Конспект образовательной ситуации в старшей группе "Знакомство с качествами и свойствами песка и глины"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
: создать условия для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_pesok_glina.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонек» г. Надым
Знакомство с качествами и свойствами песка и глины
Конспект образовательной ситуации в старшей группе
Подготовила воспитатель Кузнецова Т.В.
Надым 2019
Тема: Знакомство с качествами и свойствами песка и глины
Возрастная группа: старшая
Направления развития: познавательное, художественно - эстетическое
Приоритетная образовательная область: познавательно – исследовательская деятельность
Технология: ситуация
Тип ситуации: открытие нового знания
Цель: создать условия для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с песком и глиной
Задачи:
Образовательные: 1) познакомить со свойствами песка и глины; 2) формировать умение исследовать свойства природных материалов; 3) учить детей делать выводы, умозаключения;
Развивающие: 1) развивать познавательно – исследовательскую активность через экспериментирование и практическую деятельность; 2) развивать умение отвечать на вопросы полным предложением; 3) развивать творческое воображение при лепке посуды; 4) развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные: воспитывать доброжелательность и взаимовыручку, трудолюбие и аккуратность
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: глиняная посуда, посуда из различных материалов, в том числе пластиковая, атрибуты для чаепития, высушенные шарики из глины, чайник или термос с горячей водой
Раздаточный материал: глина сухая и песок сухой в стаканчиках, вода в стаканчиках, ложечки одноразовые, листочки белой бумаги, клеенки, доски для лепки, палочки деревянные, салфетки, глина пластичная, лупы
Этапы мероп риятия | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в ситуацию
| Мотивировать детей на включение в деятельность | В.: Воспитатель собирает детей около себя. Ребята, вы были в отпуске? Где вы были? Что вы там делали? Вам понравилось? А что понравилось больше всего? В: ребята, я тоже была в отпуске, ездила в город НННН. Там я посетила мастерскую, в которой делают посуду и привезла оттуда подарки. Показываю коробку с песком и сухой глиной В: фотографии сделали на память? Посмотрим? В: ребята, я вас приглашаю на чай, который мы будем пить из красивых чашек Проходят к накрытому столу. На столе нет чашек В: Из чего же нам чай пить? Чашек нет! Как быть? Дети: сделать самим!!! В: хотите попробовать? Сможете? | постановка детской цели: Зачем? | Целеполагание Фиксация затруднения в деятельности Обдумывание и планирование своих действий | Вопросы: Хотите? Сможете? |
Актуализация знаний | Актуализировать знания детей о посуде, о материалах, из которых она изготавливается | В: ребята, как вы думаете, из чего можно делать посуду? Дети: из стекла! Из пластика! И т.д. В: Еще из чего? А почему делают посуду из стекла? А из пластика, как вы думаете, хорошая посуда? А в чем ее опасность? Удобно из пластиковых стаканчиков пить горячий чай? (если возникает затруднение или дети говорят, что из пластикового стаканчика удобно пить чай, налить горячую воду из чайника в стаканчик и дать потрогать. Каким стал стакан? Удобно из него пить? Безопасно?) Выслушиваются все предположения и ответы детей В: ребята, но у нас нет ни стекла, ни пластика. Зато у нас есть песок и глина. Как думаете, можно из этого всего вылепить посуду? Дети: да! Нет! | Предлагают варианты решения проблемы, опираясь на опыт и знания | Мотивация к самостоятельной деятельности | Фиксирование в речи затруднения и его причины |
Затруднение в игровой ситуации | Сформировать мотивационную ситуацию для формирования представлений о песке и глине
| В: ребята, смогли мы договориться? Дети: нет! В: мы не пришли к общему мнению. Может нам стоит проверить наши предположения? Дети: да! В: напомните мне, ребята, что же мы хотели проверить? Дети: можно или нельзя вылепить посуду из песка и глины! В: тогда давайте пройдем в наш экспериментальный центр и попробуем разобраться в этом вопросе | Анализ детьми возникшей ситуации | Умение фиксировать свои затруднения и выявлять их причину | Выявление уровня затруднения |
