Опытно-экспериментальная работа по организации наблюдений в младшем дошкольном возрасте как начального этапа формирования системы знаний
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Задачи работы:
1) выявить уровень сформированности экологических знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста, используя диагностические задания.
2) спроектировать и опробовать комплекс наблюдений для младших дошкольников, способствующих формированию системы знаний о природе.
3) провести итоговую диагностику и выявить уровень сформированности экологических знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста после проведенного комплекса наблюдений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno.docx | 149.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная работа по организации наблюдений в младшем дошкольном возрасте как начального этапа формирования системы знаний
Цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы.
Диагностика.
Целью опытно-экспериментальной работы является установление эффективности использования наблюдения для формирования системы знаний о природе у младших дошкольников.
Задачи работы:
1) выявить уровень сформированности экологических знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста, используя диагностические задания.
2) спроектировать и опробовать комплекс наблюдений для младших дошкольников, способствующих формированию системы знаний о природе.
3) провести итоговую диагностику и выявить уровень сформированности экологических знаний о природе у детей младшего дошкольного возраста после проведенного комплекса наблюдений.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 18» города Троицка. Сроки проведения сентябрь по декабрь 2014 года. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 3-4 лет.
В своей работе мы использовали диагностические задания, предложенные Т.А.Серебряковой. Вся диагностика проводилась с ребенком индивидуально. Диагностику экологических представлений дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Все диагностические задания сгруппированы по трем разделам:
1.Представления о природе:
а) об объектах живой природы;
б) об объектах неживой природы.
2. Отношение к природе.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
В каждом разделе детям предлагается комплекс контрольных заданий.
Анализ каждого выполненного ребенком диагностического задания проводится в соответствии с баллами (по 3-х балльной шкале), характеристика которых составлена на основе рекомендаций Т.А.Серебряковой. [27]
Баллы по результатам выполненных диагностических заданий фиксируются в протоколе обследования. Далее высчитывается средний балл, по которому определяется уровень сформированности экологических представлений и отношения к природе:
-от 0 до 0,6 баллов - низкий уровень;
-от 0, 7 до 1,3 баллов – средний уровень;
-от 1,4 до 2 баллов – высокий уровень.
Содержание диагностических заданий:
Представления о природе.
А) Живая природа
Задание 1. Собери растение
Цель: выяснить знания детей о частях растений.
Материал: разрезная картинка с изображением одуванчика: корень, листья, цветок.
Игровая задача: сложить растение и назвать его части.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно складывает картинку с изображением растения, правильно называет части тела.
1 балл – средний уровень – ребенок с помощью взрослого составляет картинку, под руководством взрослого называет части тела.
0 баллов – низкий уровень – ребенок не справляется с заданием (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Задание 2 Путаница
Цель: выяснить знания детей о строении животных (собаки).
Материал: разрезная картинка с изображением собаки; части, изображенные на картинке: голова, туловище, хвост.
Игровая задача: сложить картинку и назвать части тела собаки.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно называет части тела собаки.
1 балл – средний уровень – ребенок с помощью взрослого составляет картинку и называет части тела собаки.
0 баллов – низкий уровень – ребенок не справляется с заданием (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
Задание 3 Домашние и дикие животные
Цель: выявить уровень знания детей о домашних и диких животных.
Материал: мешочек, картинки с изображением диких животных: заяц, волк, медведь; домашних: кошка, собака, корова; картинки с изображением дома и леса.
Игровая задача: достать из мешочка картинку, назвать, кто изображен, отнести к группе домашних животных или животных леса.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно называет изображенное на картинке животное, правильно относит его к определенной группе.
1 балл – средний уровень – ребенок с помощью взрослого определяет на картинке животное; затрудняется в определении группы животного.
0 баллов – низкий уровень – ребенок затрудняется в назывании животного и отнесении его к определенной группе (ему не помогают советы взрослого) либо он индифферентен к заданию.
