Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Знакомство со свойствами песка и глины»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) по теме

Трошкина Елизавета Алексеевна

Познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glina-pesok.docx74.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию целостной картины  мира

Программное содержание: познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.

Словарная работа: сыпучий, рыхлый, вязкая, липкая, пластичная.

Оборудование:

  • посылка с мешочками с глиной и песком;
  • стаканы с песком и глиной;
  • листы бумаги;
  • лупы;
  • лопаточки или пластиковые маленькие ложечки;
  • поднос на каждого ребенка;
  • столы с песком и водой;
  • картинка замка из кирпича;
  • красный кирпич;
  • бумажные полотенца для рук.

Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель: - Ребята, я получила посылку от Мишки. Он хочет построить себе дом. Мишка просит нас помочь выбрать материал, (достает из посылки мешочки с глиной и песком). Что это?

 Дети: - Песок и глина.

Воспитатель: - Сложное задание. Дом должен быть крепким, не рассыпаться, не пропускать воду во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

Давайте посмотрим картинку дома. Из чего он построен?

Дети: - Из кирпича.

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? (предположения детей).

Дети проходят за столы с песком.

2 часть.

 Опыт 1. Что лучше лепиться?

Воспитатель: - Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок? Проверим, (дети пытаются лепить сухой песок).

Воспитатель: - Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? (сыпучий, рыхлый).

Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? (предположения детей). Проверим.

Дети смачивают водой песок.

Воспитатель: - Куда исчезла вода? (она забралась в песок и спряталась). Какой стал песок?

Дети: - Мокрый.

Воспитатель: - Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.

Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

Воспитатель: - Как вы думаете, а какая должна быть глина, чтоб из нее можно было лепить?

Дети: - Мокрая, сырая.

Воспитатель: - Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины. Что мы можем сказать про нее, какая она?

Дети: - Сырая, мокрая.

Воспитатель: -  Про такую глину говорят - вязкая. Ребята, а что лучше лепится: глина или песок?

Дети: -  Глина.

Воспитатель: -  Как можно про нее сказать, какая она? (липкая, пластичная).

Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

Дети моют руки.

Воспитатель: -  Как вы думаете, какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? (предположения детей). Проверим.

Опыт 2. Что легче ломается?

Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи. 

Воспитатель: -  Что случилось с песочными кирпичами?

Дети: -  Рассыпались.

Воспитатель: -  А глиняные рассыпаются?

Дети: - Нет.

Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.

Воспитатель: -  А для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига, (показ красного кирпича).

Дети моют руки.

Воспитатель: -  Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте рассмотрим песок и глину.

Дети садятся за столы.

Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

Воспитатель: -  Ребята, а вы знаете, из чего состоит песок? Песок состоит из очень мелких зернышек-песчинок. Как они выглядят? Они очень маленькие, круглые.

Воспитатель: -  А из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Воспитатель: -  Ребята, как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину?

Как можно проверить?

Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?

В стаканы помещаются песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду.

Воспитатель: -  Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

Воспитатель: - Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему? (Ответы детей). Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные - нет. Молодцы!

Воспитатель: -  Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные?

Воспитатель: -  Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, Мишка будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал (воспитатель вместе с детьми кладет мешок с глиной в посылку).

C:\Users\Admins\Documents\media\image1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со свойствами песка и глины

Это занятие позволяет детям на основе наблюдения, эксперимента, опыта прийти самостоятельно к выводу и закрепить знания о свойствах песка и глины....

Материал на тему "Знакомство со свойствами песка и глины"

Используют материал для экспереминтированию....

«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от ...

«Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

Актуальность. Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходи...

Самоанализ образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка и глины» (подготовительная группа)

   Мы пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние ...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Знакомство со свойствами песка и глины»

Образовательные задачи: Закрепить первоначальные знания детей об природных материалах: песке, глине. Учить сравнивать два объекта, выделяя различия (сыпучий – несыпучий, движется, рыхлый &ndash...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Знакомство со свойствами песка».

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при разработке своего методического материала или использования в своей работе уже готовой разработке в знакомстве детей со свойствами песка...