Календарно - тематическое планирование по экологической тропе в доу
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)
Обогащение знания детей об объектах и процессах окружающей природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie.docx | 40.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
по экологической тропе в ДОУ
Сентябрь | ||
ТЕМА: «Я садовником родился». (Объект «Цветники»). | Расширять знания детей о цветах, растущих на цветниках. Закрепить название этих цветов, побуждать желание детей рассказывать о внешнем виде, об особенностях строения цветка. Учить детей восхищаться красками природы, создавать благоприятные условия для произрастания растений на территории детского сада; формировать эстетическое восприятие окружающего мира; обратить внимание детей на многообразие удивительных оттенков декоративных растений на клумбе, различные сроки увядания растений; - способствовать бережному отношению к растениям, понимая их важность в экосистеме; - продолжать развивать навыки экологически грамотного ухода за растениями. | |
Тема: «По рябиновой аллее мы пройдемся и рябинушке ласково улыбнемся». (Объект: «Рябиновая аллея»). | Расширять представления детей о растениях ближайшего окружения осенью - рябине; показать ее строение: ствол, ветки, листья, ягоды и др.; - закрепить знания детей о конкретных особенностях рябины, по которым ее можно выделить; рассказать, какую пользу приносят ягоды рябины людям, зверям, птицам. | |
Тема: «Лекарственные растения». (Объект: «Фитоогород»). | - Расширять знания детей о лекарственных растениях; - закрепить название лекарственных растений, растущих на фитоогороде; - формировать умения собирать лекарственные растения (календула); - знакомить, какую пользу приносить это растение; - развивать познавательную активность, творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей; - воспитывать умение и желание активно беречь и защищать природу. | |
Тема: «Водоём» (Объект: «Искусственный водоём») | Ознакомление детей с водоёмом и его обитателями: рыбы, лягушки, насекомые, птицы (утки, цапли), водные растения. Учить детей строить простые причинно – следственные связи. Показать, что на берегу и в воде живут растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Формировать представления детей об осенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать доброе отношение о всему живому, стремиться сохранить природу родного рая. | |
Октябрь | ||
Тема: «Что нам осень принесла». (Объект: «Огород»).
| Закреплять знания детей о конкретных свойствах овощей, называть, какие овощи растут на огороде; - учить детей составлять рассказы о том, как ухаживать за овощами, описывать внешний вид овощей, привлекать детей к познавательно-исследовательской деятельности; - воспитывать желание трудиться и ухаживать за растениями. | |
Тема: «В гости к белоствольной березке». Объект:(«Берёза»).
| - Закрепить знания детей о золотой осени, о характерных особенностях березы в это время года; - способствовать развитию связной речи детей, делиться своими впечатлениями от увиденного, вызывая интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы; - воспитывать умение видеть красоту осенних деревьев, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений. | |
Тема: «Как живёте, муравьишки?» (Объект: «Муравейник»). | Расширять представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника; - закрепить знания детей о муравьях как о насекомых; выделяя характерные признаки; - формировать знания о том, как муравьи готовятся к зиме, обратить внимание детей на муравьиные тропы, развивая умение наблюдать за объектом, делать выводы; - воспитывать бережное отношение к насекомым, чувство восхищения отлаженной жизнью муравейника. | |
ТЕМА: «Яблонька, яблонька, подари нам яблочко». (Объект: «Яблоня». | - Знакомить детей с тем, что осенью созревают фрукты в садах; помочь детям вспомнить, что было на веточках яблони весной; - расширять знания детей о том, что из бело-розовых цветочков появились вкусные, сочные плоды; -развивать коммуникативные способности детей, связную речь; - Воспитывать бережное отношение к плодовым деревьям. | |
Ноябрь | ||
ТЕМА: «Осень в природе». (путешествие по экологической тропе). | - Выявить особенности выбора видового состава растений на территории детского сада; обобщить представления об осени (листья на деревьях и кустарниках опали, трава пожухла, люди убирают листья в кучи); - закрепить навыки определения деревьев (клён, ель, рябина, береза, сосна) без листвы, по описанию; - воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость. | |
ТЕМА: «Вечнозелёные деревья». (Объект: «Ель. Туя»). | - Формировать представление об уникальности строения дерева – туи: его многоствольности, расположении веток и вечнозеленой хвое, красоте этого дерева; - дать детям знания о том, что семенами хвои питаются птицы; - закрепить представление детей о необходимости света, влаги, почвы для роста растения; - развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения; - воспитывать любовь к природе, оберегать дерево от повреждений. Формировать представления о сезонных изменениях в природе; учить замечать изменения, которые происходят с деревьями зимой. Закреплять и углублять знания детей о ели и туе, как представителях хвойных деревьев. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия. Учить различать хвойные деревья по коре, расположению веток, хвое, шишкам. Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева. | |
ТЕМА: «Мудрое дерево». (ОБЪЕКТ: «Сосна»). | - Воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к растениям, уважение и почитание к дереву – долгожителю; - формировать представление о красоте и неповторимости «зеленого мудреца»; - рассмотреть причудливость ствола, стебли, кроны дерева; - развивать у детей навыки ориентирования по плану, потребность оказывать помощь растениям. | |
ТЕМА: «Улетают, улетают в дальние края». (Объект: «Птичья кормушка») | Расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах, о их жизни, на основе наблюдений; - учить детей называть птиц, прилетающих на территорию детского сада, рассказывать об их внешнем виде, особенностях поведения, умение приспосабливаться к среде обитания; - развивать наблюдательность. -воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их. | |
Декабрь | ||
ТЕМА: «Экскурсия по рябиновой аллее» (Объект: «Рябиновая аллея).
