Перспективное и календарно – тематическое планирование по экологическому воспитанию детей старшей группы на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
В данном докумкнте представлено перспективное и календарно-тематическое планирование, а так же ожидаемые результаты освоения программы по экологическому воспитанию для старшей группы на основе программы С.Н. Николаевой "Юный эколог".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное и календарно – тематическое планирование по экологическому воспитанию детей старшей группы на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Перспективно-тематический план для детей 5-6 лет.
№ | Раздел, темы | Количество занятий |
1 | Раздел: Неживая природа | 7 |
1.1 | Тема: Сезоны. | 7 |
2 | Раздел: Живая природа | 26 |
2.1 | Тема: Многообразие растений и их связь со средой обитания. | 3 |
2.2 | Тема: Многообразие животных и их связь со средой обитания. | 11 |
2.3 | Тема: Жизнь растений и животных в сообществе. | 4 |
2.4 | Тема: Взаимодействие человека с природой. | 8 |
ВСЕГО: | 33 часа |
Дети старшей группы
Должны знать:
- названия и последовательность времён года, месяцы года, дни недели;
-.сезонные изменения в жизни растений, их пользе для человека;
- названия комнатных растений в зелёном уголке и правила ухода за ними;
- сезонные изменения в жизни диких животных;
- элементарные правила гигиены.
Должны уметь:
- фиксировать в календаре природы свои наблюдения за неживой природой с помощью условных обозначений;
- ухаживать за комнатными растениями;
- ухаживать за аквариумными рыбками;
- заботится о своём здоровье.
Иметь представление:
- о смене времён года и их характерных признаках;
- о структуре и содержании календаря природы;
Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности для старшей группы.
№ п/п | Месяц | Тема | Задачи | Форма проведения | Методическое обеспечение и дидактический материал | Сопутствующие формы работы |
Неживая природа | ||||||
1 | Сентябрь | «Как заполнять календарь природы?» | Познакомить детей со структурой и содержанием календаря природы, условными обозначениями. | занятие | Календарь природы, белая бумага на каждого, фломастеры. | Наблюдения за погодой. |
2 | Сентябрь | «Делаем книгу «Приключения мышонка Пика»» | Дать детям представление о строении книги, о людях, создающих книгу; объяснить, что книгу можно сделать самим.. | комплексное занятие | Книга В. Бианки «Мышонок Пик», магнитофон, принадлежности для рисования, трафареты мышонка, клетка с хомяком. | Предварительное чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик». |
3 | Сентябрь | «Экскурсия в библиотеку» | Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг; работой библиотекаря и правилами пользования библиотекой | Экскурсия | Портрет В.Бианки,самодельная книга. | Пользование мини библиотекой в детском саду, создание самодельных книг. |
4 | Сентябрь | «Овощи и фрукты на нашем столе» | Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов нашего края, о способах их употребления в пищу и пользе для здоровья. | занятие | Натуральные овощи и фрукты; принадлежности для приготовления салата; картины «Сад», «Огород». | Специальное меню на обед (салат витаминный, овощной суп, овощное рагу или солянка, компот из свежих фруктов). |
5 | Сентябрь | «Как человек охраняет природу» | Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, о заповедниках, о Красной книге. | Занятие | Красная книга, изображения местных охраняемых растений. | Выставка книг о заповедниках РО. |
6 | Октябрь | «Растения в нашем уголек природы» | Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новыми растениями, учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры. | занятие | Плакаты «Растения», игрушка – растение (Ёлочка), кузовок с красными кружочками – ягодами. | Уход за растениями в уголке природы, наблюдение за ними. |
7 | Октябрь | «Корова и коза – домашние животные» | Формировать обобщённое представление о домашних животных (корова и коза), о пользе, приносимой ими человеку, о правилах ухода за ними. | занятие | Картины о корове и козе. | Просмотр познавательных видеороликов и чтение рассказов о корове и козе. |
8 | Октябрь | «Для чего животным хвосты?» | Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой. | занятие | Книга В. Бианки «Хвосты», картинки с изображением животных, о которых идёт речь в сказке; шапочки и хвосты для разыгрывания ролей в инсценировке | Наблюдение за мухами, чтение книг познавательного содержания. |
9 | Ноябрь | «Жизнь хомяка в природе» | Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни в естественных природных условиях, дать представление о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе:; уточнить представление о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверёк, условия для жизни которого создаёт человек. | занятие | Картины «Семья хомяков», «Хомяки и сова», модель маскировки (рис. 6, ццв. вклейка), рисунок – схема норы (рис. 7, ццв. вклейка). | Наблюдение за хомяком в уголке природы. |
10 | Ноябрь | «Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме» | Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме. | занятие | Картины «Белки осенью», «Белки». | Чтение литературных произведений о белке и медведе. |
11 | Ноябрь | «Лошадь и овца-домашние животные» | Формировать у детей обобщённое представление о том, что лошадь и овца – домашние животные; закреплять представление о том, что корова и коза – домашние животные. | занятие | Картины «Конющня», «Вывоз сена на лошади», «Овцы на пастбище», «Стрижка овец».
