Конспект занятия в старшей группе на тему "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Проведение опытов, роль воды в жизни человека, подвижная игра "Капелька".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Вид занятия:познавательно- исследовательское.

Тип занятия:занятие – открытие.

Возраст-старшая группа.

Программное  содержание:

Образовательные:

-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

-уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.

-дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;

Развивающие:

-развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;

-закреплять умение работать с посудой;

-закреплять умение работать с жидкостью.

-развивать способность анализировать и делать выводы;

-активизировать и обогащать словарь новыми словами;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе,формировать умение  эко-

 номно,бережливо использовать воду;

-воспитывать умение работать в коллективе;

 Материл и оборудование:, прозрачные пластиковые стаканы, трубочки для коктейля, стакан с молоком, карточки с условными обозначениями опытов, кисти, акварельные краски, салфетки,глобус,кроссворд,сосуды фигурной  формы,ложечки,термос,зеркало,вещества:сахар,песок,кофе,шапочки для игры «Капелька»,шапочки магистра,использование ИКТ.

Методы и приемы:

1.Организационный момент.

2.Разгадывание  кроссворда.

3.Беседа.

4.Сообщение о воде.

5.Презентация  «Значение воды».

6.Экспериментирование.

7.Знакомство со сказкой.

8.Рефлексия.

9.Поощрения.

Интеграция образовательных областей:

Познавательно – исследовательская, социально – коммуникативная.

                                          Ход занятия.

Ребята, сделаем круг и поприветствуем друг друга. 
Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья». 

 Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)А вы хотите стать учеными?

- Тогда давайте наденем вот эти шапочки ученых и  сегодня мы с вами превратимся в научных сотрудников лаборатории. Мы теперь  с вами коллеги – научные сотрудники .

Итак,начнем заседание научного совета.Вести его буду я,старший  научный

сотрудник.

Сегодня,коллеги , у нас будет на совете  необычное заседание.А чему  посвящено наше сегодняшнее заседание,узнаем,если мы разгадаем  вот этот кроссворд.

Вам  нужно отгадать следующие загадки:

1.По морю шумно идет,к берегу подойдет-сразу пропадет.

2.Кругом  вода ,а пить нельзя.

3.Он без рук,он без ног из земли пробиться смог.Нас он летом в самый зной

ледяной поит  водой.

4.Течет,течет-не вытечет,бежит,бежит-не выбежит.(читаем ключевое  слово по вертикали)

Воспитатель:Итак ,коллеги,о чем же мы сегодня будем говорить?

Дети:О воде.

Воспитатель:Тема  нашего заседания-вода.

-Ребята,посмотрите что это такое?(глобус)

-А что такое глобус?
  Дети :Глобус - это модель Земли.
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Давайте посмотрим на глобус.Паша, скажи,каким цветом больше окрашен глобус?

Ребенок:Глобус окрашен больше голубым цветом.

-А почему?

Ребенок:Потому что воды на земном шаре больше,чем суши.

 На нашей планете  Земля: 4 океана и 30 морей. Как вы думаете это много или мало? (Дети объясняют).

- У меня у руке яблоко. Представим, что это наша планета .Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части,большая часть – это вода, 1 часть,маленькая – это суша.

-А где в природе есть вода?

Ребенок:Вода  есть  в озерах,прудах,речках,морях,океанах.

-Коллеги,один из научных сотрудников подготовил  сообщение о воде.Пре-

доставим ей слово,пожалуйста.

Ребенок:Все  мы знаем ,что вода-жидкость.Ученые обнаружили воду даже

на Марсе,Венере,Юпитере.Однако неизвестно,каким образом вода появилась

на нашей планете.Одни считают,что она космическая пришелица.Другие счи-

тают ,что дитя земных глубин.

   Интересно,если  нагреть гранит до высокой температуры,он способен вы-

жить из себя 2 ведра воды.Воды много и мало,водой заполнены моря,океаны.

Но эту воду человек не может использовать,так как она соленая,грязная.Поэ-

тому воду приходитсся очищать.Даже есть такие места ,куда воду привозят

на машинах ,в цистернах.

   Кому нужна вода ?Вода нужна животным,человеку,растениям.Воду  надо

беречь, ведь ее остается все меньше и меньше.Поэтому надо плотно закрывать все краны,никогда не бросать  мусор в  реки ,озера.Использовать

 воду экономно.У меня все .Спасибо.

-Спасибо.Коллеги ,вы послушали интересное сообщение.Что вам показалось

новым.интересным?(ответы детей)

-Наукой установлено,что вода обладает многими свойствами. И сейчас мы с

вами как настоящие ученые будем проводит опыты с водой,выясним свойства воды.  

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?

Дети:Не шуметь, не баловаться. Аккуратно обращаться с посудой, ничего не пробовать на вкус. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.

Занимайте свои рабочие места(Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Приступим к нашему исследованию.

Ребята,для начала скажите мне,что такое вода?А давайте проверим.

Опыт 1: « Вода – это жидкость»

Возьмем 2стакана , один с водой, другой – пустой. А теперь  аккуратно перелейте воду из одного в другой.

-Что мы видим?В чем убедились?

 Вода льется? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

-Что же показал нам опыт?

Вывод: Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. «У воды нет вкуса»

Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?Давайте проверим.

-Что же вы почувствовали ?
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось? 
Ответы : вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт 3. «У воды нет запаха»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

Опыт № 4 «Вода не имеет  собственной формы».

Посмотрите у вас на столе и у меня лежит предмет.

-Что это?(камушек)

Если мы опустим его в стакан,потом положим на стол,на ладошку,изменит ли он свою форму?

-Дети:Нет, в любом месте форма камушки не меняется.

-А есть ли форма у воды?Чтобы ответить на этот вопрос,проведем опыт.

-Ребята,посмотрите у меня для вас разные сосуды интересных форм.

Воспитатель: Давайте перельём воду в  любой сосуд другой формы.

-Что мы видим?

Дети:Вода у нас та же самая,а вот форма у нее стало другой.

-Итак,в чем мы убедились?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Вывод:вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Какой цвет имеет вода?

Опыт 5 «Вода прозрачная».А давайте проверим.

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает

Вывод: чистая вода прозрачна.

Опыт № 6 «Что растворяется в воде? ».
Возьмем 2 стакана с водой.В один из них положим обычный песок и размешаем.

-Что мы видим?Растворился песок или нет?

Дети:нет. ? Стала она мутной

Возьмем другой стаканчик и добавим сахарный песок.

Растворился песок?Да,растворился.

Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).

Уважаемые коллеги !Какой же вывод можем сделать из всех приведенных

опытов.

Дети:

-вода жидкая;

-у воды нет вкуса;

-у воды нет запаха;

-вода не имеет собственной формы; 

-вода прозрачная;

-вода растворитель;

Воспитатель:А вот я добавлю еще одно свойство воды «Пар-это тоже вода.

Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?

Ответ: Образовались капли воды.
Вывод:Горячая  вода  превратилась  в пар.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на магнитной доске с помощью карточек с условными обозначениями

Воспитатель:Коллеги,про нас говорят,что знатоки умеют только думать,а

играть ,развлекаться не умеют.Давайте покажем,что мы  умеем не только

думать,но и играть .

(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу” )

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки ( “под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночку и собрались они сначала маленькими ручейками .встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка” ). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой .А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).

Итак, коллеги,1 часть нашего заседания закончилась,перейдем ко 2 части.

2 часть заседания посвящена ответам на письмо,которое  пришло  в научную

лабораторию. В руках у меня  очень интересное письмо от нашей знакомой

мудрой совы.Вот какую историю она нам поведала.

 «Жил-был заяц Коська.Ходил он по лесу и скучал,не с кем было ему играть,

бегать наперегонки.И вдруг он услышал чей-то голос:поиграй со мной.Кто ты?

-Это  я ,родничок.

Коська увидел у своих ног небольшую ямку,а в ней маленький родничок,

бьющийся из- под земли.Коська удивился,как же вода может играть с ним.А родничок выплеснулся за край ямки и побежал по земле. Коська побежал за ним,но не смог догнать.

   Родничок впадал в ручеек и встретил несколько  своих братьев родничков и

вместе с ними к далекому морю. А заяц Коська расстроился и вернулся до-мой.Устал ,свернулся клубочком и уснул под березой.

   Долго спал заяц.Разбудила его дождевая капля,которая упала ему в нос.

Поздоровался родничок с Коськой,он  увидел своего друга,который вы-глядывал из небольшой тучки.Ему было интересно, и никак не мог догадать-ся,как же он там оказался?

- Ребята,как вы думаете,как же родничок оказался  в тучах?

-Оказывается, днем солнышко пригревало родничка и он превратился в лег-кий пар  и поднялся высоко-высоко.А в вышине,наверху холодно.Вот и снова

превратился в капельки воды,спрятался в тучке и  дождем  проливается на землю.Удивился Коська и сделал вывод:что родничок может быть и водой

и паром.

   Пока Коська размышлял,тучка исчезла.И вдруг услышал у своих лап,кто-то

здоровается,смотрит Коська вниз и увидел своего друга в той же ямке ,что и первый раз.Оказывается,родничок с дождем ушел под землю и опять из-под

земли пробился в ямку.Заяц радовался возвращению друга.

-А на самом деле,коллеги,ничего необычного в этом нет.Так всегда происхо-

дит в природе:вода испаряется с поверхности рек и морей,проливается на

землю дождем,и снова выходит из- под земли родниками и ручейками.Этот

процесс называется круговорот воды в природе.

-Дети,как называется путешествие капельки?

Дети:круговорот воды в природе.

-Назовите начало пути родничка из речки?(Ответы детей).

-О каком веществе мы сегодя с вами говорили?

-Расскажите,что на занятии вам показалось самым иитересным?

-Итак,наше заседание закончилось.Спасибо

 





 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе на тему «Вода – наша спутница всегда»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Развивать творческое воображение, умение проводить  несложные эксперименты. Сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следствен...

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды"

.Показывается опыт с водой и дается представление о некоторых свойствах воды....

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды" Опыт № 2.

Дается представление о переходе воды из жидкого состояние в твердое....

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды".Опыт №3

При помощи опыта №3 дается представление о превращении воды в пар....

Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Уточнить и расширить знания детей о     воде; её свойствах; о роли воды  в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...

Конспект занятия в старшей группе «Чудо - свойства воды»

Конспект занятия в старшей группе « Чудо - свойства воды»...