Задание 4 Времена года
Цель: выявить уровень знаний детей о сезонных явлениях в природе.
Материал: четыре картинки с изображением изменений в неживой и живой природе:
- осень – опадают листья с деревьев, идет дождь, на земле лужи;
- зима – деревья стоят без листвы, идет снег, на земле сугробы;
- весна – светит солнце, бегут ручьи, распускаются почки на деревьях, пробивается первая травка;
- лето – ярко светит солнце, деревья покрыты листвой, цветут цветы.
Игровая задача: взрослый демонстрирует картинку, ребенок называет время года.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок самостоятельно называет изображенное на картинке время года.
1 балл – средний уровень – ребенок с помощью взрослого определяет время года.
0 баллов – низкий уровень – ребенок не называет изображенное на картинке время года либо индифферентен к выполнению задания.
Б) Неживая природа
С ребенком проводится беседа по следующим вопросам:
О воде:
- Какого цвета может быть вода?
- Что происходит с водой зимой, летом – в сильную жару?
- Что произойдет с водой, если зачерпнуть ее в ладошку?
- Зачем нужна вода?
О песке:
- Чем отличается сухой песок от влажного?
- Что произойдет, если наступить на влажный песок?
- Зачем нужен песок?
О природных явлениях (ветер, дождь, небо):
- Зачем нужен дождь в природе?
- Что происходит с деревьями, когда дует ветер?
- Что было бы с растениями, если бы не было дождя?
- Какое бывает небо?
Оценка деятельности:
0 баллов – представления об объектах неживой природы, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребенок имеет небольшие по объему знания; не может ответить на поставленные вопросы.
1 балл – у ребенка имеются некоторые существенные представления об объектах неживой природы, их свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, но не всегда может аргументировать свой ответ.
2 балла – сформирован широкий круг представлений об объектах неживой природы; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
2. Отношение к природе.
Ситуация 1
Материал: карточки
1) ребенок держит кота за хвост;
2) ребенок кормит кота молоком;
3) ребенок наступает ногой на цветок;
4) ребенок поливает цветы.
(На карточках отсутствует изображение лиц. Дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, злость)
Игровая задача: детям предлагается рассмотреть карточки и подобрать подходящую, по их мнению, модель эмоции к действиям ребенка на картинке. (Вопрос: как ты думаешь, какие лица у этих ребят? Почему?)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к заданию, адекватно оценивает поступок ребенка на картинке и активно выражает свое отношение и переживания по поводу ситуации, изображенной на картинке.
Средний уровень – ребенок заинтересован заданием, но интерес неустойчив; адекватно оценивает ситуацию на картинке, но эмоциональные реакции слабые, речевые высказывания редкие.
Низкий уровень – ребенок либо индифферентен к заданию, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.
3. Трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами.
Задание 1. Помоги цветочку.
Цель: выявить характер отношений к труду по уходу за растениями уголка природы; определить уровень сформированности умений по уходу за растениями (полив).
Материал: лейка; значок с изображением эмоции (грусть, печаль).
Ход: Воспитатель обращает внимание детей на то, что около растения в группе появился значок с грустным изображением лица. Выясняет, что бы это значило? Почему растению грустно? Детям предлагается помочь растению – полить.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок проявляет желание помочь растению, вместе с взрослым технически грамотно выполняет трудовые действия, выражая положительные эмоции.
1 балл – средний уровень – ребенок проявляет желание, заинтересованность, но они неустойчивы; отвлекается в процессе выполнения трудовых действий; допускает технические ошибки.
0 баллов – низкий уровень – ребенок не проявляет заинтересованности в происходящем.
Задание 2. Покорми рыбок.
Цель: выявить умения детей по уходу за обитателями уголка природы (рыбками).
Материал: аквариум с рыбками, корм.
Игровая задача: предложить детям покормить рыбок.
Оценка результатов:
2 балла – высокий уровень – ребенок активно участвует в кормлении рыбок, ярко выражает эмоции при выполнении трудовой операции.
1 балл – средний уровень – ребенок проявляет желание и заинтересованность в деятельности по уходу за рыбками в неустойчивой, стихийной форме.
0 баллов – низкий уровень – не проявляет заинтересованность в происходящем.
На первом этапе исследования, в сентябре 2014 года, мы определили уровень экологических знаний, используя диагностику. Результаты исследования занесены в таблицы.
Таблица 2
Уровень сформированности знаний у детей о живой природе
Фамилия, имя ребенка | Задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о мире природы Живая природа | ||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Итог | |
1) Матвей В. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0,5 |
2) Лера З. | 0 | 1 | 1 | 0 | 0,5 |
3) Кирилл К. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0,5 |
4) Настя И. | 0 | 0 | 1 | 1 | 0,5 |
5) Саша М. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,75 |
6) Вадим М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7) Катя Р. | 0 | 0 | 1 | 0 | 0,25 |
8) Данил К. | 0 | 1 | 0 | 0 | 0,25 |
9) Юра К. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,25 |
10) Арина П. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0,75 |
11) Даша Н. | 0 | 0 | 0 | 1 | 0,25 |
12) Маша Н. | 1 | 0 | 0 | 0 | 0,25 |
13) Соня Ф. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
14) Варвара Р. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
15) Вика П. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
16) Вика Л. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
17) Милена Ж. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
18) Матвей Л. | 1 | 0 | 1 | 1 | 0,75 |
19) Ева С. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,75 |
20) Данил Р. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0,75 |
Таблица 3
Уровень сформированности знаний у детей о живой природе, %
Уровень | % |
Высокий | 5 |
Средний | 45 |
Низкий | 50 |
Таблица 4
Уровень сформированности знаний у детей о неживой природе
Фамилия, имя ребенка | Задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о мире природы Неживая природа | |||
бал за ответы на вопросы | ||||
о воде | о песке | о природных явлениях | Итог | |
1) Матвей В. | 1 | 1 | 1 | средний |
2) Лера З. | 0 | 0 | 1 | низкий |
3) Кирилл К. | 1 | 0 | 0 | низкий |
4) Настя И. | 1 | 0 | 0 | низкий |
5) Саша М. | 0 | 1 | 0 | низкий |
6) Вадим М. | 0 | 1 | 0 | низкий |
7) Катя Р. | 1 | 0 | 0 | низкий |
8) Данил К. | 1 | 1 | 1 | средний |
9) Юра К. | 1 | 1 | 1 | средний |
10) Арина П. | 1 | 1 | 1 | средний |
11) Даша Н. | 1 | 1 | 1 | средний |
12) Маша Н. | 1 | 0 | 0 | низкий |
13) Соня Ф. | 0 | 0 | 1 | низкий |
14) Варвара Р. | 1 | 1 | 1 | средний |
15) Вика П. | 1 | 1 | 1 | средний |
16) Вика Л. | 1 | 1 | 1 | средний |
17) Милена Ж. | 0 | 0 | 1 | низкий |
18) Матвей Л. | 0 | 0 | 1 | низкий |
19) Ева С. | 0 | 0 | 1 | низкий |
20) Данил Р. | 1 | 0 | 0 | низкий |
Таблица 5
Уровень сформированности знаний у детей о неживой природе, %
Уровень | % |
Высокий | 0 |
Средний | 40 |
Низкий | 60 |
При диагностике уровня экологических знаний о живой природе у большинства детей выявлен низкий уровень (10 человек), высокий уровень отмечается только у одного из детей, и у девяти – средний уровень знаний (рис. 1.)
Рис.1. Уровень экологических знаний о живой природе
В результате диагностики уровня знаний о неживой природе у большинства детей выявлен низкий уровень (12 детей), средний уровень знания – у 8-ми детей (рис.2.)
Рис.2. Уровень знаний о неживой природе
Таблица 6
Уровень отношения детей к миру природы
Фамилия, имя ребенка | Задания, направленные на выявление уровня отношения к миру природы |
1) Матвей В. | высокий |
2) Лера З. | средний |
3) Кирилл К. | средний |
4) Настя И. | средний |
5) Саша М. | средний |
6) Вадим М. | низкий |
7) Катя Р. | низкий |
8) Данил К. | высокий |
9) Юра К. | средний |
10) Арина П. | средний |
11) Даша Н. | средний |
12) Маша Н. | низкий |
13) Соня Ф. | низкий |
14) Варвара Р. | средний |
15) Вика П. | средний |
16) Вика Л. | средний |
17) Милена Ж. | низкий |
18) Матвей Л. | низкий |
19) Ева С. | низкий |
20) Данил Р. | низкий |
Таблица 7
Уровень отношения детей к миру природы, %
Уровень | % |
Высокий | 10 |
Средний | 50 |
Низкий | 40 |
В результате диагностики уровня отношения к миру природы у большинства детей выявлен средний уровень (10 человек), низкий уровень знаний отмечается у 8-ти детей, высокий – у двоих (рис.3).
Рис.3. Уровень отношения к миру природы
Таблица 8
Уровень трудовых навыков и умений детей по уходу за живыми объектами
Фамилия, имя ребенка | Задания, направленные на выявление уровня трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами. |
Уровень | |
1) Матвей В. | высокий |
2) Лера З. | средний |
3) Кирилл К. | средний |
4) Настя И. | средний |
5) Саша М. | средний |
6) Вадим М. | низкий |
7) Катя Р. | низкий |
8) Данил К. | высокий |
9) Юра К. | средний |
10) Арина П. | средний |
11) Даша Н. | средний |
12) Маша Н. | низкий |
13) Соня Ф. | низкий |
14) Варвара Р. | средний |
15) Вика П. | средний |
16) Вика Л. | средний |
17) Милена Ж. | низкий |
18) Матвей Л. | низкий |
19) Ева С. | низкий |
20) Данил Р. | низкий |
Таблица 9
Уровень трудовых навыков и умений детей по уходу за живыми объектами, %
Уровень | % |
Высокий | 10 |
Средний | 50 |
Низкий | 40 |
В результате диагностики уровня трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами у большинства детей выявлен средний уровень (10 человек), низкий уровень знаний отмечается у 8-ти детей, высокий – у двоих (рис.4).
Рис.4. Уровень трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами.
Таким образом, в результате диагностики по данной методике, у большинства детей этой группы отмечается низкий уровень экологических знаний о природе.
2.2. Организация наблюдений в младшем дошкольном возрасте.
Правильно организованное наблюдение за животными и растениями в группе и на участке садика поможет сформировать экологические знания детей.
Для работы по повышению уровня экологических знаний нами был разработан комплекс наблюдений (Приложение 1).
Для этого было составлено перспективное планирование.
Таблица 10
Перспективный план наблюдений
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | I | Наблюдение за солнцем |
Наблюдение за осенними цветами | ||
Наблюдение за птицами | ||
Наблюдение за работой дворника | ||
II | Наблюдение за небом и облаками | |
Наблюдение на прогулке за осенним деревом | ||
Наблюдение за вороной | ||
Наблюдение за тем, как одеты люди осенью | ||
III | Наблюдение за ветром. | |
Наблюдение за деревьями | ||
Наблюдение за насекомыми | ||
Наблюдение за отлетом уток | ||
IV | Наблюдение за дождем | |
Наблюдение за разнообразием осенних листьев | ||
Наблюдение за птицами во время кормления | ||
Наблюдение за разными видами транспорта | ||
Октябрь | I | Наблюдение за тучами на небе |
Наблюдение за сухими листьями | ||
Наблюдение за домашними животными | ||
Наблюдение за пауком | ||
II | Наблюдение за дождливой погодой | |
Наблюдение за листопадом | ||
Наблюдение за собакой | ||
Наблюдение за осадками | ||
III | Наблюдение за березой | |
Наблюдение за распространением семян и плодов | ||
Наблюдение за внешним видом и повадками голубя | ||
Наблюдение за лужами | ||
IV | Наблюдение за ветром | |
Наблюдение за березой и елью | ||
Наблюдение за воробьями | ||
Наблюдение за транспортом | ||
Ноябрь | I | Наблюдение за небом |
Наблюдение за туманом | ||
Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам | ||
Наблюдение за утренними заморозками | ||
II | Наблюдение за первым снегом | |
Наблюдение за кустами | ||
Наблюдение за зимующими птицами | ||
Наблюдение за отличительными свойствами растений | ||
III | Наблюдение за инеем. | |
Наблюдение за рябиной | ||
Наблюдение за щенками | ||
Наблюдение за трудом взрослых. | ||
IV | Наблюдение за поздней осенью | |
Наблюдение за елью | ||
Наблюдение за снегом | ||
Наблюдение за кошкой |
Проводя, наблюдение с перспективным планированием у детей возрастал экологический уровень развития. Дети научились четко различать сезоны, расширили знания о животном мире, расширили представления о деревьях, продолжили знакомство с различными природными явлениями.
Таким образом, продумывая организацию и руководство наблюдениями детей младшего дошкольного возраста, мы учли возрастные особенности и возможности, уровень познавательной деятельности малышей, тем самым способствовали повышению уровня экологических знаний.
Сравнение констатирующего и контрольного экспериментов
После проведения комплекса наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста в декабре 2014 года мы провели повторное диагностическое исследование.
Таблица 11
Уровень сформированности знаний у детей о живой природе
Повторная диагностика
Фамилия, имя ребенка | Задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о мире природы Живая природа | ||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | Итог | |
1) Матвей В. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
2) Лера З. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
3) Кирилл К. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1,25 |
4) Настя И. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1,25 |
5) Саша М. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1,75 |
6) Вадим М. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
7) Катя Р. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8) Данил К. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1,25 |
9) Юра К. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,25 |
10) Арина П. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
11) Даша Н. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
12) Маша Н. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1,25 |
13) Соня Ф. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
14) Варвара Р. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
15) Вика П. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
16) Вика Л. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
17) Милена Ж. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
18) Матвей Л. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
19) Ева С. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
20) Данил Р. | 2 | 2 | 1 | 1 | 1,5 |
Таблица 12
Уровень сформированности знаний у детей о живой природе, %
Уровень | % |
Высокий | 60 |
Средний | 40 |
Низкий | 0 |
В результате выполнения первого задания (уровень знаний о живой природе) у 14-ти детей отмечается высокий уровень знаний. Эти дети без особого труда собирают растение по частям; аргументируют свой выбор. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к животным, птицам и насекомым.
У 6-ти детей отмечается средний уровень знаний. Эти дети иногда допускают незначительные ошибки при собирании картинки, не всегда аргументируют свой выбор. Знают характерные признаки, но иногда допускают неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечают последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляют интерес и эмоционально выражают свое отношение к животным, птицам и насекомым (рис. 5).
При выполнении следующего задания, целью которого было определение уровня знания о строении собаки, 15 детей показали высокий уровень знаний. Дети самостоятельно называют все части тела собаки.
Средний уровень знаний отмечается у 5-ти детей. Эти дети иногда допускают незначительные ошибки в названии частей собаки.
Таким образом, при проведении повторной диагностики уровень экологических знаний о живой природе у детей повысился. У 12 детей наблюдается высокий уровень знаний, а у 8 - средний (рис. 5)
Рис. 5. Уровень знания о живой природе (контрольный этап)
Таблица 13
Уровень сформированности знаний у детей о неживой природе
Повторная диагностика
Фамилия, имя ребенка | Задания, направленные на выявление уровня сформированности знаний о мире природы Неживая природа | |||
бал за ответы на вопросы | ||||
о воде | о песке | о природных явлениях | Итог | |
1) Матвей В. | 2 | 1 | 2 | высокий |
2) Лера З. | 1 | 0 | 1 | средний |
3) Кирилл К. | 1 | 1 | 1 | средний |
4) Настя И. | 1 | 0 | 1 | средний |
5) Саша М. | 1 | 1 | 0 | средний |
6) Вадим М. | 1 | 1 | 0 | средний |
7) Катя Р. | 1 | 1 | 1 | средний |
8) Данил К. | 2 | 1 | 2 | высокий |
9) Юра К. | 1 | 1 | 1 | средний |
10) Арина П. | 1 | 1 | 1 | средний |
11) Даша Н. | 1 | 1 | 1 | средний |
12) Маша Н. | 1 | 1 | 1 | средний |
13) Соня Ф. | 1 | 0 | 1 | средний |
14) Варвара Р. | 1 | 1 | 1 | средний |
15) Вика П. | 1 | 1 | 1 | средний |
16) Вика Л. | 2 | 1 | 2 | высокий |
17) Милена Ж. | 1 | 0 | 1 | средний |
18) Матвей Л. | 1 | 0 | 1 | средний |
19) Ева С. | 1 | 0 | 1 | средний |
20) Данил Р. | 1 | 1 | 1 | средний |
Таблица 14
Уровень сформированности знаний у детей о неживой природе, %
Уровень | % |
Высокий | 15 |
Средний | 85 |
Низкий | 0 |
В результате диагностики уровня знаний о неживой природе у большинства детей выявлен средний уровень знания – у 17-ми детей, высокий - у трех детей (рис.6.)
Рис.6. Уровень знаний о неживой природе (контрольный этап)
Таблица 15
Уровень отношения детей к миру природы
Повторная диагностика
Фамилия, имя ребенка | Задания, направленные на выявление уровня отношения к миру природы |
1) Матвей В. | высокий |
2) Лера З. | средний |
3) Кирилл К. | средний |
4) Настя И. | средний |
5) Саша М. | высокий |
6) Вадим М. | средний |
7) Катя Р. | средний |
8) Данил К. | высокий |
9) Юра К. | средний |
10) Арина П. | высокий |
11) Даша Н. | средний |
12) Маша Н. | средний |
13) Соня Ф. | средний |
14) Варвара Р. | средний |
15) Вика П. | высокий |
16) Вика Л. | средний |
17) Милена Ж. | средний |
18) Матвей Л. | средний |
19) Ева С. | средний |
20) Данил Р. | средний |
Таблица 16
Уровень отношения детей к миру природы, %
Уровень | % |
Высокий | 25 |
Средний | 75 |
Низкий | 0 |
В результате диагностики уровня отношения к миру природы у большинства детей выявлен средний уровень (15 человек) и высокий – у пятерых (рис.7)
Рис. 7. Уровень отношения к миру природы (контрольный этап)
Таблица 17
Уровень трудовых навыков и умений детей по уходу за живыми объектами
Фамилия, имя ребенка | Задания, направленные на выявление уровня трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами. |
Уровень | |
1) Матвей В. | высокий |
2) Лера З. | средний |
3) Кирилл К. | средний |
4) Настя И. | средний |
5) Саша М. | средний |
6) Вадим М. | средний |
7) Катя Р. | средний |
8) Данил К. | высокий |
9) Юра К. | средний |
10) Арина П. | средний |
11) Даша Н. | средний |
12) Маша Н. | средний |
13) Соня Ф. | средний |
14) Варвара Р. | средний |
15) Вика П. | средний |
16) Вика Л. | средний |
17) Милена Ж. | средний |
18) Матвей Л. | средний |
19) Ева С. | средний |
20) Данил Р. | средний |
Таблица 18
Уровень трудовых навыков и умений детей по уходу за живыми объектами, %
Уровень | % |
Высокий | 10 |
Средний | 90 |
Низкий | 0 |
В результате диагностики уровня трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами у большинства детей выявлен средний уровень (18 человек), высокий – у двоих (рис.8).
Рис.8. Уровень трудовых умений и навыков (контрольный этап)
Таким образом, мы видим, что использование наблюдений повысило уровень экологических знаний дошкольников.
Приложение
Приложение 1
Тема: Наблюдение за первым снегом.
Программное содержание:
Развивать умение замечать изменение в природе, учить сравнивать осенние и зимние пейзажи.
Расширять представление о том, как выглядит снежинка.
Воспитывать эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту.
Словарная работа:
Новое: хрупкий, кружевные.
Повторение: легкий, пушистый.
Приемы руководства:
- Художественное слово:
В небе кружится и падает плавно…
Что это? Снег.… Как на улице славно…
Радость доставит сейчас и во век
Первый в году выпавший снег.
- Вопросы: Посмотрите кругом, что изменилось?
Какого цвета стало вокруг?
Обратите внимание на снег?
Какой он? (Белый, хрупкий, легкий, пушистый, кружевной)
Подбросьте снег вверх, понаблюдайте, как он падает, легко рассыпаясь. Возьмите снег в ладошку и понаблюдайте, как он начнет таять.
(потому что ладошка теплая). Рассмотрите снежинки через увеличительное стекло. Снежинки какие? (Кружевные). Запомните, какая у кого была снежинка, мы потом ее с вами нарисуем.
- Пояснение:
Снег хрупкий, легкий, пушистый, кружевной.
Если его взять в ладошку он начнет быстро таять.
- Подвижная игра: «Нарисуй следы».
Тема: Наблюдение за снегом.
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с природным явлением - снегом.
Расширять представление о том, как выглядит снежинка.
Воспитывать эстетическое отношение к природе, умение видеть ее красоту.
Словарная работа:
снег-снежок, кружевная перина
Приемы руководства:
1) Вопросы: Что вы заметили? Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может он «возмущается», что мы ходим по нему и топчем его? А может он «рассказывает» нам о чем-то?
2) Художественное слово:
Падал снег, сыпал снег, а потом устал ...
- Чем же, снег, снег-снежок, на земле ты стал?
- Для озимых стал я периной теплою,
Для сосенок - кружевною периною,
Для зайчишек стал - подушкой пуховою,
Для детишек - их любимою игрой.
3)Трудовая деятельность
Расчистка дорожки, запорошенной снегом.
4)Подвижная игра «Один - двое».
Тема: Наблюдение за небом.
Программное содержание:
Продолжить знакомство с различными природными явлениями; научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи). Учить быстро бегать по сигналу воспитателя, не оглядываясь назад. Воспитывать эстетическое отношение к природе.
Словарная работа:
Пасмурная, хмурое.
Приемы руководства:
1)Вопросы:
Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная.
А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, не радостное.)
Какая погода? (Пасмурная.)
А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)
2) Художественное слово:
Дуют ветры, ветры буйные,
Ходят тучи, тучи ясные.
3)Подвижная игра
«Догони самолет».
Тема: Наблюдение за рябиной.
Программное содержание:
Расширять знания о живой природе. Познакомить с особенностями рябины. Воспитывать бережное отношение к живому.
Словарная работа:
рябина, гроздья красных ягод.
Приемы руководства:
1) Вопросы:
Что это за дерево? (Рябина.)
Дерево, стоит какое?
Какую пользу приносит рябина?
2)Пояснение: Красивое, листья опали, остались висеть гроздья красных ягод. Ее плодами зимой подкармливают птиц
3)Художественное слово:
Эти камушки рубиновые
И ягодки рябиновые
На холмах и на равнинах
Одевают кисти на рябинах.
4)Подвижные игры
«Самолеты».
Тема: Наблюдение за березой и елью.
