Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей группе (с сентября по май)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Григорова Нина Ивановна

Представлен план образовательной работы на каждую неделю указанного периода. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей группе (с сентября по май)

Подготовила: Григорова Н.И., воспитатель

СЕНТЯБРЬ

1 неделя:

Утро: Дидактические игры: «Найди, что покажу», «Найди, что назову»

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Посмотреть на небо, отметить какое оно? (чистое, голубое, серое, тучи на небе).
  2. Отметить состояние погоды (дождливая, ненастная, солнечная, ветренная).
  3. Рассмотреть осенние цветы на клумбе (астры, бархатцы).Учить различать стебель, листья, цветок.

Труд в природе: Сбор семян бархатцев.

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Ветер-ветерок».

II половина дня:

Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», заклички о солнце, дождике, ветре.

Работа в уголках природы: Полив комнатных растений, внесение астры или бархатцев с участка в группу.

II неделя:

Утро: Дидактические игры: «Да или нет», «Куда спрятался котенок?»

Занятие: Наблюдение за кошкой [4, с 26], работа с кубиками («кошка», «мяу»).

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом). Опыт по выявлению солнечных лучей: мокрые резиновые мячики выносятся на солнце, дети наблюдают, как мячи высыхают.
  2. Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).
  3. Знакомство с березой. Обратить внимание, что дерево высокое и , чтобы его рассмотреть, надо высоко поднять голову. Потрогать белый ствол березы, рассмотреть листочки.

Труд в природе: Собрать букет из опавших березовых листьев.

Подвижные игры: «Найди листок, какой покажу», «Кот и мыши», «1, 2, 3 – к березе беги».

II половина дня:

Чтение художественной литературы: песенки-потешки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота», загадки о кошках, сказка «Почему кот моется после еды?» (литовская).

Работа в уголке природы: поместить модели строения тела котенка (хвост, уши, четыре ноги, мордочка с усами).

Рассматривание картины: «Кошка с котятами».

Кубики: составление и нахождение в таблице «МЯУ», на складовых картинках – «кошка», «кот», «котенок».

III неделя

Утро: Дидактические игры «Найди в букете такой же листок», «Найди, о ком расскажу» (кошка, котенок).

Прогулка:

Наблюдение:

  1. Наблюдение за ветром (деревья раскачиваются, гнутся ветки, летят листья).
  2. Обратить внимание на траву, спросить, что надо сделать, чтобы рассмотреть ее (низко опустить голову), что надо сделать, чтобы увидеть все дерево (высоко поднять голову).
  3. Знакомство с кленом. Чем отличается от березы? (ствол, листья)

Труд в природе: уборка участка, веранды.

Подвижные игры: «Найди самый красивый лист», «Такой листок, лети ко мне», «1,2,3 – к клену (березе) беги». Игры с ветром (вертушки, бумажные самолетики).

II половина дня

Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Кто сказал мяу?», С.Маршак «Усатый-полосатый», стихи о ветре.

Работа в уголке природы: внести картинки с изображениями березы и клена.

Игра-имитация: «Кошка с котятами»

IV неделя

Утро: Дидактические игры: «Найди листочки к дереву» (клен, береза), «Узор из листьев» (шарфик березовый и кленовый)

Занятие: Рассматривание дерева [4, с29]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Понаблюдать за дождем (послушать, как капли стучат по окну, дождик холодный, не такой как летом), посмотреть, какие на дорожках лужи.
  2. Обратить внимание детей на красоту расцвеченной листвы, предложить побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат под ногами.
  3. Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук – в пень, бабочки – под кору деревьев, жуки – забиваются в кору).

Труд в природе: Сбор осенних листьев.

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «1,2,3 – к дереву беги», «Листья кружатся и падают»

II половина дня

Сравнение: «Живая киска и игрушечный котенок»

Беседа: «У меня есть кошка»

Работа в уголке природы: поместить модель строения дерева (корень, ствол, ветки, листья), полив комнатных растений.