| - Формировать представления детей о состоянии деревьев и кустарников зимой, об их приспособлении к изменению условий зимней погоды; - учить различать деревья по стволу и кроне, расширять представления о почках деревьев и их предназначении в жизни деревьев; - вызвать интерес к изменению жизни деревьев участка, развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и вывод; - развивать наблюдательность; - воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы. | |
Тема: «Здравствуй, елочка – зеленая иголочка». Объект: «Сосна. Ель».
| - Закреплять знания детей о еле, определять ее отличия от сосны, называть части деревьев; - развивать умение наблюдать за объектами, делать выводы; - пополнять знания о том, что ель – очень красивое и полезное дерево; - воспитывать бережное отношение к живой природе. | |
Тема: « Птичья столовая». Объект: «Кормушки». | Приобщать детей к заботе об окружающей природе, помогать птицам пережить зиму.
| |
ТЕМА: «Экскурсия по экологической тропе». (Объект: «Экологическая тропа»).
| Формировать представление о зиме как времени года; - учить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе, сравнить зиму с летом (погода, растения); - закреплять знания детей узнавать и называть деревья по стволу, расположению веток, кроне; - способствовать воспитанию любви к родной природе. | |
Январь | ||
ТЕМА: «Экскурсия к старому пню». (Объект: «Старый пень»). | - Выяснить предположительные причины гибели дерева; - закрепить знания детей о переходе воды в твердое состояние; - воспитывать эстетическое восприятие зимней природы, уважительное отношение к старым деревьям, акцентировать внимание на уже прожитую или долгу жизнь. | |
ТЕМА: «Зачем зимой снег». (Объект «Экологическая тропа»). | Закрепить у детей знания основных свойств снега, (цвета, состояния в разную погоду, способность сохранять тепло, очищать воздух, таять в помещении); - дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет для почвы, растений. | |
ТЕМА: «Какие сны снятся растениям?» (Объект: «Цветник»). | Формировать у детей понятия о том, что под снегом находятся растения, они не погибли, они находятся в состоянии покоя. Снег оберегает растения от холода и мороза, чем больше снега, тем теплее растениям и корням деревьев; - воспитывать заботливое отношение к растениям. | |
Февраль | ||
ТЕМА: «Как живёте муравьишки?» (Объект: «Муравейник»). | Формировать у детей понятие, что муравьи живут в муравейнике; напомнить детям, что в этом муравейнике живут черные муравьи. Они все лето утепляли свое жилище, заготавливая пищу; - познакомить детей с тем, что зимой муравьи уходят глубоко в землю под свои муравейники, муравьи выделяют муравьиную кислоту, тем и питаются. Там они будут находиться до весны. Воспитывать желание у детей охранять муравейники, не разорять их. | |
ТЕМА: «Белая береза». (Объект: «Береза»). | Расширять знания детей об особенностях жизни деревьев зимой. Продолжать знакомить детей с особенностями строения берёз(ствол прямой белый с чёрными отметинами, веточки плавно опускаются вниз ). Отметить, что зимой веточки очень хрупкие, ломкие. В воспитывать бережное отношение к деревьям. | |
Тема: «Путешествие к водоёму» Объект: (Искусственный водоём) | Ознакомление детей с водоёмом и его обитателями в зимний период. Формировать представления детей о зимних изменениях в живой и неживой природе. Развивать доброе отношение о всему живому, стремиться сохранить природу родного рая. | |
Тема: «Зима в природе» (Объект «Экологическая тропа») | Выявить особенности выбора видового состава растений на территории детского сада; обобщить представления о зиме (листья на деревьях и кустарниках давно уже нет, трава находится под снегом); - закрепить навыки определения деревьев (клён, рябина, береза) без листвы, по описанию; - воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость. | |
Март | ||
ТЕМА: «Весна, весна на улице». (экскурсия по экологической тропе). | Закрепить у детей представления о весенних изменениях в природе (день удлинятся, ночь укорачивается, солнце ярче пригревает, снег стал рыхлым, темным, появились сосульки, оттепели, лужи); -развивать наблюдательность, коммуникативные способности. | |
ТЕМА: « Воробьиный день». (ОБЪЕКТ «Кормушки»). | - Знакомить детей с поведением птиц весной; - расширять знания детей о птицах, их повадках; - формировать представления о птицах, как живых организмов, которым присуще все признаки живого (движение, питание, дыхание); - развивать интерес к жизни птиц в природе; - воспитывать заботливое отношение к птицам. | |
Тема: «Берёза» Объект «Берёза. Клён». | Продолжать формировать у детей представления о берёзе, о клёне, об их особенностях. Учить отличать деревья друг от друга по кроне, стволу. Воспитывать уважительное и заботливое отношение к деревьям. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения. | |
ТЕМА: «Мать - и – мачеха». (Объект: «Фитоогород»).
