Детская лаборатория. «Этот удивительный воздух».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Комяженкова Елена Валентиновна

 Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etot_udivitelnyy_vozduh_-_konspekt.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Детская лаборатория.

«Этот удивительный воздух».

(познавательно - исследовательская деятельность)

Возраст детей: старшая группа

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Программные задачи:

-обобщить, уточнить  и дополнить представления детей о свойствах воздуха;

- учить подбирать необходимый инвентарь для проведения эксперимента, высказывать предположения, делать выводы, анализировать;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Материалы к занятию: персонаж –  игрушка Петя Неумейкин,  трубочки для коктейля, стаканчики, бумага, вода, таз, бумажные кораблики, пакеты «для завтрака», зубочистки, пластилин.

Ход работы

Мотивационно - ориентировочный этап.

Педагог сообщает детям, что их давний друг, Петя Неумейкин, просит о помощи. Появляется  Петя Неумейкин (игрушка). Он приветствует педагога и детей  и просит помочь обнаружить воздух, ведь он его не видит, значит его нет.

Проблема: Петя не видит и не ощущает воздух, надо доказать ему, что воздух существует.

Если дети откликаются на просьбу Пети, возникает цель их последующей деятельности – помочь другу «увидеть» почувствовать воздух.

Поисковый этап.

Организуется обсуждение, как можно помочь Пете обнаружить воздух.

Педагог помогает детям вспомнить, что они уже знают о воздухе, из ранее проведенных бесед и наблюдений.

Предлагает план работы:

1. Выяснить есть ли воздух в комнате.

2. Мы дышим воздухом.

3. Подтвердить предположение, что воздух занимает место.

4. Воздух сильный, он передвигает предметы.

 

Пункты плана отображаются при помощи рисунка.

Воспитатель предлагает детям превратиться в исследователей и опытным путем  доказать существование воздуха.

Практический этап.

Дети проходят в детскую лабораторию вместе с гостем.

Педагог предлагает детям, используя оборудование на столах, доказать, опытным путем, ранее высказанные предположения.

1.   Подвижная игра «Поймай воздух»

Воспитатель предлагает детям с помощью пакета «для завтрака» и зубочистки доказать, что воздух существует («поймать» пакетом воздух, закрутить пакет, попробовать сжать его в руке,  проткнуть зубочисткой и почувствовать, как воздух выходит из пакета).

 Подводит детей к выводу, дополняет их ответы.

2. «Мы дышим воздухом»

Воспитатель, вместе с детьми озвучивает  ход (структуру) эксперимента.

а)  мы предположили, что дышим воздухом…(воздух внутри нас)

б) как мы решили проверить своё предположение? (подуть через трубочку для коктейля на ладошку, и в стакан с водой)

в) какой вывод мы можем сделать? (на ладошке чувствуется движение воздуха, в воде пузырьки воздуха поднимаются вверх,  значит они легче воды).

Дети, проводят опыты и с помощью педагога, делают выводы.

3. «Воздух занимает место»

Воспитатель предлагает детям догадаться, как можно достать сухую бумагу из воды? (дети предлагают различные варианты, используя предложенное оборудование  - таз с водой, стакан и бумагу. Дети проводят опыты – приклеивают с помощью пластилина кусочек бумаги ко дну стакана, переворачивают стакан и опускают в воду, с помощью воспитателя приходят к правильному решению – стакан нужно опустить строго вертикально в воду, тогда воздух, находящийся в стакане не даст бумаге намокнуть).

Делают вывод.

4. «Воздух движется»

Воспитатель предлагает детям вспомнить  наблюдения на прогулке, которые говорят о существовании воздуха (ветер колышет ветви деревьев, облака плывут по небу и т.д. – значит, ветер и есть движение воздуха)

А как в помещении мы можем увидеть движение воздуха, а значит и доказать его существование? (воспитатель предлагает догадаться, используя предложенное оборудование – таз с водой и бумажные кораблики – дети дуют на кораблик – он плывет).
Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей, помогает сделать вывод.

Рефлексивно - оценочный этап.

Дети рассказывают Пете о том, к каким выводам пришли, в результате опытов:

-  воздух везде вокруг нас;

- мы дышим воздухом;

- воздух можно увидеть и почувствовать;

- воздух обладает силой и может двигать предметы – так мы можем его увидеть.

Петя поблагодарит всех за помощь, перечисляет то, о чем узнал сегодня.  Отмечает  отдельные достижения детей (готовность помочь, находчивость, внимательность, готовность анализировать и делать выводы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Этот удивительный воздух"

Знакомство со свойствами воздуха в опытно-экспериментальной деятельности....

«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ»

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности...

Я познаю мир: этот удивительный воздух

Занятие выстроено в форме игры-путешествия. позволяет познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования...

Этот удивительный воздух

Воспиывать позитивное отношение к окружающему миру, расширять знания детей о воздухе и его свойствах, используя опыты с ним....

"Этот удивительный воздух" презентация

Расширить представления детей о воздухе и его свойствах...

Этот удивительный воздух

Познакомить детей с понятием воздух, дать понятие ветра....

Творческий (экспериментально – исследовательский) проект «Этот удивительный воздух»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возраст...