Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по окружающему миру
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivka_moya.docx | 42.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Радуга»
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Разработала:
воспитатель первой
квалификационной категории
Набиуллина Л.Ф.
Детская любознательность,
если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Нотан Семенович Лейтес
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
(Конфуций)
Актуальность темы.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получило широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий.
Во – первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения.
Во – вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода.
Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов к данному методу обучения дошкольников. А ведь очень важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.
Использование этого метода пропагандировали также классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н.Н. Поддъякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
- Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
- О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
- О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
- О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
- О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
- О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
- О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Структура проведения игры – эксперимента:
- Постановка, формулировка познавательной задачи.
- Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
- Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- Проверка гипотезы.
- Проверка итогов, вывод.
- Фиксация результатов.
- Вопросы детей.
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Неживая природа | ||||
Сентябрь | Воздух | Игры с воздушным шариком и соломинкой. | Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха. | Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой. |
октябрь | Песок, глина | Мы – волшебники. | Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств, при взаимодействии с водой. | Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито. |
ноябрь | Вода | Игры с водой «Водичка – водичка…?» | Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется; бывает тёплая, холодная. В ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. | Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики. |
декабрь | Вода | Игра «Цветные льдинки». | Используя игровую ситуацию, познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. | Стаканчики, формочки, краска, ниточки, палочки для размешивания. |
январь | Снег | Игровая ситуация: «К нам пришёл Снеговичок». | Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды. | Снеговик, вылепленный из снега, емкость. |
Физические явления | ||||
Январь | Звук | «Угадай, чей голосок?». | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики; коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой. |
Февраль | Цвет | Волшебная кисточка. | Познакомить с получением промежуточных цветов, путем смешивания двух (красного и желтого – оранжевый, синего и красного – фиолетовый, синего и желтого – зелёный). | Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров. |
Март | Теплота | Горячо – холодно. | Научить определять температурные качества веществ и предметов. | Емкости с водой разной температуры, ванночка. |
Человек | ||||
Март | Органы чувств | Игра: «Наши помощники». | Познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза - смотреть, уши -слышать, нос –определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности), с охраной органов чувств. | «Чудесная коробочка» с дырочками, в которой находится лимон. Коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с сахаром; непрозрачный чайник с водой. |
Рукотворный мир | ||||
апрель | Бумага | Игра: «Волшебные превращения бумаги» | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется). | Писчая бумага, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой, алгоритм описания свойств материалов. |
Май | Древесина | Игровая ситуация: «У нас в гостях Буратино» | Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины. Определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | Деревянные предметы, емкости с водой, дощечки и бруски, сапожный нож, алгоритм описания свойств материала. |
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование |
Физические явления | ||||
Сентябрь | Цвет | Волшебная кисточка. | Получить оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Палитра, краски, по четыре контурных изображения воздушных шаров. |
Октябрь | Магнит | Волшебная рукавичка. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. |
Ноябрь | Свет | Свет вокруг нас | Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звёзды, месяц, светлячок, костёр, лампа, фонарик и т.д.). Несколько предметов, которые не дают света. |
Живая природа | ||||
ноябрь | Мех | Зачем зайчику другая шубка? | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые. |
Человек | ||||
декабрь | Орган обоняния | «Умный» нос. | Определить по запаху предметы, познакомить с особенностями работы носа. | Различные цветы, продукты с характерным запахом, емкости, содержащие пахучие вещества, картинки, с изображением соответствующих продуктов. |
январь | Орган осязания | Язычок – помощник. | Познакомить со строением и значением языка, поупражняться в определении вкуса продуктов. | Набор разнообразных продуктов питания (горький, сладкий, кислый, соленый вкус). |
Рукотворный мир | ||||
февраль | Стекло. | Стекло, его качества и свойства. | Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, теплопроводность). | Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спички, спиртовка, алгоритм описания свойств материала. |
Живая природа | ||||
март | Гнездо птиц (на дереве) | Из чего птицы строят гнезда? | Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. | Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки. |
апрель | Семена растений | У кого какие детки. | Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка. | Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян. |
май | Растения | Как развивается растение? | Выделить циклы развития растения: семя-росток-растение-цветок-плод-семя. | Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа. |
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование | |
Физические явления | |||||
Сентябрь | Магнит | Притягиваются – не притягиваются. | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. | Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия), магнит. | |
Октябрь | Электричество | Волшебный шарик. | Установить причину возникновения статического электричества. | Воздушные шары, шерстяная ткань. | |
Октябрь | Звук | Где живет эхо? | Подвести к пониманию возникновения эха. | Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани, веточки, мяч. | |
Человек | |||||
Ноябрь | Уши человека | Сколько ушей? | Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. | Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, уши животных и т.д.), схема строения уха человека. д/и «Определи по звуку», аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. | |
Ноябрь | Глаза человека | Наши помощники – глаза. | Познакомить со строением глаза. | Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза. | |
Декабрь | Время | Что мы знаем о времени | Дать понятие «время», объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время». | глобус, теллурием, свеча, сосуд с водой, макет солнечных часов, разные виды часов, картинки с изображением времен года, схема «Измерение времени делами» | |
Неживая природа | |||||
январь | лед | Твердая вода. Почему айсберги не тонут? | Дать детям представление о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду | таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблик, иллюстрации с изображение айсбергов. | |
Февраль | ветер | «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» | Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду; выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; Обнаружить, что воздух сжимается; Обнаружить атмосферное давление. | Два термометра, посуда с горячей водой. Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой. Пипетки, шприц, подкрашенная вода. Два листа бумаги | |
Рукотворный мир | |||||
Февраль | Бумага | Мир бумаги | Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования. | Бумага разных видов, ножницы, емкость с водой. | |
Живая природа | |||||
март | Растение | Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. | |
март | Растение | На свету и в темноте. | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей. | |
Неживая природа | |||||
апрель | Вода | Откуда берётся вода? (Дождик). | Познакомить детей с процессом конденсации. | Емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка. | |
Май | Вода | «Путешествие капельки» | познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширить представления о значении воды для жизни человека.. | эл.чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «вода»,схема «Круговорот воды в природе», глобус. |
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Месяц | Объект | Название опыта | Цель опытно-исследовательской деятельности | Материал и оборудование | |
Живая природа | |||||
Сентябрь | Хлеб | Заплесневелый хлеб. | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия. | Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа. | |
Сентябрь | Молоко | Растущие малютки. | Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. | Емкости с крышкой, молоко. | |
Неживая природа | |||||
октябрь | Песок и глина | Песок и глина | выявить, что сухой песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из маленьких частичек, которые будто взялись за руки и прилипли друг к другу. | стаканы с песком, глиной, одноразовые тарелочки, лупы. | |
Октябрь | Почва | Почва | Познакомить детей с составом почвы. Расширять знания детей о свойствах почвы. Учить детей путем исследовательских действий выявлять причинно-следственные связи в отношении предметов и объектов не живой природы. | Почва, поднос; лейка с водой; ситечко; по 1 стаканчику; лупа; лист белой бумаги; ложечка; журнал экспериментирования; фломастеры; | |
Ноябрь | Камни | Живые камни | Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми. | Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. | |
Ноябрь | Металл | Мир металлов | Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь). Сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования. Использовать знания, полученные в ходе исследований. | Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы. | |
Рукотворный мир | |||||
декабрь | Часы | Мир часов | Использовать знания, полученные в ходе поисковой деятельности. Придавать работе законченный характер, проявлять творческий потенциал в ходе выполнения работы. | Картон, фломастеры, проволока, ножницы. | |
Живая природа | |||||
декабрь | Природные зоны | Почему в тундре всегда сыро? | Объяснить некоторые особенности природно – климатических зон Земли. | Ёмкости с водой, макет почвенного слоя тундры, термометр, макет «Солнце -Земля». | |
Неживая природа | |||||
Январь | Вода | Замерзание жидкостей. | Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. | Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности. | |
Январь | Вода | Фильтрование воды. | Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. | |
Рукотворный мир | |||||
Февраль | Ткань | Мир ткани | Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий. | Образцы тканей, емкости с водой, ножницы. | |
Физические явления | |||||
Февраль | Магнит | Стальной барьер | Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами (алюминий и сталь). | Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель. | |
Человек | |||||
Март | Органы чувств | Как органы человека помогают друг другу? | Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга. | Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы. | |
Март | Руки | Зачем человеку руки? | Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования. | Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, | |
Неживая природа | |||||
Апрель | Солнце, Земля и другие планеты | «Темный космос», «На орбите» | Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета | фонарик, стол, линейка; ведерко, шарик, веревка. | |
Живая природа | |||||
Апрель | Растения | Запасливые стебли. | Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. | Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой. | |
Физические явления. | |||||
май | Свет | Разноцветные огоньки. | Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч. | Противень, плоское зеркало, лист белой бумаги. | |
май | Электричество | Как увидеть «молнию»? | Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. | Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор (микрофон). |
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста отражено в календарно-тематическом планировании(КТП), во время непрерывно образовательной деятельности опыты проводят на природе и ФЦКМ. В КТП это можно увидеть на НОД по природе и ФЦКМ в скобках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по познавательно - исследовательской деятельности детей в средней группе
Перспективный план занятий, используемая литература, опыты....
Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности
Организация работы строется по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами....
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Перспективное планирование методической темы образовательной деятельности в группе старшего возраста «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование с неживой природой».
Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к реш...
Перспективное планирование по художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план на год...