ОКТЯБРЬ

I неделя

Утро: Дидактические игры: «Найди пару» (листья), «Узнай по описанию» (клен, береза).

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Обратить внимание детей на одежду людей (стало холоднее – люди теплее одеваются).
  2. Наблюдение за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее).
  3. Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат).

Труд в природе: помощь воспитателю в уборке травы и сухих листьев с клумб и газонов.

Подвижные игры: «Найди листок», «Ветер – ветерок», «Узнай, где спрятался котенок».

IIполовина дня

Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Спала кошка на крыше», сказка «У солнышка в гостях» (словацкая).

Рассматривание картины: «Собака со щенками». Работа с кубиками «собака», «гав».

Игра-имитация: «Собака и щенки».

Работа в уголке природы: найти цветущие комнатные растения, отметить их красоту и яркость цветов.

II неделя

Утро: Дидактические игры: «Найди растение с большими или маленькими листьями», «Зоологическое лото» (домашние животные).

Занятие: «Осень золотая» [3,с 62]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Рассмотреть опавшие листья. Обратить внимание на их цвет. Найти зеленый, красный, желтый. Каких листьев больше?
  2. Понаблюдать за птицами. Отметить их внешний вид, голоса, поведение (как передвигаются, клюют корм, пьют воду).
  3. Наблюдать, как старшие дети убирают с участка листву.

Труд в природе: Составить букеты из листьев для украшения группы.

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Кружатся, кружатся листья».

II половина дня

Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Листопад», К.Бальмонт «Осень».

Беседа: «Здравствуй, осень золотая».

Работа в уголке природы: выкладывание для «осени» шарфика из листьев.

III неделя

Утро: Дидактические игры «Сложи листик», «Угадай, чья песенка» (кошка, собака, петух, корова).

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Отметить, что чаще стали идти дожди, на земле появились лужи.
  2. Наблюдение за ветром. Провести опыт: вынести на улицу вертушку и обсудить, почему она вертится, почему качаются деревья и летят листья.
  3. Познакомить детей с рябинкой, дать попробовать ягодки.

Труд в природе: Собрать мусор с участка и веранды.

Подвижные игры: «1,2,3 – к дереву беги», «Лети, листок».

II половина дня

Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Рябинка».

Беседа: «О чем думал листик, когда летел с дерева».

Работа в уголке природы: украсить осенний букет веточкой рябины.

IV неделя

Утро: Дидактические игры «Ботаническое лото» (овощи, фрукты), «Найди о ком расскажу» (кошка, собака).

Занятие: «Овощи и фрукты» [3, с 72]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Понаблюдать за собакой, которую выгуливает хозяин. Охарактеризовать внешний вид и поведение животного.
  2. Отметить состояние погоды, сравнить с летней.
  3. Спросить ребят, вся ли трава высохла. Показать подорожник, одуванчик. Рассказать, что эти травы не боятся осенних холодов.

Подвижные игры: «Лохматый пес», «Солнышко и дождик».

Труд в природе: вынести хлебные крошки и покормить птиц.

II половина дня

Чтение художественной литературы: потешка «Огуречик, огуречик», сказка «Пых» (белорусская), Е.Бехлерова «Капустный лист».

Беседа: «Что выросло на огороде»

Работа в уголке природы: поместить в уголок корзинку с овощами и фруктами.

НОЯБРЬ

I неделя

Утро: Дидактические игры: «Узнай по запаху» (овощи, фрукты), «Где прятались матрешки»

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Обратить внимание на небо (серое, мрачное). Посмотреть на тучи.
  2. Рассмотреть деревья. Есть ли листья? Куда они подевались?
  3. Обратить внимание на торчащие сухие былинки, которые остались от травы. Показать, как птицы склевывают семена.

Подвижные игры: «Найди листок», «Воробушки прилетели».

Труд в природе: Помочь воспитателю в уборке сухих листьев.

II половина дня

Чтение художественной литературы: А.Фет «Лист сухой валится», А.Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад», А.Майков «Осень».

