Практический материал учителя-логопеда "Система работы с не говорящими детьми младшего дошкольного возраста"
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) на тему

Гордеева Алла Владимировна

Цикл занятий , которые помогут развить у детей дыхание, слуховое восприятие, артикулиционный аппарат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_s_negovoryashchimi_detmi.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад»  «Тополёк»

Практический материал учителя-логопеда

«Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста»

Учитель – логопед Гордеева А. В

2016 год.

Тема: «Игрушки» Занятие №1.

Игры на дыхание«Шарик» Надуваем быстро шарик, он становится большой, Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой.

Артикуляционная гимнастика «Заборчик»  для лошадки (оскал).

 Массаж пальцев: «Матрѐшки».

Мы – красавицы Матрѐшки – Разноцветные одѐжки.

Раз – Матрѐна, два – Милаша, Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять Нас не трудно сосчитать:

 Раз, два, три, четыре, пять!

-прижать ладони друг к другу и делать ими вращательные движения, - поочерѐдно массировать пальцы, начиная с большого, сначала на одной руке, при повторении – на другой, - сжимать и разжимать пальцы.

  Развитие слухового восприятия:

«Угадай, на чѐм я играю?» (барабан, металлофон, погремушка).

 Обследование игрушек, взрослый показывает и называет игрушки (мяч, матрѐшка, машина).

 Игры с игрушками: «Покажи игрушку», «Что изменилось?», «Собери пирамидку»

.  Пропевание звука «А» высоким (руки вверх) и низким (руки вниз) голосом.

  Рисование замкнутой кривой .

Лексическая тема: «Игрушки» Занятие № 2

.  «Шарик» (ф-ф-ф) Надуваем быстро шарик, он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой.

 «Заборчик» для лошадки (оскал). «Домик» - открывать и закрывать рот.

  Массаж ладошек шипованным мячиком:

 Здравствуй, мячик, ты, как ѐжик,

 У тебя есть много ножек.

 Поиграем мы с тобой

И пойдѐм скорей домой

  Развитие слухового восприятия: «Угадай, что звучит?» (погремушка, дудочка, барабан).

 Игры с игрушками: «Чудесный мешочек». «Игрушки спрятались»(На столе, под стулом, за цветком).

  Развитие ориентировочного конструктивного праксиса: «Построим из кубиков дорожку для куколки».

 - Пошла Аня гулять по дорожке. Аня, стой на дорожке. - Аня, иди по дорожке. - Аня, беги по дорожке. (меняется темп движения).

  Вызывание гласных звуков

 Вытягиваем губы трубочкой, громко поем: —У-у-у!

 Предлагаем ребенку спеть вместе: —У-у-у!

 Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик. —Как гудит паровоз? — У-у-у!

 Рисование замкнутых кривых линий разного размера«Мячик большой и маленький».

 Лексическая тема: «Человек, части тела» Занятие № 3

 Дуть сильной воздушной струѐй на теннисный шарик в тазу с водой.

 Блок: «Заборчик» -«Домик» .

  Пальчиковая гимнастика: «Прятки»:

 В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так – И головки убирали. -ритмично сгибать и разгибать пальцы.

 Развитие слухового восприятия:

Игры на муз. инстр. (погремушка, барабан, дудочка, металлофон).

  Игры с куклой: - К нам пришла кукла. Еѐ зовут Аня. Покажи у Ани ручки. Покажи у Ани ножки. Покажи у Ани глазки. Покажи у Ани носик. Покажи у Ани ротик.

  Вызывание гласных звуков

Округляем губы, громко поем: —О-о-о!

Предлагаем ребенку спеть вместе: —О-о-о!

 Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб. —Как плачет мальчик, у которого болит зуб? —О-о-о!

  Развитие ориентировочного конструктивного праксиса:

 «Сделай человечка» - к силуэту куклы приложить руки и ноги из палочек.

Лексическая тема: «Человек, части тела»

Занятие №4. «Согреем пальчики» (х-х-х) «Целуем мамочку»,

Блок: «Заборчик» -«Домик» .

  Пальчиковая гимнастика: «Разминаем пальчики»:

 Разминаем пальчики – Раз, два, три!

Разминаем пальчики – Ну-ка посмотри! - сжимать и разжимать пальцы,

  Игра : «Где же наши ручки»? Взрослый говорит текст и выполняет движения, а ребѐнок повторяет за ним движения.

 Спрятались ручки! Прячет свои руки, ребѐнок повторяет.

Вот, вот наши ручки! Показывает ручки.

 Спрятались ножки! Прикрывает ноги.

 Где же, где же наши ножки! Вот, вот наши ножки! Показывает.

 Где же, где же наша Лера? Закрывает ручками лицо.

 Вот наша Лера! Открывает лицо, хлопает в ладошки

 Развитие слухового восприятия: «Колыбельная» А – а – а - плачет дочка, А –А – А – поѐт мама.