| Просмотр познавательных видеороликов и чтение рассказов о лошади и овце. |
12 | Ноябрь | «Уходит золотая осень» | Уточнять представления детей об осени, когда всё в природе именяется. | Комплексное занятие | Игрушка мышонка, три страницы календаря, 2-3 репродукции картин об осени известных художников, рассказы В. Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся…». | Наблюдение за осенними признаками, разучивание стихов об осени. |
13 | Декабрь | «Золотые рыбки-декоративные домашние рыбки» | Уточнить представления детей об отличии живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличия от карасей и декоративного назначения. | занятие | Картинки с изображением различных видов золотых рыбок и карасей. | Наблюдение за аквариумными рыбками. |
14 | Декабрь | «Письма заболевшим детям» | Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребёнок выглядит красиво. | Комплексное занятие | Кукла Айболит, книгп К.Чуковского «Айболит», зеркало. | Беседы о ЗОЖ, личной гигиене. |
15 | Декабрь | «Станем юными защитниками природы» | Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать доброжелательное отношение к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели. | занятие | Рус.народ.сказка «Лиса, заяц и петух», игрушечная ель, принадлежности для рисования, «Панорама добрых дел» (рис.9, цв. вклейка), плакат понятного для детей содержания. | Рассматривание различных плакатов о природе. Разбор поведенческих ситуаций. |
16 | «Как лесные звери-белка, заяц, медведь, лиса- проводят зиму в лесу» | Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время. | занятие | Картины «Белки спасаются от куницы», «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога», рассказ В.Бианки «Голубой зверёк», игрушечный зайчик. | Наблюдение за природой зимой. | |
17 | Январь | «Что за зверь!» | Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты. | Комплексное занятие | Рассказ Е.Чарушина «Что за зверь!», принадлежности для рисования. | Наблюдения за природой на прогулке «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы». |
Живая природа. | ||||||
18 | Январь | «Лес- это дом для многих жильцов» | Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории. | Комплексное занятие | Картины о зимнем лесе, знакомые детям; новая картина «Волчья стая зимой»; произведение В. Бианки «Снежная книга» | Наблюдения «Как птицы летают?», «»Когда птицы бывают заметны? |
19 | Февраль | «Как люди помогают лесным обитателям» | Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности. | занятие | Картины «Лоси в зимнем лесу», «Помощь зимующим птицам», «Зимняя подкормка диких животных», игрушка – синичка Зинька | Наблюдение «Чем мы кормим наших птиц и что они особенно любят?» |
20 | Февраль (12 ое) | «Творчеству Виталия Бианки посвящается» | Познакомить с биографией В.Бианки, расширить знания о его творчестве; воспитывать любовь и бережное отношение к природе на материале его произведений. | праздник | Оформить зал: портрет писателя, фотографии из биографии, плакаты с его высказываниями, выставка книг В. Бианки и книжек – самоделок. | Подготовка инсценировки к сказке «Хвосты», разучивание игры- сказки «Лис и мышонок». |
21 | Февраль | «Прошла зима холодная» | Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе; побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности. | Комплексное занятие | 3 страницы календаря природы; знакомые детям картины, посвящённые жизни лесных животных зимой, принадлежности для рисования. | Наблюдение за птицами в уголке природы и оформление календаря наблюдения за птицами. Оформление выставки «Зимушка-зима». |
22 | Март | «Наши четвероногие друзья» | Формировать у детей представления о том, что собака - умное домашнее животное, её можно дрессировать, её используют на разных службах; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение, умение правильно обращаться с ними. | занятие | Картины «Собака со щенками», «Дрессировочная площадка», «Охрана границ», «Собачья упряжка», «Овцы на пастбище», цветные иллюстрации с изображением собак разных пород. | Наблюдение за собаками. |
23 | Март | «Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке» | Воспитывать доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в подарке ярких впечатлений о природе; познакомить детей с произведениями искусства, в которых запечатлена собака. | Комплексное занятие | Принадлежности для рисования. | Выставка из простых по форме и рисунку предметов, украшенных орнаментом, экспозиция о собаках. |
24 | Март | «Как люди заботятся о своем здоровье весной» | Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что организм надо укреплять. | занятие | Кукла Айболит, грузовик с красным крестом, сушеные ягоды, отвар шиповника, лимон, чёрная смородина, протёртая с сахаром, чеснок. | |
25 | Март | «Сравним кошку с собакой» | Уточнить представления детей о кошке как домашнем животном. Сравнить поведение кошки и собаки. | занятие | Игрушка кошка, портреты кошки и собаки, игрушки для котёнка. | Наблюдения за кошкой и собакой. Игры с Мягкими игрушками в группе |
26 | Апрель | «Весна в жизни лесных зверей» | Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время. | занятие | Картинный материал, худож. слово | Выставка картин из серии «Картины из жизни диких животных» |
27 | Апрель | «Люблю березку русскую» | Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада. Учить различать берёзу среди других деревьев на участке детского сада. | Вечер досуга | худож. слово, дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод «Берёзка» | Разучивание хороводных песен о «Во поле берёза стояла» и др.; стихи о берёзе. |
28 | Апрель | «Береги деревянные предметы» | Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом; познакомить с богородской резной игрушкой. | Комплексное занятие | Коробка с деревянными игрушками, спилы дерева, предметы быта из дерева. | Выставка картинок с изображением богородской резной игрушки. |
29 | Апрель | «Юные любители природы» | Воспитывать бережное отношение к природе; показать важность всех существ на Земле. | праздник | Географическая карта мира или глобус. | Наблюдения на прогулке. Выставка рисунков на тему «Земля – наш дом». Разучивание танцев, песен, сценок. |
30 | Апрель | «Бережно относимся к бумаге» | Познакомить детей с разными видами бумаги и её назначением. | Комплексное занятие | Разные виды бумаги и изделия из неё, принадлежности для рисования. | Просмотр видеофильма о процессе изготовления бумаги. |
31 | Май | «Весна в лесу» | Познакомить детей с весенними явлениями природы в лесу, показать что лес –это ярусное сообщество. | Экскурсия в лес (парк) | Наблюдение за одуванчиком. Подготовка к экскурсии. | |
32 | Май | «Идем на пруд» | Познакомить детей с прудом – природным водоёмом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения. | Экскурсия на пруд. | Подготовка к экскурсии. | |
33 | Май | «Весна кончается – лето начинается» | Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни. | Комплексное занятие | Календарь природы за 3 месяца, репродукции картин о весне, принадлежности для рисования. | Наблюдения за природой в весенний период. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по гендерному воспитанию в старшей группе.
Представлено подробное планирование по работе с детьми и родителями на учебный год в соответствии с программой Детство....
Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию (подготовительная к школе группа)
Календарно-тематическое планирование включает в себя работу с детьми в разных областях (познание, художественное творчество, коммуникация, труд). Я постаралась раскрыть все темы экологического воспита...
Комплексно-тематическое планирование по экологическому воспитанию в старшей группе
Комплексно-тематическое планирование по экологическому воспитанию разработано для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС. На рассмотрение отдельной темы отводит...
Календарно-тематическое планирование на неделю для детей старшей группы на тему "Осень"
В данном документе представлены материалы по организации совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей; организация предметно-развивающей среды для самостоятел...
Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста
Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста...
Календарно-тематическое планирование работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшей группы
Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Календарно-тематическое планирование работы по экологическому воспитанию детей старшей группы
Перспективное планирование по экологии в старшей группе...