Перспективное планирование по художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Швецова Наталья Ивановна

Перспективный план на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_netraditsionnaya_applikatsiya.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

                                                                         

Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствования личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники аппликации дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Занятия аппликацией развивают сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, воображение и фантазию.

Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по аппликации. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складывается первое представление о форме, величине предметов, их расположении в пространстве

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Занятия аппликацией – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.

Работа кружка «Умелые ручки» направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка. Так же при работе в этом кружке показывается всё разнообразие видов аппликаций: аппликации из цветной бумаги, из ваты, салфеток, природного материала, ткани, крупы, объёмной аппликации и т.д. Данный кружок рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов аппликации.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
  • Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации;
  • формирование интереса к различным техникам художественного творчества;
  • Освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;

Развивающие:

  • способствовать развитию навыка работы с различными материалами;
  • развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
  • развитие познавательной активности и познавательных интересов;

Воспитательные:

  • воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
  • воспитывать эстетические чувства при восприятии действительности.

Формы работы с детьми:

Основной формой работы являются занятия с группой детей во второй половине дня 1 раз в неделю по 30минут. Занятия проходят в форме игры.  Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.

Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

  Методы работы с детьми:

  • наглядные - наблюдение, показ иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий;
  •  словесные - беседа, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, поговорки), пояснение, поощрение;
  •  практические - показ способов изготовления аппликации, составление композиции в присутствии детей.

Этапы работы:

 Весь образовательный цикл делится на 5 этапов:

 1 этап - подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т.д.);

 2 этап - знакомство со свойствами материалов;

 3 этап - обучение приемам изготовления;

 4 этап - изготовление поделок;

 5 этап - выставки детских работ.

Структура занятия:

1. Вводная часть: организационный момент - чтение художественной литературы, сказочный сюжет, загадки, стихи, беседа, пальчиковая гимнастика;

 2. Основная часть: объяснение - демонстрация образцов, их анализ - объяснение приёмов создания. Практическая деятельность — самостоятельное изготовление аппликации;

 3. Заключительная часть: подведение итогов - похвала детей за труд и красоту созданной композиции, анализ готовых поделок своих и товарищей, уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Предполагаемые результаты:

  • Развитие художественной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.
  • Научить детей планировать свою работу и доводить ее до конца.
  • Развитие у ребенка умелости рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
  •  В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
  • Освоение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности;
  • Сформировать у детей устойчивый интерес к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Перспективный план работы

занятия

Тема занятия

Цель

1.

Вводное занятие

Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации, с различными материалами, со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д.; показать, что можно сделать из бумаги, крупы, ватных дисков, салфеток, засушенных растений и т.д.

 Рассказать детям о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

2.

Накладная аппликация из листьев «Аквариум с рыбками»

Познакомить детей с накладной техникой изготовления аппликации из листьев;

развивать творческое воображение, эстетический вкус, фантазию;

формировать и отрабатывать навыки работы с природным материалом;

воспитывать у ребят аккуратность при выполнении  работы, чувство коллективизма, дружбы.

3.

Силуэтная  аппликация из листьев «Ежик»

Познакомить детей с созданием силуэтной аппликации; учить вырезать сложные силуэты по нарисованному или просто представляемому контуру;

аккуратно приклеивать готовые заготовки на основу;

Развивать мелкую моторику рук.

4.

Аппликация из сосновых шишек «Сова».

Научить детей использовать чешуйки шишек сосны и различных листьев для создания образа совы;

развивать глазомер, творческое восприятие;

воспитывать аккуратность при работе с материалом.

5.

Аппликация из бумажных салфеток «Мухомор».

Учить выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток;

развивать у детей воображение, фантазию, мелкую моторику;

формировать усидчивость, аккуратность, умение доводить работу до логического завершения.

6.

Аппликация из бумажных салфеток «Букет».

Учить составлять композицию из скатанных кусочков салфеток разных цветов;

продолжить упражнять в аккуратном и ровном наклеивании;

развивать фантазию, воображение, мелкую моторику пальцев рук;

7.

Объемная аппликация из газетных комков «Барашек»

Формировать у детей умение делать по алгоритму объемную аппликацию из газетных комочков;

воспитывать у детей аккуратность, эстетический вкус.

8.

Обрывная аппликация «Дельфин».

Формировать умение выполнять аппликацию способом обрывания;

развитие абстрактного мышления, эстетического вкуса.

9.

Объемная аппликация «Кактус»

формировать практические навыки работы с бумагой;

 развивать интерес к художественному творчеству;

 развивать мелкую моторику рук, глазомер, фантазию, эстетический вкус, композиционные умения и пространственное мышление;

10.

Объемная аппликация            « Парикмахер»

Отработать и закреплять навыки детей в приемах работы с бумагой «закручивание» и «складывание»;

развивать ручную умелость, конструкторское мышление, творческие способности.

11.

Объемная аппликация

«Коровка»

развивать творческие способности;

развивать мелкую моторику, внимание;

учить детей меняя расположения деталей изображать разное настроение коровки;

воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе;

формировать эстетический вкус.

12.

Аппликация из ткани «Елочка».

Познакомить детей с техникой аппликации из ткани;

закрепить технику безопасности при работе с ножницами;

развивать мелкую моторику рук.

13.

Аппликация из ткани

«Медвежонок Умка»

Закреплять умение детей выполнять аппликацию из ткани;

развивать фантазию, творческие способности.

14.

Аппликация из карандашных стружек «Цветы»

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности детей в процессе создания образов, используя новую технику творчества – работа с карандашной стружкой.

15.

Аппликация из карандашных стружек «Красивое платье».

Закреплять технику работы с карандашной стружкой;

формировать умение концентрировать свое внимание;

развивать такие качества, как аккуратность, настойчивость, терпение;

развивать координацию движений рук при выкладывании и приклеивании узора из стружек.

16.

Обрывная аппликация по сказке «Колобок»

учить детей в поделках из бумаги передавать образы животных, их характерные черты способом обрывной аппликации;

развивать полученные знания и умения при работе с бумагой, развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию в системе глаз, рук, развивать воображение и фантазию при изготовлении поделки

17.

Аппликация в технике торцевания «Цветок»

Познакомить детей с техникой выполнения объёмного торцевания;

развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию обучающихся;

совершенствовать мелкую моторику рук.

18.

Аппликация в технике плоскостного торцевания «Цыпленок».

Закреплять представление о новой технике аппликации – плоскостное торцевание;

обучить основным приемам работы, научить создавать композиции в данной технике.

19.

Аппликация из крупы «Снеговик»

Продолжать учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации; учить ориентироваться на плоскости;

развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку;

20.

Аппликация из крупы «Дерево»

Закреплять у детей умение создавать красивые композиции из различных круп и семян, комбинируя разнообразные материалы.

21.

Аппликация из семян подсолнуха «Ежик»

Познакомить детей с новой техникой аппликации из семян подсолнуха;

развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей.

Совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между детьми, воспитывать умение работать в коллективе.

22.

Аппликация из арбузных семечек «Черепаха»

 Научить детей выполнять подделку, используя нетрадиционную технику выполнения (из арбузных семечек);

развивать художественный вкус, глазомер, мелкую моторику, мышление.

23.

Аппликация из тыквенных семечек «Лебедь»

Учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации, учить ориентироваться на плоскости;

 развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку;

24.

Аппликация из макаронных изделий «Солнышко»

Развивать познавательный интерес к новым знаниям и способам действий;

развивать мелкую моторику посредством работы с мелкими деталями;

закрепить умения работать клеем ПВА

научить детей выполнять аппликацию с использованием сухих макаронных изделий нетрадиционным способом – для создания творческих работ.

25.

Аппликация из макаронных изделий «Кораблик»

Закрепить у детей знание и способы действия с макаронными изделиями для создания выразительной композиции.

развитие детского творчества;

приобщение к искусству аппликации.

26.

Аппликация из ватных дисков «Зайчик».

Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость;

совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей;

27.

Аппликация из ватных дисков «Котенок»

 Развитие творческих способностей в освоении техники прикрепления ватных дисков на картон для получения объемной аппликации;

учить детей создавать объёмную аппликацию котенка из готовых форм (ватных дисков);

развивать аккуратность при выполнении работ;

формировать активность и творческое воображение.

28.

Аппликация из шерстяных ниток «Одуванчики»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации шерстяными нитками;

развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса.

29.

Аппликация из шерстяных ниток «Лошадка»

совершенствовать умение детей выполнять аппликацию с помощью нарезанных шерстяных ниток;

совершенствовать умение детей обводить предметы по контуру;

30.

Знакомство с техникой «Айрис – фолдинг».

Познакомить с техникой «Айрис-фолдинг».

31.

Аппликация в технике Айрис – фолдинг

«Яблоко»

Формировать навык выполнения аппликации в технике «Айрис-фолдинг»;

развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.

Уметь следовать устным инструкциям.

32.

Аппликация в технике Айрис – фолдинг «Лебедь»

Закреплять навыки работы в технике «Айрис – фолдинг»;

воспитывать художественный вкус, аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

Используемая литература:

Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987. - 289 с.

Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., Просвещение, 1991 г. - 369 с.

Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 305 с.

Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программы и конспекты занятий (Текст) – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Малик О. А. Занятия по аппликации с дошкольниками: развиваем самостоятельность. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.

Румянцева Е. А. Аппликация. Простые поделки/ М.: Айрис-пресс, 2008. - 144с.

Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2001.

[Электронные ресурс] http://cyberleninka.ru// Современный педагог и творчество. Нетрадиционные техники в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Пережогина И. В, Лутченко Л. К.

[Электронные ресурс] http://patlah.ru/ Энциклопедия технологий и методик.

[Электронные ресурс] http://stud24.ru/pedagogy/izuchenie-formirovaniya-interesa-u-detej/36986-114700-page4.html

[Электронные ресурс] http://fictionbook.ru/А.Шилкова. Аппликация.

[Электронные ресурс] http://festival.1september.ru/articles/573504/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (нетрадиционное рисование) "Разноцветная полянка"

Обучение нетрадиционным видам рисования. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности.(автор-составитель Хорольская С. В.)...

Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований

  Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию   детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...

Выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования у детей старшего дошкольного возраста была проведена исследовательская работа на базе МДОУ детский сад  № 14 «Де...

консультация для воспитателей«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.  Дети  одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они ...

Перспективное планирование по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста...