Перспективное и календарно – тематическое планирование по экологическому воспитанию детей старшей группы на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

В данном докумкнте представлено перспективное и календарно-тематическое планирование, а так же ожидаемые результаты освоения программы по экологическому воспитанию для старшей группы на основе программы С.Н. Николаевой "Юный эколог".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное и календарно – тематическое планирование по экологическому воспитанию детей старшей группы на основе программы С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Перспективно-тематический план для детей 5-6 лет.

Раздел, темы

Количество занятий

1

Раздел: Неживая природа

7

1.1

Тема: Сезоны.

7

2

Раздел: Живая природа

26

2.1

Тема: Многообразие растений и их связь со средой обитания.

3

2.2

Тема: Многообразие животных и их связь со средой обитания.

11

2.3

Тема: Жизнь растений и животных в сообществе.

4

2.4

Тема: Взаимодействие человека с природой.

8

ВСЕГО:

33 часа

 Дети старшей группы

Должны знать:

- названия и последовательность времён года, месяцы года, дни недели;

-.сезонные изменения в жизни растений, их пользе для человека;

- названия комнатных растений в зелёном уголке и правила ухода за ними;

- сезонные изменения в жизни диких животных;

- элементарные правила гигиены.

Должны уметь:

- фиксировать в календаре природы свои наблюдения за неживой природой с помощью условных обозначений;

- ухаживать за комнатными растениями;

- ухаживать за аквариумными рыбками;

- заботится о своём здоровье.

Иметь представление:

- о смене времён года и их характерных признаках;

- о структуре и содержании календаря природы;

Календарно – тематическое планирование образовательной деятельности для старшей группы.

п/п

Месяц

Тема

Задачи

Форма проведения

Методическое обеспечение и дидактический материал

Сопутствующие формы работы

Неживая природа

1

Сентябрь

«Как заполнять календарь природы?»

Познакомить детей со структурой и содержанием календаря природы, условными обозначениями.

занятие

Календарь природы, белая бумага на каждого, фломастеры.

Наблюдения за погодой.

2

Сентябрь

«Делаем книгу «Приключения мышонка Пика»»

Дать детям представление о строении книги, о людях, создающих книгу; объяснить, что книгу можно сделать самим..

комплексное занятие

Книга В. Бианки «Мышонок Пик», магнитофон, принадлежности для рисования, трафареты мышонка, клетка с хомяком.

Предварительное чтение книги В. Бианки «Мышонок Пик».

3

Сентябрь

«Экскурсия в библиотеку»

Познакомить детей с библиотекой – учреждением, в котором имеется собрание книг; работой библиотекаря и правилами пользования библиотекой

Экскурсия

Портрет В.Бианки,самодельная книга.

Пользование мини библиотекой в детском саду, создание самодельных книг.

4

Сентябрь

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Уточнять представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов нашего края, о способах их употребления в пищу и пользе для здоровья.

занятие

Натуральные овощи и фрукты; принадлежности для приготовления салата; картины «Сад», «Огород».

Специальное меню на обед (салат витаминный, овощной суп, овощное рагу или солянка, компот из свежих фруктов).

5

Сентябрь

«Как человек охраняет природу»

Дать детям представление о том, как люди заботятся о природе, о заповедниках, о Красной книге.

Занятие

Красная книга, изображения местных охраняемых растений.

Выставка книг о заповедниках РО.

6

Октябрь

«Растения в нашем уголек природы»

Уточнить представления детей о 4-5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни; познакомить с новыми растениями, учить распознавать влаголюбивые и засухоустойчивые экземпляры.

занятие

Плакаты «Растения», игрушка – растение (Ёлочка), кузовок с красными кружочками – ягодами.

Уход за растениями в уголке природы, наблюдение за ними.

7

Октябрь

«Корова и коза – домашние животные»

Формировать обобщённое представление о домашних животных (корова и коза), о пользе, приносимой ими человеку, о правилах ухода за ними.

занятие

Картины о корове и козе.

Просмотр познавательных видеороликов и чтение рассказов о корове и козе.

8

Октябрь

«Для чего животным хвосты?»

Дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста), о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой.

занятие

Книга В. Бианки «Хвосты», картинки с изображением животных, о которых идёт речь в сказке; шапочки и хвосты для разыгрывания ролей в инсценировке

Наблюдение за мухами, чтение книг познавательного содержания.

9

Ноябрь

«Жизнь хомяка в природе»

Познакомить детей со степью – местом обитания хомяка, с образом жизни в естественных природных условиях, дать представление о приспособленности строения тела и поведения хомяка к самостоятельной жизни в природе:; уточнить представление о том, что хомяк в природе – это дикое животное, а хомяк в уголке природы – это прирученный зверёк, условия для жизни которого создаёт человек.

занятие

Картины «Семья хомяков», «Хомяки и сова», модель маскировки (рис. 6, ццв. вклейка), рисунок – схема норы (рис. 7, ццв. вклейка).

Наблюдение за хомяком в уголке природы.

10

Ноябрь

«Как лесные звери – медведь и белка – готовятся к зиме»

Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме.

занятие

Картины «Белки осенью», «Белки».

Чтение литературных произведений о белке и медведе.

11

Ноябрь

«Лошадь и овца-домашние животные»

Формировать у детей обобщённое представление о том, что лошадь и овца – домашние животные; закреплять представление о том, что корова и коза – домашние животные.

занятие

Картины «Конющня», «Вывоз сена на лошади», «Овцы на пастбище», «Стрижка овец».

 

Просмотр познавательных видеороликов и чтение рассказов о лошади и овце.

12

Ноябрь

«Уходит золотая осень»

Уточнять представления детей об осени, когда всё в природе именяется.

Комплексное занятие

Игрушка мышонка, три страницы календаря, 2-3 репродукции картин об осени известных художников, рассказы В. Бианки «Готовятся к зиме», «Прячутся…».

Наблюдение за осенними признаками, разучивание стихов об осени.

13

Декабрь

«Золотые рыбки-декоративные домашние рыбки»

Уточнить представления детей об отличии живых рыб от игрушечных, об особенностях строения и поведения золотых рыбок, их отличия от карасей и декоративного назначения.

занятие

Картинки с изображением различных видов золотых рыбок и карасей.

Наблюдение за аквариумными рыбками.

14

Декабрь

«Письма заболевшим детям»

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание, что здоровый ребёнок выглядит красиво.

Комплексное занятие

Кукла Айболит, книгп К.Чуковского «Айболит», зеркало.

Беседы о ЗОЖ, личной гигиене.

15

Декабрь

«Станем юными защитниками природы»

Учить детей отличать хорошие, добрые поступки от иных; воспитывать доброжелательное отношение к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать; познакомить с жанром плаката, учить создавать плакаты на тему бережного отношения к ели.

занятие

Рус.народ.сказка «Лиса, заяц и петух», игрушечная ель, принадлежности для рисования, «Панорама добрых дел» (рис.9, цв. вклейка), плакат понятного для детей содержания.

Рассматривание различных плакатов о природе. Разбор поведенческих ситуаций.

16

«Как лесные звери-белка, заяц, медведь, лиса- проводят зиму в лесу»

Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные; зима – для всех трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время.

занятие

Картины «Белки спасаются от куницы», «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога», рассказ В.Бианки «Голубой зверёк», игрушечный зайчик.

Наблюдение за природой зимой.

17

Январь

«Что за зверь!»

Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.

Комплексное занятие

Рассказ Е.Чарушина «Что за зверь!», принадлежности для рисования.

Наблюдения за природой на прогулке «Какие птицы прилетают на кормушку?», «Ищем птичьи следы».

Живая природа.

18

Январь

«Лес- это дом для многих жильцов»

Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории.

Комплексное занятие

Картины о зимнем лесе, знакомые детям; новая картина «Волчья стая зимой»; произведение В. Бианки «Снежная книга»

Наблюдения «Как птицы летают?», «»Когда птицы бывают заметны?

19

Февраль

«Как люди помогают лесным обитателям»

Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности.

занятие

Картины «Лоси в зимнем лесу», «Помощь зимующим птицам», «Зимняя подкормка диких животных», игрушка – синичка Зинька

Наблюдение «Чем мы кормим наших птиц и что они особенно любят?»

20

Февраль (12 ое)

«Творчеству Виталия Бианки посвящается»

Познакомить с биографией В.Бианки, расширить знания о его творчестве; воспитывать любовь и бережное отношение к природе на материале его произведений.

праздник

Оформить зал: портрет писателя, фотографии из биографии, плакаты с его высказываниями, выставка книг В. Бианки и книжек – самоделок.

Подготовка инсценировки к сказке «Хвосты», разучивание игры- сказки «Лис и мышонок».

21

Февраль

«Прошла зима холодная»

Уточнить представления детей о зиме как сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе; побуждать к отражению их собственных впечатлений от зимней природы в изобразительной деятельности.

Комплексное занятие

3 страницы календаря природы; знакомые детям картины, посвящённые жизни лесных животных зимой, принадлежности для рисования.

Наблюдение за птицами в уголке природы и оформление календаря наблюдения за птицами. Оформление выставки «Зимушка-зима».

