Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.
статья

Ханжина Екатерина Викторовна

Эта статья будет полезна, как воспитателям дошкольного образования, так и учителям начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_0.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Мир экспериментов в дошкольном возрасте.

Е.В. Ханжина

ГБДОУ детский сад №57

Колпинского района

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон

 

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. И игровая деятельность  является эффективным средством формирования личности дошкольника. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Такой игровой деятельностью оказалось детское экспериментирование. Мир перед ребёнком открывается через опыт его личных ощущений, переживаний и действий. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им «присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года — практически единственным способом познания мира» [1]. Но не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, обитателям природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе. Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Благодаря развитию познавательско-исследовательской деятельности развивается и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. По мнению Н.Н. Поддъякова, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Содержание познавательно-исследовательской деятельности, накопленное в дошкольной педагогике, расписано в многочисленных технологиях, методических разработках, и педагогу надо суметь подобрать из имеющегося множества то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей. Зачастую прагматический и рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами, явлениями окружающего пространства, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, жажда новых впечатлений, желание самостоятельно искать истину. Это обуславливает настоятельную необходимость анализа реально существующих в практике (создание новых) организационных, технологических, содержательных компонентов исследовательской деятельности в ДОУ, выявление факторов, лимитирующих развитие познавательных способностей детей и конкретизацию путей их устранения.

В познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире, поэтому мы стремимся учить не всему, а главному: не сумме фактов, а целостному их пониманию, стараемся не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать образовательный процесс в котором ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования (2).

Маленькие дети часто напоминают исследователей. С первых дней своей жизни малыши стараются узнать как можно больше об окружающем мире. И тяга к знаниям растет с каждым днем. В них с раннего детства скрыта любовь к приключениям, исследованиям, экспериментам. Они стремятся все попробовать, разобраться, как что устроено и как работают те или иные вещи. И эта естественная тяга к познанию с помощью увлекательных действий должна находить поощрение и поддержку, ведь зачастую в школе знания даются сухо, скучно и однообразно.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя окружающий его мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определенные положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, организованы центры познавательной активности для детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных занятий.

Сегодня в любом магазине игрушек можно найти игры, с помощью которых можно удовлетворить тягу к знаниям своего ребенка. Дело за малым – выбрать из предложенного спектра увлекательных и в то же время полезных для развития и образования способов времяпрепровождения что-нибудь, что придется Вашему малышу по душе. Ассортимент игр столь широк, что порой довольно сложно сделать выбор. Здесь стоит обратить внимание на заинтересованность малыша в той или иной сфере вашей жизни. Может он любит наблюдать за тем, как готовит мама? Или постоянно пытается разобрать часы, радиоприемник, пульт от телевизора.

Игры и детские опыты можно условно разделить на несколько категорий: химия, физика, кулинария, робототехника, биология и т.д. Детские игры и эксперименты позволяют детям примерить роль ученых, узнать природу таких вещей как электричество, солнечная энергия, кристаллы и многое другое. В дальнейшем эти знания помогут легче освоиться в школе. Главным достоинством игровых опытов является отсутствие параграфов, скучных теорий и т.д. Обучение проходит в легкой игровой форме, которая привлекает непоседливых малышей. Кто знает, может через несколько лет ваш ребенок попросит вас приобрести ему набор юного химика (будущий врач), мини-микроскоп для изучения насекомых (будущий орнитолог) или эфирные масла (будущий парфюмер). Особенно хорошо сочетать детские эксперименты с получением познаний в области таких серьезных наук как физика и химия. Вы можете приобрести наборы, которые помогают с помощью игры разобраться в действии законов, правил, закономерностей и логических последовательностей. Эксперименты для детей дадут им возможность самим примерить на себя роль ученых и изобретателей, а также наглядно посмотреть на природу таких сложных вещей, как электричество, солнечная энергия, возникновение и рост кристаллов и так далее. С такими наборами время пролетает незаметно, а вместе с тем юные ученые получают полезные знания, которые потом найдут свое применение в жизни и помогут лучше учиться в школе. Опыты для детей – отличная возможность не сводить науку к скучным правилам, занудным параграфам текстов и зубодробительным задачкам из учебников. Поэтому смело выбирайте то, что придется по вкусу Вашему ребенку – без сомнения, вы обязательно найдется что-то, способное заинтересовать любого экспериментатора. Помните – все начинается с детства.

Список литература:

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Сб. науч. трудов. - М., 1991.
  2. Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.
  3. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, - М. : Мозаика-Синтез, 2011, - 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...