Паспорт мини-музея «Декоративно-прикладное искусство многонациональной России»
учебно-методический материал по окружающему миру
Красота родного края, открывающаяся, благодаря
народному творчеству,
- это источник любви к Родине.
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_mini-muzeya_dekorativno-prikladnogo_iskusstva.docx | 43.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Ромашка»
Паспорт
мини-музея
«Декоративно-прикладное искусство многонациональной России»
группы «Солнышко»
Автор-составитель: воспитатель МБДОУ
Детского сада № 9 «Ромашка»
Бобкина Людмила Николаевна
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ МИНИ-МУЗЕЯ
- АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МИНИ-МУЗЕЯ ГРУППЫ «СОЛНЫШКО» НА ТЕМУ: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИИ»
- ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ В МИНИ-МУЗЕЕ
- ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ- МУЗЕЯ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Красота родного края, открывающаяся, благодаря
народному творчеству,
- это источник любви к Родине.
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
НАИМЕНОВАНИЕ МИНИ- МУЗЕЯ: «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИИ»
ПРОФИЛЬ МИНИ -МУЗЕЯ: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ, ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ТВОРЧЕСКИЙ
ЦЕЛЬ: познакомить воспитанников группы с разнообразием декоративно – прикладного искусства народов России, определение значимости мини-музея в становлении и развития личности подрастающего поколения.
ЗАДАЧИ:
- ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППОВОЙ КОМНАТЕ;
- ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ГРУППЫ В ПОПОЛНЕНИЕ ЭКСПОНАТАМИ ВЫСТОВОЧНОГО ЦЕНТРА МИНИ-МУЗЕЯ;
- РАСШИРЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ, ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) С ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ НАРОДОВ, НАСЕЛЯЮЩИХ РОССИЮ, С ЕЁ ИСТОРИЕЙ И НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ;
- ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ЧЕРЕЗ СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ РАБОТУ В МИНИ-МУЗЕЕ;
- УЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ КРАСОТУ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА НАРОДОВ РОССИИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ;
- ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СИСТЕМЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАМКАХ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ;
- АКТИВНОЕ ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ, КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ, ДЕТСКОГО САДА;
- ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ СВОЕГО МНОГОЛИКОГО НАРОДА РОССИИ, СВОЕЙ МАЛОЙ КРАЯ.
В ОСНОВУ РЕШЕНИЯ ЭТИХ ЗАДАЧ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:
- ПРИНЦИП УЧЁТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ;
- ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ;
- ПРИНЦИП ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ПЕДАГОГИ - ДЕТИ – РОДИТЕЛИ - СОЦИУМ);
- ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ;
- ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ;
- ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ;
- ПРИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ:
В МИНИ-МУЗЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ РАЗНЫЕ ВИДЫ ЭКСПОНАТОВ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ РОССИИ :
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
ГЖЕЛЬ РОСПИСЬ
СЕМИКАРАКОРСКАЯ РОСПИСЬ
МАТРЕШКИ – КУРСКОЙ, СЕМЕНОВСКОЙ РОСПИСИ
КОЖЛЯНСКАЯ СВИСТУЛЬКА
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА
ТУЛЬСКИЙ САМОВАР
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
ЖОСТОВСКИЙ ПОДНОС
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
ПЛОЩАДЬ, ЗАНЯТАЯ ПОД ЭКСПОЗИЦИЮ: мини-музей организован в 2018 году. Под выставочный центр было выделено отдельное место в групповой комнате.
ОРГАНИЗАТОР МИНИ-МУЗЕЯ: воспитатель – Бобкина Людмила Николаевна
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МИНИ- МУЗЕЕМ: организатор – планирует, координирует, проводит воспитательно-образовательную деятельность, осуществляет мониторинговые исследования по выявлению сформированности ценностно-смысловых новообразований качеств личности воспитанников группы.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Музейная педагогика позволяет использовать дополнительные пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников.
Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса.
Позволяет заложить основу гармоничного развития личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать культурно-эстетический вкус.
Активизирует мыслительные процессы, облегчает процесс познания. Развивает воображение, фантазию, творческое отношение к миру.
Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры.
Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.
Формы деятельности:
поисковая; фондовая;
экспозиционная; познавательная.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается на открытых стеллажах. Все экспонаты были собраны и подарены родителями, воспитателями других групп.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
№ | Название этапа | Содержание работы | Сроки реализации | Ожидаемый результат |
1 | Подготовительный этап | Изучение научно-методологических основ музейной педагогики. Родительское собрание «Использование музейной педагогики в развитии дошкольников». | сентябрь 2018 | Определение темы и названия музея. Выбор места для размещения. Выбор инициативной группы. |
2 | Практический этап | Сбор экспонатов. Оформление выставки. Составление плана работы в мини-музее. Групповая и индивидуальная работа с детьми. | Октябрь 2018 – апрель 2019 | Создание мини-музея «Декоративно-прикладного искусства». Непосредственная деятельность с детьми в мини-музее |
3 | Подведение итогов | Презентация работы мини- музея | Май 2019 | Создание фотоальбома «Музей декоративно-рикладного искусства». Выставка экспонатов мини-музея |
Характеристика экспонатов.
№ | Название экспоната | Количество | Срок хранения |
1 | Прихватки кухонные (узор-хохлома) | 2 | постоянно |
2 | Кухонная утварь (скалка, ложка деревянная) | 2 | постоянно |
3 | Блюдце для чайных пакетиков (гжель) | 1 | постоянно |
4 | Самовар тульский | 1 | временно |
5 | Тарелка (хохлома) | 2 | постоянно |
6 | Миска большая (жостовская роспись) | 2 | постоянно |
7 | Миска маленькая (хохлома) | 2 | постоянно |
8 | Кувшин деревянный (хохлома) | 1 | постоянно |
9 | Горшок деревянный (хохлома) | 1 | постоянно |
10 | Солонка (хохлома) | 2 | постоянно |
11 | Ложки деревянные (хохлома) | 5 | постоянно |
12 | Разделочная доска (хохлома) | 2 | постоянно |
13 | Лопатка (семикаракорская роспись) | 1 | временно |
14 | Филимоновские игрушки (свистульки) | 2 | постоянно |
15 | Матрешка одноместная (полховская роспись) | 5 | постоянно |
16 | Половник (семикаракорская роспись) | 1 | временно |
17 | Поднос | 1 | временно |
18 | Кукла тряпичная -дагестанка | 1 | постоянно |
19 | Платок павловопосадский | 7 | постоянно |
20 | Кукла тряпичная на самовар | 1 | постоянно |
21 | Кокошник украинский | 1 | постоянно |
22 | Поднос (гжель) | 1 | постоянно |
23 | Поднос (хохлома) | 1 | постоянно |
24 | Салфетница деревянная (городец) | 1 | постоянно |
25 | Дымковская игрушка | 6 | постоянно |
26 | Вышивка гладью | 1 | постоянно |
27 | Кувшин (гжель) | 1 | постоянно |
28 | Чайник | 1 | постоянно |
29 | Чугунок | 1 | постоянно |
30 | Корзинка плетеная (большая) | 3 | постоянно |
31 | Корзинка плетеная (маленькая) | 2 | постоянно |
Экспонаты музея используются для знакомства детей с многонациональным творчеством народов России во всех видах регламентированной и нерегламентированной деятельности
месяц | содержание | задачи | участники |
сентябрь | ОТКРЫТИЕ МИНИ – МУЗЕЯ. ПОЗНАКОМИТЬ С ОБЩЕЙ ЭКСПОЗИЦИЕЙ. | РАЗВИВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ О МУЗЕЯХ. ПОЗНАКОМИТЬ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В МУЗЕИ. СОДЕЙСТВОВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПРИЯТИЮ ПРЕДМЕТОВ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА. УЧИМ СРАВНИВАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ, РАЗВИВАЕМ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС. | ОРГАНИЗАТОР МИНИ – МУЗЕЯ. |
октябрь | «ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ РУССКОЙ МАТРЁШКИ» | ПОЗНАКОМИТЬ С САМОЙ ПОПУЛЯРНОЙ НАРОДНОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКОЙ – МАТРЁШКОЙ. УЧИТЬ РАЗЛИЧАТЬ РАЗНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ МАТРЁШКИ; ПРОДОЛЖАЕМ ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ. | ОРГАНИЗАТОР МИНИ - МУЗЕЯ |
ноябрь | «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА» | РАЗВИВАТЬПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ РОССИИ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЯХ, ПРАЗДНИКАХ НА ПРИМЕРЕ ДЫМКОВСКОГО ПРОМЫСЛА; СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РОСПИСИ ПРОМЫСЛА, ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ УЗОРА. | ОРГАНИЗАТОР МИНИ - МУЗЕЯ |
