ООД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познавательное развитие» по теме: «Путешествие в Антарктиду».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_antarktidu.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД в подготовительной группе по реализации
образовательной области «Познавательное развитие»
по теме: «Путешествие в Антарктиду».
Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой.
Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях географического положения, климатических зон, животного мира, природы Антарктиды;
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- развивать речь, обогащать словарный запас (слова: полярник, айсберг, ледник, материк, океан);
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы, взаимопомощи;
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;
- чтение книг об Антарктиде;
- игры « Кто? где живет?», «Зоологическое лото»;
- конструирование из бросового материала (из яичных лотков) на тему «Пингвины»;
- рисование на тему «Антарктида»;
- лепка на тему «Пингвины».
Оборудование и материалы:
- географическая карта, глобус, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки, аптечка, посылка;
- видео и аудио сопровождение, презентация - слайд-шоу по теме «Айсберг»;
- емкость с водой (аквариум), лед, салфетки – опыт со льдом «Айсберг»;
- емкость с водой - чашка, крем, салфетки – на каждого ребенка – опыт с водой;
- карточки, карандаши для игры « Кто? где живет? ».
Ход занятия:
Дети получают посылку перед занятием.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам принесли посылку и мы с вами договорились открыть ее на занятии, а вот и посылка ( на столе посылка ).
- Вы хотите узнать, что в ней находится? ( да ). Давайте откроем, а как?
– ( ответы детей: разрезаем скотч, открываем посылку ).
Помогите мне, пожалуйста. Спасибо.
- Что это? ( воспитатель выкладывает на стол все вещи, спрашивая, что это?, кроме видеописьма ) – дети перечисляют предметы (карта, компас, аптечка, очки, теплые вещи – шарф, шапка, варежки ).
Воспитатель: Как вы думаете, кому они могут принадлежать все эти вещи?
( человеку для путешествий в холодные места ).
Почему именно в холодные места? ( в посылке лежат теплые вещи ).
Воспитатель: ( берет в руки карту ) Что это? ( Карта )
Воспитатель: для чего? (чтобы знать, где находится место, куда человек поедет. )
Воспитатель: ( берет в руки компас ) Это что? ( компас )
Воспитатель: для чего он нужен ( определять направление движения ).
Воспитатель: ( достает и показывает аптечку ). А это что такое? ( аптечка )
Воспитатель: для чего нужна аптечка? ( чтобы оказать помощь себе или другу )
Воспитатель: (берет в руки темные очки ) Что это? ( темные очки )
Воспитатель: для чего нужны темные очки? ( защищать глаза от солнца – летом, от снега – зимой )
Воспитатель: ( достает и показывает варежки, шапка, шарф ) Что это? ( дети поочередно называют варежки, шапка, шарф – теплые вещи )
Воспитатель: для чего нужны теплые вещи? (чтобы одеться потеплей и отправиться путешествовать туда, где холодно)
Воспитатель: Ребята, здесь еще письмо (воспитатель достает и показывает), давайте прочитаем его.
Здравствуйте, дорогие ребята из города Савинский! Меня зовут Иван Николаевич Петров. Большой привет вам с Антарктиды. Я знаю, что вы смелые, сильные, дружные ребята, любите путешествовать. Вы, когда -нибудь, видели удивительное явление природы – полярное сияние? А хотите посмотреть? Приглашаю вас посмотреть на это чудо природы! Но, прежде чем увидеть полярное сияние, вы должны разгадать загадки Антарктиды. Если отгадаете все загадки, узнаете много интересного об удивительном и загадочном материке Антарктида и увидите полярное сияние.
Воспитатель: Ребята, вы посмотрели видеописьмо от Иван Николаевича, рассмотрели вещи в посылке, так кому же принадлежат все эти вещи? ( ученому - полярнику ).
Воспитатель: Ребята, как можно больше узнать о чем - то, не выходя из группы? При помощи чего? ( у экрана телевизора, компьютера, рассматриваем книги, альбомы ).
Воспитатель: На каком материке мы живем? ( Евразия ).
Воспитатель: покажите, пожалуйста, на глобусе.