22

Март

«Наши четвероногие друзья»

Формировать у детей представления о том, что собака  - умное домашнее животное, её можно дрессировать, её используют на разных службах; воспитывать интерес к этим животным, бережное отношение, умение правильно обращаться с ними.

занятие

Картины «Собака со щенками», «Дрессировочная площадка», «Охрана границ», «Собачья упряжка», «Овцы на пастбище», цветные иллюстрации с изображением собак разных пород.

Наблюдение за собаками.

23

Март

«Подарок дорогому человеку: маме, бабушке, сестренке»

Воспитывать доброе отношение к близким людям; побуждать к отражению в подарке ярких впечатлений о природе; познакомить детей с произведениями искусства, в которых запечатлена собака.

Комплексное занятие

Принадлежности для рисования.

Выставка из простых по форме  и рисунку предметов, украшенных орнаментом, экспозиция о собаках.

24

Март

«Как люди заботятся о своем здоровье весной»

Уточнить представления детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; объяснить, что организм надо укреплять.

занятие

Кукла Айболит, грузовик с красным крестом, сушеные ягоды, отвар шиповника, лимон, чёрная смородина, протёртая с сахаром, чеснок.

25

Март

«Сравним кошку с собакой»

Уточнить представления детей о кошке как домашнем животном. Сравнить поведение кошки и собаки.

занятие

Игрушка кошка, портреты кошки и собаки, игрушки для котёнка.

Наблюдения за кошкой и собакой. Игры с Мягкими  игрушками в группе

26

Апрель

«Весна в жизни лесных зверей»

Уточнять и расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время.

занятие

Картинный материал, худож. слово

Выставка картин из серии «Картины из жизни диких животных»

27

Апрель

«Люблю березку русскую»

Продолжать учить различать и называть деревья. Познакомить детей с деревьями, растущими на территории детского сада. Учить различать берёзу среди других деревьев на участке детского сада.

Вечер досуга

худож. слово, дидактическая игра «С чьей ветки детки», хоровод «Берёзка»

Разучивание хороводных песен  о  «Во поле берёза стояла» и др.; стихи о берёзе.

28

Апрель

«Береги деревянные предметы»

Дать детям представление о том, что дерево является важным строительным материалом; познакомить с богородской резной игрушкой.

Комплексное занятие

Коробка с деревянными игрушками, спилы дерева, предметы быта из дерева.

Выставка картинок с изображением богородской резной игрушки.

29

Апрель

«Юные любители природы»

Воспитывать бережное отношение к природе; показать важность всех существ на Земле.

праздник

Географическая карта мира или глобус.

Наблюдения на прогулке. Выставка рисунков на тему «Земля – наш дом». Разучивание танцев, песен, сценок.

30

Апрель

«Бережно относимся к бумаге»

Познакомить детей с разными видами бумаги и её назначением.

Комплексное занятие

Разные виды бумаги и изделия из неё, принадлежности для рисования.

Просмотр видеофильма о процессе изготовления бумаги.

31

Май

«Весна в лесу»

Познакомить детей с весенними явлениями природы в лесу, показать что лес –это ярусное сообщество.

Экскурсия в лес (парк)

Наблюдение за одуванчиком. Подготовка к экскурсии.

32

Май

«Идем на пруд»

Познакомить детей с прудом – природным водоёмом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения.

Экскурсия на пруд.

Подготовка к экскурсии.

33

Май

«Весна кончается – лето начинается»

Уточнить и обобщить представление детей о весне как о сезоне, когда в природе быстро меняются условия жизни.

Комплексное занятие

Календарь природы за 3 месяца, репродукции картин о весне, принадлежности для рисования.

Наблюдения за природой в весенний период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по гендерному воспитанию в старшей группе.

Представлено подробное планирование по работе с детьми и родителями на учебный год в соответствии с программой Детство....

Календарно-тематическое планирование по экологическому воспитанию (подготовительная к школе группа)

Календарно-тематическое планирование включает в себя работу с детьми в разных областях (познание, художественное творчество, коммуникация, труд). Я постаралась раскрыть все темы экологического воспита...

Комплексно-тематическое планирование по экологическому воспитанию в старшей группе

Комплексно-тематическое планирование по экологическому воспитанию разработано для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС. На рассмотрение отдельной темы отводит...

Календарно-тематическое планирование на неделю для детей старшей группы на тему "Осень"

В данном документе представлены материалы по организации совместной деятельности взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей; организация предметно-развивающей среды для самостоятел...

Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста

Перспективное календарно-тематическое планирование коррекционной работы для детей старшего возраста...

Календарно-тематическое планирование работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшей группы

Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...