декабрь | «СИНЕ – ГОЛУБАЯ ГЖЕЛЬ» | ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ, В ЧАСНОСТИ С ГЖЕЛЬСКОЙ КЕРАМИКОЙ; УЧИМ ОПРЕДЕЛЯТЬ КОЛОРИТ РИСУНКА, ФОРМУ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ; ВОСПИТЫВАЕМ ПАТРИОТИЧЕСКУЮ ГОРДОСТЬ. | ОРГАНИЗАТОР МИНИ – МУЗЕЯ |
январь | «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА» | ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬ С МАСТЕРАМИ ДЕРЕВЯННЫХ ДЕЛ И С ТЕХНИКОЙ РОСПИСИ ПО ДЕРЕВУ; УЧИМ РАЗЛИЧАТЬ ТЕХНИКУ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ; ВОСПИТЫВАЕМ ИНТЕРЕС К РУССКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛАМ И ЖЕЛАНИЕ ИХ ИЗУЧАТЬ. | ОРГАНИЗАТОР МИНИ - МУЗЕЯ |
февраль | «БОГОРОДСКИЕ ИЗДЕЛИЯ» | ПОЗНАКОМИЬ ДЕТЕЙ С ИСТОРИЕЙ БОГОРОДСКОГО ПРОМЫСЛА; ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ, ПЕРИКЛИКАНИЕ МАСТЕРСТВА И ФОЛЬКЛОРА В ИЗГОТОВЛЕНИИ ДАННОЙ ИГРУШКИ. | ОРГАНИЗАТОР МИНИ - МУЗЕЯ |
март | «КОЖЛЯНСКАЯ ИГРУШКА» | ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ КУРСКОГО КРАЯ, С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, РОСПИСЬЮ; ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ. | ОРГАНИЗАТОР МИНИ - МУЗЕЯ |
апрель | «ВЕСЁЛЫЙ ГОРОДЕЦ» | ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ПРОМЫСЛОМ – ГОРОДЕЦ; УЧИМ УЗНАВАТЬ ГОРОДЕТСКУЮ ТЕХНИКУ РОСПИСИ; ВОСПИТЫВАЕМ ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОЙ ИСТОРИИ. | ОРГАНИЗАТОР МИНИ - МУЗЕЯ |
май | « РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРУШКА» | ОБОГАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛИНЯННОЙ ИГРУШКЕ – ФИЛИМОНОВСКАЯ, КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКОЙ; РАССКАЗ ОБ ИСТОРИИ ПРОМЫСЛОВ, ОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ; УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. | ОРГАНИЗАТОР МИНИ - МУЗЕЯ |
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
1.Пополнение мини- музея экспонатами.
2.Проведение экскурсий для детей других групп.
3.Использование экспонатов музея в разных видах образовательной деятельности.
4.Проведение театрализованных досугов, народных праздников.
5.Проведение мастер-классов для воспитателей и родителей.
6.Подбор литературы, презентаций, научно-популярных фильмов о народных игрушках.
7.Работа с детьми и родителями по изготовлению экспонатов музея.
8.Обмен опытом на МО города по музейной педагогике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Т.А.Бударина,О.А.Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством.»;С-П., «Детство-пресс» ,2008.
2.О.Л.Князева,М .Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;С-П, «Детство-пресс»,2006.
3.Л.В.Кокуева «Приобщение ребенка к культуре своего народа»:методическое пособие,Ярославль,1999.
4.Н.Рыжова, Л.Логинова «Мини-музей в детском саду»; «Дошкольное воспитание»,№7/2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное искусство в России
Презентация о видах прикладного искусства. Оего создании и использовании....
Декоративно-прикладное искусство России.
Ознакомление детей и родителей с различными видами русского декоративного творчества....
Значение декоративно-прикладного искусства в формировании будущего гражданина России.
Значение декоративно-прикладного искусства в формировании будущего гражданина России...
Групповой проект "Художественно-эстетическое восприятие декоративно-прикладного искусства России" (Дымковская игрушка) средняя группа
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному твор...
Московский открытый конкурс по изобразительному, декоративно-прикладному и техническому творчеству "Россия, мы дети твои! Дети Великой, красивой страны!"
ГБОУДО "Центр детского творчества "СВИБЛОВО" провело Московский открытый конкурс по изобразительному, декоративно-прикладному и техническому творчеству«Р...
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...
«Декоративно-прикладное искусство. Декупаж (декоративно-прикладное искусство)»
Задачи:Образовательные: - познакомить детей с техникой «декупаж», дать представление о последовательности изготовления поделок в этой технике;- учить детей создавать аппликацию в тех...