Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей группе (с сентября по май)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему
Представлен план образовательной работы на каждую неделю указанного периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_raboty_po_ekologicheskomu_obrazovaniyu.docx | 48.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей группе (с сентября по май)
Подготовила: Григорова Н.И., воспитатель
СЕНТЯБРЬ
1 неделя:
Утро: Дидактические игры: «Найди, что покажу», «Найди, что назову»
Прогулка:
Наблюдения:
- Посмотреть на небо, отметить какое оно? (чистое, голубое, серое, тучи на небе).
- Отметить состояние погоды (дождливая, ненастная, солнечная, ветренная).
- Рассмотреть осенние цветы на клумбе (астры, бархатцы).Учить различать стебель, листья, цветок.
Труд в природе: Сбор семян бархатцев.
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Ветер-ветерок».
II половина дня:
Чтение художественной литературы: А.С. Пушкин «Ветер по морю гуляет», заклички о солнце, дождике, ветре.
Работа в уголках природы: Полив комнатных растений, внесение астры или бархатцев с участка в группу.
II неделя:
Утро: Дидактические игры: «Да или нет», «Куда спрятался котенок?»
Занятие: Наблюдение за кошкой [4, с 26], работа с кубиками («кошка», «мяу»).
Прогулка:
Наблюдения:
- Наблюдение за солнцем (светит, но не такое жаркое, как летом). Опыт по выявлению солнечных лучей: мокрые резиновые мячики выносятся на солнце, дети наблюдают, как мячи высыхают.
- Наблюдения в пасмурный день (небо серое, солнца нет, тучи спрятали солнце).
- Знакомство с березой. Обратить внимание, что дерево высокое и , чтобы его рассмотреть, надо высоко поднять голову. Потрогать белый ствол березы, рассмотреть листочки.
Труд в природе: Собрать букет из опавших березовых листьев.
Подвижные игры: «Найди листок, какой покажу», «Кот и мыши», «1, 2, 3 – к березе беги».
II половина дня:
Чтение художественной литературы: песенки-потешки «Как у нашего кота», «У кота ли у кота», загадки о кошках, сказка «Почему кот моется после еды?» (литовская).
Работа в уголке природы: поместить модели строения тела котенка (хвост, уши, четыре ноги, мордочка с усами).
Рассматривание картины: «Кошка с котятами».
Кубики: составление и нахождение в таблице «МЯУ», на складовых картинках – «кошка», «кот», «котенок».
III неделя
Утро: Дидактические игры «Найди в букете такой же листок», «Найди, о ком расскажу» (кошка, котенок).
Прогулка:
Наблюдение:
- Наблюдение за ветром (деревья раскачиваются, гнутся ветки, летят листья).
- Обратить внимание на траву, спросить, что надо сделать, чтобы рассмотреть ее (низко опустить голову), что надо сделать, чтобы увидеть все дерево (высоко поднять голову).
- Знакомство с кленом. Чем отличается от березы? (ствол, листья)
Труд в природе: уборка участка, веранды.
Подвижные игры: «Найди самый красивый лист», «Такой листок, лети ко мне», «1,2,3 – к клену (березе) беги». Игры с ветром (вертушки, бумажные самолетики).
II половина дня
Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Кто сказал мяу?», С.Маршак «Усатый-полосатый», стихи о ветре.
Работа в уголке природы: внести картинки с изображениями березы и клена.
Игра-имитация: «Кошка с котятами»
IV неделя
Утро: Дидактические игры: «Найди листочки к дереву» (клен, береза), «Узор из листьев» (шарфик березовый и кленовый)
Занятие: Рассматривание дерева [4, с29]
Прогулка:
Наблюдения:
- Понаблюдать за дождем (послушать, как капли стучат по окну, дождик холодный, не такой как летом), посмотреть, какие на дорожках лужи.
- Обратить внимание детей на красоту расцвеченной листвы, предложить побегать по опавшим листьям, послушать, как они шуршат под ногами.
- Наблюдение за тем, куда прячутся насекомые (паук – в пень, бабочки – под кору деревьев, жуки – забиваются в кору).
Труд в природе: Сбор осенних листьев.
