конспект НОД - экспериментирование (свойства песка, камня, глины)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Сергушова Мая Алексеевна

Конспект совместной образовательной  опытно-экспериментальной деятельности с элементами ТРИЗ

для детей старшей группы

Тема: «Как построить крепкий дом?»

 (сравнение свойств песка, камня и глины)

Цель: способствовать формированию представлений о свойствах песка и глины.

 

Задачи:

- Подвести детей к пониманию того, что почва бывает песчаная, каменистая и глинистая.

- Содействовать формированию представлений о свойствах песка, камня и глины: рыхлые, сыпучие, твердые, пластичные.

- Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение  от участия в  совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.

-Способствовать развитию познавательного интереса.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_eksperimentirovanie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной  опытно-экспериментальной деятельности с элементами ТРИЗ

для детей старшей группы

Тема: «Как построить крепкий дом?»

 (сравнение свойств песка, камня и глины)

Цель: способствовать формированию представлений о свойствах песка и глины.

Задачи:

- Подвести детей к пониманию того, что почва бывает песчаная, каменистая и глинистая.

- Содействовать формированию представлений о свойствах песка, камня и глины: рыхлые, сыпучие, твердые, пластичные.

- Способствовать тому, чтобы дети испытывали радость и удовлетворение  от участия в  совместной со взрослыми и сверстниками деятельности.

-Способствовать развитию познавательного интереса.

Предварительная работа:

- игры с песком

- лепка из глины

- посадка лука в почву

- проблемная ситуация «Нужен сухой песок. Где его взять?»

- проблемная ситуация «Могут ли животные жить в земле?»

- ТРИЗ метод «маленьких человечков»

- дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

- беседы о пользе песка и глины.

- игра-фантазирование «Для чего нужна глина»

Материал: емкости с песком, глиной, камни, лупы, палочки, банки. Бумага и карандаши. Картинки, фото различных городских построек.

Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Постановка проблемы. Познавательно-исследовательская деятельность.

Педагог вносит в группу фото дома и емкости с песком и глиной:

 – Хочу построить дом-крепость.

Начинает строить дом, а он рассыпается.

- Почему же ничего не выходит?

Дети заняты в центрах развития.

Дети проявляют интерес, любопытство, анализируют, действуют с песком.

Дети высказывают свои предположения.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

- Из чего же строят крепкие дома, крепости?

- Почему же дома из камня самые прочные?

- Как можно это проверить?

Рассмотреть через лупу, из чего состоят песок, глина и камни.

Дети находят в развивающей среде картинки и фото разных домов и построек города, высказывают свои предположения о материале.

Дети анализируют, сравнивают, высказывают свои предположения

3.Практическая (экспериментальная) деятельность.

Опыт «Посадим палочку»: попробовать поочередно посадить палочку в песок и в глину.

-Что происходит?

Опыт «Песочная страна»: предложить слепить домики из сухого и влажного песка и глины, оставить их до высыхания.

Опыт «Что тяжелее?»: насыпать в банку камни и песок и перемешать – камни осядут на дно банки раньше, чем песок.

Моделирование песка, глины и камня «маленькими человечками»

Выполняют действия:

-пробуют поочередно посадить палочку в разные емкости.

-делают выводы.

-лепят домики из сухого и влажного песка и глины.

-рассуждают о свойствах материалов.

-рисуют модели песка, глины и камня с помощью метода «маленьких человечков».

4. Оценка

-Кто может жить в твоем доме?

-Из какого материала ты посоветуешь строить крепкий дом? Почему?

-Чего боится твой дом? Что для него представляет опасность?

-Какой из домов выдержит ливень и жару?

- В каком доме лучше спрятаться от ветра?

Дети анализируют, сравнивают, высказывают свои предположения, делают выводы.

5. Постановка новой проблемы.

Педагог пытается построить дом из камней.

- Камень такой прочный материал. Но почему дом разваливается?

 

Принимают новую тему. Ищут пути решения поставленной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Знакомство со свойствами песка и глины»

Познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песч...

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

технологическая карта НОД - опытно-экспериментальная деятельность «Как построить крепкий дом?» (сравнение свойств песка, камня и глины)

Тема занятия: «Как построить крепкий дом?»  (сравнение свойств песка, камня и глины)Основной вид детской деятельности: игровая, познавательная, исследовательская. Форм...

Конспект образовательной ситуации в старшей группе "Знакомство с качествами и свойствами песка и глины"

:    создать условия  для формирования у детей интереса к  исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной...

Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в подготовительной группе "Свойства песка и глины"

Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в подготовительной группе "Свойства песка и глины"...

конспект по экспериментированию " Свойства воды, камня и песка"

активизировать, экспериментальный, координация....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сравнение свойств песка и глины, их сходство различие»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сравнение свойств песка и глины, их сходство различие»Цель: обогатить знания детей о компонентах неживой пр...