Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в стеклянный город»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: познакомить детей со свойствами стекла: гладкость, прозрачность,
хрупкость, водонепроницаемость, окрашиваемость, мелодичность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_o_stekle.docx | 34.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №76»
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в стеклянный город»
Подготовила:
воспитатель первой квалификационной категории
Заболотнева Елена Николаевна
Старшая группа
г. Челябинск – 2019
Цель: познакомить детей со свойствами стекла: гладкость, прозрачность,
хрупкость, водонепроницаемость, окрашиваемость, мелодичность.
Задачи:
Образовательные: учить детей обследованию изделий из стекла, выделяя
ее свойства: приемы практического действия с предметами путем выделения
признаков предметов.
Развивающие: развивать внимание, память, наблюдательность,
способность анализировать, связную речь.
Воспитательные: воспитывать умение поддерживать беседу, высказывать
свою точку зрения; воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.
Оборудование: коробки: большая и маленькая, стеклянные
предметы (бутылочки от духов, вазы, камешки,
стеклянный стакан, кружка, разноцветные тарелки, лампочка, очки, лупы),
цветныекубики,сосуд с песком, сосуд с содой, мел, карандаши для проверки
звонкости стекла, сосуды с водой, песня «Облака» К.Румянова, мелодия для
стеклянного оркестра, звук разбитого стекла, оборудованные стульчики для
полёта, бумажные «облака», дидактическая игра «Стеклянные пазлы»
(разрезные картинки с изображением стеклянных предметов), мелкие
игрушки.
Предварительная работа:рассматривание изделий из стекла, чтение
стихотворенияДж. Родари «Стеклянная»,
А. Барто «Однажды я разбил стекло…»
Словарная работа: хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое.
Ход НОД:
Организационный момент.
Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А
теперь давайте с вами поиграем. Хотите? Встаньте в круг.
«Здравствуй небо (руки вверх),
Здравствуй Земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки вперёд),
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки),
Будем дружно мы играть,
В путешествие мы хотим опять (идут по кругу)»
В:Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите вместе со мной
совершить путешествие по сказочному городу Стекляндия? Вы готовы
встретиться счудесами и преодолеть все препятствия? (ответы детей)
Тогда – в путь! Путешествие начинается! Аотправимся мы с вами на
волшебныхоблаках. Доставайте их иполетели!(дети достают из-под
стульев вырезанные облака ,встают на них, кладут руки на плечи друг другу и,
подпеваяпесне «Облака», «летят» в город Стекляндия, затем кладут облака
подстульчики).
В: Мы благополучно приземлились в стеклянном городе(на столе лежат две
коробки).
Интересно, какую мне коробку открыть первой: большую или маленькую.
(дети подходят к воспитателю, предлагают свои варианты).
В: Вы тоже хотите посмотреть, что в коробках? Открываем большую коробку.
Знакомьтесь – это Стекляша (стеклянная кружка, она житель
этого стеклянного города. Пришла очередь открыть другую коробку.
Знакомьтесь – это Стеклышко(маленький стеклянный стакан, он тоже житель
этого города.Они приглашают нас в свой город, чтобы рассказать о нем.
Вы, ребята, хотите познакомиться с жителями стеклянного города? (ответы
детей)
Стекляша и Стеклышко предлагают отгадать, из чего же сделаны
жители стеклянногогорода (загадка):
«Его не видишь, а потрогать можно.
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит, не льётся,
А ударишь - разобьётся.
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено» (стекло).
В: Стекляша и Стеклышко приглашают вас в стеклянный город.
Дети, а вы знаете, как появилось стекло? Сейчас мы вам расскажем (показ
иллюстраций)
Когда-то, давным-давно мореплаватели пристали к одному песчаному берегу и
решили развести костёр, чтобы согреться и приготовить пищу. Обычно, они
обкладывали костёр камнями, чтобы он дольше горел, но камней поблизости
не было,и тогда они обложили костёр на песке камнями из соды и мела,
которые у них были накорабле. Костер горел ярко и выделял много тепла,
расплавляя все вокруг себя. Ночьюкамни мела, соды и песок расплавились.
Утром, проснувшись, мореплаватели, увидели на песке блестящие камушки-
капельки, это было стекло. Так впервые люди получили стекло. Что плавилось
вогне, чтобы получилось стекло? (ответы детей)
В: Да, правильно и досих пор люди берут эти три части: сода, песок, мел,
нагревают и получают стекло. Постепенно из стекла делали все больше и
большепредметов.А какое оно стекло? Давайте его обследуем (проходят к
одному из столов)
В: А вот и жители стеклянного города (дети рассматривают представленные
предметы из стекла). Они все сделаны из стекла. Назовите, кто живет в
городе Стекляндия?(дети называют предметы: ваза, сахарница, бутылочка,
флакон,чаша, стакан,кружка и т. д.)
В: Стекляша приглашает нас в лабораторию стекла, чтобы узнать, какое
оно стекло,и его свойства(дети подходят к столам).
Перед вами стеклянные стаканы, возьмите их в руки. Скажите, ребята,
какойстакан на ощупь? (ответы детей)
В: Стекло гладкое, за это свойство оно и нравиться людям, его приятно
трогать, и из него получаются гладкие, красивые изделия.
(воспитатель кладет в свой стакан цветной деревянный кубик).
В: Угадайте дети, что у меня в стакане? (ответы детей)
Вы, ребята, кубик видите? Почему? (дети объясняют).
Действительно, сквозь стекло все предметы видны. Стекло прозрачное. Это
первое свойство стекла.