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «1,2,3 – к дереву беги», «Листья кружатся и падают»
II половина дня
Сравнение: «Живая киска и игрушечный котенок»
Беседа: «У меня есть кошка»
Работа в уголке природы: поместить модель строения дерева (корень, ствол, ветки, листья), полив комнатных растений.
ОКТЯБРЬ
I неделя
Утро: Дидактические игры: «Найди пару» (листья), «Узнай по описанию» (клен, береза).
Прогулка:
Наблюдения:
- Обратить внимание детей на одежду людей (стало холоднее – люди теплее одеваются).
- Наблюдение за неживой природой (дождливых дней больше, чем солнечных, стало холоднее).
- Ввести понятие «листопад». Наблюдение за опаданием листьев (листья, падая, шуршат).
Труд в природе: помощь воспитателю в уборке травы и сухих листьев с клумб и газонов.
Подвижные игры: «Найди листок», «Ветер – ветерок», «Узнай, где спрятался котенок».
IIполовина дня
Чтение художественной литературы: Л.Н. Толстой «Спала кошка на крыше», сказка «У солнышка в гостях» (словацкая).
Рассматривание картины: «Собака со щенками». Работа с кубиками «собака», «гав».
Игра-имитация: «Собака и щенки».
Работа в уголке природы: найти цветущие комнатные растения, отметить их красоту и яркость цветов.
II неделя
Утро: Дидактические игры: «Найди растение с большими или маленькими листьями», «Зоологическое лото» (домашние животные).
Занятие: «Осень золотая» [3,с 62]
Прогулка:
Наблюдения:
- Рассмотреть опавшие листья. Обратить внимание на их цвет. Найти зеленый, красный, желтый. Каких листьев больше?
- Понаблюдать за птицами. Отметить их внешний вид, голоса, поведение (как передвигаются, клюют корм, пьют воду).
- Наблюдать, как старшие дети убирают с участка листву.
Труд в природе: Составить букеты из листьев для украшения группы.
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Кружатся, кружатся листья».
II половина дня
Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Листопад», К.Бальмонт «Осень».
Беседа: «Здравствуй, осень золотая».
Работа в уголке природы: выкладывание для «осени» шарфика из листьев.
III неделя
Утро: Дидактические игры «Сложи листик», «Угадай, чья песенка» (кошка, собака, петух, корова).
Прогулка:
Наблюдения:
- Отметить, что чаще стали идти дожди, на земле появились лужи.
- Наблюдение за ветром. Провести опыт: вынести на улицу вертушку и обсудить, почему она вертится, почему качаются деревья и летят листья.
- Познакомить детей с рябинкой, дать попробовать ягодки.
Труд в природе: Собрать мусор с участка и веранды.
Подвижные игры: «1,2,3 – к дереву беги», «Лети, листок».
II половина дня
Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Рябинка».
Беседа: «О чем думал листик, когда летел с дерева».
Работа в уголке природы: украсить осенний букет веточкой рябины.
IV неделя
Утро: Дидактические игры «Ботаническое лото» (овощи, фрукты), «Найди о ком расскажу» (кошка, собака).
Занятие: «Овощи и фрукты» [3, с 72]
Прогулка:
Наблюдения:
- Понаблюдать за собакой, которую выгуливает хозяин. Охарактеризовать внешний вид и поведение животного.
- Отметить состояние погоды, сравнить с летней.
- Спросить ребят, вся ли трава высохла. Показать подорожник, одуванчик. Рассказать, что эти травы не боятся осенних холодов.
Подвижные игры: «Лохматый пес», «Солнышко и дождик».
Труд в природе: вынести хлебные крошки и покормить птиц.
II половина дня
Чтение художественной литературы: потешка «Огуречик, огуречик», сказка «Пых» (белорусская), Е.Бехлерова «Капустный лист».
Беседа: «Что выросло на огороде»
Работа в уголке природы: поместить в уголок корзинку с овощами и фруктами.
НОЯБРЬ
I неделя
Утро: Дидактические игры: «Узнай по запаху» (овощи, фрукты), «Где прятались матрешки»
Прогулка:
Наблюдения:
- Обратить внимание на небо (серое, мрачное). Посмотреть на тучи.
- Рассмотреть деревья. Есть ли листья? Куда они подевались?
- Обратить внимание на торчащие сухие былинки, которые остались от травы. Показать, как птицы склевывают семена.
