НОД по познавательному развитии "Закаляем Чудика" (ТРИЗ)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Пояснительная записка
Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется на основании основной образовательной программы «Детский сад комбинированного вида «Радуга» (далее ООП ДОУ), разработанной в соответствии требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и примерной образовательной программы «Радуга».
Количественная характеристика: тип группы: общеразвивающий; группу посещают дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет): 13 мальчиков, 13 девочек.
Уровень развития по познавательному развитию: по результатам мониторинга прошедшего учебного года отмечается положительная динамика детского развития детей данной группы: начало года – 67%, конец года – 80%; преобладает оптимальный и высокий уровень освоения образовательной программы ДОУ: оптимальный - 13 человек (54,2%), высокий - 16 человек (66,7%), средний - 1 человека (4,2%), низкий 0 человек (0%).
Тема непосредственно – образовательной деятельности: «Закаляем Чудика».
Реализуемые образовательные области в ходе непосредственно образовательной деятельности: «познавательное развитие» через интеграцию с образовательной областью «социально – коммуникативное развитие» с использованием методов технологии ТРИЗ. НОД разработана в рамках долгосрочного индивидуального плана профессионального саморазвития по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основе технологии ТРИЗ». Опубликован в социальной сети работников образования и представлен на городском фестивальном движении педагогических идей и инноваций в области образования «Педагогические практики под знаком ФГОС».
НОД «Закаляем Чудика» входит в цикл занятий проекта «Здоровейки в Маленькой стране», занявшего 1 место в конкурсе «Мы - за здоровый образ жизни» среди образовательных учреждений города Югорска.
Главная цель использования приемов технологии ТРИЗ: освоение ребёнком способов познания. Процесс познания включает в себя работу анализаторов с определённым настроем на процесс познания признаков объекта и использование алгоритмов (приложение 1), необходимых для продуктивной деятельности.
Схемы шагов алгоритма позволяют решить какую – либо задачу познавательного плана. Педагог создаёт условия по формированию способов познания и обучения применению этих способов в конкретной деятельности.
Таким образом, у детей формируется способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению к перцептивным действиям (действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_klimova.docx | 358.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация НОД
«Организация и проведение организованной образовательной деятельности (занятия) с учетом возраста детей»
Выполнила воспитатель: Климова Екатерина Витальевна
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Непосредственно – образовательная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
для среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по познавательному развитию.
«Закаляем Чудика».
Пояснительная записка
Образовательная деятельность с воспитанниками осуществляется на основании основной образовательной программы «Детский сад комбинированного вида «Радуга» (далее ООП ДОУ), разработанной в соответствии требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и примерной образовательной программы «Радуга».
Количественная характеристика: тип группы: общеразвивающий; группу посещают дети старшего дошкольного возраста (4-5 лет): 13 мальчиков, 13 девочек.
Уровень развития по познавательному развитию: по результатам мониторинга прошедшего учебного года отмечается положительная динамика детского развития детей данной группы: начало года – 67%, конец года – 80%; преобладает оптимальный и высокий уровень освоения образовательной программы ДОУ: оптимальный - 13 человек (54,2%), высокий - 16 человек (66,7%), средний - 1 человека (4,2%), низкий 0 человек (0%).
Тема непосредственно – образовательной деятельности: «Закаляем Чудика».
Реализуемые образовательные области в ходе непосредственно образовательной деятельности: «познавательное развитие» через интеграцию с образовательной областью «социально – коммуникативное развитие» с использованием методов технологии ТРИЗ. НОД разработана в рамках долгосрочного индивидуального плана профессионального саморазвития по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников на основе технологии ТРИЗ». Опубликован в социальной сети работников образования и представлен на городском фестивальном движении педагогических идей и инноваций в области образования «Педагогические практики под знаком ФГОС».
НОД «Закаляем Чудика» входит в цикл занятий проекта «Здоровейки в Маленькой стране», занявшего 1 место в конкурсе «Мы - за здоровый образ жизни» среди образовательных учреждений города Югорска.
Главная цель использования приемов технологии ТРИЗ: освоение ребёнком способов познания. Процесс познания включает в себя работу анализаторов с определённым настроем на процесс познания признаков объекта и использование алгоритмов (приложение 1), необходимых для продуктивной деятельности.
Схемы шагов алгоритма позволяют решить какую – либо задачу познавательного плана. Педагог создаёт условия по формированию способов познания и обучения применению этих способов в конкретной деятельности.
Таким образом, у детей формируется способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых признаков. Способствовать осознанному отношению к перцептивным действиям (действия, направленные на получение, анализ и уточнение сенсорной информации).
1. Непосредственно – образовательная деятельность в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования для среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
«Закаляем Чудика»
- Цель: Создание условий для развития у детей среднего возраста познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, через способности самостоятельно обследовать объект для выяснения значений признаков.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать умение составлять вопросы восполняющего типа.
- развивать умения детей осуществлять поиск имени признака температуры.
Развивающие:
- обогащать и развивать словарный запас детей.
- развивать чувство языка, желание говорить ярко, образно, сообразно коммуникативной ситуации;
Воспитательное:
Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни.
Образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Активные виды деятельности:
- игровая деятельность: игровые приемы инновационной технологии «ТРИЗ»
- коммуникативная деятельность: беседа
- познавательно-исследовательская деятельность: исследование объекта.
Материалы и оборудование:
Модульная тряпичная кукла «Чудик» (приложение 2), методическое пособие «Я познаю мир», картинки с изображением методов закаливания водой, интерактивная доска, морфологическая таблица и фломастеры различных цветов, 4 контейнера с водой холодной, прохладной, тёплой и горячей по температуре; индивидуальные полотенца, мячи для массажа «су- джок».
Предварительная работа: цикл занятий по ознакомлению с возможностями восприятия органов человека, работа по модели «Объект – имя признака – значение имени признака», постановка вопросов от имени признака к объекту. Цикл ОД «Здоровый образ жизни», НОД «Цвета и настроение».
Ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД):
№ | Этап занятия (структурные компоненты деятельности) | Действия участников НОД | ||
Деятельность педагога (содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д) | Деятельность детей (действия, примерные ответы) | Время | ||
1 | Вводная часть. | 4 мин. | ||
1.1 | Организационный момент | - Проходите ребята, давайте поздороваемся с гостями. Начнём занятие с нашего ритуала радости: В круг широкий становись, За руки скорей берись. - Ритуал радости сработал - настроение у нас отличное! | Дети встают в круг, взявшись за руки: - Настроение хорошее в маленькой стране подарит улыбочка и мне и тебе. Мы большие, послушные, добрые…. | 1 мин. |
1.2 | Мотивация. Организация направленного внимания. Появление героя | Воспитатель вносит модульную куклу «Чудик» (приложение2): - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? - Что мы дарили Чудику? Чудик: - Спасибо, вам ребята. Теперь, когда у меня есть «помощники умной головы», я могу получать информацию. АААпчи!!!! - Чудик ты заболел? Чудик: Да, я очень часто болею. Я слышал, что нужно закалятся. Закаливание делает организм стойким. | - К нам пришёл друг Чудик. - Мы подарили Чудику «помощников умной головы»: уши, нос, руки, глаза, и язык. | 1 мин. |
1.3 | Коммуникативная деятельность Погружение в тему Постановка цели. | Ребята, я принёс картинки. На них изображено, как люди закаляются. - Поможем Чудику! Посмотрите на картинки и расскажите, как можно закаляться при помощи воды? - Молодцы, ребята. Давайте, начнем закалять нашего Чудика. А что нам для этого нужно? - Какая по температуре нужна вода для закаливания Чудика? | Ответы с опорой на картинки: - Принимать холодный душ; - обливаться водой; - купаться; - обтираться мокрым полотенцем; - ходить по мокрой дорожке. - Для этого нам нужна вода! - Для закаливания нам нужна прохладная вода. | 2 мин. |
2. | Основной этап. | 13 мин | ||
2.1 | Составляем вопросы восполняющего типа с использованием интерактивной игры с карточкой «задаём вопрос». | - Зададим вопрос от имени признака температуры к «объекту» вода. Обращает внимание на интерактивную доску: Ой, посмотрите на экран. На карточке «задаём вопрос» (приложение 3) все значки разбежались. Поставьте нужные значки на карточку.
- Прочитайте, пожалуйста ваш вопрос. - Попробуйте поменять местами «значки». Прочитайте получивший вопрос. - Вопросы вы составили отличные, будем задавать их к объекту вода. А перед этим можно немного размяться. | Работа с интерактивной доской. Дети переносят на карточку «задаём вопрос» значки: «вопрос», «объект» и «признак» (приложение 3.1): - Выбираем вопросное слово «какой». - Выбираем имя признака «температура». - Выбираем «объект» – вода. Формулируют вопрос от имени признака температуры к объекту вода: - Какая вода по температуре? - Вода, какая ты по температуре? - По температуре какая вода? | 4 мин. |
2.2 | Динамическая пауза Физкультминутка «Массаж пальцев рук». | Молодцы, а теперь сделаем приятное нашим ручкам и отдохнём. - Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! Спасибо, молодцы, здорово у вас получилось. | Берут массажные мячики и садятся на ковер. (катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями) (движения по пальцам) (кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев) Кладут мячики на место. | 1 мин. |
2.2 | Познавательно- исследовательская деятельность. Работа с морфологической таблицей. | - Узнаем значение признака температуры воды. Что нужно нам сделать, чтобы узнать о температуре объекта? Ребята, я вас приглашаю в центр экспериментирования. Здесь стоят 4 контейнера с водой. Найдем значение признака температуры воды, начиная с 1- го контейнера. - Каким цветом можно обозначить холодную воду? - Каким цветом можно обозначить прохладную воду? - Каким цветом можно обозначить тёплую воду? - Каким цветом можно обозначить горячую воду? | - Потрогать руками воду- руки помощник умной головы и задать наш вопрос.