В: У вас есть стаканы, как вы узнаете, что вашистеклянные стаканы
прозрачные?
(дети кладут приготовленные кубики в стаканы).
В: Расскажите, какое свойство имеют ваши стаканы?
(дети составляют предложения со словом прозрачный).
В: Как вы думаете, что люди делают из стекла, используя это свойство –
прозрачность?(из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры,
лампочки,аквариум, градусник и т. д.)
В: Ребята, оказывается, еще стекло может быть цветным. Оно может
окрашиваться.
Этоеще одно свойство стекла.
Посмотрите, в городе Стекляндия есть цветные изделия (дети называют
предметы изцветного стекла, и их цвет).
(Предметы из цветного стекла: солнцезащитные очки, пузырьки с йодом и
зелёнкой,фужер, цветная вазочка ипосуда.)
В: Зачем делают цветные стеклянные изделия?
(цветные стеклянные изделия делают: для красоты и уюта помещений, для
защиты глаз от солнца, для продления срока годности лекарств и вообще эти
изделиякрасочные и красивые).
Физкультминутка«Отражение в стекле»
«Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья –
Раз, два, три-
И снова повтори!»
(воспитатель показывает различные фигуры,
под музыкальную физминутку, дети, как отражение их повторяют)
«Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! (Шагают)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают
ими прибеге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения.Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (Грозят пальчиком своему соседу)
Как скачешь? – Вот так! (прыгают)
А плачешь? - Вот так!(трут кулачками глаза)
Топаешь? - Вот так!(топают ногами)
Хлопаешь? - Вот так! (хлопают в ладоши)»
В:Стеклышко приглашает всех подойти к следующему столу.Что
произойдёт, если яупущу стеклянное изделие?) (ответы детей).Будем
проводить опыт? Конечно, нет,будет очень обидно и жалко, если разобьются
красивые стеклянные изделия. Ребята у вас дома разбивалось что-нибудь
стеклянное? (ответы детей)
Давайте, подумаем, как надо обращаться со стеклянными предметами.
(дети рассказывают, что со стеклянными изделиями нужно обращаться
осторожно, не бросать, аккуратно переносить).Как надо собирать разбитое
стекло?(ответы детей)
В: Вот и жители Стеклянного городка бояться, если их кто-нибудь уронит и
разобьёт. Хрупкость – это тоже свойство стекла.
(слышен звук разбитого стекла)
Дидактическая игра «Стеклянные пазлы»
В: Давайте посмотрим, что может случиться со стеклянным
изделием (воспитательпоказывает части изображения). А если мы соберем
эти части картинок, то узнаем, что же было изображено.
(дети собирают части изображения в единые картинки и рассказывают, что
изображено на них).
Молодцы, ребята. Обратите внимание, что изделия могут быть из толстого и
тонкого стекла. Из тонкого стекла делают окна, лампочки. А из толстого –
делаютувеличительное стекло, лупу (показ лупы). Давайте мы с вами
посмотрим через лупу на игрушку. Что произойдет, если лупу направить на
игрушки?(игрушка становится больше в несколько раз).
В: На этом свойства стекла не заканчиваются. Хотите познакомиться еще с
одним свойством стекла? Послушайте! (воспитатель стучит карандашом по
стенкам стеклянных предметов).
В: Ваши стаканы тоже мелодичны и звучат? Возьмите карандаши и сами
постучите карандашом по стаканам. Стекло звучит и издает мелодичный звук.
Давайте мы с вами создадим музыкальный оркестр (дети создают оркестр
под мелодию).
В: Ребята, ваши стаканы пустые. Что можно налить в ваши стаканы?Давайте,
проверим, действительно ли это так. Налейте в свои стаканы воду.
Проливается водаиз стакана? (ответы детей)
Конечно, нет, стекло водонепроницаемое. А еще, в какие изделия из стекла вы
можетеналить воду? (дети называют)
В: Стекляша и Стеклышко были очень рады познакомить вас с жителями
Стеклянного города и дарят вам стеклянные камешки, чтобы вы не забывали
их исвойства стекла.На этом наше путешествие подходит к концу и нам пора
возвращаться в детский сад.
(дети достают из-под стульев вырезанные облака и, подпевая
песне «Облака», «летят»в детский сад, затем кладут их под стульчики).
В: Вот мы и вернулись обратно!
Рефлексия:
В:Где мы были?С какими свойствами стекла, мы познакомились?
Давайте ещё раз назовём эти свойства (ответы детей)Правильно, ребята, вы
молодцы и хорошо запомнили свойства стекла.
В: Наше путешествие окончено, я вижу, вам понравилось, вы были активны,
молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения в старшей группе "Путешествие по городу Здоровей-ка"
Занятие- путешествие.Основная цель: Формирование у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....
Конспект занятия по математике в старшей группе "Путешествие в цветочный город"
Тема: "Знакомство с цифрой семь"...
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Путешествие в прошлое города Мичуринска" (Козловский Троицкий монастырь)
Ознакомление детей с достопримечательностями родного города....
Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие по улицам города Здоровья».
Конспект НОД для детей старшей группы "Путешествие по улица города". В этом занятие показанно совместнная работа с родителями по формированию ценностей ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД в старшей группе: "Путешествие в город Математики" Январь 2015г
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности...
Конспект ОДД в старшей группе "Путешествие по родному городу".
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и во время организованной образовательной деятельности. Воспитывать любовь к Родине, родному городу - значит св...
Конспект НОД в старшей группе "Путешествие матрешки по городам России"
Конспект НОД в старшей группе "Путешествие матрешки по городам России" художественно- эстетическое развитие...