Открытие нового знания | Организация познавательно – исследовательской деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания; | Дети рассаживаются за столы, на которых расставлено все для опытов В: ребята, давайте разбираться, какими свойствами обладают песок и глина. Для этого предлагаю вам провести опыты Опыт 1 Возьмем стаканчик с песком, аккуратно высыпаем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыпется песок? А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать? Поэтому и говорят, что песок сыпучий, рыхлый. Можно так сказать про глину? Вывод: песок сыпучий, в отличие от глины. Опыт 2 В: Ребята, давайте теперь рассмотрим, из чего состоит песок (из очень маленьких песчинок). На что похожи песчинки? Похожа ли одна песчинка на другую? В: а теперь рассмотрим глину. Видны ли такие песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине - слипшиеся, очень мелкие частички. Чем - то глина похожа на пластилин. Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина - из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу. Опыт 3 Аккуратно нальем воду в стакан с песком. Потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она равномерно распределилась между песчинками. Затем наливаем воду в стакан с глиной. Как впитывается вода, быстро или медленно? (медленно, часть воды остается на поверхности). Для наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и наблюдать, куда быстрее впитывается вода Вывод: вода впиталась в песок, а в глину нет, осталась на поверхности. Опыт 4 Слепим из мокрой глины шарики и колбаски. Затем попробуем слепить шарики из мокрого песка. Какие шарики получились из глины? (прочные). А какие шарики из песка? (их лепить трудно, они ломаются, рассыпаются). Если слепить шарики и высушить их, что с ними произойдет? (песчаные распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими). Вывод: из глины можно лепить разные предметы В: ребята, какие вы молодцы! Столько опытов провели! А как вы думаете, теперь вы сможете вылепить чашки из песка и глины? Дети: отвечают В: ну что же, ребята, давайте пробовать. А для начала немного отдохнем и подвигаемся. Подвижная игра «Песчинки и глина» | Формирование опыта успешного преодоления затруднения | Умение определять способы и средства для достижения цели | Теперь вы знаете как? |
Включение нового знания в систему знаний | Закрепить умение определять свойства глины, активизировать словарь детей | В: Так из какого материала мы слепим чашки для нашего чаепития? Дети: из глины! В: почему? Дети: потому что глина липкая, прочная, не пропускает воду, из нее можно лепить разные предметы В: все верно, ребята! Из глины можно лепить много разных предметов. Но их не сразу можно использовать. После лепки надо обязательно изделия высушить и обжечь в печи. Только тогда глиняное изделие получится по настоящему прочным и прослужит много лет. В: ребята, я вам предлагаю приступить к работе Дети лепят из глины чашки для чаепития В: А теперь, ребята, давайте попробуем налить воду в наши чашки. Что происходит с водой? Д: она не просачивается, остается в чашке В: все верно, молодцы, ребята! | Практическое выполнение задания | Умение действовать по инструкции, контролировать и адекватно оценивать свои действия | Самоконтроль |
Осмысление | Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь | В: ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились? Что мы хотели узнать? Что мы делали с глиной и песком? Смогли мы справиться с задачей? Почему вы смогли это сделать? Вам понравилось? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения?
| Рефлексия (личная оценка) | Умение достигать поставленной цели | Что хотели сделать? Получилось? Почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации в старшей группе по аппликации и прикладному творчеству «Букет цветов для мамы»
Открытое занятие...
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «В поисках динозавров»
Конспект образовательной ситуации в старшей группе по формированию у детей элементарных представлений об эволюции Землию....
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»
Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временные представления через игровые задания....
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Зимние проделки Дюдюки»
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Зимние проделки Дюдюки»...
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Много есть профессий разных, много всяких нужных дел»...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Знакомство со свойствами стекла"
Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Знакомство со свойствами стекла"...
Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе "Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Цветной граттаж»
Тема: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Цветной граттаж»Возрастная группа: подготовительнаяНаправления развития: познавательное, художественно - эстетическоеПриоритетная обра...