Конспект занятия в старшей группе на тему "Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Проведение опытов, роль воды в жизни человека, подвижная игра "Капелька".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Вид занятия:познавательно- исследовательское.
Тип занятия:занятие – открытие.
Возраст-старшая группа.
Программное содержание:
Образовательные:
-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
-уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.
-дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе;
Развивающие:
-развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;
-закреплять умение работать с посудой;
-закреплять умение работать с жидкостью.
-развивать способность анализировать и делать выводы;
-активизировать и обогащать словарь новыми словами;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе,формировать умение эко-
номно,бережливо использовать воду;
-воспитывать умение работать в коллективе;
Материл и оборудование:, прозрачные пластиковые стаканы, трубочки для коктейля, стакан с молоком, карточки с условными обозначениями опытов, кисти, акварельные краски, салфетки,глобус,кроссворд,сосуды фигурной формы,ложечки,термос,зеркало,вещества:сахар,песок,кофе,шапочки для игры «Капелька»,шапочки магистра,использование ИКТ.
Методы и приемы:
1.Организационный момент.
2.Разгадывание кроссворда.
3.Беседа.
4.Сообщение о воде.
5.Презентация «Значение воды».
6.Экспериментирование.
7.Знакомство со сказкой.
8.Рефлексия.
9.Поощрения.
Интеграция образовательных областей:
Познавательно – исследовательская, социально – коммуникативная.
Ход занятия.
Ребята, сделаем круг и поприветствуем друг друга.
Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья».
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)А вы хотите стать учеными?
- Тогда давайте наденем вот эти шапочки ученых и сегодня мы с вами превратимся в научных сотрудников лаборатории. Мы теперь с вами коллеги – научные сотрудники .
Итак,начнем заседание научного совета.Вести его буду я,старший научный
сотрудник.
Сегодня,коллеги , у нас будет на совете необычное заседание.А чему посвящено наше сегодняшнее заседание,узнаем,если мы разгадаем вот этот кроссворд.
Вам нужно отгадать следующие загадки:
1.По морю шумно идет,к берегу подойдет-сразу пропадет.
2.Кругом вода ,а пить нельзя.
3.Он без рук,он без ног из земли пробиться смог.Нас он летом в самый зной
ледяной поит водой.
4.Течет,течет-не вытечет,бежит,бежит-не выбежит.(читаем ключевое слово по вертикали)
Воспитатель:Итак ,коллеги,о чем же мы сегодня будем говорить?
Дети:О воде.
Воспитатель:Тема нашего заседания-вода.
-Ребята,посмотрите что это такое?(глобус)
-А что такое глобус?
Дети :Глобус - это модель Земли.
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Давайте посмотрим на глобус.Паша, скажи,каким цветом больше окрашен глобус?
Ребенок:Глобус окрашен больше голубым цветом.
-А почему?
Ребенок:Потому что воды на земном шаре больше,чем суши.
На нашей планете Земля: 4 океана и 30 морей. Как вы думаете это много или мало? (Дети объясняют).
- У меня у руке яблоко. Представим, что это наша планета .Посмотрим, что это значит на примере яблока: разрезать яблоко на 4 части, показать детям 3 части,большая часть – это вода, 1 часть,маленькая – это суша.
-А где в природе есть вода?
Ребенок:Вода есть в озерах,прудах,речках,морях,океанах.
-Коллеги,один из научных сотрудников подготовил сообщение о воде.Пре-
доставим ей слово,пожалуйста.
Ребенок:Все мы знаем ,что вода-жидкость.Ученые обнаружили воду даже
на Марсе,Венере,Юпитере.Однако неизвестно,каким образом вода появилась
на нашей планете.Одни считают,что она космическая пришелица.Другие счи-
тают ,что дитя земных глубин.
Интересно,если нагреть гранит до высокой температуры,он способен вы-
жить из себя 2 ведра воды.Воды много и мало,водой заполнены моря,океаны.
Но эту воду человек не может использовать,так как она соленая,грязная.Поэ-
тому воду приходитсся очищать.Даже есть такие места ,куда воду привозят
на машинах ,в цистернах.
Кому нужна вода ?Вода нужна животным,человеку,растениям.Воду надо
беречь, ведь ее остается все меньше и меньше.Поэтому надо плотно закрывать все краны,никогда не бросать мусор в реки ,озера.Использовать
воду экономно.У меня все .Спасибо.
-Спасибо.Коллеги ,вы послушали интересное сообщение.Что вам показалось
новым.интересным?(ответы детей)
-Наукой установлено,что вода обладает многими свойствами. И сейчас мы с
вами как настоящие ученые будем проводит опыты с водой,выясним свойства воды.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?
Дети:Не шуметь, не баловаться. Аккуратно обращаться с посудой, ничего не пробовать на вкус. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
- Приступим к нашему исследованию.
Ребята,для начала скажите мне,что такое вода?А давайте проверим.
Опыт 1: « Вода – это жидкость»
Возьмем 2стакана , один с водой, другой – пустой. А теперь аккуратно перелейте воду из одного в другой.
-Что мы видим?В чем убедились?
Вода льется? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
-Что же показал нам опыт?
Вывод: Вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. «У воды нет вкуса»
Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?Давайте проверим.
-Что же вы почувствовали ?