  Игра: «Зарядка».

Каждый день по утрам Делаю зарядку,

 Очень нравится мне Всѐ делать по порядку:

Весело шагать, весело играть,

Руки поднимать, руки опускать.

 Приседать и вставать, Прыгать и скакать.

 Лексическая тема: «Человек, части тела» Занятие №5.

 «Согреем пальчики» (х-х-х) «Целуем мамочку», «Прятки», «Язычок выглядывает из домика».

Пальчиковая гимнастика: Игры : «Покажи, где…»(носик, ротик, глазки…). Имитация движений: «Ножками мы топаем» Ножками мы топаем, И в ладоши хлопаем, Мы танцуем и поѐм, Очень весело живѐм!

  Развитие слухового восприятия: Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть: —А-а-а!

Предлагаем спеть вместе: —А-а-а!

 Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать. —Как укачивают куклу? —А-а-а!

 «Смешная рожица» - расположить на большом круге детали: глазки, носик, ротик.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – чистит стол,

 Этот – резал, Этот – ел.

Ну, а этот лишь глядел! Загибание

Лексическая тема: «Человек, части тела» Занятие № 6.

 «Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав ее к карандашу).

 Язычок дружит с носиком (потянуться язычком вверх), «Прятки», «Язычок выглядывает из домика»

 Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - лѐг в кровать!

 Этот пальчик прикорнул.

 Этот пальчик уж заснул.

Этот пальчик крепко спит.

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придѐт,

Солнце красное взойдѐт.

Будут пташки щебетать,

Будут пальчики вставать.

Раз, два, три, четыре, пять – Встали пальчики опять!

 Развитие слухового восприятия: Учить угадывать на слух и повторять движения (хлопки, топание, щелчки).

 Игры : С игрушками-вкладышами, пирамидками, матрѐшкой. «Где же наши ручки»?  Вызывание гласных звуков: Растягиваем губы в улыбку, громко поем: — И-и-и!

 Предлагаем ребенку спеть вместе: —И-и-и!

 Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку. —Как кричит лошадка? —И-и-и!

  Раскатывание пластилина и лепка «колбаски», «бубличка».

Лексическая тема: «Осень». Занятие №7.

  • Игры на дыхание  дуть на листик.

 «Любопытный язычок» - движения влево-вправо.

«Прятки» - за верхние зубки.

  Пальчиковая гимнастика:

Дождик. Кап – кап, тук – тук – тук

По стеклу раздался стук.

Это дождик поутру разбудил всю детвору.

 Кап – кап, дон – дон – дон! Капли начали трезвон.

Если выйдете гулять, Не забудьте зонтик взять.

  Развитие слухового восприятия: «Дождик»: Постукивание по металлофону или по столу в различном ритме и темпе.

 Массаж спинки: «Дождь»:

Капля – раз! Капля – два! Капли медленно сперва.

Стали капли ударять, Капля каплю догонять.

 Дождик начался большой – Убежали мы домой! - медленные постукивания указательными пальцами по спине; - ускорение темпа. - быстрые постукивания всеми пальцами по спине,

 - смыкают согнутые в локтях руки над головой: «домик».

 Игры : «Выложи картинку» из деталей: туча, солнце, листья выложить осеннюю картинку. «Солнышко и дождик».

 Уточнение произношения гласных звуков

 Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней.

Делаем упражнение «Лесенка»: поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение и понижение тона): —У-у-у! —А-а-а! —О-о-о! —И-и-и!

Тема: «Осень». Занятие № 8.

 «Ветерок» - (ф-ф-ф).

  Рассмотреть с ребѐнком осенние листики, назвать их, собрать их в букет.

  Пальчиковая игра: «Осенний букет».

Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать.

Листья берѐзы, Листья рябины,

Листики тополя, Листики дуба

Мы соберѐм.

Маме осенний букет отнесѐм - сжимать и разжимать кулачки. -загибать поочерѐдно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперѐд ладошки.

 «Осенью». Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет плакать, Разведѐт повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги. - подняться на носочки, - поднять вверх перекрещѐнные руки. - прыжки на носках, руки на поясе. - приседать, держа руки на поясе. - ходьба по кругу с высоко поднятыми коленями.

 Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!» Как кричат дети? Ау! Ау!

Лексическая тема: «Осень». Занятие № 9.

 Наблюдать с ребѐнком листопад, обратить внимание на красоту этого природного явления, прочитать текст:

 Осень с листьями играет, Листья с веток обрывает, Листья жѐлтые летят Прямо на руки ребят.  дуть на листики в тазу с водой: Лист у клѐна был зелѐным, Он на солнце спинку грел, Но попил воды студѐной, Простудился, пожелтел.

Артикуляционные гимнастики

  : «Заборчик» - «Бублик» - «Домик».

 Упр. на развитие слухового внимания:

 «Кап - кап» - имитация звука дождя в разном ритме.

 Рассмотреть картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!» —Как плачет малыш? —Уа! Уа! Игра: «Зонтик» ( с пальчиками) .

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Вышел зонтик погулять,

 Мы открыть его забыли.

 Раз, два, три, четыре, пять,

Начал дождик поливать,

 Стали зонтик открывать.

 А когда его открыли, Вышло солнышко опять.

  Проведение вертикальных отрывистых линий («Дождик»).

Лексическая тема: «Овощи». Занятие №10

.  Рассмотреть с ребѐнком 3 овоща, обследовать их (круглый, гладкий, в пупырышках, шершавый – текст произносит взрослый).

 Понюхать ароматный овощ и на выдохе сказать: «Ах!».

  Игры с овощами: «Найди и покажи», «Что изменилось?», «Собери овощи в корзинку».

  «Овощи». Вышла Лера в огород – Сколько у неѐ хлопот!

 Нелегко полить на грядке Овощи все по порядку

: Помидоры, лук, капуста,

И горошек очень вкусный,

 Репа, огурцы, чеснок,

 Свѐкла, редька и укроп

. - руки на поясе, - руки к вискам, качать головой. - руки в стороны, - указат. пальцем пересчитать все овощи, - поочерѐдное загибание пальцев на правой, затем на левой руках. Лепка "колбасок", "шариков" – "Овощи" (из солѐного теста, пластилина)

 Лексическая тема: «День матери». Занятие № 11.

  «С мамой буду я играть.» (Текст читает взрослый)

 С мамой буду я играть,

Буду прыгать и скакать ,

Мамочка со мной играет,

Меня мама догоняет. - прыжки на двух ногах, с продвижением вперѐд - убегать от мамы.

  игра с ребёнком:  (ребёнок показывает части тела).

 Лера весело бежит к маме по дорожке

 И для этого нужны наше Лере ( ножки).

Лера ягодки берѐт по две – по три штучки,

И для этого нужны нашей Лере (ручки).

Лера слушает в лесу, как поют кукушки,

И для этого нужны нашей Лере (ушки).

 Лера будет рисовать. Где какие краски?

 И для этого нужны нашей Лере (глазки).

  Массаж ладошек. Прокатывание колючего мячика между ладошками.

Вот колючий мячик – ѐжик.

Он без ручек и без ножек.

Мячик круглый и упругий,

Он катается по кругу.

 - мячик катается по часовой стрелке, - против часовой стрелки.

 Пальчиковая игра: «Дождик».

 Дождик капал понемножку- стучать пальчиками по столу.

Протяни – ка ты ладошки - вытянуть ладошки.

Дождь пошѐл сильней, сильней,

 Убегай-ка в дом скорей! - пальчики «убегают».

 Вызывание гласных звуков

 Вытягиваем губы трубочкой, громко поем: —У-у-у! Предлагаем ребенку спеть вместе: —У-у-у!

Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик. —Как гудит паровоз? —У-у-у!

 2. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть: —А-а-а!

Предлагаем спеть вместе: —А-а-а!

 Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать.

 —Как укачивают куклу? —А-а-а!

3. Округляем губы, громко поем: —О-о-о! Предлагаем ребенку спеть вместе: —О-о-о! Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб. —Как плачет мальчик, у которого болит зуб? —О-о-о!

 4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем: —И-и-и! Предлагаем ребенку спеть вместе: —И-и-и!

Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку. —Как кричит лошадка? —И-и-и!

 Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать и назвать. Задавайте ребенку вопросы: —Где мама? —Где папа? —Где баба? —Где дядя? И т.д.

  Лексическая тема: «День матери».

  Пальчиковая игра: «Моя семья».

Этот пальчик бабушка .

Этот пальчик дедушка.

Этот пальчик мамочка

Этот пальчик папочка

Э пальчик я

Вот и вся моя семья

Развитие слухового внимания:

 «Что делает мама?» - определение действии по шуму: переливание воды, хлопки, звон посудой, сминание бумаги…

 Нанизывание бусинок для мамы (выкладывание цветных пуговиц, мозаики).

 Арт. упражнения: «Поцелуй мамочку».

  Вызывание междометий

Рассмотреть с ребѐнком картинки, назвать их или произвести действия.

 Произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.

1. Мячик упал в воду: — Ах! Ах! Ах!

2. У девочки болит зуб: —Ох! Ох! Ох!

3. Дети качаются на качелях:

4. Папа рубит дрова: — Ух! Ух! Ух! —Эх! Эх! Эх!

  «Ах, как Лерочку люблю».

Ах, как Лерочку хорошую люблю,

 Я на Лерочку, на пригожую посмотрю:

Какие у Лерочки глазки!

