Перспективное планирование по художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Актуальность.
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Совершенствования личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники аппликации дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Занятия аппликацией развивают сенсорные способности, способность комбинировать, пространственное мышление, мелкую моторику рук, воображение и фантазию.
Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по аппликации. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складывается первое представление о форме, величине предметов, их расположении в пространстве
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Формируются ценные качества личности: аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Занятия аппликацией – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.
Работа кружка «Умелые ручки» направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка. Так же при работе в этом кружке показывается всё разнообразие видов аппликаций: аппликации из цветной бумаги, из ваты, салфеток, природного материала, ткани, крупы, объёмной аппликации и т.д. Данный кружок рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов аппликации.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
- Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации;
- формирование интереса к различным техникам художественного творчества;
- Освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
Развивающие:
- способствовать развитию навыка работы с различными материалами;
- развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
- развитие познавательной активности и познавательных интересов;
Воспитательные:
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать эстетические чувства при восприятии действительности.
Формы работы с детьми:
Основной формой работы являются занятия с группой детей во второй половине дня 1 раз в неделю по 30минут. Занятия проходят в форме игры. Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.
Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Методы работы с детьми:
- наглядные - наблюдение, показ иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий;
- словесные - беседа, рассказ, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, поговорки), пояснение, поощрение;
- практические - показ способов изготовления аппликации, составление композиции в присутствии детей.
Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов:
1 этап - подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т.д.);
2 этап - знакомство со свойствами материалов;
3 этап - обучение приемам изготовления;
4 этап - изготовление поделок;
5 этап - выставки детских работ.
Структура занятия:
1. Вводная часть: организационный момент - чтение художественной литературы, сказочный сюжет, загадки, стихи, беседа, пальчиковая гимнастика;
2. Основная часть: объяснение - демонстрация образцов, их анализ - объяснение приёмов создания. Практическая деятельность — самостоятельное изготовление аппликации;
3. Заключительная часть: подведение итогов - похвала детей за труд и красоту созданной композиции, анализ готовых поделок своих и товарищей, уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Предполагаемые результаты:
- Развитие художественной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.
- Научить детей планировать свою работу и доводить ее до конца.
- Развитие у ребенка умелости рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
- В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Освоение нетрадиционных техник в изобразительной деятельности;
- Сформировать у детей устойчивый интерес к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Перспективный план работы
№ занятия | Тема занятия | Цель |
1. | Вводное занятие | Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации, с различными материалами, со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д.; показать, что можно сделать из бумаги, крупы, ватных дисков, салфеток, засушенных растений и т.д. Рассказать детям о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. |
2. | Накладная аппликация из листьев «Аквариум с рыбками» | Познакомить детей с накладной техникой изготовления аппликации из листьев; развивать творческое воображение, эстетический вкус, фантазию; формировать и отрабатывать навыки работы с природным материалом; воспитывать у ребят аккуратность при выполнении работы, чувство коллективизма, дружбы. |
3. | Силуэтная аппликация из листьев «Ежик» | Познакомить детей с созданием силуэтной аппликации; учить вырезать сложные силуэты по нарисованному или просто представляемому контуру; аккуратно приклеивать готовые заготовки на основу; Развивать мелкую моторику рук. |
4. | Аппликация из сосновых шишек «Сова». | Научить детей использовать чешуйки шишек сосны и различных листьев для создания образа совы; развивать глазомер, творческое восприятие; воспитывать аккуратность при работе с материалом. |
5. | Аппликация из бумажных салфеток «Мухомор». | Учить выполнять объемную аппликацию из бумажных салфеток; развивать у детей воображение, фантазию, мелкую моторику; формировать усидчивость, аккуратность, умение доводить работу до логического завершения. |
6. | Аппликация из бумажных салфеток «Букет». | Учить составлять композицию из скатанных кусочков салфеток разных цветов; продолжить упражнять в аккуратном и ровном наклеивании; развивать фантазию, воображение, мелкую моторику пальцев рук; |
7. | Объемная аппликация из газетных комков «Барашек» | Формировать у детей умение делать по алгоритму объемную аппликацию из газетных комочков; воспитывать у детей аккуратность, эстетический вкус. |
8. | Обрывная аппликация «Дельфин». | Формировать умение выполнять аппликацию способом обрывания; развитие абстрактного мышления, эстетического вкуса. |
9. | Объемная аппликация «Кактус» | формировать практические навыки работы с бумагой; развивать интерес к художественному творчеству; развивать мелкую моторику рук, глазомер, фантазию, эстетический вкус, композиционные умения и пространственное мышление; |
10. | Объемная аппликация « Парикмахер» | Отработать и закреплять навыки детей в приемах работы с бумагой «закручивание» и «складывание»; развивать ручную умелость, конструкторское мышление, творческие способности. |
11. | Объемная аппликация «Коровка» | развивать творческие способности; развивать мелкую моторику, внимание; учить детей меняя расположения деталей изображать разное настроение коровки; воспитывать аккуратность и самостоятельность при работе; формировать эстетический вкус. |
12. | Аппликация из ткани «Елочка». | Познакомить детей с техникой аппликации из ткани; закрепить технику безопасности при работе с ножницами; развивать мелкую моторику рук. |
