Этот удивительный воздух
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Воспиывать позитивное отношение к окружающему миру, расширять знания детей о воздухе и его свойствах, используя опыты с ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etot_udivitelnyy_vozduh.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в старшей группе

Тема: «Этот удивительный воздух»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

  1. Воспитывать интерес  к познавательной деятельности, самостоятельность («Познавательное развитие»).  
  2. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру («Социально-коммуникативное развитие»).
  3. Воспитывать интерес к музыке, культуру восприятия («Художественно-эстетическое развитие»).
  4. Воспитывать художественный вкус («Художественно-эстетическое развитие»).
  5. Расширять знания детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты («Познавательное развитие»).
  6. Прививать аккуратное обращение с исследовательским оборудованием. («Социально-коммуникативное развитие»
  7. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты) («Речевое развитие»).
  8. Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группах («Социально-коммуникативное развитие»).
  9. Развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки. («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

Практические:  дидактические игры,  игровая ситуация,  проблемные ситуации, подвижные игры, изготовление веера, корабликов.

Наглядные:  рассматривание слайдов, сюжетных картинок.

Словесные:  чтение стихотворений, ситуативный разговор, загадывание загадок. 

Материалы и оборудование:

 полиэтиленовые мешочки по количеству детей;

 стаканчики с водой, трубочки по количеству детей;

 игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); два подноса;

 сундучок Галчонка;

 игрушка Галчонок;

 пенопласт и цветная бумага, зубочистки по количеству детей;

 таз с водой - «море для корабликов»;

 сюжетные картинки ветер;

 альбомные листы А4;

 апельсиновые корки, ванилин, лук, чеснок;

 воздушные  шары по количеству детей;

 таблички с цифрами 1,2,3,4 на столах для опытов;

 тонированные альбомные листы голубого цвета, кисти, краски, баночки с водой;

  компьютер, проектор.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

  • Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»
  • Игровое упражнение «Реактивный шарик»
  • Игра «Кораблики»
  • Игра «Разноцветные пузыри»

Игровая

  • Игровая ситуация «К нам прилетел  галчонок»
  • Дидактическая игра «Волшебный сундучок»

Познавательно-исследовательская

  • Опыт 1 с полиэтиленовым пакетом
  • Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой
  • Опыт 3  веером
  • Опыт 4 с апельсиновыми корками, ванилином, чесноком и луком

Коммуникативная

  • Отгадывание загадок
  • Ситуативный разговор   «Как воздух попадает к нам в    организм?»
  • Дидактическая игра «Какой ветер?»

Музыкальная

  • Музыка («Гроза» Вивальди)

Изобразительная

  • «Подарок для галчонка Любознайки»

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

  • Чтение художественной литературы: «Ветер, ветерок, ветрище» Я.Аким;

Конструирование

  • «Изготовим веер»
  • «Изготовим кораблик»

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1

 Игровая ситуация «К нам прилетел галчонок Любознайка».  Воспитатель с помощью  в галчонка, который прилетел в группу, загадывает загадки о воздухе:

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной. (воздух)

Чем мы дышим?

Что мы не видим? (воздух)

Дети здороваются с галчонком  

и отгадывают загадки.

Доставляется радость, эмоциональный настрой на обр. деятельность, появляется желание исследовать свойства воздуха.

2

 Опыт1 с полиэтиленовым пакетом. «Поймай воздух»

Воспитатель предлагает поймать воздух с помощью пакета и доказать,  что существует воздух вокруг нас

Дети набирают в пакет воздух и закручивают его (пакет полон воздуха)

Убеждаются:

 что  воздух прозрачный;

чтобы его увидеть, нужно его поймать.

 Формируется умение самостоятельно делать выводы.

3

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Разноцветные пузыри»

Дети пускают мыльные пузыри

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

4

Игровое упражнение «Реактивный шарик»

Воспитатель предлагает надуть шар, затем отпустить его и обратить внимание на траекторию и длительность полета.

(воздух, вырываясь из горлышка, заставляет двигаться шарик в противоположную сторону; такой же принцип используется в реактивных двигателях)

Дети надувают шары, отпускают их. Выясняют, что для того, чтобы шарик дольше летел, его надо сильнее надуть.

Закрепляются у детей умение делать глубокий вдох и продолжительный выдох.

Устанавливаются причинно- следственные связи

5

Воспитатель предлагает рассмотреть слайды « Где спрятан воздух? В каких предметах?» слайды 1, 2, 3

Дети рассматривают слайды и находят предметы внутри с воздухом.

