Методическая разработка на тему "Удивительная соль"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Удивительная соль»
Возраст детей 6 – 7 лет
Совместная образовательная деятельность реализуется в следующей форме: Познавательно-игровое занятие
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие с интеграцией образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие
Цель: Развитие познавательных интересов в самостоятельной поисковой деятельности детей. Изучение качеств соли, ее свойства, качества и применение
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли
- Побуждать комментировать действия и их результаты
- Учить принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
- Учить использовать речь для выражения своих действий.
- Учить строить речевое высказывание в ситуации общения
Развивающие:
- Развивать внимание (произвольность, переключение)
- Развивать зрительное восприятие, анализ, синтез
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез)
- Развивать любознательность, способность экспериментировать
- Развивать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
- Воспитывать способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты
Материалы и оборудование:
- мешочки с солью
- разные виды соли
- стаканы с кипяченой водой
- ложки
- тарелки
- лупы
- яйца
- грязные стаканы
- губки
- одноразовые стаканчики
- интерактивный стол
- презентация «Соль»
- воздушные шарики
- шерстяная кофта
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это? Какие-то мешочки появились. Потрогайте, какой он на ощупь, ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Как вы думаете, что там находится? Какое-то вещество без запаха, мелкое на ощупь. Что же это может быть? Отгадайте загадку и точно узнаете, что там спрятано!
Без нее, ребята, повар, просто как без рук!
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Догадались? Ну, конечно, это … (соль)
Давайте проверим? Откроем мешочек.
А вы что-нибудь знаете про соль? Ребята, что нужно сделать, чтобы получить новые знания?
Хотите узнать, почему же соль называют удивительной?
Соль – полезное ископаемое, природный элемент и известна человеку с древнейших времен. Происхождение слова соль связано с Солнцем. Старинное славянское название солнца – солонь. Как вы думаете, может человек существовать без солнца? Как без солнца, так и без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Ценилась соль на вес золота, к ней всегда относились уважительно. Потому что много лет назад ее добывали очень мало, и она считалась дорогой. Сегодня соль называют «белым золотом». У кого соль была на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее только знатным людям, остальные уходили несолоно хлебавши. К соли относились очень уважительно, отсюда и народная примета – соль рассыпал – к ссоре. Люди придумали очень много пословиц о соли:
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Пуд соли вместе съесть
Без соли, что без воли: жизнь не проживешь
Давайте пройдем к нашему помощнику – интерактивному столу и узнаем про соль все-все-все!
Просмотр слайдов и рассказ воспитателя о соли.
Сейчас мы поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети прыгают, услышав продукт, который можно солить и топают, если это не солят.
ГРИБЫ КАРТОШКА
КОНФЕТЫ СУП
МАЛИНА ХЛЕБ
ОГУРЕЦ ЯЙЦО
ГРУША СОК
АПЕЛЬСИН КАПУСТА
ПОМИДОР КЛУБНИКА
РЫБА БАНАН
А теперь давайте займемся исследованием соли опытным путем.
Перед проведением опытов, давайте вспомним правила:
- НЕ ТРОГАТЬ ГЛАЗА РУКАМИ
- СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ
- НЕ ТОЛКАТЬ СОСЕДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
- СНАЧАЛА ПОСМОТРИ, ПОСЛУШАЙ, А ПОТОМ ДЕЛАЙ
- ВЫПОЛНИЛ, ПОЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ НА МЕСТО
Я предлагаю каждому из вас стать ученым. Выбирайте с кем вы будете работать. Приглашаю вас за столы!
ОПЫТ № 1 «Из чего состоит соль? Она какая?»
Перед вами соль. Насыпьте себе в тарелочку 2 ложки соли.
Давайте ее рассмотрим. Что вы можете сказать о ней? Рассмотрите соль через лупу. Что вы видите? Подуйте на нее тихонечко.
СОЛЬ ПОХОЖА НА ПОРОШОК, СОСТОИТ ИЗ БЕЛЫХ КРИСТАЛЛОВ, ОНА РАССЫПАЕТСЯ, СЫПУЧАЯ И БЕЗ ЗАПАХА, БЕЛОГО ЦВЕТА
ОПЫТ № 2 «Соль хрустит»
Возьмите ложку и надавите на соль. Что произошло?
СОЛЬ ПРИ НАДАВЛИВАНИИ ЛОЖКОЙ ХРУСТИТ. ТАК КАК ЕЕ КРИСТАЛЛЫ ТРУТСЯ ДРУГ О ДРУГА.
ОПЫТ № 3 «Соль впитывает воду»
У вас на тарелке соль, возьмите и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? Соль ее впитала, соль поглощает воду. Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? Соль растворилась в воде.
ОПЫТ № 4 «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
Ребята, перед вами маленькие стаканы с водой, потрогайте и скажите, что вы чувствуете
(в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус. Кто хочет, может попробовать!
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающее яйцо»
Воспитатель: Ребята, помните про озеро Баскунчак и его особенную воду? В чем ее особенность? (в солёной воде легче плавать). Давайте это проверим!
Поможет нам в этом обычное яйцо и сырой картофель. Теперь мы будем работать с большими стаканчиками. В стаканчик справа насыпьте 3 – 4 полные ложки соли. Перемешайте! Возьмите яйцо или картофель и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмите другое яйцо или картофель и опустите его в стакан слева, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло). Какой вывод мы сделаем? (в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство»
Оказывается, с помощью соли можно не только стирать, но и мыть посуду. Давайте это проверим?
Посмотрите после завтрака остались грязные кружки. На губку или тряпочку насыпьте немного соли и попробуйте почистить кружку. Посмотрите, он стал чистым? Значит соль?..
Ребята, вы настоящие ученые! Спасибо вам за работу!
Что мы сегодня делали?
Что вам понравилось больше всего?
Было трудно?
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы?
Мы с солью не прощаемся, еще много опытов будем с ней проводить! Нарисуйте опыт, который понравился вам больше всего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. нетрадиционная техника рисования солью.на тему "Зима"
Главная задача -дать представление детям о различных видах изобразительной деятельности, многообразии художественных мате...
Методическая разработка к тематическому педсовету «Милости просим, а хлеб-соль по старинному»
Цели: Закреплять знания об истории русской кухни;Закреплять знания о традициях, особенностях, самобытном опыте русского народа....
Методическая разработка по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Нетрадиционная техника рисования солью с детьми»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста....
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»
Этот комплекс используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений с сухой морской солью с использованием электронной говорящей ручки «Знаток»
Этот комплекс используется с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях. Познакомившись с говорящей электронной ручкой «Знаток», группа педагогов нашего д...
Методическая разработка НОД по развитию художественно — эстетической деятельности (нетрадиционная техника рисования – солью) во второй младшей группе Тема: «Зимний лес»
НОД по нетрадиционной технике рисования - солью во 2 младшей группе...
Методическая разработка: Соль и ее свойства
Методическая разработка: Соль и ее свойстваАвтор:Власова Ксения СергеевнаВоспитатель ГБДОУ д/с №20 Дата: 21.11.2018гЦель: Систематизировать представление...