НОД "Играем, рассуждаем, фантазируем"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

На занятии использовала игры ТРИЗ технологии. Игра "Да-нетка" развивала у детей умение задавать вопросы, ответами на которые были слова "да" или "нет". В игре "Хорошо-плохо" дети рассуждали, что хорошего в том, если заяц будет большим, и  наоборот маленьким.  Используя три круга,  в игре "Кольца Луллия" дети рассазывали чем питается заяц и он  где живет. В игре "Системный оператор" с помощью девятиэкранника дети составили рассказ про зайца: какие части тела есть у зайца, где его можно встретить, кем он был раньше и какая жизнь у него будет дальше. С помощью игры "Колумбово яйцо" из геометрических фигур дети выкладывали зайца, развивая мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_rassuzhdaemfantaziruem.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

                      Играем, рассуждаем, фантазируем

Цель. Развивать воображение, творческие способности, через игры ТРИЗ.

Образовательные задачи. Формировать и поддерживать познавательный интерес к дикими животными, расширять представление о жизни зайца в природных условиях.

Развивающие задачи. Учить детей самостоятельно находить и разрешать противоречия в окружающем мире, упражнять в решении проблемных ситуаций. Закрепить умение описывать животное. Активизировать творческое мышление и воображение. Продолжать развивать умение включаться в совместное обсуждение, искать и находить ответ.

Воспитательные задачи. Воспитывать уважение друг к другу, умение выслушивать других детей. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным.

Оборудование. Игра кольца Луллия,  игра «Колумбово яйцо», Красная книга, картинки к игре «Системный оператор»: времена года, зайцы, зоопарк. лес

                                                                 Ход.

Воспитатель. Ребята, у меня сегодня такое чудесное настроение. А какое настроение у вас? Я рада, что у вас хорошее настроение.  Сегодня, ребята, мы будем играть, рассуждать, фантазировать и героем наших игр и фантазий будет тот, кого вы отгадаете.  Я что-то загадаю и на ваши вопросы буду отвечать словами «да-нет».  

Игра «Да-нетка»

- У вас было домашнее задание «Найти вместе с родителями интересную информацию о зайце» (рассказы детей)

Игра «Хорошо – плохо» 

Воспитатель. Молодцы, ребята. Мы продолжаем рассуждать.  Представьте себе, что было бы, если заяц встретил на пути Волшебника, который все увеличивает. Заяц бы стал какой? (огромным, громадным)

- Хорошо - жить огромным зайцу в лесу. (Хорошо никого не боится, видит издалека, много еды. Плохо - нигде не спрячется, не с кем играть и т.д.)

- Что хорошего произойдет с зайцем, если он уменьшится? Что плохого.

Воспитатель. Ребята, вы хотите поиграть в волшебные кольца»

Игра «КольцаЛуллия» (1 круг – животные, 2 круг домики животных, 3 круг чем питаются)

Воспитатель. - Герой наших игр сегодня заяц, о нем мы и расскажем. Можно вначале я расскажу. «Заяц домашнее животное. Живет в дупле. Он хищник, питается рыбой, мясом, любит мед».

Дети. -  Заяц дикое животное, живет в лесу. Днем они спят, спрятавшись в ямку под кустами, от зимней стужи зарываются в пушистый снег под кустом.

Зайцы – травоядные животные.  Питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Запасы на зиму не собирают.

Воспитатель. У косого нет берлоги,

                         Не нужна ему нора,

                         От врагов спасают ноги,

                          А от голода – кора

Воспитатель. Ребята, может ли у зайца быть беспокойная жизнь?

- Сможем ли мы по следам на песке узнать из-за кого у зайца беспокойная жизнь.

(Находят следы волка и лисы, следы птиц – орлы, коршуны и совы охотятся за зайцем. След человека - за ним охотники тоже охотятся).

Где отпечатался след зайца? Какой он? (След вытянутый, с пяточкой: два широких отпечатка – впереди, два поменьше – сзади).

Ребята, а вы знаете, что у зайца  зимой есть помощники — это заячьи «лыжи»!  Да,  почти настоящие! Откуда же у зайца лыжи?   Я хочу вам рассказать

 Зимой подошвы лапок зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу.  А когда заяц потеет, то пот выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи» есть у всех зайцев. Люди так и говорят: «Зайца ноги носят».