Воспитатель: Как вы думаете, где находится Антарктида? ( Антарктида находится на Южном полюсе ). Кто мне покажет, где это? (ребенок показывает Антарктиду на глобусе ).
Воспитатель: Каким цветом отмечена Антарктида? (белым! )
Воспитатель: Что означает белый цвет? (снег, лед, холод )
Воспитатель: Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней. Температура воздуха минус - 88,3*С. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.
Воспитатель: Первую загадку мы отгадали, следующая загадка Антарктиды.
Белой глыбой ледяной
В океане встал стеной
Знает каждый капитан
Как опасен великан
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это? ( Айсберги )
Воспитатель: Откуда появились эти ледяные громады? ( Они откололись от ледника)
Воспитатель: Опасны ли айсберги? Для кого? (большую опасность айсберги представляют для кораблей.) Почему?
Воспитатель: Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.
Опыт со льдом:
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду большой кусок льда.
Представьте, что это откололся кусок льда. - Утонул он?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему? ( Лед легче воды )
Воспитатель: Где находится большая часть льда?
Дети: Под водой.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? ( Айсберги опасны для кораблей ). Почему? ( потому что под водой находится его большая часть и она не видна ).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру « Хорошо или плохо?»
- лед хорошо – можно заморозить продукты, чтобы не испортились;
- пить воду, добавить лед в горячий чай;
- каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание;
- если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче;
- лед плохо - упадешь, поломаешь ногу, руку;
- провалиться и утонуть; холодно – простынешь.
Воспитатель: Как вы думаете, могут постоянно жить люди в Антарктиде?
( нет, там только станции на которых работают ученые, полярники ).
Воспитатель: Кто такие полярники? ( Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом ).
Воспитатель: Что они делают в Антарктиде? ( наблюдают за погодой, жизнью Антарктиды и передают свои наблюдения на большую землю)
Воспитатель: Как вы думаете, какими качествами должны обладать люди, решившие отправиться работать на такой холодный материк? Внимание на экран.
Кто из вас, ребята, назовет эти качества? (умные, сильные, выносливые – настоящие герои, готовые бороться с любыми трудностями, смелые, внимательные, наблюдательные, быстрые, спортивные ).Да, ребята, благодаря этим смелым и отважным людям – ученым, полярникам, мы знаем о погоде, жизни в Антарктиде.
Воспитатель: Полярники смелые, сильные, спортивные люди, но и мы не отстаем, мы тоже любим спорт, давайте мы с вами немного разомнемся
дети делают физминутку под музыку «Мы с тобой пингвинчики»
Воспитатель: Скажите, пингвин летает? Если пингвин птица и не летает, то для чего же им нужны крылья? (чтобы плавать ).
Воспитатель: Чем покрыто тело пингвина? ( плотными короткими перьями ). Почему пингвины, плавая в воде, в такую стужу, не замерзают, не превращаются в сосульку? (Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их плотные короткие перья покрыты слоем жира ). Давайте это проверим и пройдем в нашу лабораторию – за столы.
опыт с кремом и водой – каждый ребенок выполняет самостоятельно
Воспитатель: Ребята, подвиньте поближе к себе емкость с водой. Опустите руки в воду и выньте из воды. Что вы заметили? ( капли воды остаются на коже ). А теперь вытрите насухо руки и смажьте кремом, который вы видите на блюдце. Смазываем хорошо, тщательно растираем крем на коже рук. Теперь опускаем руки в воду и вынимаем из воды. Что вы заметили?
( капли воды скатываются с рук ). Тоже самое происходит с перьями пингвина.
Какай вывод мы можем сделать?
Вывод: Пингвины не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их перья покрыты слоем жира.
Воспитатель: Ребята, пингвин – это удивительная птица: они не только живут в суровых условиях, но и высиживают, растят птенцов. Пингвин – птица, которая высиживает яйцо на лапках, яйцо попадает в пуховый карман, который находится в складках между лапками и брюхом, даже когда пингвин передвигается, птенец находится в тепле, он под надежной защитой папы.
У пингвинов тоже есть детские ясли, взрослые пингвины защищают малышей от холода, закрывая их своими телами. И только плотные перья, да надежное плечо друга помогает пингвинам выживать и выращивать птенцов в таком суровом крае.
Мы отгадали еще загадку Антарктиды.
Слайд № 13 - таблица, открываем 5 картинок: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные, птицы.
Воспитатель: Ребята, осталась одна загадка. Посмотрите на экран.
Слайд № 14 - День.
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? ( день ). Как вы это определили? ( светит солнце, дети играют птички летают…)
Слайд № 15 - Ночь.
Воспитатель: Какое время суток изображено на картинке? ( ночь ). Как вы это определили? (темно, на небе светит луна, звезды…)
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в Антарктиде короткий полярный день и очень длинные полярные ночи.
Слайд № 16 - День - Ночь.
Полярники работают и в темное время суток.
Слайд № 17- таблица, открываются 6 картинок: Антарктида, Айсберги, с человечками – качествами полярников, животные, птицы, день, ночь.
Воспитатель: Мы разгадали все загадки Антарктиды. Так что же такое АНТАРКТИДА?- ( дети рассказывают по слайду № 17– закрыты все картинки )
1. Антарктида – находится на Южном полюсе, покрыта толстым слоем льда и снега, там очень холодно;
2. В океане около Антарктиды можно встретить айсберги, которые опасны для кораблей;
3. В Антарктиде люди постоянно не живут, здесь работают ученые, полярники. Это умные, сильные, любознательные, спортивные, трудолюбивые люди. Они наблюдают за погодой, жизнью в Антарктиде.
4. В Антарктиде живут животные: тюлень, морской котик, морской слон. Они имеют ласты, тело покрыто короткой густой шерстью, тело овальной формы. Все животные хорошо плавают, глубоко ныряют, любят рыбу. У них рождаются живые детеныши, их кормят молоком.
5. В Антарктиде живут птицы: пингвины, поморник, буревестник. Пингвины не летают, но хорошо и быстро плавают. Поморник, буревестник воруют яйца и птенцов у пингвинов.
6. В Антарктиде короткий полярный день, длинные полярные ночи…
В Антарктиде уже наступает полярная ночь и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.
Видео Полярное Сияние. Красота небесного свечения
Воспитатель: Понравилось полярное сияние?
Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей прочитать в энциклопедии.
Воспитатель: Чем же вам понравилось волшебное явление? ( блестит как бриллиант, искрится как снежок на солнышке, мерцает как звездочка)
Воспитатель: Какое сияние? ( сверкающее, блестящее, красивое )
Воспитатель: Какие чувства вы испытывали? ( радость, удивление, восхищение ) Воспитатель: Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду? Я думаю, что пройдет немного времени, кто – то из вас обязательно станет ученым и продолжит знакомство с Антарктидой. Молодцы, вы мне очень понравились:
Пальчиковая гимнастика
Скоро будут холода
Что - же делать нам тогда
Вот одна руке другая
Одеваться помогает.
Одевай пальто большой,
Следом братья раз, два, три,
Зазевался лишь малыш,
Одевайся что стоишь?
Всё теперь в порядке.
Лепка (животный мир Антарктиды.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познавательное развитие» по теме: «Путешествие в Антарктиду».
Цель: Развивать экологическую компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях географического...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области познавательное развитие " Спасение птиц"
Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе с использованием игровых технологий.Занятие построено в форме путешествия на корабле в поиске птиц,которых заточила в замке Зима.В процессе занятия д...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Морское путешествие».
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему "Морское путешествие". ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: «По островам страны Математики»
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" по теме: "Мой город"
Интегрированнное занятие построено в виде экскурсии-рассказа о родном городе, ее истории, об основных улицах, о памятниках и площади с показом иллюстраций. В основе непосредственной образовательной де...
непосредственно - организованной образовательной деятельности с воспитанниками подготовительной группы «Подсолнухи» по образовательной области «познавательное развитие» на тему: «Лекарственные растения»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Иршинская НОШ» Конспект непосредственно - организованной образовательной деятел...
Конспект НОД Интегрированного занятия для детей с ТНР старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. Образовательная область «Познавательное развитие» на тему «Путешествие по сказкам»
Занятие для детей с ТНР по познавательному развитию...