Какие у Лерочки ручки!

 Какие у Лерочки ножки! Побежали по дорожке.

 - гладить ручки и ножки, -малыш показывает глазки, - малыш показывает ручки, - малыш показывает ножки, - ребѐнок и взрослый бегут, взявшись за руки.

  Игры с 3-4 игрушками: «Поставь на место», «Что за чем?» «Что куда спряталось?» (расставить игрушки на стол, под стул, на полку…

 Вопросы: Что спряталось на полке? Что стоит под столом? …)

 Упр. для рук.

 Мама и дочка полоскали платочки

Вот так, вот так! (движение кистью в направлении слева - направо)

 Мама и дочка полоскали платочки.

 

Лексическая тема: «Свойства воды».

 Занятие № 13.

 Дуть в воду через трубочку, переливание воды из одной ѐмкости в другую.

  ПА – ПА – ПА - стряхивание «капелек» вниз.

ПО – ПО – ПО – стряхивание «капелек» вверх.

 ПУ – ПУ – ПУ – стряхивание «капелек» вытянутыми ручками.

 Взрослый предлагает опустить кисти рук в воду, сжать пальцы в кулак («поймать капельки»), затем стряхивать водичку, энергичным движением раскрывая ладонь над тазиком.

 Упр. УМЫВАЛОЧКА

Мы намылим наши ручки, Раз, два, три. Раз, два, три.

 А над ручками, как тучки, Пузыри, пузыри.

Круговыми движениями трем одну ладошку о другую.

Два раза выполняем по три ритмичных хлопка, Выбрасываем руки вверх..

Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе.

  Массаж спинки: «Дождь»:

Капля – раз! Капля – два! Капли медленно сперва.

Стали капли ударять, Капля каплю догонять.

 Дождик начался большой

– Убежали мы домой!

 - медленные постукивания указательными пальцами по спине;

- ускорение темпа.

 - быстрые постукивания всеми пальцами по спине,

 - смыкают согнутые в локтях руки над головой: «домик».

 Упр.: Лужица.

 Мы наденем все сапожки,

 И сухими будут ножки.

Будем ножки поднимать

И по лужице шагать.

 Топ-топ-топ-топ,

 И по лужице шагать.

 Ваня первый побежал, хлоп

– И в лужицу упал. Имитация движений

 Рисование коротких вертикальных линий: «Дождик».

Лексическая тема: «Домашние животные».

 Занятие № 14

.  «Кормление зверей».

 Объясние ребенку, что кошка любит молоко, собака — косточки, мишка — мед и т.п. Предложить  накормить игрушечных животных.

  Кошка лакает молоко - имитирующее движение языком.

Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях

 Рассматривание  картинки или игрушки, выразительное чтение двустишия, предложить малышу произнести звукоподражания вместе:

«Мяу! Мяу!» — Рыжий кот. Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес. Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!» — Вот это конь! Хвост и грива как огонь.

«Бе-бе-бе!» — Барашек черный. Он веселый и проворный.

«Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!»

«Му! My! My! —мычит корова. — Забодаю Катю с Вовой!»

Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях

Рассматривание  картинки или игрушки и называть их, выразительно читать стихотворения, предлажить произнести звукоподражания вместе:

-«Мяу! Мяу! — плачет киска. — Мяу! Мяу! — возле миски. — Быстро дайте молока Для котенка и щенка».

«Гав! Гав! Гав!» — Щенок в корзинке. «Гав! Гав! Гав!» — Пятно на спинке.

«Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму!»

 Игра с кошкой - игрушкой Погладим кошечку по головке, по спинке, По хвостику. (плавные движения рукой, имитирующие поглаживание разных частей тела)

 Упражнение «Разные следы»: взрослый предлагает ребенку сделать «следы к домику» на дорожке из пластилина (с учетом силы нажима пальцами от слабого к сильному)

: «К домику пошла кошечка. Она маленькая, наступает легко. Потом  пришла собачка. Она наступает сильнее».

Лексическая тема: «Домашние птицы».

Занятие № 15.  «Уточка в пруду». В тазик налить тѐплой воды, пустить в неѐ резиновую уточку и дуть на неѐ, стараясь вызвать движение.

Упр. для пальчиков: «Курочка клюѐт зѐрнышки». (ко-ко-ко)

  Рассмотреть картинки или игрушки, назовите их произнесите звукоподражания, предложите ей произнести их вместе:

Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!» Как кричит курочка?

 Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!» Как кричит гусь?

 Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!» Как крякает утка?

 Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок?

  Массаж шеи: «Петушок».

 Игры «Чудесный мешочек» (коробочка):

Положить в мешочек (коробочку) 3-4 игрушки домашних птиц, предложить доставать по 1 игрушке, вызывать звукоподражания.(ко-ко-ко, га-га-га).

 Петя, Петя, Петушок Целый день учил стишок,

А запомнил лишь строку, Лишь одну: «Ку – ка – ре - ку»!

- наклоны головы вправо- влево,

 - наклоны головы вперѐд- назад,

 - на каждый шаг ударять руками по бѐдрам.

 Лексическая тема: «Дикие животные»

Занятие № 16

.  Рассмотрить картинки или игрушки 2-3 хорошо знакомых ребѐнку диких животных Попросите его показать определѐнное животное, обозначить его звукоподражанием или жестом, показать части тела этого животного, повадки (зайчик скачет, мишка ходит вразвалочку, белочка грызѐт орешки).

  Игры: «Что изменилось», «Кто ушѐл, кто пришѐл»,

 «Кто куда спрятался?»

 «Ёжик» (Ф-Ф-Ф);

 Пальчиковая игра: «Зайка».

 Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

 Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат. - указательный и средний пальчики развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Шевелить выставленными пальцами в стороны и вперѐд

.  Массаж стоп: «Мишка».

  «Зайка беленький сидит» : имитация движений.

 Зайка беленький сидит И ушами шевелит:

«Вот-так, вот-так» - Он ушами шевелит.

 Зайке холодно сидеть- Надо лапочки погреть. Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп.

 Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. Прыг-скок, прыг-скок.

 Надо зайке поскакать!

Толстый Мишка не купался,

Вкусных ягод не набрал,

 Он лягушки испугался, От лягушки он удрал…

Вот какой трусишка Этот толстый Мишка.

 - ходьба на пятках, носках, внешнем своде стопы, - перекаты с пятки на носок.

Лексическая тема: «Дикие животные»

 Занятие № 17.

 «Согреем лапки белочке» (х-х-х).

  Массаж спинки шипованным мячиком: Здравствуй, мячик, ты, как ѐжик,

У тебя есть много ножек.

 Поиграем мы с тобой

И пойдѐм скорей домой.

 Рассмотрите картинки или игрушки 3 - 4 хорошо знакомых ребѐнку диких животных.

  Из разноцветных кубиков постройте вместе с ребѐнком домик для зверей.

  Упражнение «Разные следы»: на дорожке из пластилина (с учетом силы нажима пальцами от слабого к сильному)

: «К домику прибежала мышка», «А теперь прискакал зайчик», «А теперь пришѐл медведь».

  «Мышка» Вот приходит мышка в гости,

Нацепила бант на хвостик

. Динь, динь, донна, донна,

А сегодня ( имя ребенка) дома?

Пальцами пробежаться по руке ребенка вверх до мочки уха и потянуть за нее («позвонить»)

 Игры с игрушками (картинками)

 «Угадай, кто пришѐл?» учить соотносить звукоподражание с предметной картинкой или игрушкой, различать звукоподражания «пи», «му», «мяу», «ав», «ме», побуждать к их сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражаний.

«Кто больше?» предложите ребѐнку расставить игрушки по размеру (от самого большого до самого маленького и наоборот)

Лексическая тема: «Дикие животные»

Занятие №18.

«Ёжик» Вдохнуть и на выдохе произнести (Ф – Ф – Ф)

 Игра: «Чудесный мешочек» Сложить в мешочек или коробочку игрушки хорошо знакомых ребѐнку диких животных и попросить его, не глядя, на ощупь достать определѐнное животное, сопровождая свои действия звукоподражаниями или жестами.

  Сами назвать каждое животное, выстроить их в ряд и предложите ребѐнку запомнить, как они стоят. Затем попросите ребѐнка отвернуться, поменяйте животных местами и предложите посмотреть всѐ ли на месте?

 Пальчиковая игра: «Белка».

 Сидит белка на тележке, Продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, Синичке,

 Мишке толстопятому,

Заиньке усатому».

Загибание пальчиков

  (Имитация движений) Мышка мыла мылом нос,

 Мыла уши, мыла хвост.

Мыла так, что стала белой,

 И от счастья мыло съела.

  Упр. «Дорожка» (выложить дорожку из гороха).

Я взяла горошка

 Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

 Гном». Кто живѐт под потолком?

 - Гном. Что себе построил он? - Дом.

Кто с ним бегает по крыше? - Мыши.

 - руки поднять вверх;

- присесть с вытянутыми вперѐд руками;

 - ударять кулачком о кулачок;

 - поднять руки вверх «домиком»;

- бег на месте со звукоподражанием: «пи-пи-пи».

 Лексическая тема: «Зоопарк» .

 Занятие №19.

  «Сердитый ѐжик»: ф-ф-ф.

  Игра («Зоопарк»): Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мышка, обезьянка, ослик, ѐжик. Они «здороваются»

: Ёжик – ф-ф-ф ,

ослик – иа-иа-иа,

мышка – пи-пи-пи,

обезьянка – бл-бл-бл и прячутся за ширму.