Рассматривание картины: «Лошадь с жеребенком»

Работа с кубиками: «Мяу», «Гав», «Игого», складывание картинки.

Работа в уголке природы: в присутствии детей покормить рыбок в аквариуме.

II неделя

Утро: Дидактические игры: «Кто как кричит» (кубики Н.А. Зайчева), «Найди о чем расскажу» (овощи, фрукты).

Занятие: «Идем в лес за грибами» [3, с 90].

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Продолжать наблюдать за состоянием погоды (пасмурная, хмурая, холодная, ветренная).
  2. Наблюдение за птицами. Обратить внимание на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они накормят их.
  3. Понаблюдать за работой дворника.

Подвижные игры: «Птицы в стаю собирайтесь», игры с ветром.

Труд в природе: покормить прилетевших на участок птиц.

II половина дня

Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Под грибом».

Беседа: «Почему семья опят перестала дружить с семьей поганок».

Работа в уголке природы: поместить альбом «грибы».

III неделя

Утро: Дидактические игры: «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем», «Чей хвост?»

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Наблюдения за первым снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как медленно падают на землю).
  2. Рассмотреть деревья на участке. Что изменилось?
  3. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда. Объяснить детям почему это происходит.

Подвижные игры: «Через лужи», «Найди дерево».

Труд в природе: сбор последних осенних листьев, сравнить окраску.

II половина дня

Чтение художественной литературы: А.Барто «Лошадка», А.Блок «Зайчик»

Беседа: «Что изменилось в нашей одежде».

Игра-имитация: «Лошадка».

Работа в уголке природы: рассматривание картинок об осени.

IV неделя

Утро: Дидактические игры: «Кто во что одет», «Сложи картинку» (овощи и фрукты).

Занятие: «Как звери к зиме готовятся» [4, с 10]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед прозрачный, он тает от тепла).
  2. Вспомнить время, когда дети бегали по улице в трусиках. Спросить, можно ли сейчас в таком виде пойти гулять. Если нельзя, то почему? Как сейчас одеты люди?
  3. В вечернее время обратить внимание детей, что на улице темно, на небе не увидишь ни звезд, ни луны.

Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Беги туда – куда скажу».

Труд в природе: повесить кормушку и покормить птиц.

II половина дня

Чтение художественной литературы: В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Что за зверь?», «Где ты белочка живешь?», В.Бианки «Холодно в лесу зимой», загадки о лесных зверях.

Игра-имитация: «Лесные звери».

Работа в уголке природы: наблюдение за рыбкой в аквариуме. Знакомство с аквариумом. Внести модели: «Белка в дупле», «Медведь в берлоге».

ДЕКАБРЬ

I неделя

Утро: Дидактические игры: «Узнай по описанию» (дикие животные), «Найди растение с красивым цветком».

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Наблюдение за первым снегом. Рассмотреть снежинку. Знакомство со свойствами снега (пушистый, легкий, тает от тепла).
  2. Наблюдение за солнышком. Где оно поднимается утром, и где прячется вечером.
  3. Обратить внимание на птиц, прилетающих к кормушке. Сравнить воробья и голубя (кто больше – меньше, кто ходит – прыгает, какой у кого голос).

Подвижные игры: «Птички прилетели», «Лиса и зайцы».

Труд в природе: подкармливание птиц.

II половина дня

Чтение художественной литературы: Л.Аким «Первый снег», сказка «Рукавичка» (украинская), потешка «Уж как я свою коровушку люблю».

Рассматривание картины: «Корова с теленком». Кубики Н.А. Зайцева

Игра-имитация: «На лугу».

Работа в уголке природы: наблюдение за кормлением рыбки. Сменить осенние картинки на зимние.

