтобы не спугнуть птиц, затратив 10 - 15 минут.
Здесь требуется терпение и выдержка, а детям очень трудно сдержать свои эмоции. Всю зиму в нашей группе висели плакаты: «Зимующие птицы», «Подкормка птиц». Особенно понравился ребятам снегирь. Очень хотелось увидеть эту птицу у наших кормушек, но такого гостя за всю зиму у нас не было. Мы провели конкурс на лучший детский рисунок. Свою мечту дети воплотили в творчестве –все нарисовали снегирей.
Выражаем благодарность родителям детей группы «Радуга» за помощь в организации подкормки птиц.
Птицы, которые прилетали к нам на подкормку ( 29 января 2019 года)
Вид птицы | Количество |
Большая синица | 2 |
Галка | 5 |
Сорока | 1 |
Ворона | 2 |
Домовой воробей | 5 |
Голубь | 11 |
Карточка учета птиц.
ФИО | Матвеева Ольга Ивановна |
Учреждение | МАДОУ д/с №86 |
Период наблюдений | Декабрь 2018 – Февраль 2019 (на участке во время прогулки) |
Как подкармливали птиц | На кормушке Без кормушки |
Как часто вы подкармливали птиц | На прогулках каждый день |
Если вы делали кормушку, то где ее повесили | Территория д/с №86 |
Чем вы кормили птиц | Семечки подсолнечника, арбуза, клена, желудя, ягоды рябины, крошки пшеничного хлеба, яблоки, сало |
2.Комбинированное занятие по воспитанию экологической культуры «Как живут пернатые друзья зимой»
Цель.
- Воспитывать интерес к природе .
- Обобщить знания детей , полученные при наблюдении за птицами; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.
- Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка.
- Учить различать птиц по двум - трем характерным признакам : воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо- черная, летает одна; голуби крупнее воробьёв, серо- голубые, кормятся стаей.
- Учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке ( одни уверенно кормятся на кормушке, никого не опасаясь; другие, схватив корм, улетают вместе с ним; третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки; четвертые лишь наблюдают за событиями на кормушке).
- Учить детей рисовать зимующих птиц: снегирей и синиц, учитывая сходства и различия этих птиц разных по форме и по размеру, цвету оперения, используя цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки по выбору детей.
- Направить на самостоятельный поиск способа передачи движения фигурки птицы.
- Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений разных птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь и др.). Чтение художественной литературы: В.Бианки «Кто к кормушке прилетел?», русские народные песенки, потешки. Привлечение логопеда по отработке речевого материала с детьми .
Материалы, оборудование. Картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц, разрезные картинки, лото «Птичий домик», цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки; готовые кормушки, корм для птиц- семена подсолнечника, сало, белый хлеб, яблоки, две три крышки от картонных коробок разного размера с низкими бортиками, с верёвочками для подвеса: эмблемы птиц на каждого ребёнка.
Ход занятия..
Дети сидят в кругу на стульчиках.
Воспитатель: Ребята , я получила письмо от попугая, его зовут Кеша. Он живёт в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и о птицах, которые не улетают на юг. Напишем письмо Кеше, где расскажем о зиме и пригласим его в гости. Ребята , вы сможете отгадать загадку?
Какой это мастер на стекла нанес
И листья и травы, и заросли роз?( Мороз)
Воспитатель: А в какое время бывает мороз? (Кеша не знает, дети помогают ему: Зима – чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу).
Воспитатель: А как зимуют наши пернатые друзья- птицы? Чем мы им можем помочь в это трудное время? ( Ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться.)
(Педагог вывешивает картину с изображением кормушки и расставляет в прорези изображения птиц.)
Воспитатель: К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, всё ли правильно? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.(Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Ребята , расскажите Кеше, как зовут этих птиц. Почему убрали других птиц? Что это за птицы? (Перелетные).
Да, на наши кормушки прилетают воробьи, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные гости – снегири и свиристели.
(Вывешивается картина- городской пейзаж с зимующими птицами).
Воспитатель: В холодные дни птицы ищут себе корм в течении всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи и вместе с городскими летают около жилья.