Подвижные игры: «Найди листок», «Воробушки прилетели».
Труд в природе: Помочь воспитателю в уборке сухих листьев.
II половина дня
Чтение художественной литературы: А.Фет «Лист сухой валится», А.Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад», А.Майков «Осень».
Рассматривание картины: «Лошадь с жеребенком»
Работа с кубиками: «Мяу», «Гав», «Игого», складывание картинки.
Работа в уголке природы: в присутствии детей покормить рыбок в аквариуме.
II неделя
Утро: Дидактические игры: «Кто как кричит» (кубики Н.А. Зайчева), «Найди о чем расскажу» (овощи, фрукты).
Занятие: «Идем в лес за грибами» [3, с 90].
Прогулка:
Наблюдения:
- Продолжать наблюдать за состоянием погоды (пасмурная, хмурая, холодная, ветренная).
- Наблюдение за птицами. Обратить внимание на нахохлившихся ворон, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они накормят их.
- Понаблюдать за работой дворника.
Подвижные игры: «Птицы в стаю собирайтесь», игры с ветром.
Труд в природе: покормить прилетевших на участок птиц.
II половина дня
Чтение художественной литературы: В.Сутеев «Под грибом».
Беседа: «Почему семья опят перестала дружить с семьей поганок».
Работа в уголке природы: поместить альбом «грибы».
III неделя
Утро: Дидактические игры: «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем», «Чей хвост?»
Прогулка:
Наблюдения:
- Наблюдения за первым снегом (как снежинки кружатся в воздухе, как медленно падают на землю).
- Рассмотреть деревья на участке. Что изменилось?
- Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда. Объяснить детям почему это происходит.
Подвижные игры: «Через лужи», «Найди дерево».
Труд в природе: сбор последних осенних листьев, сравнить окраску.
II половина дня
Чтение художественной литературы: А.Барто «Лошадка», А.Блок «Зайчик»
Беседа: «Что изменилось в нашей одежде».
Игра-имитация: «Лошадка».
Работа в уголке природы: рассматривание картинок об осени.
IV неделя
Утро: Дидактические игры: «Кто во что одет», «Сложи картинку» (овощи и фрукты).
Занятие: «Как звери к зиме готовятся» [4, с 10]
Прогулка:
Наблюдения:
- Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий). Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед прозрачный, он тает от тепла).
- Вспомнить время, когда дети бегали по улице в трусиках. Спросить, можно ли сейчас в таком виде пойти гулять. Если нельзя, то почему? Как сейчас одеты люди?
- В вечернее время обратить внимание детей, что на улице темно, на небе не увидишь ни звезд, ни луны.
Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Беги туда – куда скажу».
Труд в природе: повесить кормушку и покормить птиц.
II половина дня
Чтение художественной литературы: В.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Что за зверь?», «Где ты белочка живешь?», В.Бианки «Холодно в лесу зимой», загадки о лесных зверях.
Игра-имитация: «Лесные звери».
Работа в уголке природы: наблюдение за рыбкой в аквариуме. Знакомство с аквариумом. Внести модели: «Белка в дупле», «Медведь в берлоге».
ДЕКАБРЬ
I неделя
Утро: Дидактические игры: «Узнай по описанию» (дикие животные), «Найди растение с красивым цветком».
Прогулка:
Наблюдения:
- Наблюдение за первым снегом. Рассмотреть снежинку. Знакомство со свойствами снега (пушистый, легкий, тает от тепла).
- Наблюдение за солнышком. Где оно поднимается утром, и где прячется вечером.
- Обратить внимание на птиц, прилетающих к кормушке. Сравнить воробья и голубя (кто больше – меньше, кто ходит – прыгает, какой у кого голос).
Подвижные игры: «Птички прилетели», «Лиса и зайцы».
Труд в природе: подкармливание птиц.
II половина дня
Чтение художественной литературы: Л.Аким «Первый снег», сказка «Рукавичка» (украинская), потешка «Уж как я свою коровушку люблю».
Рассматривание картины: «Корова с теленком». Кубики Н.А. Зайцева
Игра-имитация: «На лугу».
Работа в уголке природы: наблюдение за кормлением рыбки. Сменить осенние картинки на зимние.