II неделя

Утро: Дидактические игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты)

Занятие: Наблюдение за рыбкой [4, с 8]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (небо голубое, кругом белым-бело, светло, снег сверкает на солнце).
  2. Научить детей плотно набивать снегом форму, выбивать из нее снег.
  3. Обратить внимание на то, как одеты люди зимой. Предложить взять на прогулку куклу. Спросить детей, как она должна быть одета.

Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Берегись – заморожу».

Труд в природе: расчистка дорожки от снега.

II половина дня

Чтение художественной литературы: стихи-потешки о рыбке, Н.Калинкина «Как Вася ловил рыбу», А.Барто «Снег».

Беседа: «Расскажите о нашей рыбке».

Работа в уголке природы: смена воды в аквариуме, поместить модель строения тела рыбки (туловище с плавниками, форма тела, чешуя).

III неделя

Утро: Дидактические игры: «Где спряталась рыбка», «Угадай, чья песенка» (домашние животные)

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Понаблюдать, как ветер поднимает (метет) с земли снег. Объяснить детям, что это метель.
  2. Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место.
  3. Понаблюдать за работой старших детей по строительству горки.

Подвижные игры: «Кто дальше бросит» (снежки), «Ветер и снежинки».

Труд в природе: помощь воспитателю в строительстве горки.

II половина дня

Чтение художественной литературы: песенка «Уж ты зимушка – зима», Н.Никитин «Зашумела, разгулялась…», И.Токмакова «Как на горке снег, снег…»

Беседа: «Если не хочешь заболеть».

Работа в уголке природы: полив комнатных растений.

IV неделя

Утро: Дидактические игры: «Чья шубка?», «Найди, что покажу» (домашние животные, кубики)

Занятие: Рассматривание комнатного растения. Уход за ним. [4, с 6, 10]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Рассмотреть следы на снегу. Кто их оставляет?
  2. Рассмотреть заснеженное дерево. Где листочки? Сравнить с кустарником.
  3. В оттепель отметить свойство снега: из снега можно лепить снежки.

Подвижные игры: «Кто попадет в цель», «Куда спрятался Саша?», «Зимний хоровод», катание на санках.

Труд в природе: строительство из снега домика для зверушки.

II половина дня

Чтение художественной литературы: Л.Воронкова «Таня выбирает елку», С.Козлов «Такое дерево».

Беседа: Сравнение игрушечной елки с живой елью.

Работа в уголке природы: обратить внимание детей, что растениям плохо без солнышка и света, поэтому у них появляются засохшие листья. Привлечь детей к уборке обрезанных засохших листьев. Подготовка к встрече Нового года.

ЯНВАРЬ

I неделя

Утро: Дидактические игры: «Кто во что одет», «Научи мишку ухаживать за комнатными растениями».

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Продолжать наблюдать за птицами, их внешним видом, повадками, подкармливать пернатых. Объяснить, что птицам зимой холодно и голодно. Люди должны им помогать.
  2. Посетить участок старших детей, посмотреть, какая у них горка, какие еще есть постройки.
  3. Наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, он тает от тепла.

Подвижные игры: «Птички прилетели», игры со снегом.

Труд в природе: очистить место для игр от снега, вынести воду на мороз. Что произошло?

II половина дня

Чтение художественной литературы: песенки – потешки о снеге, загадки о снеге, льде.

Беседа: «Новогодний праздник дома». Сравнение живой ели и наряженной искусственной елки.

Работа в уголке природы: поместить модель строения растений (корень, стебель, лист, цветок).

II неделя

Утро: Дидактические игры: «Сложи картинку» (из 4-х частей), «Кому на обед».

Занятие: Зимующие птицы. Знакомство со снегирем. [4, с 16]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо одеть рукавички.
  2. Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются?
  3. Наблюдения за снегирем. Отметить характерные особенности.

Подвижные игры: «Берегись – заморожу», «Прямо в цель», катание на санках.

Труд в природе: изготовление цветных льдинок.

II половина дня

Чтение художественной литературы: А.Барто «Птичка», Прокофьев «Снегири», загадки про снегиря.

Беседа: «Холодно ли птицам зимой».

Работа в уголке природы: рассматривание картинок «Зимующие птицы».

III неделя

Утро: Дидактические игры: «Какая это птица», «Угадай животное по описанию» (дикие животные)

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Обратить внимание детей на то, что люди прячут носы в воротник пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть.
  2. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.
  3. Наблюдение за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком.

Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Снежки», игры со снегом.

Труд в природе: с помощью воспитателя посыпать дорожки песком, покормить птиц.

II половина дня

Рассматривание картины: «Медведь».

Игра-имитация: «Мишка и медвежата».

Работа со складными картинками: «медведь», «медвежата», «кошка», «собачка», «корова», «лошадь».

Чтение художественной литературы: песенка «Медвежья колыбельная», сказка «Два жадных медвежонка», В.Бианки «Купание медвежат».

Работа в уголке природы: протирание листьев растений, подкормка рыбок в аквариуме.

IV неделя

Утро: Дидактические игры: «Кто как двигается», «Что у меня в руке» (овощи, фрукты)

Занятие: Составление рассказа о комнатном растении. [4, с 18]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. В ветреную погоду понаблюдать за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Спросить детей, откуда дует ветер.
  2. Обратить внимание на синичку. Понаблюдать, как она, раскачиваясь на веревочке, будет клевать сало.
  3. Наблюдение за солнцем (где оно поднимается утром и где прячется вечером).

Подвижные игры: «Шустрые синички», «Снег кружится», катание на санках.

Труд в природе: предложить детям сгребать снег лопатой, расчищать дорожки.

II половина дня

Чтение художественной литературы: Г.Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка», В.Берестов «Снегопад».

Беседа: «Почему синица и снегирь прилетели из леса в город».

Работа в уголке природы: Уход за комнатными растениями (поливка, протирание листьев, удаление засохших листьев).

ФЕВРАЛЬ

I неделя

Утро: Дидактические игры: «В зимней столовой», «Узнай растение по описанию» (бальзамин).

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Рассмотреть льдинки, сравнить снег и лед – что общего, чем отличаются.
  2. Наблюдение за метелью, как ветер поднимает с земли массы снега. Предложить детям послушать, как завывает ветер.
  3. Наблюдения за снегирем. Отметить, какой он красивый (черная головка, красная грудка). Понаблюдать как он клюет ягоды рябины (выклевывает семена, а мякоть бросает на землю).

Подвижные игры: «Птички и автомобиль», «Ветер дует, подувает».

Труд в природе: подкормка птиц на прогулке.

II половина дня

Чтение художественной литературы: Е.Благина «Мороз», песенки – потешки «Сел на ветку снегирек».

Беседа: «Что спряталось под сугробами».

Работа в уголке природы: мытье поддонов для растений.

II неделя

Утро: Дидактические игры: «Сложи картинку» (из 4-х частей), «Найди, что скажу» (складовые картинки).

Занятие: Знакомство с зайцем.

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче.
  2. Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце.
  3. Рассказать детям о гололеде (на дорожках скользко, трудно ходить).

Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Зайцы и лиса».

Труд в природе: собирать снег в кучи для постройки снеговика.

II половина дня

Чтение художественной литературы: Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», загадки о зайце.

Беседа: «У кого какие шубки» [3, с 193]

Работа в уголке природы: внести картинки с изображением зайца и зайчат.

III неделя

Утро: Дидактические игры: «Чья песенка» (домашние животные), «Загадайте, я отгадаю».

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая.
  2. Наблюдение за первыми сосульками (сравнение по величине, толщине).
  3. Предложить послушать первое щебетание птиц.

Подвижные игры: «Какая это птица», «Лохматый пес».

Труд в природе: расчистить дорожку от снега.

II половина дня

Чтение художественной литературы: В.Жуковский «Птичка», загадки о птицах.

Игра-имитация: «По лесной лужайке разбежались зайки».

Работа в уголке природы: рассмотреть цветущие фиалки, отметить яркость и красоту цветов.