Давайте с вами поиграем. Игра называется «Найди свою стайку!» Я вам раздам картинки-эмблемы птиц, под музыку птички будут летать, а когда музыка кончится, птички соберутся в свою стайку.(звучит аудиозапись с голосами птиц: синица, воробей, ворона, голубь, соловей). Дети играют 2-3 раза.
Дети садятся на стульчики. После игры воспитатель задаёт вопрос детям : «Голос какой птицы здесь лишний? Кого мы не можем услышать зимой?» (соловей).
Воспитатель: Посмотрите, почтальон принес мне 3 конверта. На них нарисованы птицы : снегирь, сорока, синица. Это игра «Сложи птицу». Нужно правильно подобрать голову, хвост, ноги к птицам. Кто хочет поиграть? (Дети выкладывают на ковре птиц из частей).Играют 2 раза.
Воспитатель: Ребята, помните, во время прогулки мы наблюдали за птицами на кормушке, а сами подкармливали их семечками, крупой, хлебными крошками.
Воспитатель: Вспомните, как выглядят синички? Маленькие да удаленькие, туловище округлое , голова маленькая и тоже круглая, крылья небольшие, хвост удлиненный, перышки черные с серым, клюв короткий, глаза –черные бусины, грудка желтая. В сильные морозы иногда к нам прилетают редкие гости – снегири. Их легко узнать по красной грудке.
Воспитатель выставляет дидактическую картинку с изображением синичек и снегирей. Показывает способ рисования птиц:
- Нарисуем простым карандашом контуры птиц. Птица может сидеть на веточке или кормушке - крылья сложены, а может подлетать к ней- машет крыльями.
- Туловище- овал, голова –круг. Рисуем хвост и крылья, на голове- клюв и глаза.
- Синица с желтой грудкой, а снегирь- с красной;
- Зимой птицы лакомятся ягодами рябины , поэтому на веточках можно нарисовать гроздь красных ягод.
- Если птицы летят на кормушку, то нарисуйте корм для птиц.
Воспитатель в игровой форме показывает детям возможности передачи движения фигурки птицы: приподнимает крылья и показывает, будто птица летит к кормушке, садится на неё( крылья опускаются) начинает клевать зёрна(опускает голову).
Воспитатель выставляет технологическую карту «Птицы на кормушке». Дети начинают рисовать и переносят свои рисунки на мольберт по мере завершения. Оформляем мини выставку детских работ.
Воспитатель читает стихотворение З.Александровой «Птичья ёлка»:
Прилетают птичьи стаи
На кормушку в зимний сад,
И в саду, не умолкая,
Колокольчики звенят.
Воспитатель: Ребята, давайте соберем корм для птиц. У меня приготовлены белый и черный хлеб, соленое сало, семечки подсолнечника, яблоки, перловая крупа. Что отнесём птицам и положим в кормушку?( Ответы детей : Черным хлебом и соленым салом птиц кормить нельзя, они могут заболеть. Белый хлеб, крупы, семечки, яблоки , несоленое сало птицам помогут пережить холодные зимние дни).
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня мы рассказали попугаю Кеше? О зиме, о зимующих птицах. Как помочь птицам зимой ? (Ответы детей: птиц надо подкармливать на кормушках). Сегодня мы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и их изучают ученые – орнитологи. А наша задача – помочь птицам в трудное зимнее время, чтобы без песен не пришлось встречать весну. А наши рисунки мы сложим в конверт и отошлём попугаю Кеше.
3.Цикл наблюдений за птицами с детьми на участке детского сада.
3.1.«Сорока и воробей»
Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки), закрепить название знакомых птиц.
Методические приёмы:
- Чтение “Сорока, сорока, где была? Далёко …”
- Рассматривание сороки (внешний вид, как передвигается, чем питается, как кричит-стрекочет (тр-р-р).
- Почему сороку называют белобокой?
- Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)
- Звучит
“Ты сорока-белобока,
Зря не прыгай, не летай,
Строить домик помогай”
- Вспомнить названия другой, прилетевшей птички - воробей:
Как узнали? (Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна).
- Игра “Кто как кричит?”. 1 ч.-воробей, 2 ч.-сороки, 3 ч.-дети. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою,
-Чик-чирик!
Зимой чуть жив! Чуть жив!