| Формировать представление детей о первоцветах; - познакомить детей с одним из первых первоцветов «Мать – и – мачеха»; - уточнить из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения; - закрепить знания детей, что это растение является лекарственным; - воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них. | |
Апрель | ||
ТЕМА: «Увидел скворца – знай: Весна у крыльца». (Объект:«Берёзы со скворечником»). | - Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелетных птицах (грачи, скворцы, журавли), прилет, добывание ими корма, постройка гнезда, выведение и выкармливание птенцов, забота о них; - развивать интерес к жизни птиц в природе, - воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам. | |
Тема: «Бабочки – красавицы» ( Объект: «Цветникк») | Закреплять знания детей о многообразии бабочек: лимонница, крапивница, капустница, об особенностях строения и внешнего вида, их пользе и вреде для природы. Познакомить со стадиями развития бабочки. Формировать представления детей о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями. | |
ТЕМА: «Встреча с дождевым червем». (Объект: «Рябины»). | Продолжать знакомить детей с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность к почвенной среде; - расширять знания детей о том, что дождевые черви появляются на поверхности после дождя в теплую погоду; - дать детям понятие о том, что дождевые черви приносят пользу, их нельзя уничтожать. | |
Тема: «На огород к хозяйке Редиске». (Объект: «Огород») | Продолжать знакомить детей с работой людей на огороде с наступление весны, закреплять навыки посева семян редиски, моркови (лука), способы ухода за всходами. Выяснить значение тепла и влаги для прорастания семян. Закрепить знания детей о пользе овощей для здоровья человека. | |
Май | ||
ТЕМА: «Посадка цветочной рассады». (Объект «Цветники») | - Развивать бережное отношение к природному окружению, интерес к природе, выращиванию декоративных растений; - формировать понятие о жизненном цикле растения (от семени до бутона), рассматривая строения корневой у ростков; - формировать желание оказывать посильную помощь взрослым в трудовой экологической деятельности; - закрепить названия весенних цветущих растений, правила ухода за ними во время посадки и полива. | |
ТЕМА: «Учим Незнайку горох сажать». (Объект «Огород»). | Уточнить представления детей о том, что растения вырастают из семян; - Научить узнавать семена гороха; - закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха: ( земля, вода, свет, тепло); - учить сажать проросший горох: сделать углубление, правильно вложить горох, присыпать землей, полить из лейки с ситечком; - воспитывать интерес к выращиванию овощей. | |
ТЕМА: «Одуванчик золотой – солнышка сынок родной». (Объект «экологическая тропа»). | - Знакомить детей с представителем растительного мира – одуванчиком: местами его произрастания, внешним видом, пользе приносимой людям; - формировать бережное отношение к растениям; - развивать коммуникативные способности детей; воспитывать любовь к природе. | |
ТЕМА: «Яблоня в цвету». (Объект «Яблоня»). | - Обратить внимание детей на цветущую яблоню; - определить, какие цветы украшают яблоню; - объяснить, что из этих цветов появятся сначала маленькие яблочки, затем осенью вырастут большие сладкие яблоки. развивать умение детей любоваться красотой цветущего дерева. | |
Июнь | ||
ТЕМА:«Ветер , ветер, ты могуч». (Объект «Берёза»). | Знакомить детей с явлениями неживой природы, с различной силой ветра, показывая роль ветра в жизни природы и человека. Привлекать детей к экспериментальной деятельности. Воспитывать в детях желание наблюдать, делать выводы, рассуждать. | |
ТЕМА: «Лекарственные растения». (Объект «Фитоогород»). | Пополнять знания детей о лекарственных травах, растущих на фитоогороде( крапива, мята, календула, полынь, цикорий, подорожник); - учить детей различать и называть растения; - формировать представления о правилах сбора, хранения и применения; - развивать любознательную активность детей, коммуникативные способности; - побуждать детей к познавательной деятельности. | |
ТЕМА: «В гостях у пчелки». (Объект «Цветник»). | Формировать представления детей о том, как пчелы приспособились к окружающей среде (делают запасы на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями: пьют нектар, опыляют; - познакомить с продуктами пчеловодства (мед, воск), их ценными свойствами; - развивать любознательное отношение к природе; Воспитывать доброе отношение к насекомым. | |