Воспитатель. «Чтобы дальше рассуждать, надо место занимать»

Скажите мне, тело зайца покрыто перьями? (мехом)

Как вы думаете,  зимний мех зайца, по цвету, с чем можно сравнить? (похож на снег, сахар, соль, молоко и т.д.).

- А серую шубку, с чем можно сравнить? (с землёй, небом пасмурным, тучкой и т.д.)

- Ребята, а если бы у зайчика шубка была чёрного цвета зимой. Как вы думаете, что могло бы произойти с таким зайцем?  (На черного зайца легче охотиться лисе, особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить. Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. А гулять ему теперь надо только ночью. Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем,  охраняли его).

 -Как заяц меняет шубку, белую снимает, повесив на кустик. А серую надевает?  (Старая шерсть выпадает,  новая вырастает)

- Этот процесс называется линька.

Воспитатель: Почему зайца ещё зовут длинноухим?

- Как вы думаете хорошо- иметь длинные уши.  (Хорошо - услышать приближающуюся опасность, что где-то рядом лиса бродит, дождь не попадет в ухо. Плохо- можно зимой отморозить.)

Воспитатель. -Ребята, оказывается длинные уши для зайца -  настоящий подарок природы. Именно длинные уши во время бега плотно прижимаются к телу, обеспечивая большую скорость.

- Что можно сказать про хвостик у зайца? (маленький, пушистый, овальный, куцый).

- Давайте представим, что у зайца лисий хвост. Что из этого получится? Как вы думаете? (зайцу трудно было бы бегать от лисы). Правильно, поэтому, его хвостик помогает ему спасаться от врагов.

-Охотиться на зайцев круглый год запрещено. Заяц – беляк занесен в красную книгу России. (Показать картинку в красной книге).

-Ребята, а вы знаете, что в заячьей семье зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному. Те, что родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу

Воспитатель: А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»?  (Весной, когда зазеленеет трава).

Воспитатель: Летом, когда хлеба колосятся появляются зайчата хлебники.

Воспитатель: Ну а когда появляются «листопадни-ки»?

Воспитатель. Вы у меня умницы. Давайте попробуем собрать портреты зайчат, но необыкновенные, а из геометрических фигур. («Колумбово яйцо»)

-Макар, собрал каких зайчат?(травники).

- Злата, Кирилл у вас какие зайчата получились? (листопаднички).

 Воспитатель. Подойдите поближе и обратите внимание на волшебный экран.

стихотворение «Что-то»

Если мы рассмотрим что-то.

Это кто-то из чего-то.

Это кто-то часть чего-то.

Кем-то было это что-то.

Кто-то будет с этим что-то.

Работа по системному оператору .

Дети рассказывают о животном, опираясь на схемы: кто это? Какие части тела у него есть? Где он встречается?  Кем был этот зверек раньше? Какая жизнь будет дальше?

Система: заяц относится к природному миру.

Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик.

Надсистема: Заяц живет в лесу – это дикое животное.  Еще зайца можно встретить в зоопарке, в сказках, мультфильмах.

Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей.

Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый.

Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках.

Вот и готов наш волшебный экран.

Воспитатель. Ребята, сегодня я убедилась в том, что вы много знаете и узнали что-то новое. А что нового вы узнали?

Желаю вам хорошего дня.

.

Заяц ловко убегает от хищников. Своими ушами может защититься от жары.

Глаза у зайца расположены не близко у носа, а по бокам мордочки, чтобы видеть своих врагов сбоку и даже сзади. Поэтому и в сказках зайца называют «косым».

Зайцы умеют высоко прыгать. Спасаясь от погони, заяц запутывает свои следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или собаку.

Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в маленькие зайчата ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы уберечь их от врагов. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет

Обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Про это есть русская пословица«Заяц не трус, себя бережет».

Зайцы – травоядные животные. Питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами.  Едят зайцы еще и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Запасы на зиму не делают.

Маленький зайчонок отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко кричит. Точно так же защищает их мать от птиц. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся думать, рассуждать, фантазировать

Цели:закрепить знания, полученные за период подготовительных занятий;совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать числа, ориентироваться в пространстве;развивать фантазию, ...

«Играю, фантазирую, познаю…»

Статья о роли дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников...

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...

Конспекты занятий в классах предшкольной подготовки по предмету "Учимся думать, рассуждать и фантазировать"

В этом разделе находятся материалы к занятиям с дошкольниками по предмету Математика...

Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая».

Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»....