II неделя
Утро: Дидактические игры: «Найди пару», «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты)
Занятие: Наблюдение за рыбкой [4, с 8]
Прогулка:
Наблюдения:
- Обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (небо голубое, кругом белым-бело, светло, снег сверкает на солнце).
- Научить детей плотно набивать снегом форму, выбивать из нее снег.
- Обратить внимание на то, как одеты люди зимой. Предложить взять на прогулку куклу. Спросить детей, как она должна быть одета.
Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Берегись – заморожу».
Труд в природе: расчистка дорожки от снега.
II половина дня
Чтение художественной литературы: стихи-потешки о рыбке, Н.Калинкина «Как Вася ловил рыбу», А.Барто «Снег».
Беседа: «Расскажите о нашей рыбке».
Работа в уголке природы: смена воды в аквариуме, поместить модель строения тела рыбки (туловище с плавниками, форма тела, чешуя).
III неделя
Утро: Дидактические игры: «Где спряталась рыбка», «Угадай, чья песенка» (домашние животные)
Прогулка:
Наблюдения:
- Понаблюдать, как ветер поднимает (метет) с земли снег. Объяснить детям, что это метель.
- Опыт: набрать снег в баночку и поставить в теплое место.
- Понаблюдать за работой старших детей по строительству горки.
Подвижные игры: «Кто дальше бросит» (снежки), «Ветер и снежинки».
Труд в природе: помощь воспитателю в строительстве горки.
II половина дня
Чтение художественной литературы: песенка «Уж ты зимушка – зима», Н.Никитин «Зашумела, разгулялась…», И.Токмакова «Как на горке снег, снег…»
Беседа: «Если не хочешь заболеть».
Работа в уголке природы: полив комнатных растений.
IV неделя
Утро: Дидактические игры: «Чья шубка?», «Найди, что покажу» (домашние животные, кубики)
Занятие: Рассматривание комнатного растения. Уход за ним. [4, с 6, 10]
Прогулка:
Наблюдения:
- Рассмотреть следы на снегу. Кто их оставляет?
- Рассмотреть заснеженное дерево. Где листочки? Сравнить с кустарником.
- В оттепель отметить свойство снега: из снега можно лепить снежки.
Подвижные игры: «Кто попадет в цель», «Куда спрятался Саша?», «Зимний хоровод», катание на санках.
Труд в природе: строительство из снега домика для зверушки.
II половина дня
Чтение художественной литературы: Л.Воронкова «Таня выбирает елку», С.Козлов «Такое дерево».
Беседа: Сравнение игрушечной елки с живой елью.
Работа в уголке природы: обратить внимание детей, что растениям плохо без солнышка и света, поэтому у них появляются засохшие листья. Привлечь детей к уборке обрезанных засохших листьев. Подготовка к встрече Нового года.
ЯНВАРЬ
I неделя
Утро: Дидактические игры: «Кто во что одет», «Научи мишку ухаживать за комнатными растениями».
Прогулка:
Наблюдения:
- Продолжать наблюдать за птицами, их внешним видом, повадками, подкармливать пернатых. Объяснить, что птицам зимой холодно и голодно. Люди должны им помогать.
- Посетить участок старших детей, посмотреть, какая у них горка, какие еще есть постройки.
- Наблюдения за снегопадом. Выявить свойства снега: снег белый, он тает от тепла.
Подвижные игры: «Птички прилетели», игры со снегом.
Труд в природе: очистить место для игр от снега, вынести воду на мороз. Что произошло?
II половина дня
Чтение художественной литературы: песенки – потешки о снеге, загадки о снеге, льде.
Беседа: «Новогодний праздник дома». Сравнение живой ели и наряженной искусственной елки.
Работа в уголке природы: поместить модель строения растений (корень, стебель, лист, цветок).
II неделя
Утро: Дидактические игры: «Сложи картинку» (из 4-х частей), «Кому на обед».
Занятие: Зимующие птицы. Знакомство со снегирем. [4, с 16]
Прогулка:
Наблюдения:
- Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо одеть рукавички.
- Рассмотреть льдинки. Сравнить снег и лед – что общего и чем отличаются?
- Наблюдения за снегирем. Отметить характерные особенности.
Подвижные игры: «Берегись – заморожу», «Прямо в цель», катание на санках.
