Перспективное планирование познавательно - исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Перспективные планы по познавательно - исследовательской деятельности в младшей и средней группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnoe_planirovanie_poznavatelno_-_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской
деятельности во второй младшей группе.
Неживая природа.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Вода. | Игры с водой «Водичка – водичка…?». | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | Три ёмкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики; |
2. | Вода. | Игра «Цветные льдинки». | Используя игровую ситуацию, познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. | Стаканчики, формочки, краска, ниточки, палочки для размешивания; |
3. | Снег. | Игровая ситуация «К нам пришёл Снеговичок». | Подвести детей к пониманию того, что снег – это одно из состояний воды. | Снеговик, вылепленный из снега, ёмкость; |
4. | Воздух. | Что в пакете? | Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы. | Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой; |
5. | Воздух. | Игры с воздушным шариком и соломинкой. | Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. | Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, ёмкость с водой. |
6. | Песок, глина. | Мы – волшебники. | Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой. | Прозрачные ёмкости с песком и глиной, ёмкость с водой, палочки, сито; |
Физические явления.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Цвет. | Волшебная кисточка. | Познакомить с получением промежуточных цветов путём смешивания двух основных (красного и жёлтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и жёлтого – зелёный). | Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров. |
2. | Звук. | Угадай чей голосок? | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой. |
3. | Теплота. | Горячо-холодно. | Научить определять температурные качества веществ и предметов. | Ёмкости с водой разной температуры, ванночка. |
Человек.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Органы чувств. | Игра «Наши помощники». | Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств. | Чудесная коробочка с дырочками, в которой находится лимон; коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой; |
Рукотворный мир.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно- исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Бумага. | Игра «Волшебные превращения бумаги». | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые её качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется). | Бумага, ножницы, ёмкость с водой, алгоритм описания свойств материалов; |
2. | Древесина. | Игровая ситуация «У нас в гостях Буратино». | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять её качества (твёрдость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьётся, не тонет в воде). | Деревянные предметы, ёмкости с водой, дощечки и бруски, алгоритм описания свойств материалов; |
3. | Ткань. | Игровая ситуация «Ткань, её качества и свойства». | Научить детей узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнётся, режется, рвётся, намокает). | Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, ёмкость с водой, алгоритм описания свойств материалов; |
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской
деятельности в средней группе.
Живая природа.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно- исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Семена растений. | Игровая ситуация: «У кого какие детки?» | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. |
2. | Растения. | Что любят растения? | Выявить необходимость света и влаги в жизни растений, для их роста и развития. | Два комплекта растения, картонная коробка, луковицы в сухой банке и в банке с водой. |
3. | Растения. | Игровая ситуация «Как развивается растение?» | Выделить циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод – семя. | Семена, предметы ухода за растениями, влажная ткань, лупа; |
4. | Растения. | Игровая ситуация «Хитрые семена». | Познакомить со способом проращивания семян. | Семена бобов, кабачков, две баночки с землёй, палочка, лейка, салфетка из марли. |
5. | Мех. | Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
6. | Гнездо птиц (на дереве). | Из чего птицы строят гнёзда? | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. |
Неживая природа.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно- исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Вода. | Игровая ситуация «Волшебница вода» (окрашивание воды). | Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. | Ёмкость с водой (холодной и тёплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики. |
2. | Вода. | Изготовление цветных льдинок. | Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – твёрдым и жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лёд (замерзает на холоде, принимает форму ёмкости, в которой находится). | Ёмкость с водой, гуашь, палочки, разнообразные формочки, верёвочки. |
3. | Снег. | Игровая ситуация «К нам в гости пришёл Снеговик». | Формировать у детей представление о том, что снег и лёд в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. | Снеговик с носом из сосульки, ёмкость. |
4. | Воздух. | Что в пакете? | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы. Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды). | Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), алгоритм описания свойств воздуха и воды. |
5. | Воздух. | Игровая ситуация «Мы ищем воздух». | Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. | Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, ёмкость с водой. |
6. | Песок, глина. | Почему песок хорошо сыплется? | Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. | Ёмкости с песком и глиной; ёмкости для пересыпания; лупа, сито. |
7. | Песок, глина. | Игровая ситуация «Где вода?» | Определить, что песок и глина по - разному впитывают воду. | Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой. |
Физические явления.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Цвет. | Игровая ситуация «Наша кисточка – волшебная». | Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров; |
2. | Магнит. | Волшебная рукавичка. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. |
3. | Свет. | Игровая ситуация «Солнечные зайчики» (свет вокруг нас). | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. Научить пускать солнечных зайчиков. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т.д.). Несколько предметов, которые не дают света. |
Человек.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Орган обоняния. | «Умный» нос». | Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями работы носа. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
2. | Орган осязания. | «Наш язычок –помощник». | Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус); |
Рукотворный мир.
№ | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
1. | Стекло. | Стекло, его качества и свойства. | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, алгоритм описания свойств материала. |
2. | Резина. | Резина, ее качества и свойства. | Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность) | Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; алгоритм описания свойства материала |
3. | Металл. | Металл, его качества и свойства. | Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). | Металлические предметы, магниты, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план познавательно - исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективный план по теме "Времена года"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12051780","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 158px; heigh...
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
Эта статья будет полезна, как воспитателям дошкольного образования, так и учителям начальной школы....
Развернутое перспективное планирование культурно-досуговой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности»...
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Про утку и курицу».
КОНСПЕКТпознавательно-исследовательской деятельностис детьми младшего дошкольного возраста Образовательные области:«Познавательное развитие», «Художественно-эстетиче...
Мастер-класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумажная страна».
Мастер-класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумажная страна»....
перспективное планирование дополнительной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Кружок "Маленькие фантазёры".
Полноценное всестороннее развитие детей младшего дошкольного возраста происходит во всех видах детской деятельности. Художественно-эстетическая работа (ХЭР) непосредственно влияет на психоэмоциональну...