Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Перспективные планы по познавательно - исследовательской деятельности в младшей и средней группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской

деятельности во второй младшей группе.

Неживая природа.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода.

Игры с водой «Водичка – водичка…?».

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Три ёмкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики;

2.

Вода.

Игра «Цветные льдинки».

Используя игровую ситуацию, познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска.

Стаканчики, формочки, краска, ниточки, палочки для размешивания;

3.

Снег.

Игровая ситуация «К нам пришёл Снеговичок».

Подвести детей к пониманию того, что снег – это одно из состояний воды.

Снеговик, вылепленный из снега, ёмкость;

4.

Воздух.

Что в пакете?

Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы.

Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой;

5.

Воздух.

Игры с воздушным шариком и соломинкой.

Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, ёмкость с водой.

6.

Песок, глина.

Мы – волшебники.

Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой.

Прозрачные ёмкости с песком и глиной, ёмкость с водой, палочки, сито;

Физические явления.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

Цвет.

Волшебная кисточка.

Познакомить с получением промежуточных цветов путём смешивания двух основных (красного и жёлтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и жёлтого – зелёный).

Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров.

2.

Звук.

Угадай чей голосок?

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.

3.

Теплота.

Горячо-холодно.

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Ёмкости с водой разной температуры, ванночка.

Человек.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

Органы чувств.

Игра «Наши помощники».

Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств.

Чудесная коробочка с дырочками, в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой;

   

Рукотворный мир.

Объект

Название опыта

Цель опытно-

исследовательской

деятельности

Материал и оборудование

1.

Бумага.

Игра «Волшебные превращения бумаги».

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые её качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется).

Бумага, ножницы, ёмкость с водой, алгоритм описания свойств материалов;

2.

Древесина.

Игровая ситуация «У нас в гостях Буратино».

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять её качества (твёрдость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьётся, не тонет в воде).

Деревянные предметы, ёмкости с водой, дощечки и бруски, алгоритм описания свойств материалов;

3.

Ткань.

Игровая ситуация «Ткань, её качества и свойства».

Научить детей узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнётся, режется, рвётся, намокает).

Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, ёмкость с водой, алгоритм описания свойств материалов;

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской

деятельности в средней группе.

Живая природа.

Объект

Название опыта

Цель опытно-

исследовательской

деятельности

Материал и оборудование

1.

Семена растений.

Игровая ситуация: «У кого какие детки?»

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка).

Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян.

2.

Растения.

Что любят растения?

Выявить необходимость света и влаги в жизни растений, для их роста и развития.

Два комплекта растения, картонная коробка, луковицы в сухой банке и в банке с водой.

3.

Растения.

Игровая ситуация «Как развивается растение?»

Выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя.

Семена, предметы ухода за растениями, влажная ткань, лупа;

4.

Растения.

Игровая ситуация «Хитрые семена».

Познакомить со способом проращивания семян.

Семена бобов, кабачков, две баночки с землёй, палочка, лейка, салфетка из марли.

5.

Мех.

Зачем зайчику другая шубка?

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

6.

Гнездо птиц (на дереве).

Из чего птицы строят гнёзда?

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Неживая природа.

Объект

Название опыта

Цель опытно-

исследовательской

деятельности

Материал и оборудование

1.

Вода.

Игровая ситуация «Волшебница вода» (окрашивание воды).

Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Ёмкость с водой (холодной и тёплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

2.

Вода.

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – твёрдым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лёд (замерзает на холоде, принимает форму ёмкости, в которой находится).

Ёмкость с водой, гуашь, палочки, разнообразные формочки, верёвочки.

3.

Снег.

Игровая ситуация «К нам в гости пришёл Снеговик».

Формировать у детей представление о том, что снег и лёд в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Снеговик с носом из сосульки, ёмкость.

4.

Воздух.

Что в пакете?

Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы. Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды.

5.

Воздух.

Игровая ситуация «Мы ищем воздух».

Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой.

6.

Песок, глина.

Почему песок хорошо сыплется?

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Ёмкости с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупа, сито.

7.

Песок, глина.

Игровая ситуация «Где вода?»

Определить, что песок и глина по - разному впитывают воду.

Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой.

Физические явления.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

Цвет.

Игровая ситуация «Наша кисточка – волшебная».

Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров;

2.

Магнит.

Волшебная рукавичка.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

3.

Свет.

Игровая ситуация «Солнечные зайчики» (свет вокруг нас).

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. Научить пускать солнечных зайчиков.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т.д.). Несколько предметов, которые не дают света.

Человек.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

Орган обоняния.

«Умный» нос».

Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями работы носа.

Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов.

2.

Орган осязания.

«Наш язычок –помощник».

Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус);

Рукотворный мир.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

1.

Стекло.

Стекло, его качества и свойства.

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность).

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала.

2.

Резина.

Резина, ее качества и свойства.

Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; алгоритм описания свойства материала

3.

Металл.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективный план по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12051780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 158px; heigh...

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.

Эта статья будет полезна, как воспитателям дошкольного образования, так и учителям начальной школы....

Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Про утку и курицу».

КОНСПЕКТпознавательно-исследовательской деятельностис детьми младшего дошкольного возраста  Образовательные области:«Познавательное развитие», «Художественно-эстетиче...

Мастер-класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумажная страна».

Мастер-класс для родителей по познавательно-исследовательской  деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумажная страна»....

перспективное планирование дополнительной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Кружок "Маленькие фантазёры".

Полноценное всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста происходит во всех видах детской деятельности. Художественно-эстетическая работа (ХЭР) непосредственно влияет на психоэмоциональну...