Труд в природе: изготовление цветных льдинок.
II половина дня
Чтение художественной литературы: А.Барто «Птичка», Прокофьев «Снегири», загадки про снегиря.
Беседа: «Холодно ли птицам зимой».
Работа в уголке природы: рассматривание картинок «Зимующие птицы».
III неделя
Утро: Дидактические игры: «Какая это птица», «Угадай животное по описанию» (дикие животные)
Прогулка:
Наблюдения:
- Обратить внимание детей на то, что люди прячут носы в воротник пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть.
- Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками.
- Наблюдение за работой дворника: чистит дорожки, посыпает их песком.
Подвижные игры: «По ровненькой дорожке», «Снежки», игры со снегом.
Труд в природе: с помощью воспитателя посыпать дорожки песком, покормить птиц.
II половина дня
Рассматривание картины: «Медведь».
Игра-имитация: «Мишка и медвежата».
Работа со складными картинками: «медведь», «медвежата», «кошка», «собачка», «корова», «лошадь».
Чтение художественной литературы: песенка «Медвежья колыбельная», сказка «Два жадных медвежонка», В.Бианки «Купание медвежат».
Работа в уголке природы: протирание листьев растений, подкормка рыбок в аквариуме.
IV неделя
Утро: Дидактические игры: «Кто как двигается», «Что у меня в руке» (овощи, фрукты)
Занятие: Составление рассказа о комнатном растении. [4, с 18]
Прогулка:
Наблюдения:
- В ветреную погоду понаблюдать за быстро и низко несущимися облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Спросить детей, откуда дует ветер.
- Обратить внимание на синичку. Понаблюдать, как она, раскачиваясь на веревочке, будет клевать сало.
- Наблюдение за солнцем (где оно поднимается утром и где прячется вечером).
Подвижные игры: «Шустрые синички», «Снег кружится», катание на санках.
Труд в природе: предложить детям сгребать снег лопатой, расчищать дорожки.
II половина дня
Чтение художественной литературы: Г.Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка», В.Берестов «Снегопад».
Беседа: «Почему синица и снегирь прилетели из леса в город».
Работа в уголке природы: Уход за комнатными растениями (поливка, протирание листьев, удаление засохших листьев).
ФЕВРАЛЬ
I неделя
Утро: Дидактические игры: «В зимней столовой», «Узнай растение по описанию» (бальзамин).
Прогулка:
Наблюдения:
- Рассмотреть льдинки, сравнить снег и лед – что общего, чем отличаются.
- Наблюдение за метелью, как ветер поднимает с земли массы снега. Предложить детям послушать, как завывает ветер.
- Наблюдения за снегирем. Отметить, какой он красивый (черная головка, красная грудка). Понаблюдать как он клюет ягоды рябины (выклевывает семена, а мякоть бросает на землю).
Подвижные игры: «Птички и автомобиль», «Ветер дует, подувает».
Труд в природе: подкормка птиц на прогулке.
II половина дня
Чтение художественной литературы: Е.Благина «Мороз», песенки – потешки «Сел на ветку снегирек».
Беседа: «Что спряталось под сугробами».
Работа в уголке природы: мытье поддонов для растений.
II неделя
Утро: Дидактические игры: «Сложи картинку» (из 4-х частей), «Найди, что скажу» (складовые картинки).
Занятие: Знакомство с зайцем.
Прогулка:
Наблюдения:
- Наблюдение за солнцем: оно появляется все чаще, с каждым днем светит ярче.
- Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце.
- Рассказать детям о гололеде (на дорожках скользко, трудно ходить).
Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Зайцы и лиса».
Труд в природе: собирать снег в кучи для постройки снеговика.
II половина дня
Чтение художественной литературы: Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», загадки о зайце.
Беседа: «У кого какие шубки» [3, с 193]
Работа в уголке природы: внести картинки с изображением зайца и зайчат.
III неделя
Утро: Дидактические игры: «Чья песенка» (домашние животные), «Загадайте, я отгадаю».
Прогулка:
Наблюдения:
- Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая.
- Наблюдение за первыми сосульками (сравнение по величине, толщине).
- Предложить послушать первое щебетание птиц.
Подвижные игры: «Какая это птица», «Лохматый пес».
Труд в природе: расчистить дорожку от снега.
