Конспект ООД "Что мы знаем о птицах?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Аликова Суфия Рафаиловна

Конспект ООД "Что мы знаем о птицах?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_ftskm_chto_my_znaem_o_ptitsah_st_gr_.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД "Что мы знаем о птицах?"

ОО "Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим).

Подготовила и провела воспитатель

БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад №291»

Аликова Суфия Рафаиловна

Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим) .

Возрастная группа: Старшая группа

ЦЕЛЬ: выявить знания детей о птицах.
Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Образовательные задачи:        
- Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы.
- Учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.
- Дать детям представления о том, чем кормят птиц зимой.

- Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.
- Воспитывать любовь к природе, желание заботиться и подкармливать зимующих птиц.

Подготовка воспитателя:
Подобрать музыкальный материал с голосами птиц, изготовить графическую модель «Птицы»

Предшествующая работа с детьми:
- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц  из альбома Веретенниковой

- Чтение рассказов В.В. Бианки о птицах «Чей нос лучше?»; «Птичьи разговоры»; «Лесные домишки»; «Самые-самые»,Е. Чарушин «Воробей», Г. Скребицкий «Синица», «Грач», А. Клыкова «Завтрак синицы», «Мой скворечник», М Горький «Скворечник», стихи А Барто «Дятел», С. Алексеева «Снегирь».


Оборудование:
Графическая модель «Птицы», иллюстрации птиц, аудиоматериал «Голоса птиц», ножницы, пакеты из-под молока, веревки

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, если вы отгадаете мои загадки, вы узнаете, о ком мы сегодня будем беседовать. Слушайте внимательно:
- Красногрудый, чернокрылый,

  Любит зернышки клевать.

  С первым снегом на рябине

  Он появится опять. (Снегирь).


- Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"

А что пора? Какая с ней морока,
Когда трещит ... (Сорока)

- Черный жилет, красный берет,

   Нос  как топор, хвост как упор. (Дятел)


- Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?" (Кукушка)

-Маленький мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует (воробей)

- Ты с модницей этой, конечно, знаком:

   Вертушке на месте никак не сидится –

   Все хвастает, синим своим сюртуком

   И шапочкой синей гордится. (Синица).

- Всех приметней птиц, черней,

   Враг личинок, друг полей.

   Взад, вперед по пашне вскачь,

   А зовется птица…(Грач)

 -Очень любят провода,

  И сидят на них всегда.

  Вот опять уселись в ряд,

  И о чём-то говорят,

  И щебечут ласково

  Божьи птички — ...(Ласточки).

- Крепкий деревянный дом

  С круглым окном.

  Он стоит на длинной ножке,

  Чтобы не залезли кошки. (Скворец)

(По мере отгадывания детьми загадок выставляю на доску иллюстрации птиц).
Воспитатель: - Скажите, а как одним словом сказать, кто изображен на картинках? (Птицы).

- Да, ребята, сегодня мы будем говорить с вами про птиц. (Выставляю графическую модель «Птицы»).
- Давайте внимательно рассмотрим схему и вспомним, что отличает птиц от всех других жителей нашей планеты. (У птиц есть два крыла. Птицы покрыты перьями. У птиц есть клюв. Каждая птица имеет две ноги.).

- Да, ребята, вы назвали все правильно. Каких только птиц нет на свете.
- Давайте с вами поиграем в словесную игру «Вспомни птичку». Сейчас мы с вами встанем в круг, я вам буду бросать мяч, а вы будете называть птицу, которую вспомнили. (после игры дети садятся за стол)
- Молодцы ребята, много птиц назвали. Мы с вами знаем, что птицы бывают насекомоядные, водоплавающие и зимующие. Давайте разобьем наших птиц на три группы. Как вы думаете кого мы поместим в первую группу? (скворец, ласточка, стриж, иволга, соловей). А как вы догадались? (у них острый, прямой, длинный клюв). Молодцы, хорошо справились с заданием.

- А кто из наших птиц относится к водоплавающим? (утка, лебедь, гусь, пеликан). Правильно, ведь у всех этих птиц широкий клюв, через который они процеживают воду и на ногах есть перепонки, которые помогают им передвигаться в воде. Хорошо.

- А что за птицы остались на доске? Эти птицы не пропадают с наших улиц, к нам прилетают другие птички. Назовите тех, кто проводит зиму вместе с нами (снегирь, сойка, синица, вороны, воробьи, дятел, голубь…). Как мы называем этих птиц, одним словом? (Зимующие птицы).
- Ребята, а кто может сказать, почему насекомоядных и водоплавающих птиц мы не относим к зимующим? (Предположения детей). С наступлением холодов исчезают насекомые, поэтому насекомоядные птицы улетают первыми, затем начинают подмерзать водоемы и водоплавающие птицы тоже вынуждены оставить обжитые места и лететь на юг.

Физкультминутка
(дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим назад

Воспитатель: - Ребята, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам корма под снегом. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах – верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещинки в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрыты ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно помогать птицам.
Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено и крошки пшеничного хлеба клюют в основном вороны, воробьи и овсянки.

- Как вы думаете ребята, что больше всего любят синицы? (Предполагаемые ответы детей)
Синицы, кроме семян любят сырое несоленое сало или мясо. Кусочки обвязывают ниткой или тонкой проволокой и подвешивают на тонкие ветви. На толстые ветки и в кормушки эти лакомства класть бесполезно – утащат вороны.
- Я приготовила несколько пакетов от молока. Давайте мы сейчас изготовим из них кормушки, а когда пойдем на прогулку развесим их по всему детскому саду. (Дети прорезают окошки в противоположных сторонах и продевают сверху нить). Пока вы будете делать кормушки, я включу для вас кассету с голосами птиц, надеюсь, эта запись поднимет у вас настроение, и вы вспомните, как это чудесно, когда вокруг поют птицы.
- Молодцы ребята, чудесные получились кормушки.

Воспитатель: - Давайте, поиграем в игру «Почемучки».

- Почему у цапли длинные ноги?

- Почему у гуся длинная шея?

- Почему у орла клюв как нож острый?

- Почему у страуса сильные ноги?


Воспитатель: - А сейчас я хочу вам прочесть стихотворение
«Покормите птиц» (Яшин)
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо!
Не богаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть одна и не страшна будет им зима!
Сколько гибнет их – не счесть, видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Итог занятия:
Воспитатель: - Птицы - это наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых и грызунов. Без птиц нам не обойтись. Давайте не будем забывать про наших маленьких соседей и будем заботиться о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интеллектуального конкурса "Знай-ка"

Интегрированное  КВН - занятие для детей подготовительной группы. Все задания в занятии направлены на развитие интеллектуального потенциала детей в игровой форме....

Конспект "Что мы знаем о рыбах?"

Итоговое занятие в группе для детей сЗПР...

Конспект "Что мы знаем о рыбах?"

Итоговое занятие в группе для детей сЗПР...

конспект интеллектуального конкурса "Знай-ка о спорте"

в конспекте подобраны различные задания для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!"в средней группе

Разработка интеллектуальной игры "Знаю, умею, могу!" в средней группе. Включает в себя различные задания согласно по возрасту детей....

Конспект занятия «Я знаю, что надо придумать…»

Цель: развитие творческих способностей детей и их сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости и взаимопомощи....

Конспект "Что мы знаем о воде"

Конспект по познавательному развитию с детьми средней группы на тему : "Что мы знаем о воде"....


 

Комментарии

Абанина Диана Петровна

Интересное значимое мероприятие для ребят. Оно поможет развивать интерес к природе, животным, углубить знания о птицах, их разнообразии, о помощи птицам в зимний период.