IV неделя

Утро: Дидактические игры: «Кто как двигается», «Собери цветок».

Занятие: Посадка лука. [4, с 15]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Рассматривание сосульки. Уточнить, что она прозрачная, холодная, скользкая, звенит, когда разбивается. Если долго держать в руке, рука зябнет, сосулька тает. В рот сосульку брать нельзя – можно заболеть.
  2. Опыт: внести сосульку в группу и понаблюдать, как она будет таять.
  3. Рассмотреть плоды липы (орешки), перекатывающиеся по снегу.

Подвижные игры: «Вороны», «Найди, где спрятано».

Труд в природе: посыпать песком ледяные дорожки.

II половина дня

Чтение художественной литературы: шотландская песенка «Купите лук», загадки о луке.

Беседа: «Зимние забавы».

Работа в уголке природы: поливка лука, внести модель посадки лука.

МАРТ

I неделя

Утро: Дидактические игры: «Найди по описанию» (овощи, фрукты), «Сложи картинку» (заяц, кошка).

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Наблюдения за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым. Посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? – Солнце стало более ярким.
  2. Послушать, как звенит капель.
  3. Срезать несколько веток, чтобы поставить их для наблюдения в уголок природы.

Подвижные игры: «1,2,3 – к дереву беги», «Солнышко и дождик».

Труд в природе: продолжать подкармливать птиц.

II половина дня

Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Весенняя песенка, А.Барто «Птичка».

Рассматривание картины: «Свинья с поросятами».

Игра-имитация: «На нашем дворе» (домашние животные).

Работа в уголке природы: рассматривание и поливка лука. Поставить ветку в воду.

II неделя

Утро: Дидактические игры «Чей хвост», «Где спряталась рыбка» (модель лука).

Занятие: Сравнение кошки и зайца.[4, с 12]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Дать понятие «тень», понаблюдать за тенью, которую оставляют предметы разной величины.
  2. Наблюдение за снегом. Он почти весь растаял, стал грязным, бегут ручьи.
  3. Наблюдение за птицами: воробьи стали веселее чирикать.

Подвижные игры: «Через ручеек», «Чья тень?».

Труд в природе: уборка с площадки кусочков льда, последнего снега.

II половина дня

Чтение художественной литературы: Сказка «Свинья и коршун» (мозамбикская), А.Пыщеев «Весна», «Сельская песня».

Беседа: «О чем звенит капель».

Работа в уголке природы: рассматривание веточки с набухшими почками и первыми листьями.

III неделя

Утро: Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Дружная семейка» (дикие животные и их детеныши)

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Наблюдение за небом: оно чаще бывает голубым, облака светлые. Но утром еще морозно – иногда идет снег, гололед.
  2. Наблюдение за ветром. Откуда дует?
  3. Наблюдение за работой дворника: обрезка деревьев.

Подвижные игры: «Летает – не летает», «Кто быстрее до дерева».

Труд в природе: помощь дворнику в уборке веток с участка.

II половина дня

Чтение художественной литературы: потешки – песенки о весне. В.Даль «Ворона», Б.Житков «Как мы приехали в зоосад».

Беседа: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко».

Работа в уголке природы: смена воды в аквариуме, мытье и полив комнатных растений.

IV неделя

Утро: Дидактические игры: «Найди песенку» (домашние животные), «Найди растение с большими листьями»

Занятие: Рассматривание фикуса.

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Предложить детям попускать кораблики в ручейке. Понаблюдать, как кораблик намокнет. Почему?
  2. Отметить состояние погоды. Сравнить с зимней.
  3. Найти на участке клен, березу, рябину. Чем отличается дерево от куста?

Подвижные игры: «1,2,3 – к березе…беги», «Куда спрятался зайка» (дерево, куст).

Труд в природе: уборка мусора на участке.

II половина дня

Чтение художественной литературы: Т.Александрова «На солнышке согрелась ель», потешка «Дедушка Ежок».