Угадай, кто поздоровался? Покажи. Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).

 Игра «Айболит»: взрослый создает игровую ситуацию

- к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка и волк,

У зайки болят зубы.

Зайка плачет: «А-а-а!»

Как плачет Зайка?

 У волка болят зубы.

 Волк плачет: «А-а-а!» и т.п.

Побуждать ребёнка вслед за вами произносить звук «А», меняя его высоту.

 Вызвать желание произносить самостоятельно звукоподражание «а - а - а!»

  Игра «Покорми зверушку» (отработка слова «на».)

 : взрослый предлагает :

Дай мишке красные ягодки (шарики).

Дай зайке морковку.

Дай киске молочка. Как киска лакает молоко. – движения языком

.  «Обезьянка». взрослый предлагает ребенку стать «зеркалом» («обезьянкой») и повторять позы, ему предлагаемые

: Обезьянка, посмотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

 Повторяй-ка все за мной!...

  Взрослый стоит в положении «руки в стороны»;

«руки наверху»,

 «одна рука вперед, другая - на голову» и т.п.

ТА – ТА – ТА – хлопки перед собой

. ТО – ТО – ТО – хлопки над головой.

ТУ – ТУ – ТУ - хлопки по коленям.

 Лексическая тема: «Новый год».

Занятие № 20

.  Нюхать приятный запах ѐлочки – АХ!

  Пальчиковая игра: Пальчики сцепляются – ѐлка получается.

 Игра «Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав ее к карандашу). Предложить ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

  Сложить из трѐх зелѐных треугольников разного размера ѐлочку

: Ёлочка зелѐная,

 Ёлочка мохнатая,

 Поиграй-ка, с девочкой,

 Поиграй-ка, с Лерочкой.

 «Зайка умывается». имитация движений

Серый зайка умывается

Он на елку собирается

 Вымыл носик

 Вымыл хвостик

Вымыл ухо

Вытер сухо ,

Надел бантик

Стал он франтик.

 Игра:  «Как на ѐлке снег»

: Как на ѐлке снег, снег,

 И под ѐлкой снег, снег.

 И на горке снег, снег,

 И под горкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

 Тихо, тихо, не шуметь. - руки вверх; - опустить; - руки вверх; - опустить; - присесть, прижимая пальчик к губам.

  Рисование «Шарики на ѐлочке» (тампон с краской)

Лексическая тема: «Зима».

 Занятие №21. «Сдуй снежок с ладошки» (ватный шарик)

Упр. «Лопатка:» Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счѐт от 1 до 5- ти

 Пальчиковая игра: «Снежок».

 Двигательное упражнение: «Лепка снеговика».

 1 - рука, 2 – рука

 Лепим мы снеговика.

 3 – 4 – уголѐк

– 1 – глазок, 2 – глазок ,

5 – морковка между глаз,

6 – смеѐтся он у нас.

 Помогите ребѐнку вылепить снеговика из снега, теста, пластилина

 Рисование палочкой по снегу (при наличии снега) или по тонкому слою муки, насыпанной на цветной поднос

 Уточнение произношения согласных звуков Рассмотрите с Лерой картинки, назовите их, произнесите звукоподражания, предложите произнести их вместе изобразите движения пальчиками:

 Малыш топает: топ-топ-топ!

 Как топает малыш?

 Вода капает: кап-кап-кап!

 Как капает вода? Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий,

 И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним

 И … сломаем.

 - загибать пальчики,

 - «лепят», меняя положение ладоней,

 - сжимают ладони вместе,

 - грозят пальчиком.,

 - смотрят вверх, подбрасывают и ловят воображаемый снежок, - «роняют»воображаемый снежок, - топают.

Лексическая тема: «Птички». Занятие №22.

  Птичка: (упр. для рук)

Птичка крылышками машет

И летит в своѐ гнездо.

Птенчикам она расскажет,

Где она взяла зерно.

 Массаж ладошек грецким орехом

: Маленькая птичка принесла яичко.

Я с яичком поиграю,

Я яичко покатаю,

 Покатаю , но не съем,

Я отдам яички всем.

 Игра: «Кто это так поѐт?» Определение птички по звукоподражанию (показ на картинке)

. Кар-кар-кар - ворона

Чик-чирик, чик-чирик – воробей.

 Синь-синь – синичка

.  Игра: «Где сидит птичка » (картинка) Покажи птичку, которая сидит на дереве, под деревом, на крыше, не кормушке.

Двигательное упр.: «Птичка». Имитация движений: прыжки , взмахи руками, наклоны.  Игра: «Покорми птичку»

 Имитация крошения хлеба «Птичка клюѐт крошки». – рисование точек карандашом.

\

 Лексическая тема: «Человек. Части тела».

Занятие №23

. - «Согреем ручки»- дуть тѐплым воздухом на руки, потирать их.

 - «Домик открываем - закрываем». Опускание нижней челюсти.

Упр. УМЫВАЛОЧКА

Мы намылим наши ручки, Раз, два, три. Раз, два, три.

 А над ручками, как тучки, Пузыри, пузыри

- Круговыми движениями трем одну ладошку о другую.

 - Два раза выполняем по три ритмичных хлопка

- Выбрасываем руки вверх..

 - Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, держа руки на поясе.

  «Пальчик о пальчик» Пальчик о пальчик – тук – тук – тук!

Пальчик о пальчик – тук – тук – тук!

 Заплясали ручки, Заплясали. Ай!

 - стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику – другой. - вращение кистями рук.

 Упр. «Покажи части тела». Это глазки. Вот, вот Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп- хлоп. Это ножки. Топ-топ. Ой, устали! Вытрем лоб. Показываем сначала левый глаз, потом правый. Беремся сначала за мочку левого уха ,потом — правого. Левой рукой показываем рот, правой — нос. Левую ладошку кладем на спину, правую — на живот. Показываем обе руки, потом два раза хлопаем в ладоши. Кладем ладони на бедра, потом два раза топаем. Правой ладонью проводим по лбу Ножками мы топаем И в ладоши хлопаем.

Мы танцуем и поѐм, Очень весело живѐм

Лексическая тема: «Одежда, обувь».

Занятие №24

. - арт. упражнение «Иголочка» - приоткрыть рот, сделать язычок узким, просунуть его сквозь губы.

 - Согреем ручки»- дуть тѐплым воздухом на руки, потирать их.

 - Пальчиковая игра: «Варежка».

 Лера варежку надела

, - Ой, куда я пальчик дела?

 Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал.

Лера варежку сняла - Поглядите-ка, нашла.

 - Игра «Разложи пуговицы по коробочкам». (большие и маленькие).

 - «Найди и покажи одежду»:

- Игра: «Гуляем по дорожкам» - формирование ритма и силы голоса

: Маленькие ножки гуляют по дорожке: топ – топ – топ – топ – топ (тихо).

 Большие ноги гуляют по дороге – топ-топ – топ – топ- топ – (громко).

Игра: «Скачет зайка босой»

 Скачет зайка босой

 Под высокой сосной.

А зайчишка маленький

Топает в валенках.

 Каблучками он стучит,

На друзей своих глядит.

 - Нарисуй разноцветные клубочки ниток.

Лексическая тема: «Дом».

 Занятие №25

. - Арт. упр: «Домик открываем-закрываем» - опускание нижней челюсти.

«Заборчик» - оскал.

 - Упр. на дыхание : «Сдуй пыль с мебели (ф-ф-ф).»

 - Пальчиковая игра:«Теремок»

 Стоит в поле теремок, На двери висит замок,

 Открывает его волк, Дерг-дерг, дерг-дерг.

Пришел Петя-петушок

И ключом открыл замок

- ладони обеих рук соединены под углом ,

 - пальцы сжаты в замок,

 - движения сжатыми в замок пальцами вверх-вниз;

 - пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»

- Игра: «У лисички день рождения»

 У лисички день рождения,

Прибежали звери,

 Заскрипели двери: Скрип – скрип (высоким голосом),

 Это заинька «прыг-скок»,

Скрип – скрип (низким голосом) – Это мишка на порог. (показать гостей).

- Постройка домика из кубиков.

- Нарисуй дым из трубы

Лексическая тема: «Животные».

Занятие №26

. Ёжик фыркает «Ф – Ф - Ф»

 Массаж лица: «Ёжик»

: Жа – жа – жа! Мы нашли в лесу ежа.

 Жу – жу –жу! Молока дадим ежу.

Ужа – ужа – ужа! Впереди большая лужа.

 Жок – жок – жок! Надень, ѐжик, сапожок!

- провести пальцами по лбу 7 раз,

- провести пальцами по щекам вверх-вниз,

- сделать руками козырѐк и растереть лоб,

 - кулачками массировать крылья носа.

Игры с прищепками

: Бельевой прищепкой (проверитьна своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

 "Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Игра «Ёжик»

На спинке иголки,

Длинные, колкие.

 А свернѐтся в клубок

 - Ни головы, ни ног.

 Вырезанный из картона трафарет ѐжика прицепить прищепки- (иголки.)

Лексическая тема: «Мамин день».

Занятие №27.

 - Упр. на дыхание: Понюхать мамины духи и на выдохе сказать «Ах!»

 - «Воздушный поцелуй» – маме.

 Игра с куклой «Колыбельная для куклы » - пропевание звука «А-А-А»

 «Угадай, что делает мама?» - за ширмой переливать воду, шуршать целлофановым пакетом, хлопать в ладоши, топать ногами…

 «Семья».

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка. Ну а это я. Вот и вся моя семья!