ТЕМА: «Дружный муравейник». (Объект «Муравейник»). | Расширять представления детей об экологических связях в природе на примере муравейника; - закреплять знания детей о муравьях, как насекомых, выделяя характерные признаки; - рассмотреть муравьиные дорожки, ходы, процесс поиска, и перетаскивание пищи, показывая роль муравьев, как санитаров природы и уничтожителей вредных насекомых; - формировать правила поведения детей вблизи муравейника, понимания недопустимости разорения муравейника, привычку оберегать этих маленьких тружеников, вызывая у детей восхищение и удивление поведению муравьев и жизнью муравейника; - воспитывать интерес к исследовательской работе; - учить детей не причинять вреда полезным насекомым. | |
Июль | ||
ТЕМА: «У цветочной клумбы». (Объект «Цветник»). | Продолжать знакомить детей с цветами, растущими на клумбах; - закреплять представления о строение цветка: стебель, листья, цвет; - уточнять знания детей о том, какие условия необходимы для роста и развития растений (земля, тепло, вода); - учить детей правилам ухода за растениями; - воспитывать любовь к природе, заботливому отношению ко всему живому. | |
ТЕМА : «Пернатые друзья». (Объекты «Берёза», «Рябина», «Сосна», «Туя», «Ель»). | Формировать у детей целостное представления о природном сообществе, о том, что летом птицам не голодно, они питаются насекомыми, семенами растений. Закреплять знания детей о птицах ,узнавать по внешнему виду, называть птиц, прилетающих на участок детского сада. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них. | |
Тема: «Белоствольная берёза» Объект: «Берёза». | Закрепить знания детей о лете, о характерных особенностях березы в это время года; - способствовать развитию связной речи детей, делиться своими впечатлениями от увиденного, вызывая интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы; - воспитывать умение видеть красоту деревьев в летний период, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений. | |
Тема: «Водоём» (Объект: «Искусственный водоём») | Закрепление знаний детей о водоёме и его обитателях: рыбах, лягушках, насекомых, птицах (утки, цапли), водных растений. Учить детей строить простые причинно – следственные связи. Показать, что на берегу и в воде живут растения и животные, которые не могут обходиться без воды. Формировать представления детей о летних изменениях в живой и неживой природе. Развивать доброе отношение ко всему живому, стремиться сохранить природу родного рая. | |
Август | ||
ТЕМА: «Экскурсия к яблоньке». (Объект: «Яблоня». | Закрепить знания детей о том, что летом созревают фрукты в садах; помочь детям вспомнить, что было на веточках яблони весной; - расширять знания детей о том, что из бело-розовых цветочков появились вкусные, сочные плоды; -развивать коммуникативные способности детей, связную речь; - Воспитывать бережное отношение к плодовым деревьям. | |
Тема: «Знатоки природы». Объект «Экскурсия по экологической тропе»). | Обобщать полученные знания детей о живой и неживой природе. Развивать мыслительные навыки: обобщение, систематизация, потребность проявлять заботу о растительном и животном мире. Формировать познавательные умения: задавать вопросы, доказывать, рассуждать, иметь целостное представление о природном сообществе; Актуализировать представление о растениях и насекомых, внешнем облике и образе жизни растений и насекомых на участке. Формировать представления о развитии корневой системы растений. Развивать представление о том, как растения переносят суровые условия зимы, воспитывать бережное отношение к природе. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию (подготовительная к школе группа)
Календарно-тематическое планирование включает в себя работу с детьми в разных областях (познание, художественное творчество, коммуникация, труд). Я постаралась раскрыть все темы экологического воспита...
Календарно тематическое планирование по экологическому кружку «Юный эколог»
Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и ориентирована на сложившиеся традиции группы.Предлагаемая программа представ...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ»...
Перспективное и календарно – тематическое планирование по экологическому воспитанию детей старшей группы на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».
В данном докумкнте представлено перспективное и календарно-тематическое планирование, а так же ожидаемые результаты освоения программы по экологическому воспитанию для старшей группы на основе програм...
Календарное планирование по экологической тропе средней группы
Планирование посещения экологической тропы с детьми и ее объекты....
Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию дошкольников
Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию дошкольников...
Календарно- тематическое планирование по проекту «Экологическая тропа в детском саду»
Разработка календарно-тематического планирования по проекту "Экологической тропы" (апрель-декабрь)...