Значение декоративно-прикладного искусства в формировании будущего гражданина России.
статья по рисованию (старшая группа) на тему

Алексеева Галина Александровна

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании будущего гражданина России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_dekorativno.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании будущего гражданина России.

ГБОУ СОШ № 2088

Воспитатель Алексеева Г.А.

Ноябрь 2013г.

Древнерусское искусство является нашей национальной гордостью.

Все произведения народного искусства создавались ручным способом, каждый мастер делал всё от начала и до конца.

Двух одинаковых вещей нет, люди всегда стремились к творчеству и красоте. С любовью украшали свой дом и те предметы, что окружали их в труде и в быту.

Главным учителем на пути постижения прекрасного была русская природа. Она предоставляла материал – глину, дерево, камень, лён, шерсть, краски и т.д.

В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, деревни. Так и зарождались народные промыслы.

Глина - один из самыж распространённых материалов. На его основе возникол не только гончарное ремесло, но и зародились дымковская, каргопольская, филимоновская, тверская и др. игрушки, создавалась Гжель.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются одними из самых древних ремёсел. Это и городецкая, и мезенская, и уральская росписи, росписи Северной Двины, и богородская резная игрушка. Хохлома является подражанием золотой и серебряной посуде древней Руси. Несмотря на строгую цветовую гамму, хохломские художники достигают большой выразительности, изображая цветы, растения, волшебных птиц. Очень красивые, яркие и нарядные изделия хохломских мастеров любят и ценят не только россияне, но и жители других стран.

С середины ХIХ века существует русский народный городецкий художественный промысел. Городецкая роспись яркая, красочная, выполненная свободным мазком с белыми оживками и чёрной тенёвкой. Такой росписью украшали прялки, посуду, ставни, мебель, двери домов.

Позже появилась художественные расписные изделия из метала, такие, как жостовские подносы, созданные в деревне Жостово, неподаёку от Федоскино, которое славится своей лаковой миниатюрой. Очень нарядные изделия мастеров широко известны и за пределами России.

Знакомя детей с росписями народных мастеров, колоритом и приёмами изображения элементов узора, мы с малых лет приобщаем детей к прекрасному.

Начиная с младшей группы в план занятий по изобразительному искусству входит составление простейших узоров тарелочке, платочке и т.д., используя прямые линии, точки, кружочки (дымковские узоры). По мере увеличения возраста к средней группе, задания постепенно усложняются.

У детей средней группы начинает формироваться художественный вкус. Их уже можно знакомить со скульптурой малых форм, каковыми и являются дымковская и филимоновская игрушки. Они яркие, простые, выразительные по форме. Дети с удовольствием сначала рисуют простейшие узоры: прямые и волнистые полоски, точки, круги, а затем расписывают ими фигурки, вырезанные из картона.

Рассматривание произведений народного творчества проводится перед декоративным рисованием, используется объёмная скульптура (её можно поворачивать и рассматривать со всех сторон), а также альбомы и иллюстрации. При обучении детей используется формообразующее движение рукой.

Для развития у детей чувства цвета, умение сравнивать узор по цвету, выбирать наиболее красивые, предлагаетсяукрасить салфетки или платья для куклы, используя «Дымки», таким образом дети учатся сочетать краски и узоры с фоном, на котором располагается узор, учатся работать концом кисти и всем ворсом.

Дети старшей группы не только знакомы с разными видами искусства, они начинают по-другому воспринимать образ в картине, скульптуре, в предметах народного промысла, здесь большую оль играют выставки предметов декоративно-прикладного искусства (платки, подносы, посуда, игрушки и т.д.), надо научить ребят правильно рассматривать предметы, для этого подбираются вещи, при ознакомлении с которыми ребята увидят узор в объёме и на плоскости, ребята выделяют основные элементы узора, его настроение, надо показать приёмы кистевой росписи.

Гжель – капелька, нажим на кисть, бордюр;

Жостово – мазок, цветы, стебелёк;

Хозлома – травка, завиток, ягодки, усики;

Городецкая роспись – розан, кустики, бутон.

 

Подготовительная группа.

Декоративное рисование осуществляется на основе ознакомления  с народным декоративно-прикладным искусством. Ребята усваивают калорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета (хохломская, городецкая, дымковская роспись и т.д.).

Для рассмотрения можно давать сложные росписи, но делают дети более простые элементы. Главное поставить цель работы – определить, для чего создаётся узор (для платка или косынки, для тарелочки или блюдца, для поздравительной открытки и т.д.). Предварительно можно сделать эскизы росписи и выбрать лучшие.

После окончания занятий самые удачные работы подлежат рассмотрению и обсуждению вместе с детьми, но здесь надо помнить, что задача воспитателя – не подготовка будущих мастеров городецкой, хохломсой или какой-нибудь другой живописи, а приобщение ребят к истокам народного искусства. Нужно, чтобы дети, усвоив некоторые навыки, могли составить узор, расписать вылепленную игрушку, почувствовать радость творчества, приобщить детей к истокам русской народной культуры, пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей"

Реализованный педагогический проект.Актуальность проекта обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников в современном обществе; формированием позна...

Значение декоративно-прикладного искусства для нравственно-патриотического воспитания детей

Презентация рассказывает о развитии нравственно-патриотического воспитания детей с помощью ДПИ...

Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – ...

Патриотическое воспитание ребенка как основа формирования будущего гражданина России

Как известно, любовь к Родине начинается с формирования уважительного отношения и любви к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви и привязанности к своему дому, у...