Развивается связная речь.

Устанавливаются причинно – следственные связи.

6

 Дидактическая игра «Волшебный сундучок».

Воспитатель предлагает достать из сундука игрушки и разложить их на два подноса (плавают, тонут).

Дети поочередно достают из сундука игрушки и раскладывают их на два подноса (плавают, тонут).

Проверяют, опустив игрушки в воду. (предметы, внутри которых есть воздух будут плавать)

Формируется мышление, расширяется словарный запас, закрепляется умение классифицировать предметы "плавают - тонут"

7

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Воспитатель предлагает узнать, есть ли внутри человека воздух.

Дети дуют  в трубочку, опущенную в стакан с водой, и видят пузыри.

Развиваются навыки проведения опыта, развивается дыхание.

8

Опыт 3. Воспитатель предлагает рассмотреть апельсиновые корки, ванильный сахар, лук, чеснок и последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в группе.

Рассматривают, нюхают.

Выясняют, что воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

Развивается связная речь.

Устанавливаются причинно-следственные связи.

9

Ситуативный разговор с детьми  «Как воздух попадает к нам в организм?"»

«Нос - орган дыхания и обоняния»

Слайды 4, 5, 6

Дети беседуют с воспитателем, обмениваются мнениями.

Развивается связная речь, устанавливаются причинно- следственные связи.

10

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « Ветер дует нам в лицо»

Дети повторяют движения  (поднимают руки вверх, изображая ветки деревьев во время ветра).

Двигательная активность.

Формируется умение согласовывать речь и движения.  

11

Воспитатель предлагает отгадать загадку про ветер, интересуется «Что такое ветер?».

Он летит издалека,

Гонит в небе облака,

Гонит волны в океане,

Кружит вихрем в урагане,

Может ласково подуть,

Может стихнуть и уснуть.

В каждом уголке на свете

Очень разный дует…

                       (ветер)

Слайды 7, 8, 9

Дети предлагают варианты ответа.

Формируется мышление,

умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделять характерные признаки.

12

Воспитатель предлагает сконструировать кораблики из пенопласта, зубочисток и цветных треугольников.

Дети конструируют кораблик.

Совершенствуется конструктивные умения ребёнка. Развивается мелкая моторика.

13

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кораблики».

Дети

создают поток воздуха (ветер) и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух передвигает предметы

Вызывается интерес к совместному выполнению задания. Воспитывается аккуратность работы с водой.

14

Опыт 4 с веером.

Воспитатель: предлагает создать ветер с помощью веера. 

Дети изготавливают веер и создают ветер.

Развивается мышление, пространственное воображение, сообразительность

15

Воспитатель предлагает послушать стихотворение Я. Акима «Ветер, ветерок, ветрище»

Дети слушают стихотворение.

Развивается память. Формируется образ ветра.

16

Педагог предлагает послушать  музыку (звучит запись «Гроза» Вивальди).

Дети слушают мелодию и рассказывают о своих представлениях, о чём напоминает эта мелодия

Формируется музыкальное восприятия ветра.

17

Дидактическая игра «Какой ветер?»

Воспитатель предлагает рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопрос.

Дети рассматривают сюжетные картинки и определяют, какой ветер на них изображён. Определяют  положительные или отрицательные свойства ветра.

Закрепляются знания детей о явлениях неживой природы, свойствах и разновидностях ветра.

Пополняется словарный запас, развивается связная речь.

18

Игровая ситуация «Подарок для Любознайки»

Воспитатель предлагает нарисовать в подарок для галчонка Любознайки разноцветные шары.

Дети  рисуют  на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы»

Упражнять детей в рисовании предметов округлой формы.

Воспитывается любовь к окружающему, желание поделиться с близкими своими впечатлениями,

Развивается  наблюдательность, аккуратность в работе с красками, желание доводить дело до конца

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Этот удивительный воздух"

Знакомство со свойствами воздуха в опытно-экспериментальной деятельности....

«ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ»

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности...

Я познаю мир: этот удивительный воздух

Занятие выстроено в форме игры-путешествия. позволяет познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха в процессе экспериментирования...

"Этот удивительный воздух" презентация

Расширить представления детей о воздухе и его свойствах...

Детская лаборатория. «Этот удивительный воздух».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей....

Этот удивительный воздух

Познакомить детей с понятием воздух, дать понятие ветра....

Творческий (экспериментально – исследовательский) проект «Этот удивительный воздух»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возраст...