Поиск детьми значения признака температуры воды в контейнерах: 1. - Вода, какая ты по температуре? - Вода холодная по температуре. - Обозначим её синим (голубым) и т.п. цветом. Обозначают цветом температуру воды у каждого контейнера в морфологической таблице (приложение 4): 2. - Вода, какая ты по температуре? - Вода прохладная по температуре. - Отмечаем прохладную воду фиолетовым, (сиреневым) цветом. 3. - Вода, какая ты по температуре? - Вода тёплая по температуре. - Её обозначаем жёлтым (зелёным или оранжевым цветом). 4. - Какая вода по температуре? - Вода горячая по температуре. - Горячую воду обозначим красным (малиновым цветом). | 6 мин. |
2.3 | Коммуникативная деятельность | - Посмотрите на заполненную таблицу (приложение 4.1). Ребята, а из какого контейнера мы возьмём воду для закаливания? Чудик: - Пора закаляться. Чудик приступает к закаливающим процедурам и ребята ему помогают | - Из второго контейнера (фиолетового) мы возьмём воду для закаливания Чудика. Прохладная вода подходит для закаливания. - Холодной водой сразу нельзя закаляться, можно простудиться. - Вода тёплая полдходит для умывания для для умывания, мытья рук. - Горячая вода уничтожает микробы, но можно обжеться. Ребята помогают Чудику провести процедуру закаливания. | 2 мин. |
3. | Заключительный этап. | 3 мин. | ||
3.1 | Рефлексия | Чудик: - Спасибо большое ребята, теперь я перестану болеть. - Что вы сегодня делали? - Для чего мы это делали? | -Закаливали Чудика. Чтобы он не болел. - Искали признак температуры воды. Чтобы выбрать нужную для Чудика. И т.п. | 3 мин. |
20 мин. |
Список источников:
- Шаг в неизвестность: Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы / Т. В. Владимирова ; Муницип. дошк. образов. учреждение "Центр развития ребенка" дет. сад № 178 "Облачко", Каф. пед. технологий Ульян. пед. колледжа № 1. - Ульяновск, 2001. – 106с.
- Сидорчук Т. А., «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 248 с.
- Сидорчук Т. А., «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания». – АО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 136 с.
_________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«__________»_________________________ 20____
Приложение 1.
Анализатор «помощник умной головы» - как инструмент, позволяющий осознанно относиться к ощущениям и восприятию значений признаков.
Признаки делятся на конкретно проявленные в объекте, те, которые являются обобщающим словом. Многообразие значений имени признака нужно набирать, используя модель «объект- имя признака- значение имени признака». Работа по ознакомления с именем признака ведётся по следующим основным этапам:
1 этап - Создание условий для сосредоточения ребенка на определенном имени признака. Осуществляется длительный поиск значений этого признака.
Используются в речевых оборотах «объект», «имя признака», «значение имени признака».
Шаг 1. Введение имени признака.
2 этап - Проверка степени понимания детьми различий «имя признака» и «значение имени признака» в конкретных ситуациях. Уточнение того, какой помощник (анализатор) дает умной голове информацию.
Шаг 2. Набор значений признака через его поиск в ближайшем окружении.
Шаг 3. Закрепление усвоения детьми имени признака.
3 этап – Схематизация имени признака. Формулировка вопроса, который задаёт схема (значок) имени признака к объекту.
Шаг 4. Введение значка со схематичным изображением признака. Определение места значка на модели «Объект – имя признака – значение имени признака». Постановка вопросов от имени признака к объекту.
Шаг 5. Работа по модели «Объект – имя признака – значение имени признака»: постановка вопросов от имени значка признака к объекту.
Шаг 6. Закрепление навыков формулировки вопросов от имени объекта и поиска ответа на него.
4 этап – Самостоятельное использование изображения для выяснения данного признака в окружающем мире. По мере присвоения детьми значений, значки со схемами признака можно не использовать. Дети понимают, что данный признак есть у всех объектов окружающего мира и его можно исследовать «помощниками» умной головы.
Схемы шагов алгоритма позволяют решить какую – либо задачу познавательного плана.
Приложение 2.
Модуль «Чудик».
Модуль представляет собой тряпичную человекоподобную куклу, у которой имеются съемные глаза, уши, нос, рот, руки
Приложение 3.
Карточка «Задаём вопрос» и значки «признак», «объект», «значение признака».
Приложение 3.1.
Вопрос от «имени признака» «температуры» к «объекту» вода.
Приложение 4.
Морфотаблица.
1 | 2 | 3 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы педагогической работы по развитию речи, познавательного опыта детей и коррекции недостатков в познавательной деятельности.
В данной работе предлагаются игры и игровые упражнения , направленные на развитие лексико-грамматического строя дошкольников с целью профилактики речевых нарушений. материал предназначен для вос...
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
познавательно -поисковая деятельность в развитии познавательного интереса в детском саду
материал готовился к педсовету, освещает основные принципы и проблемы по этому вопросу....
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
ПРОГРАММА проведения тематического контроля на тему: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознательность и познавательная мотивация; познавательные
ПРОГРАММАпроведения тематического контроля Тема: «Обеспечение познавательного развития личности ребенка, через формирование первичных элементарных представлений из области математики (любознатель...
Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»
Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....