13. | Аппликация из ткани «Медвежонок Умка» | Закреплять умение детей выполнять аппликацию из ткани; развивать фантазию, творческие способности. |
14. | Аппликация из карандашных стружек «Цветы» | Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности детей в процессе создания образов, используя новую технику творчества – работа с карандашной стружкой. |
15. | Аппликация из карандашных стружек «Красивое платье». | Закреплять технику работы с карандашной стружкой; формировать умение концентрировать свое внимание; развивать такие качества, как аккуратность, настойчивость, терпение; развивать координацию движений рук при выкладывании и приклеивании узора из стружек. |
16. | Обрывная аппликация по сказке «Колобок» | учить детей в поделках из бумаги передавать образы животных, их характерные черты способом обрывной аппликации; развивать полученные знания и умения при работе с бумагой, развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию в системе глаз, рук, развивать воображение и фантазию при изготовлении поделки |
17. | Аппликация в технике торцевания «Цветок» | Познакомить детей с техникой выполнения объёмного торцевания; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию обучающихся; совершенствовать мелкую моторику рук. |
18. | Аппликация в технике плоскостного торцевания «Цыпленок». | Закреплять представление о новой технике аппликации – плоскостное торцевание; обучить основным приемам работы, научить создавать композиции в данной технике. |
19. | Аппликация из крупы «Снеговик» | Продолжать учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации; учить ориентироваться на плоскости; развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку; |
20. | Аппликация из крупы «Дерево» | Закреплять у детей умение создавать красивые композиции из различных круп и семян, комбинируя разнообразные материалы. |
21. | Аппликация из семян подсолнуха «Ежик» | Познакомить детей с новой техникой аппликации из семян подсолнуха; развивать познавательные процессы: воображение, зрительную память, непроизвольное внимание, мелкую моторику и эмоциональный опыт детей. Совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между детьми, воспитывать умение работать в коллективе. |
22. | Аппликация из арбузных семечек «Черепаха» | Научить детей выполнять подделку, используя нетрадиционную технику выполнения (из арбузных семечек); развивать художественный вкус, глазомер, мелкую моторику, мышление. |
23. | Аппликация из тыквенных семечек «Лебедь» | Учить детей нетрадиционным способам выполнения аппликации, учить ориентироваться на плоскости; развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, исследование свойств различных материалов, тактильные ощущения, развивать чувство уверенности, выдержку; |
24. | Аппликация из макаронных изделий «Солнышко» | Развивать познавательный интерес к новым знаниям и способам действий; развивать мелкую моторику посредством работы с мелкими деталями; закрепить умения работать клеем ПВА научить детей выполнять аппликацию с использованием сухих макаронных изделий нетрадиционным способом – для создания творческих работ. |
25. | Аппликация из макаронных изделий «Кораблик» | Закрепить у детей знание и способы действия с макаронными изделиями для создания выразительной композиции. развитие детского творчества; приобщение к искусству аппликации. |
26. | Аппликация из ватных дисков «Зайчик». | Развивать мелкую моторику рук, развивать воображение у детей, воспитывать аккуратность при выполнении работы, терпение и усидчивость; совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей; |
27. | Аппликация из ватных дисков «Котенок» | Развитие творческих способностей в освоении техники прикрепления ватных дисков на картон для получения объемной аппликации; учить детей создавать объёмную аппликацию котенка из готовых форм (ватных дисков); развивать аккуратность при выполнении работ; формировать активность и творческое воображение. |
28. | Аппликация из шерстяных ниток «Одуванчики» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации шерстяными нитками; развитие творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. |
29. | Аппликация из шерстяных ниток «Лошадка» | совершенствовать умение детей выполнять аппликацию с помощью нарезанных шерстяных ниток; совершенствовать умение детей обводить предметы по контуру; |
30. | Знакомство с техникой «Айрис – фолдинг». | Познакомить с техникой «Айрис-фолдинг». |
31. | Аппликация в технике Айрис – фолдинг «Яблоко» | Формировать навык выполнения аппликации в технике «Айрис-фолдинг»; развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей. Уметь следовать устным инструкциям. |
32. | Аппликация в технике Айрис – фолдинг «Лебедь» | Закреплять навыки работы в технике «Айрис – фолдинг»; воспитывать художественный вкус, аккуратность, усидчивость, трудолюбие. |
Используемая литература:
Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1987. - 289 с.
Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., Просвещение, 1991 г. - 369 с.
Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 305 с.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программы и конспекты занятий (Текст) – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Малик О. А. Занятия по аппликации с дошкольниками: развиваем самостоятельность. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 96 с.
Румянцева Е. А. Аппликация. Простые поделки/ М.: Айрис-пресс, 2008. - 144с.
Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2001.
[Электронные ресурс] http://cyberleninka.ru// Современный педагог и творчество. Нетрадиционные техники в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. Пережогина И. В, Лутченко Л. К.
[Электронные ресурс] http://patlah.ru/ Энциклопедия технологий и методик.
[Электронные ресурс] http://stud24.ru/pedagogy/izuchenie-formirovaniya-interesa-u-detej/36986-114700-page4.html
[Электронные ресурс] http://fictionbook.ru/А.Шилкова. Аппликация.
[Электронные ресурс] http://festival.1september.ru/articles/573504/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (нетрадиционное рисование) "Разноцветная полянка"
Обучение нетрадиционным видам рисования. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности.(автор-составитель Хорольская С. В.)...
Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (пластилиновая живопись) "Весеннее настроение"
рисование пластилином (пластилиновая живопись)...
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...
Выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования у детей старшего дошкольного возраста была проведена исследовательская работа на базе МДОУ детский сад № 14 «Де...
консультация для воспитателей«Пластилинография – как средство развития художественно - творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они ...
Перспективное планирование по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста...