Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. «Земной шар на столе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, с условными обозначениями: синее – вода; зеленое, желтое, коричневое – суша, расширить знания об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по познавательному развитию

детей старшего дошкольного возраста.

«Земной шар на столе»

                                                  Составила:

                                          Воспитатель Кирюшина О. А.

Тема: «Земной шар на столе».

Образовательные задачи:

Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, с условными обозначениями: синее – вода; зеленое, желтое, коричневое – суша, расширить знания об окружающем мире.

Развивающие задачи:

Развивать интерес к накопленному человечеством опыту, умение делать простейшие выводы, умозаключения.

Развивать желание узнавать новое.

Воспитательные задачи:

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Материал к занятию:

Кукла Незнайка, глобус, иллюстрации различных глобусов, старинных повозок, кораблей.

Предварительная работа:

Создание в группе уголка экспериментатора, беседы с детьми о поездках в другие города, страны, рассматривание иллюстраций о путешествиях в древние времена.

Ход НОД:

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Восп.: Ребята, посмотрите, к нам пришел гость.

            Здравствуй Незнайка. (Показываю игрушку, в руке держит глобус)

Незн.: Здравствуйте ребята.

Восп.: Куда же это ты Незнайка собрался?

Незн.: Я решил объездить весь мир. Очень мне интересно узнать,    как люди живут. Посмотрите земля-то, какая маленькая (показывает глобус). Я сейчас за один день побываю в разных странах.

Восп.: Ну и глупый же ты Незнайка. Глобус – это не Земля, это  макет Земли. А Земля на самом деле огромная.

           Садись Незнайка и послушай, что я и ребята расскажут тебе про путешествия и про нашу Землю.

            Многие из вас ребята путешествовали с родителями в другие города, страны, ездили на дачу. А в давние времена люди путешествовали мало: не было современного транспорта (поездов, самолетов, машин и т.д.), более того, они даже не знали куда направляться. Наши далекие предки мало знали о планете Земля, на которой мы с вами живем. Со временем они приручили животных и стали путешествовать на лошадях, затем люди научились строить лодки, а потом суда, на которых можно отправиться в далекие странствия по морям и океанам (показываю иллюстрации). Странствия эти продолжались много дней и ночей.

           Повторите, ребята, на чем путешествовали люди в давние времена?

 (Ответы детей).

Восп.: Молодцы ребята. А как вы думаете, что помогало мореплавателям в пути? Почему они не сбивались с пути?

   (Ответы-предложения детей).

Восп.:  В те далекие времена, о которых я вам рассказываю, мореплаватели ориентировались по звездам. Но звезды появлялись только ночью и только при хорошей погоде. В светлое время суток людям помогало солнце, но оно тоже не всегда светило. И тогда на помощь людям пришел глобус. Ребята, а что такое глобус? (Ставлю ближе к детям глобус, который принес Незнайка)

     (Ответы детей).

Восп.: Да, ребята это глобус нашей планеты Земля. Это макет Земли, ее маленькая копия. Глобус придумали и сделали люди. Глядя на глобус, можно многое узнать о нашей планете. Посмотрите, ребята на глобус и ты Незнайка, посмотри, и скажите мне какой формы наша Земля?

   (Ответы детей)

Восп.: Как вы думаете, а что на глобусе обозначено, синим и голубым цветом?

  (Ответы детей)

Восп.: Да, молоды ребята. Это вода: моря, океаны, реки, озера, которые есть на Земле. Посмотрите внимательно, что изображено на глобусе желтым, коричневым, зеленым цветом?

  (Ответы детей)

Восп.: Молодцы, правильно – это суша. А сейчас давайте отправимся в путешествие на самолете вокруг  глобуса.

Физкультминутка

Руки в стороны, в полет

Отправляем  самолет,

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед

Полетел наш самолет.  

Восп.: А сейчас сажаем свои самолеты на аэродром.

Незн.: А скажите, все глобусы одинаковые?

Восп.: Нет Незнайка, в мире есть очень интересные глобусы. Самый большой из них был сделан во Франции. Внутри него могла бы уместиться вся наша группа вместе с нами. (показываю иллюстрацию) Этот глобус очень тяжелый, весит столько же, сколько автобус. В нашей стране тоже есть удивительные глобусы. Один из них находится в Санкт-Петербурге. Он размером половину группы, на внешней его поверхности нанесена карта Земли, а на внутренней – звездного неба. (показываю иллюстрации) В наше время делают самые разнообразные глобусы. Один из них перед вами. А сейчас я покажу вам на глобусе место, где мы живем (показ). В этом году мы с вами еще многое узнаем о нашей планете, и в этом нам поможет глобус. Понравился тебе Незнайка наш рассказ про глобус?

Незн.: Очень понравился, но я еще не все запомнил. Можно я еще приду к вам?  

   ( Конечно можно.)

Незн.: А свой глобус Я решил оставить вам. До свидания.

Восп.: Незнайка подарил нам глобус, давайте подумаем, куда мы его поставим. (Вместе с детьми находим место для глобуса.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста « Дети, в школу собирайтесь!»

Расширять знания детей об окружающем мире. Познакомить  с правилами поведения в школе.Формировать мотивационную готовность ребенка к школе....

Высокое качество дошкольного образования через включение в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного

О необходимости включения в образовательную деятельность семейных проектов, направленных на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...

Конспект родительского собрания в детском саду в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность. Семья занимает важное место в познавательном развитии ребенка. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком...