Конспект занятия в старшей группе "Новый год идёт по миру"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Железнова Антонина Петровна

Формировать представления о празднике новый год, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект в старшей группе

Тема: Новый год идет по миру.

Цель: формировать представления о празднике новый год, 

Задачи:

•Обогащать представления о праздновании Нового года, о символах и традициях праздника;

•Продолжать учить отгадывать загадки;

•Учить давать полные и развернутые ответы;

•Развивать игровую деятельность детей.

Виды детской деятельности: социально – коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: презентация «Новый год идет по миру», картинки, на картоне с изображением ёлочных игрушек и других предметов.

Этапы:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о появлении Нового года.
  3.  Пальчиковая гимнастика «Новый год».
  4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах.
  5. Беседа с детьми о новогодней ёлке.
  6. Игра «Наряди ёлочку».
  7. Отгадывание загадок.
  8. Итог.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а когда вы ее отгадаете, то вы узнаете, какая же тема нашего с вами сегодняшнего приключения.

«Все на елочке игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

Ребятня подарков ждет.

Что за праздник?» (Новый год)

Воспитатель: Правильно ребята, скоро к нам придет самый любимый праздник Новый год. Вы все ждете его? Правда, ребята? А почему вы ждете этот праздник? 

Дети: отвечают на вопросы.

Воспитатель: А теперь давайте послушаем песню «Что такое Новый год». 

Воспитатель включает песню. 

2. Беседа о появлении Нового года.

Воспитатель: А вы ребята как думаете, что же такое новый год?

Дети: отвечают на вопрос.

Воспитатель: Молодцы ребята, оказывается, вы столько всего знаете интересного об этом празднике.

Воспитатель: А вы знаете, что в новогоднюю ночь ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем новый год? Поэтому этот праздник принято отмечать ночью. А не днем, например.

Воспитатель: Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. А между тем, все имеет свое начало. Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего триста лет назад. Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января. 

По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели.

Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе, который приносит подарки. 

Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка», но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает. Персонаж так полюбился всем, что постепенно. Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований. 

Вот таким образом и появился тот Новый Год, который мы привыкли встречать с самого детства. 

Воспитатель: А сейчас ребята давай те немного отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику.

3. Пальчиковая гимнастика «Новый год».

Наступает Новый год

хлопать в ладоши

Дети водят хоровод

кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики,

поочередно соединять пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики.

Фонарики

Вот сверкают льдинки,

сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки.

легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет

пальцы шагают по коленям или по столу

Всем подарки он несет.

Трем друг об друга ладони

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

1,2,3,4,5,б,7,8,9,1О.         

по очереди сгибать каждый палец

4. Беседа о том, как отмечают Новый год в разных странах.

Воспитатель: Как отмечают новый год в разных странах, я вам сейчас расскажу. Английский Санта-Клаус, путешествует на санях, в которые запряжены шесть оленей. 

Его все очень ждут, особенно дети. Они вешают на край своей кровати чулок, в который через печную трубу должен попасть подарок. 

Во Франции Французского Деда Мороза (Пэра Ноэля) дети ждут. 

Он подарки для детей разделяет на две части: некоторые подарки оставляет в новогоднюю ночь, а более ценные кладет в подготовленные туфли (их дети развешивают в доме с вечера) на Рождество. 

В Германии на Новый год подарки дарит немецкий Дед Мороз (Вайнахтсман). В одной руке он держит подарки, а в другой розги. 

Как и положено, кто вел себя хорошо, получает подарок. Кто вел себя в течение года плохо и много шалил, подарка ему не видать.

В Японии каждый ребенок новогодним вечером кладет под подушку рисунок своей “мечты”, и они верят, что тогда их мечты обязательно сбудутся.

В России же Новый год – это обязательно наряженная ёлка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под ёлочку. А какие подарки подарить детям на новый год.

Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.

Воспитатель: Скоро наступит Новый год в нашей стране. А как же вы, ребята обычно отмечаете новый год?

Дети: ответы детей.

5. Беседа с детьми о новогодней ёлке.

Воспитатель: Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А скажите мне ребята, чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями?

Дети: Ответы детей.

6. Игра «Наряди ёлочку».

Воспитатель: Сейчас мы, ребята поиграем в игру «Наряди ёлочку» и узнаем, кто умеет правильно и быстро наряжать новогоднюю ёлку. 