Программное содержание: Расширять представления детей о деревьях. Воспитывать желание защищать и оберегать природу.
Словарная работа: тонкая, косички.
Приемы руководства:
1) Художественное слово:
Тонкая березка, ростом невеличка,
Словно у подростка, у нее косички!
Деревце на славу за год подросло!
До чего ж кудряво, до чего бело!
Живет в лесу красавица, зеленая, колючая.
Под Новый год нарядная к нам в комнату войдет.
Меня всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять и встретишь:
Стою колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
2)Вопросы:
Какая березка? Какой у нее ствол? А что есть у ели?
3)Подвижные игры
«Кто быстрее добежит до березы?».
Тема: Наблюдение за собакой.
Программное содержание: расширять знания о животном мире - собаке, внешнем виде, строении и питании. Воспитывать любовь к живому.
Словарная работа: гладкая, серая, хозяин.
Приемы руководства:
1) Загадка:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост - колечком. (Собака.)
2) Вопросы:
Кто это? (Собака.)
Какая по величине? (Большая, маленькая.)
Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.)
Кто заботится о собаке? (Хозяин.)
3)Чтение рассказа К. Ушинского «Играющие собаки».
4)Подвижная игра «Лохматый пес».
Тема «Наблюдение за щенками»
Программное содержание: Закреплять представление о детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки. Сравнить с игрушечным щенком чем похожи в чем различие, щенок живой.
Словарная работа: щенок, лапы.
Приемы руководства:
1) Чтение стихотворения:
Нет, не просто подарили
Очень славного щенка,
Он малюсенький пока...
Он идет смешной-смешной,
Путается в лапках,
Подрастет щеночек мой —
станет он собакой.
2) Вопросы:
Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туловище, слабенький, игривый.)
3)Пояснение:
Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды.
4) Подвижная игра «Лохматый пес»
Тема «Наблюдение на прогулке за осенним деревом»
Программное содержание: Уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья).
Упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме.
Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают.
Словарная работа: желтые, красные, опадают.
Приемы руководства:
1) Художественное слово:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
2) Вопросы:
Какие части есть у дерева?
Какие деревья вы знаете?
Что происходит с листьями осенью?
3) Игра «Найди листочек»
Тема «Наблюдение за погодой»
Программное содержание: Продолжать ежедневно отмечать состояние погоды, предлагать детям определять, какая она (пасмурная, дождливая, ветреная, солнечная).
Развивать наблюдательность детей.
Воспитывать дружеские отношения со сверстниками.
Словарная работа: ветреная, дождливая
Приемы руководства:
1) Художественное слово:
Дождь, дождь целый день
Барабанит стекла.
Вся земля, вся земля
От дождя промокла.
(Е. Трутнева)
2)Опыт
Предложить детям посмотреть на ветви деревьев и определить, есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный).
3) Художественное слово:
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету ...
4) Подвижная игра «Ветер и листья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста»
Теория и практика...
Практический материал учителя-логопеда "Система работы с не говорящими детьми младшего дошкольного возраста"
Цикл занятий , которые помогут развить у детей дыхание, слуховое восприятие, артикулиционный аппарат...
ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ...
Задания для детей дошкольного возраста на начальном этапе обучения грамоте
Представленные упражнения помогают ребенку хорошо запомнить графический облик букв, развивают произвольное внимание, зрительное восприятие, воображение....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА
Авторская разработка для ознакомления детей с малыми формами устного народного творчества.Способствует обогащению словарного запаса детей посредством речевой и двигательной активности.Учит эмоциональн...
Дошкольный возраст как начальный этап развития социального интеллекта у детей.
В статье расскрыты особенности развития социального интелекта в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевых игр, а также при общении со сверстниками....
Опытно-экспериментальная деятельности, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста по свой природе пытливые исследователи, поэтому грамотная организация детского экспериментирования позволяет как нельзя лучше удовлетворить интересы и потребности детей....