Руку сжать в кулак, поочерѐдно разгибать пальцы, начиная с большого.

 Сжать руку в кулак несколько раз.

«Наша мамочка устала»

 Показать малышу, как тремя пальчиками прищепить прищепку к верѐвке

 Держать прищепку следует вертикально.

 Действие сопровождается словами:

 Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

 Маму крепко поцелую,

 Обниму мою родную.

Очень я люблю еѐ.

Мама – солнышко моѐ.

Лексическая тема: «Наша дружная семья».

 Занятие №28.

 - Упр. на дыхание: «Сдуй пыль с мебели». (ф-ф-ф)

Пальчик в домике сидит, Затаился и молчит.

Выходи скорей, я жду.

 - Подожди, сейчас приду!

 - сжать руку в кулак таким образом, чтобы большой палец оказался внутри

- резко вытолкните большой палец из- под других пальцев и издайте взрывной звук. «Семейный альбом».

 Раскройте альбом с фотографиями членов семьи.

Показывайте фотографии ребенку и по отдельности называйте каждого, кто изображен на них: мамочка, папочка, дедушка, братик и т.д.

Разложить фотографии на столе и попросить малыша найти среди них маму или папу или еще кого-нибудь.

 Взять одну из фотографий и спросите: «Кто это?»

Что бы он не ответил, обязательно дайте правильный ответ.

 Опять посмотрите вдвоем все фотографии и, когда установите «кто есть кто», расскажите что-нибудь о каждом из членов семьи.

 Например: «Папа тебя очень любит» и т.д. «Мы ходим и трогаем вещи»

Ходить с ребенком по группе, дотрагивайтесь вместе с ней до разных вещей, Комментируйте свои действия

: Сейчас мы дотронемся, мы сейчас дотронемся,

Возьмем и дотронемся до подушечки (название вещи)

 Какая она мягкая!

Возьмѐм в руки мячик. Какой он круглый, маленький.

Выбрать предметы с различной текстурой: мягкие, твердые, холодные, скользкие, грубые, колючие и т.д.

Сравните вместе с ребенком разные вещи: «Это тверже, а это мягче».

Бусы Прищепки можно нанизывать на шнурок. Получатся красивые бусы. Усложняя задание, предложите ребенку чередовать прищепки по цвету.

Уточнение произношения гласных и согласных звуков

 Рассматриваем с ребенком картинку, комментируем ее: —Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: ! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау! Помоги девочке, покричи вместе.

Лексическая тема: «Цветы».

 Занятие №29

. - понюхать цветок, на выдохе сказать «Ах!»

 - Игра : «Полей цветы».

- дайть ребенку леечку с водой, помогите ей полить цветы, сопровождая действия, текстом.

 Лера леечку взяла, Все цветочки полила

. Пусть попьют водички Цветочки-невелички.

 «Цветы» Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Тихо засыпают, головой качают Плавно разжать пальцы

 Помахать руками перед собой.

Плавно сжать пальцы.

Плавно опустить руки на стол.

Игры с прищепками: «Сделаем цветок».

 К кружочку жѐлтого цвета прицепить разноцветные прищепки.

 - Игра: «Покажи, что звучит». (определение звучания 2-3 бытовых предметов) Рисование «травки» короткими штрихами.

Условные обозначения:

- Упражнения на развитие дыхания.+

 - Артикуляционная гимнастика.+

 - Игры с водой

 - Игры, развивающие сенсорику.+

- Упражнения и игры с пальчиками.+

- Игры на развитие слухового восприятия.+

 - фонетические упражнения и игры.+

 - Игры с движениями. - игры с игрушками и картинками

 - формирование графомоторных навыков.

 

Литература: Н. В. Нищева: «Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией». Т. А. Датешидзе: «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития». Речь Санкт-Петербург 2004 г. Г.В. Дедюхина., Е.В. Кириллова «Учимся говорить.» 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. Л. Р. Давидович, Т.С. Резниченко «Ребѐнок плохо говорит? Почему?, Что


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, ...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

Развитие речи у детей – дошкольников является  необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво...

Игралочки со Снеговичком. Кружковая работа учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 2-4 лет, в рамках проектной деятельности кружка "Говорушечка", на 2 период "Зима" (декабрь. январь, февраль). представляю свою методическую разработ...

Презентация опыта работы по ИЗО на тему: "Особенности работы по изодеятельности с детьми младшего дошкольного возраста"

Детское изобразительное творчество я понимаю как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, отражение, которое построено на работе воображения, на отобра...

Презентация к опыту работы "Использование игровой материал " Дары Фрёбеля" в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Игровой набор  " Дары фрёбеля" это одна из новых форм организации процесса обучения и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми. Набор позваляет решать за...

Мастер-класс «Использование в работе приемов экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс«Использование в работеприемов  экспериментированияс детьми младшего дошкольного возраста»...