Беседа: «Как мы убирали свой участок».

Работа в уголке природы: наблюдение за пересадкой комнатных растений.

АПРЕЛЬ

I неделя

Утро: Дидактические игры: «Какой цветок убрали», «Найди такую же картинку и назови» (парные картинки овощей и фруктов).

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Рассмотреть почки на деревьях. Отметить, что деревья просыпаются от долгого сна и почки набухают.
  2. Почки растереть между ладошками и понюхать.
  3. Наблюдения за птицами: птиц стало больше, рассказать, что они готовятся вить гнезда.

Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Хитрая лиса».

Труд в природе: Подкормка птиц.

II половина дня

Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Пришла весна», А.Майков «Ласточка примчалась».

Игра-имитация: «Птицы прилетели».

Беседа: «Как курочка удивилась весне».

Работа в уголке природы: подготовка семян цветков к посадке.

II неделя

Утро: Дидактические игры: «Да или нет», «Опиши, мы отгадаем» (дикие животные).

Занятие: Знакомство с лисой.

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Посмотреть, где еще остался снег – в тени или на солнце. Почему в тени еще лежит снег?
  2. Наблюдение за ветром. Когда дует? Запустить бумажные самолетики.
  3. Предложить потрогать воду в луже. Какая она – теплая или холодная?

Подвижные игры: «Самолеты», «Хитрая лиса».

Труд в природе: изготовление бумажных самолетиков.

II половина дня

Чтение художественной литературы: сказка «Лиса лапотница», загадки о лисе, потешки – песенки.

Игра-имитация: «Лиса с лисятами».

Беседа: «Как лиса за зайцем бегала».

Работа в уголке природы: рассматривание альбома «Дикие животные».

III неделя

Утро: Дидактические игры: «Для чего это нужно» (лейка, лопата, грабли), «Айболит осматривает комнатные растения».

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Наблюдения за кошкой, которая греется на солнышке.
  2. Наблюдение за работой дворника на цветнике (перекапывание земли, рыхление).
  3. Наблюдение за дождем: дождь еще холодный, не как летом.

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Принеси, что скажу» (орудия труда).

Труд в природе: помощь воспитателю в уборке старой травы с клумбы.

II половина дня

Чтение художественной литературы: Е.Благина «Не мешайте мне трудиться», И.Токмакова «Десять птичек – стайка».

Беседа: «Какие растения живут у тебя дома», «Как мы играем весной».

Работа в уголке природы: посев семян бархатцев на рассаду.

IV неделя

Утро: Дидактические игры: «Угадай по описанию» (береза, клен, рябина), «Кто как передвигается».

Занятие: Сравнение дерева и куста. [4, с 21]

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Рассмотреть ветки дерева и куста. Найти первые листочки. Отметить, что они липкие, нежные.
  2. Посмотреть на небо. На что похожи облака?
  3. Наблюдения за лужой.

Подвижные игры: «Паук и мухи», «1,2,3 – к дереву (кусту) беги».

Труд в природе: вскапывание клумб и газонов, посев цветов.

II половина дня

Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха – цокотуха…», Г.Воронько «Липка», «Березка», И.Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб».

Беседа: «Лесной детский сад» (дикие животные и их детеныши).

Работа в уголке природы: наблюдения за рыбкой, кормление рыбок.

МАЙ

I неделя

Утро: Дидактические игры: «Съедобное – несъедобное», «Кто спрятался под деревом» (муха, пчела, жук).

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Наблюдение за солнцем – яркое, теплое, много солнечных дней.
  2. Опыт: намочить песок и понаблюдать как он сохнет. Объяснить свойство солнечных лучей высушивать все вокруг.
  3. Обратить внимание на появление насекомых. Откуда они появились?

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Чья тень».

Труд в природе: высадка рассады бархатцев на клумбу.

II половина дня

Рассматривание картины: «Коза с козлятами».

Чтение художественной литературы: сказка «Волк и семеро козлят», «Упрямые козы», загадки о козе.