II половина дня
Чтение художественной литературы: В.Жуковский «Птичка», загадки о птицах.
Игра-имитация: «По лесной лужайке разбежались зайки».
Работа в уголке природы: рассмотреть цветущие фиалки, отметить яркость и красоту цветов.
IV неделя
Утро: Дидактические игры: «Кто как двигается», «Собери цветок».
Занятие: Посадка лука. [4, с 15]
Прогулка:
Наблюдения:
- Рассматривание сосульки. Уточнить, что она прозрачная, холодная, скользкая, звенит, когда разбивается. Если долго держать в руке, рука зябнет, сосулька тает. В рот сосульку брать нельзя – можно заболеть.
- Опыт: внести сосульку в группу и понаблюдать, как она будет таять.
- Рассмотреть плоды липы (орешки), перекатывающиеся по снегу.
Подвижные игры: «Вороны», «Найди, где спрятано».
Труд в природе: посыпать песком ледяные дорожки.
II половина дня
Чтение художественной литературы: шотландская песенка «Купите лук», загадки о луке.
Беседа: «Зимние забавы».
Работа в уголке природы: поливка лука, внести модель посадки лука.
МАРТ
I неделя
Утро: Дидактические игры: «Найди по описанию» (овощи, фрукты), «Сложи картинку» (заяц, кошка).
Прогулка:
Наблюдения:
- Наблюдения за солнцем (первые признаки весны): солнышко стало более ярким, теплым. Посмотреть на солнце. Почему больно смотреть? – Солнце стало более ярким.
- Послушать, как звенит капель.
- Срезать несколько веток, чтобы поставить их для наблюдения в уголок природы.
Подвижные игры: «1,2,3 – к дереву беги», «Солнышко и дождик».
Труд в природе: продолжать подкармливать птиц.
II половина дня
Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Весенняя песенка, А.Барто «Птичка».
Рассматривание картины: «Свинья с поросятами».
Игра-имитация: «На нашем дворе» (домашние животные).
Работа в уголке природы: рассматривание и поливка лука. Поставить ветку в воду.
II неделя
Утро: Дидактические игры «Чей хвост», «Где спряталась рыбка» (модель лука).
Занятие: Сравнение кошки и зайца.[4, с 12]
Прогулка:
Наблюдения:
- Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. Дать понятие «тень», понаблюдать за тенью, которую оставляют предметы разной величины.
- Наблюдение за снегом. Он почти весь растаял, стал грязным, бегут ручьи.
- Наблюдение за птицами: воробьи стали веселее чирикать.
Подвижные игры: «Через ручеек», «Чья тень?».
Труд в природе: уборка с площадки кусочков льда, последнего снега.
II половина дня
Чтение художественной литературы: Сказка «Свинья и коршун» (мозамбикская), А.Пыщеев «Весна», «Сельская песня».
Беседа: «О чем звенит капель».
Работа в уголке природы: рассматривание веточки с набухшими почками и первыми листьями.
III неделя
Утро: Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Дружная семейка» (дикие животные и их детеныши)
Прогулка:
Наблюдения:
- Наблюдение за небом: оно чаще бывает голубым, облака светлые. Но утром еще морозно – иногда идет снег, гололед.
- Наблюдение за ветром. Откуда дует?
- Наблюдение за работой дворника: обрезка деревьев.
Подвижные игры: «Летает – не летает», «Кто быстрее до дерева».
Труд в природе: помощь дворнику в уборке веток с участка.
II половина дня
Чтение художественной литературы: потешки – песенки о весне. В.Даль «Ворона», Б.Житков «Как мы приехали в зоосад».
Беседа: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко».
Работа в уголке природы: смена воды в аквариуме, мытье и полив комнатных растений.
IV неделя
Утро: Дидактические игры: «Найди песенку» (домашние животные), «Найди растение с большими листьями»
Занятие: Рассматривание фикуса.
Прогулка:
Наблюдения:
- Предложить детям попускать кораблики в ручейке. Понаблюдать, как кораблик намокнет. Почему?
- Отметить состояние погоды. Сравнить с зимней.
- Найти на участке клен, березу, рябину. Чем отличается дерево от куста?
Подвижные игры: «1,2,3 – к березе…беги», «Куда спрятался зайка» (дерево, куст).