Весной - жив-жив!
3.2.Три разные сестрицы
Цель: учить сравнивать и различать птиц по внешнему виду: галку, сороку, ворону. Расширять представление об особенностях питания этих птиц зимой. Развивать умение различать следы на снегу.
Методические приёмы:
Беседа:
Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?
Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?
Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).
Как кричат эти птицы?
Подражание их голосам (сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона - харч, харч).
Описание птиц.
Как отличить галку от вороны?
Чем сорока отличается от галки и вороны?
Поисковое задание.
Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они.
Последующая работа.
Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.
3.3.Наблюдение за синичками
Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
Методические приёмы:
Загадка:
Ты с модницей этой конечно знаком.
Вертушке на месте никак не сидится
Всё хвастает синим своим сюртучком
И шапочкой чёрной гордится (синица).
Рассматривание внешнего вида:
Какого цвета спинки, грудки, головки?
Одинаковые ли все они по размеру?
Каков клювик? Как поёт?
Скинь кафтан,
Скинь, скинь, скинь.
Рван кафтанчик
Скинь, скинь, скинь.
Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?
Поисковое задание.
Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала.
Определить, что любят синички.
Как ведёт себя во время питания?
3.4.Наблюдение за дятлом через “Волшебное окно”
Цель: познакомить детей с новой птицей - дятлом: учить узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.
Методические приёмы:
Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.
Какие звуки вам незнакомы?
Как вы думаете, кто это может так стучать?
А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу.
Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?
Д/и “Накормим птиц”.
Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.
3.5.Наблюдение поползня
Цель: познакомить с поползнем, особенностями окраски, способом передвижения, способом её питания. Закрепить названия знакомых птиц, их питание. Воспитывать заботу о птицах.
Методические приёмы:
Рассматривание картины:
Назовите всех знакомых вам птиц.
Как вы их узнали?
Чем питаются эти птицы?
Как они по-разному ведут себя во время еды?
Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.
Какая новая птица появилась на участке?
Рассказ воспитателя о поползне. Его название связано с манерой передвигаться по стволу дерева - вниз головой, как будто ползёт. Берёт в клюв не одно семечко, а несколько. Ещё он питается зерном.
Моделирование “Угадай птичку”.
Использование художественного слова детьми о своей птичке.
4.Рекомендуемые занятия-наблюдения с детьми для родителей.
4.1."Птицы к югу полетели"
Цель: расширять представления о птицах, показать связь способа питания со строением клюва и сезонной жизнью птиц; воспитывать желание заботиться о птицах.
Методические приёмы:
Вспомнить сказку “Лягушка-путешественница”.
Беседа:
Зачем птицы осенью улетают в тёплые края?
Как называются такие птицы? (Перелётные).
Почему не все птицы улетают на юг?
Кого вы знаете, кто остаётся зимовать?
Как называются такие птицы? (Зимующие).
Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)
Д/и “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Рассматриваем строение клювика. Вывод: от того, какой клюв у птицы, зависит то, чем она питается.
Экологические круги: на классификацию (перелётные - зимующие).
Изготовление кормушек из шишек. Дети выбирают любую шишку и под чешую вставляют кусочки сала.
Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.
4.2.Птицы зимой
Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.
Методические приёмы:
Беседа:
Почему многие из птиц улетают на юг?
Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).
Как их можно назвать? (Зимующие).
Почему они остаются зимовать?
Просмотр кадров диафильма “Кто как зимует?”
Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.
Кого чем накормим?
Где зимой птицы могут добыть себе еду?
Последующая работа.
Изготовление “пирога” для птиц.
Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.
Рисование птиц.
Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.
4.3.Покормите птиц зимой
Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.
Методические приёмы:
Беседа: Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?
Назовите птиц.
Как вы их различаете?
Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Описываем птицу, называем, называем корм, который она ест.
Звукоподражания голосам птиц. Сорока - стрекочет, галка - галь-галь, ворона - харч, харч и др.
Чтение приговорок: “Тук! Тук! Слышен стук.Фырр - фырр, восемь дыр.Тр -р-р!” (Дятел).
Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”
Последующая работа.
Рисование “Птицы на кормушке”.
Чтение сказки Никонова “Кузина жизнь”.
Чтение стихов о птицах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....