Игра-имитация: «Коза с козлятами».

Работа в уголке природы: мытье комнатных растений.

II неделя

Утро: Дидактические игры: «Чья песенка» (домашние животные), «Ботаническое лото».

Занятие: Знакомство с первоцветами (мать-и-мачеха, одуванчик).

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Найти на участке и рассмотреть первые цветы (одуванчик, мать-и-мачеха).
  2. Рассмотреть цветущую вишню, сирень. Вдохнуть аромат цветов.
  3. Понаблюдать как птицы купаются в лужах.

Подвижные игры: «Найди цветок, какой покажу», «Найди дерево по описанию».

Труд в природе: поливка бархатцев.

II половина дня

Чтение художественной литературы: С.Капутикян «Май», З.Александрова «Одуванчик».

Беседа: «Как лейка с цветами дружила», «Чему обрадовался дождик».

Работа в уголке природы: поместить модели строения растений.

III неделя

Утро: Дидактические игры: «Найди цветок, какой скажу», «Что изменилось».

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Познакомить детей с грозой, молнией.
  2. Рассмотреть майского жука.
  3. Наблюдения за облаками. Куда плывут, на что похожи?

Подвижные игры: «Пчелы и жуки», «Летает – не летает».

Труд в природе: поливка и рыхление почвы на клумбах.

II половина дня

Чтение художественной литературы: К.Д.Ушинский «Пчелки на разведках», загадки о жуке, К.Ушинский «Петушок с семьей».

Рассматривание картины: «Курица с цыплятами».

Игра-имитация: «Курочка-хохлатка».

Беседа: «Что зашито мягкое в подушках?»

Работа в уголке природы: уход за комнатными растениями. Поместить складовые картинки: курица, петух, утка, гусь, цыпленок.

IV неделя

Утро: Дидактические игры: «Собери цветок» (модель растения), «Где спряталась матрешка».

Занятие: Сравнение одуванчика и тюльпана.

Прогулка:

Наблюдения:

  1. Наблюдения за бабочкой.
  2. Рассказать детям о возвращении перелетных птиц. Понаблюдать за скворцом.
  3. Отметить состояние погоды. Солнце светит ярко, на улице тепло, в гости идет лето.

Подвижные игры: «Пчелки, бабочки, жуки», «Солнышко и дождик».

Труд в природе: поливка клумб и газонов, уборка мусора с участка.

II половина дня

Чтение художественной литературы: В.Золотов «Одуванчик», «Майский жук», К.Чуковский «Краденое солнце».

Беседа: «Какие песенки поет дождь», «Кто рождается весной» (детеныши животных).

Работа в уголке природы: поливка комнатных растений, кормление рыб в аквариуме.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2007.
  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж: Учитель, 2003.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н,В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2007.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Сиб: Детство-пресс, 2004.
  5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: 2005.
  6. Николаев С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: 2006.
  7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.
  8. Хрестоматия для младшей группы – М.: Самовар, 2014.
  9. Энциклопедии серии «Обо всем на свете»: растения; комнатные растения; птицы; насекомые; человек; Земля. – Лондон: Дорминг Киндерсли, 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по экологическому образованию 2 младшая группа.

Перспективный план работы по экологическому образованию 2 младшая группа....

Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей – средней группе на 2016-2017 уч. год

Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей – средней группена 2016-2017 уч. год...

Перспективный план работы по экологическому образованию на прогулках в 1 младшей группе.

В разработке представлен перспективный план работы по экологическому образованию с детьми 1 младшей группы на прогулках.Цель работы :приобщение  детей к экологической культуре, формирование ...

Перспективный план работы по экологическому образованию дошкольников старшей группы.

Перспективный план работы по экологическому образованию дошкольников старшей группы....

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в младшей группе на 2022-2023 год

Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы:Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном иживотном мире, прав...

Перспективный план работы по экологическому воспитанию в младшей группе на 2022-2023 год

Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы:Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном иживотном мире, прав...