Труд в природе: уборка мусора на участке.
II половина дня
Чтение художественной литературы: Т.Александрова «На солнышке согрелась ель», потешка «Дедушка Ежок».
Беседа: «Как мы убирали свой участок».
Работа в уголке природы: наблюдение за пересадкой комнатных растений.
АПРЕЛЬ
I неделя
Утро: Дидактические игры: «Какой цветок убрали», «Найди такую же картинку и назови» (парные картинки овощей и фруктов).
Прогулка:
Наблюдения:
- Рассмотреть почки на деревьях. Отметить, что деревья просыпаются от долгого сна и почки набухают.
- Почки растереть между ладошками и понюхать.
- Наблюдения за птицами: птиц стало больше, рассказать, что они готовятся вить гнезда.
Подвижные игры: «Воробушки и кот», «Хитрая лиса».
Труд в природе: Подкормка птиц.
II половина дня
Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Пришла весна», А.Майков «Ласточка примчалась».
Игра-имитация: «Птицы прилетели».
Беседа: «Как курочка удивилась весне».
Работа в уголке природы: подготовка семян цветков к посадке.
II неделя
Утро: Дидактические игры: «Да или нет», «Опиши, мы отгадаем» (дикие животные).
Занятие: Знакомство с лисой.
Прогулка:
Наблюдения:
- Посмотреть, где еще остался снег – в тени или на солнце. Почему в тени еще лежит снег?
- Наблюдение за ветром. Когда дует? Запустить бумажные самолетики.
- Предложить потрогать воду в луже. Какая она – теплая или холодная?
Подвижные игры: «Самолеты», «Хитрая лиса».
Труд в природе: изготовление бумажных самолетиков.
II половина дня
Чтение художественной литературы: сказка «Лиса лапотница», загадки о лисе, потешки – песенки.
Игра-имитация: «Лиса с лисятами».
Беседа: «Как лиса за зайцем бегала».
Работа в уголке природы: рассматривание альбома «Дикие животные».
III неделя
Утро: Дидактические игры: «Для чего это нужно» (лейка, лопата, грабли), «Айболит осматривает комнатные растения».
Прогулка:
Наблюдения:
- Наблюдения за кошкой, которая греется на солнышке.
- Наблюдение за работой дворника на цветнике (перекапывание земли, рыхление).
- Наблюдение за дождем: дождь еще холодный, не как летом.
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Принеси, что скажу» (орудия труда).
Труд в природе: помощь воспитателю в уборке старой травы с клумбы.
II половина дня
Чтение художественной литературы: Е.Благина «Не мешайте мне трудиться», И.Токмакова «Десять птичек – стайка».
Беседа: «Какие растения живут у тебя дома», «Как мы играем весной».
Работа в уголке природы: посев семян бархатцев на рассаду.
IV неделя
Утро: Дидактические игры: «Угадай по описанию» (береза, клен, рябина), «Кто как передвигается».
Занятие: Сравнение дерева и куста. [4, с 21]
Прогулка:
Наблюдения:
- Рассмотреть ветки дерева и куста. Найти первые листочки. Отметить, что они липкие, нежные.
- Посмотреть на небо. На что похожи облака?
- Наблюдения за лужой.
Подвижные игры: «Паук и мухи», «1,2,3 – к дереву (кусту) беги».
Труд в природе: вскапывание клумб и газонов, посев цветов.
II половина дня
Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха – цокотуха…», Г.Воронько «Липка», «Березка», И.Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб».
Беседа: «Лесной детский сад» (дикие животные и их детеныши).
Работа в уголке природы: наблюдения за рыбкой, кормление рыбок.
МАЙ
I неделя
Утро: Дидактические игры: «Съедобное – несъедобное», «Кто спрятался под деревом» (муха, пчела, жук).
Прогулка:
Наблюдения:
- Наблюдение за солнцем – яркое, теплое, много солнечных дней.
- Опыт: намочить песок и понаблюдать как он сохнет. Объяснить свойство солнечных лучей высушивать все вокруг.
- Обратить внимание на появление насекомых. Откуда они появились?
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Чья тень».
Труд в природе: высадка рассады бархатцев на клумбу.
II половина дня
Рассматривание картины: «Коза с козлятами».