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
Ответы : вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт 3. «У воды нет запаха»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
Опыт № 4 «Вода не имеет собственной формы».
Посмотрите у вас на столе и у меня лежит предмет.
-Что это?(камушек)
Если мы опустим его в стакан,потом положим на стол,на ладошку,изменит ли он свою форму?
-Дети:Нет, в любом месте форма камушки не меняется.
-А есть ли форма у воды?Чтобы ответить на этот вопрос,проведем опыт.
-Ребята,посмотрите у меня для вас разные сосуды интересных форм.
Воспитатель: Давайте перельём воду в любой сосуд другой формы.
-Что мы видим?
Дети:Вода у нас та же самая,а вот форма у нее стало другой.
-Итак,в чем мы убедились?
Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.
Вывод:вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
Какой цвет имеет вода?
Опыт 5 «Вода прозрачная».А давайте проверим.
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает
Вывод: чистая вода прозрачна.
Опыт № 6 «Что растворяется в воде? ».
Возьмем 2 стакана с водой.В один из них положим обычный песок и размешаем.
-Что мы видим?Растворился песок или нет?
Дети:нет. ? Стала она мутной
Возьмем другой стаканчик и добавим сахарный песок.
Растворился песок?Да,растворился.
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Уважаемые коллеги !Какой же вывод можем сделать из всех приведенных
опытов.
Дети:
-вода жидкая;
-у воды нет вкуса;
-у воды нет запаха;
-вода не имеет собственной формы;
-вода прозрачная;
-вода растворитель;
Воспитатель:А вот я добавлю еще одно свойство воды «Пар-это тоже вода.
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод:Горячая вода превратилась в пар.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на магнитной доске с помощью карточек с условными обозначениями
Воспитатель:Коллеги,про нас говорят,что знатоки умеют только думать,а
играть ,развлекаться не умеют.Давайте покажем,что мы умеем не только
думать,но и играть .
(Физкультминутка “Ходят капельки по кругу” )
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы - мои детки Капельки Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки ( “под музыку дождя” танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало поодиночку и собрались они сначала маленькими ручейками .встретились ручейки и стали большой рекой. (взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка” ). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой .А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).
Итак, коллеги,1 часть нашего заседания закончилась,перейдем ко 2 части.
2 часть заседания посвящена ответам на письмо,которое пришло в научную
лабораторию. В руках у меня очень интересное письмо от нашей знакомой
мудрой совы.Вот какую историю она нам поведала.
«Жил-был заяц Коська.Ходил он по лесу и скучал,не с кем было ему играть,
бегать наперегонки.И вдруг он услышал чей-то голос:поиграй со мной.Кто ты?
-Это я ,родничок.
Коська увидел у своих ног небольшую ямку,а в ней маленький родничок,
бьющийся из- под земли.Коська удивился,как же вода может играть с ним.А родничок выплеснулся за край ямки и побежал по земле. Коська побежал за ним,но не смог догнать.
Родничок впадал в ручеек и встретил несколько своих братьев родничков и
вместе с ними к далекому морю. А заяц Коська расстроился и вернулся до-мой.Устал ,свернулся клубочком и уснул под березой.
Долго спал заяц.Разбудила его дождевая капля,которая упала ему в нос.
Поздоровался родничок с Коськой,он увидел своего друга,который вы-глядывал из небольшой тучки.Ему было интересно, и никак не мог догадать-ся,как же он там оказался?
- Ребята,как вы думаете,как же родничок оказался в тучах?
-Оказывается, днем солнышко пригревало родничка и он превратился в лег-кий пар и поднялся высоко-высоко.А в вышине,наверху холодно.Вот и снова
превратился в капельки воды,спрятался в тучке и дождем проливается на землю.Удивился Коська и сделал вывод:что родничок может быть и водой
и паром.
Пока Коська размышлял,тучка исчезла.И вдруг услышал у своих лап,кто-то
здоровается,смотрит Коська вниз и увидел своего друга в той же ямке ,что и первый раз.Оказывается,родничок с дождем ушел под землю и опять из-под
земли пробился в ямку.Заяц радовался возвращению друга.
-А на самом деле,коллеги,ничего необычного в этом нет.Так всегда происхо-
дит в природе:вода испаряется с поверхности рек и морей,проливается на
землю дождем,и снова выходит из- под земли родниками и ручейками.Этот
процесс называется круговорот воды в природе.
-Дети,как называется путешествие капельки?
Дети:круговорот воды в природе.
-Назовите начало пути родничка из речки?(Ответы детей).
-О каком веществе мы сегодя с вами говорили?
-Расскажите,что на занятии вам показалось самым иитересным?
-Итак,наше заседание закончилось.Спасибо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе на тему «Вода – наша спутница всегда»
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты. Сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следствен...
Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды"
.Показывается опыт с водой и дается представление о некоторых свойствах воды....
Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды" Опыт № 2.
Дается представление о переходе воды из жидкого состояние в твердое....
Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды".Опыт №3
При помощи опыта №3 дается представление о превращении воды в пар....
Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».
Уточнить и расширить знания детей о воде; её свойствах; о роли воды в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...
Конспект занятия в старшей группе «Чудо - свойства воды»
Конспект занятия в старшей группе « Чудо - свойства воды»...