Воспитатель делит группу на 2 команды и открывает доску, на которой нарисованы 2 елки. Перед командами на столах картинки, вырезанные из картона с изображениями разных предметов. Команда №1: шарики, звезды, сосульки, лисичка, зайчик, табуретка, гвоздь, коньки. Команда №2: шарики, звезды, дед мороз, снегурочка, конфеты, молоток, тарелка, брюки. 

Воспитатель: Ваша задача, ребята, как можно быстрее украсить ёлку. Картинки нужно прикреплять к ёлке магнитами, которые вы увидите на доске рядом с ёлкой. Побеждает та команда, которая не только быстрее украсит ёлку, но и правильно. Не все предметы, которые вы видите перед собой, подходят для украшения ёлки. Будьте внимательны.

Проводится игра. Итоги игры ребята подводят сами.

7. Отгадывание загадок.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы все хорошо справились с заданием, вижу, вы все умеете наряжать ёлку. А теперь давайте посмотрим, также хорошо ли вы умеете отгадывать загадки?

«Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год».

(месяц декабрь) 

«Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке»?

(снежинка) 

«Ёжик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица, стройна,

А на Новый год – важна».

(Елка) 

«В снег – на улице стоит,

В дождик исчезает вмиг,

Из дорожек белых свит,

Толстый очень».

(Снеговик) 

 «Что под елочкой лежит

В праздничной обертке яркой?

Только раз в году бывают

Новогодние…(подарки)». 

 «На елочке она висит

И огонечками мигает,

То вдруг погаснет ненадолго,

То снова ярко засияет».

(Гирлянда)

. 8.Игра «Подбери признак»

-Ребята, посмотрите внимательно игрушки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой?) –  большой, белый, круглый, веселый…

Гирлянда (какая?) –  новая, красивая, блестящая, разноцветная…

Мишура (какая?) –   блестящая, новогодняя, серебристая…

Игрушка (какая?) –  красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Дед Мороз (какой?) – сказочный, огромный, добрый, веселый…

Снегурочка (какая?) – красивая, добрая, веселая…

9. Физкультминутка  «Елка»

Горит огнями елочка, под нею тени синие,          Поднимаем руки вверх

Колючие иголочки, как будто в белом инее.      Опускаем через стороны, вниз

Огни на елке яркие повсюду зажигаются.         Наклоны вправо, влево

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются     Ходьба на месте, улыбка

10. Итог.

Мешок с подарками.

- Молодцы ребята! Вы хорошо играли, правильно отвечали на вопросы. Были старательными, и очень активными.

-  Дед Мороз приготовил вам подарок (достаю обычный пенопластовый шар, но из конфет. Конфеты прикреплены на зубочистки и вставлены в пенопласт (по кругу).

Получился большой Новогодний шар. Очень красиво.

На этом занятие окончено.

Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, и загадки вы тоже очень хорошо умеете отгадывать. Как вы думаете, почему тема нашего сегодняшнего приключения - Новый год идет по миру?

Дети: Потому что мы узнали, какие бывают Деды Морозы в разных странах мира. 

Воспитатель: А что еще интересного вы сегодня узнали ребята?

Дети: Как появился праздник Новый год в России.

Ну а наше с вами новогоднее приключение подошло к концу. Всех с наступающим Новым годом вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с миром природы на тему: "Мы жители лесные, мы добрые и злые"

Тема: «Мы жители лесные             Мы добрые и злые»Программное содержание: расширить представления детей о лесе. Дать первоночальные реали...

Конспект занятия в старшей группе «Ознакомление с социальным миром»

Конспект  занятия в старшей группе  «Ознакомление с социальным миром»...

Конспект занятия в старшей группе «Ознакомление с окружающим миром». Тема: Транспорт.

Задачи:- познакомить детей с видами транспортных средств, с терминами «наземный», «водный», «воздушный», «общественный», «легковой», «...

Конспект занятия в старшей группе по познанию окружающего мира «Россия — огромная страна»

Программное содержание: Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов и сёл. Чтобы попасть из о...

Конспект занятия в старшей группе «Робот Матата в мире профессий»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей  старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия в старшей группе детского сада «В мире чувств и эмоций»

коррекция и предупреждение нарушений в эмоционально- волевой сфере  детей (тревожность, агрессивность, импульсивнсть) средствами арттерапии и аромотерапии...