Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Знакомство со свойствами песка и глины»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме
Познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glina-pesok.docx | 74.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию целостной картины мира
Программное содержание: познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.
Словарная работа: сыпучий, рыхлый, вязкая, липкая, пластичная.
Оборудование:
- посылка с мешочками с глиной и песком;
- стаканы с песком и глиной;
- листы бумаги;
- лупы;
- лопаточки или пластиковые маленькие ложечки;
- поднос на каждого ребенка;
- столы с песком и водой;
- картинка замка из кирпича;
- красный кирпич;
- бумажные полотенца для рук.
Ход занятия:
1 часть.
Воспитатель: - Ребята, я получила посылку от Мишки. Он хочет построить себе дом. Мишка просит нас помочь выбрать материал, (достает из посылки мешочки с глиной и песком). Что это?
Дети: - Песок и глина.
Воспитатель: - Сложное задание. Дом должен быть крепким, не рассыпаться, не пропускать воду во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?
Давайте посмотрим картинку дома. Из чего он построен?
Дети: - Из кирпича.
Воспитатель: - Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? (предположения детей).
Дети проходят за столы с песком.
2 часть.
Опыт 1. Что лучше лепиться?
Воспитатель: - Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим, (дети пытаются лепить сухой песок).
Воспитатель: - Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? (сыпучий, рыхлый).
Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? (предположения детей). Проверим.
Дети смачивают водой песок.
Воспитатель: - Куда исчезла вода? (она забралась в песок и спряталась). Какой стал песок?
Дети: - Мокрый.
Воспитатель: - Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.
Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.
Воспитатель: - Как вы думаете, а какая должна быть глина, чтоб из нее можно было лепить?
Дети: - Мокрая, сырая.
Воспитатель: - Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины. Что мы можем сказать про нее, какая она?
Дети: - Сырая, мокрая.
Воспитатель: - Про такую глину говорят - вязкая. Ребята, а что лучше лепится: глина или песок?
Дети: - Глина.
Воспитатель: - Как можно про нее сказать, какая она? (липкая, пластичная).
Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.
Дети моют руки.
Воспитатель: - Как вы думаете, какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? (предположения детей). Проверим.
Опыт 2. Что легче ломается?
Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи.
Воспитатель: - Что случилось с песочными кирпичами?
Дети: - Рассыпались.
Воспитатель: - А глиняные рассыпаются?
Дети: - Нет.
Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.
Воспитатель: - А для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига, (показ красного кирпича).
Дети моют руки.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте рассмотрим песок и глину.
Дети садятся за столы.
Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?
Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, из чего состоит песок? Песок состоит из очень мелких зернышек-песчинок. Как они выглядят? Они очень маленькие, круглые.
Воспитатель: - А из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину?
Как можно проверить?
Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?
В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду.
Воспитатель: - Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.
Воспитатель: - Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему? (Ответы детей). Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные - нет. Молодцы!
Воспитатель: - Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные?
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, Мишка будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал (воспитатель вместе с детьми кладет мешок с глиной в посылку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство со свойствами песка и глины
Это занятие позволяет детям на основе наблюдения, эксперимента, опыта прийти самостоятельно к выводу и закрепить знания о свойствах песка и глины....
Материал на тему "Знакомство со свойствами песка и глины"
Используют материал для экспереминтированию....
«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от ...
«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходи...
Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)
Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство со свойствами песка и глины»
Образовательные задачи: Закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: песке, глине. Учить сравнивать два объекта, выделяя различия (сыпучий – несыпучий, движется, рыхлый &ndash...
Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка».
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при разработке своего методического материала или использования в своей работе уже готовой разработке в знакомстве детей со свойствами песка...