Чтение художественной литературы: сказка «Волк и семеро козлят», «Упрямые козы», загадки о козе.
Игра-имитация: «Коза с козлятами».
Работа в уголке природы: мытье комнатных растений.
II неделя
Утро: Дидактические игры: «Чья песенка» (домашние животные), «Ботаническое лото».
Занятие: Знакомство с первоцветами (мать-и-мачеха, одуванчик).
Прогулка:
Наблюдения:
- Найти на участке и рассмотреть первые цветы (одуванчик, мать-и-мачеха).
- Рассмотреть цветущую вишню, сирень. Вдохнуть аромат цветов.
- Понаблюдать как птицы купаются в лужах.
Подвижные игры: «Найди цветок, какой покажу», «Найди дерево по описанию».
Труд в природе: поливка бархатцев.
II половина дня
Чтение художественной литературы: С.Капутикян «Май», З.Александрова «Одуванчик».
Беседа: «Как лейка с цветами дружила», «Чему обрадовался дождик».
Работа в уголке природы: поместить модели строения растений.
III неделя
Утро: Дидактические игры: «Найди цветок, какой скажу», «Что изменилось».
Прогулка:
Наблюдения:
- Познакомить детей с грозой, молнией.
- Рассмотреть майского жука.
- Наблюдения за облаками. Куда плывут, на что похожи?
Подвижные игры: «Пчелы и жуки», «Летает – не летает».
Труд в природе: поливка и рыхление почвы на клумбах.
II половина дня
Чтение художественной литературы: К.Д.Ушинский «Пчелки на разведках», загадки о жуке, К.Ушинский «Петушок с семьей».
Рассматривание картины: «Курица с цыплятами».
Игра-имитация: «Курочка-хохлатка».
Беседа: «Что зашито мягкое в подушках?»
Работа в уголке природы: уход за комнатными растениями. Поместить складовые картинки: курица, петух, утка, гусь, цыпленок.
IV неделя
Утро: Дидактические игры: «Собери цветок» (модель растения), «Где спряталась матрешка».
Занятие: Сравнение одуванчика и тюльпана.
Прогулка:
Наблюдения:
- Наблюдения за бабочкой.
- Рассказать детям о возвращении перелетных птиц. Понаблюдать за скворцом.
- Отметить состояние погоды. Солнце светит ярко, на улице тепло, в гости идет лето.
Подвижные игры: «Пчелки, бабочки, жуки», «Солнышко и дождик».
Труд в природе: поливка клумб и газонов, уборка мусора с участка.
II половина дня
Чтение художественной литературы: В.Золотов «Одуванчик», «Майский жук», К.Чуковский «Краденое солнце».
Беседа: «Какие песенки поет дождь», «Кто рождается весной» (детеныши животных).
Работа в уголке природы: поливка комнатных растений, кормление рыб в аквариуме.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
- Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2007.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада – Воронеж: Учитель, 2003.
- Волчкова В.Н., Степанова Н,В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: Учитель, 2007.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – Сиб: Детство-пресс, 2004.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: 2005.
- Николаев С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М.: 2006.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.
- Хрестоматия для младшей группы – М.: Самовар, 2014.
- Энциклопедии серии «Обо всем на свете»: растения; комнатные растения; птицы; насекомые; человек; Земля. – Лондон: Дорминг Киндерсли, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план работы по экологическому воспитанию детей подготовительной группы
перспективный план...
Перспективный план работы по экологическому образованию 2 младшая группа.
Перспективный план работы по экологическому образованию 2 младшая группа....
Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей – средней группе на 2016-2017 уч. год
Перспективный план работы по экологическому образованию во 2 младшей – средней группена 2016-2017 уч. год...
Перспективный план работы по экологическому образованию на прогулках в 1 младшей группе.
В разработке представлен перспективный план работы по экологическому образованию с детьми 1 младшей группы на прогулках.Цель работы :приобщение детей к экологической культуре, формирование ...
Перспективный план работы по экологическому образованию дошкольников старшей группы.
Перспективный план работы по экологическому образованию дошкольников старшей группы....
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в младшей группе на 2022-2023 год
Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы:Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном иживотном мире, прав...
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в младшей группе на 2022-2023 год
Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы:Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;представлений о предметах и явлениях природы, растительном иживотном мире, прав...