НОД "Играем, рассуждаем, фантазируем"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
На занятии использовала игры ТРИЗ технологии. Игра "Да-нетка" развивала у детей умение задавать вопросы, ответами на которые были слова "да" или "нет". В игре "Хорошо-плохо" дети рассуждали, что хорошего в том, если заяц будет большим, и наоборот маленьким. Используя три круга, в игре "Кольца Луллия" дети рассазывали чем питается заяц и он где живет. В игре "Системный оператор" с помощью девятиэкранника дети составили рассказ про зайца: какие части тела есть у зайца, где его можно встретить, кем он был раньше и какая жизнь у него будет дальше. С помощью игры "Колумбово яйцо" из геометрических фигур дети выкладывали зайца, развивая мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_rassuzhdaemfantaziruem.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Играем, рассуждаем, фантазируем
Цель. Развивать воображение, творческие способности, через игры ТРИЗ.
Образовательные задачи. Формировать и поддерживать познавательный интерес к дикими животными, расширять представление о жизни зайца в природных условиях.
Развивающие задачи. Учить детей самостоятельно находить и разрешать противоречия в окружающем мире, упражнять в решении проблемных ситуаций. Закрепить умение описывать животное. Активизировать творческое мышление и воображение. Продолжать развивать умение включаться в совместное обсуждение, искать и находить ответ.
Воспитательные задачи. Воспитывать уважение друг к другу, умение выслушивать других детей. Воспитывать у детей заботливое отношение к животным.
Оборудование. Игра кольца Луллия, игра «Колумбово яйцо», Красная книга, картинки к игре «Системный оператор»: времена года, зайцы, зоопарк. лес
Ход.
Воспитатель. Ребята, у меня сегодня такое чудесное настроение. А какое настроение у вас? Я рада, что у вас хорошее настроение. Сегодня, ребята, мы будем играть, рассуждать, фантазировать и героем наших игр и фантазий будет тот, кого вы отгадаете. Я что-то загадаю и на ваши вопросы буду отвечать словами «да-нет».
Игра «Да-нетка»
- У вас было домашнее задание «Найти вместе с родителями интересную информацию о зайце» (рассказы детей)
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель. Молодцы, ребята. Мы продолжаем рассуждать. Представьте себе, что было бы, если заяц встретил на пути Волшебника, который все увеличивает. Заяц бы стал какой? (огромным, громадным)
- Хорошо - жить огромным зайцу в лесу. (Хорошо никого не боится, видит издалека, много еды. Плохо - нигде не спрячется, не с кем играть и т.д.)
- Что хорошего произойдет с зайцем, если он уменьшится? Что плохого.
Воспитатель. Ребята, вы хотите поиграть в волшебные кольца»
Игра «КольцаЛуллия» (1 круг – животные, 2 круг домики животных, 3 круг чем питаются)
Воспитатель. - Герой наших игр сегодня заяц, о нем мы и расскажем. Можно вначале я расскажу. «Заяц домашнее животное. Живет в дупле. Он хищник, питается рыбой, мясом, любит мед».
Дети. - Заяц дикое животное, живет в лесу. Днем они спят, спрятавшись в ямку под кустами, от зимней стужи зарываются в пушистый снег под кустом.
Зайцы – травоядные животные. Питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Запасы на зиму не собирают.
Воспитатель. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора
Воспитатель. Ребята, может ли у зайца быть беспокойная жизнь?
- Сможем ли мы по следам на песке узнать из-за кого у зайца беспокойная жизнь.
(Находят следы волка и лисы, следы птиц – орлы, коршуны и совы охотятся за зайцем. След человека - за ним охотники тоже охотятся).
Где отпечатался след зайца? Какой он? (След вытянутый, с пяточкой: два широких отпечатка – впереди, два поменьше – сзади).
Ребята, а вы знаете, что у зайца зимой есть помощники — это заячьи «лыжи»! Да, почти настоящие! Откуда же у зайца лыжи? Я хочу вам рассказать
Зимой подошвы лапок зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу. А когда заяц потеет, то пот выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи» есть у всех зайцев. Люди так и говорят: «Зайца ноги носят».
Воспитатель. «Чтобы дальше рассуждать, надо место занимать»
Скажите мне, тело зайца покрыто перьями? (мехом)
Как вы думаете, зимний мех зайца, по цвету, с чем можно сравнить? (похож на снег, сахар, соль, молоко и т.д.).
- А серую шубку, с чем можно сравнить? (с землёй, небом пасмурным, тучкой и т.д.)
- Ребята, а если бы у зайчика шубка была чёрного цвета зимой. Как вы думаете, что могло бы произойти с таким зайцем? (На черного зайца легче охотиться лисе, особенно его хорошо видно на снегу. Теперь ему только под землей надо жить. Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. А гулять ему теперь надо только ночью. Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его).
-Как заяц меняет шубку, белую снимает, повесив на кустик. А серую надевает? (Старая шерсть выпадает, новая вырастает)
- Этот процесс называется линька.
Воспитатель: Почему зайца ещё зовут длинноухим?
- Как вы думаете хорошо- иметь длинные уши. (Хорошо - услышать приближающуюся опасность, что где-то рядом лиса бродит, дождь не попадет в ухо. Плохо- можно зимой отморозить.)
Воспитатель. -Ребята, оказывается длинные уши для зайца - настоящий подарок природы. Именно длинные уши во время бега плотно прижимаются к телу, обеспечивая большую скорость.
- Что можно сказать про хвостик у зайца? (маленький, пушистый, овальный, куцый).
- Давайте представим, что у зайца лисий хвост. Что из этого получится? Как вы думаете? (зайцу трудно было бы бегать от лисы). Правильно, поэтому, его хвостик помогает ему спасаться от врагов.
-Охотиться на зайцев круглый год запрещено. Заяц – беляк занесен в красную книгу России. (Показать картинку в красной книге).
-Ребята, а вы знаете, что в заячьей семье зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному. Те, что родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу
Воспитатель: А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Весной, когда зазеленеет трава).
Воспитатель: Летом, когда хлеба колосятся появляются зайчата хлебники.
Воспитатель: Ну а когда появляются «листопадни-ки»?
Воспитатель. Вы у меня умницы. Давайте попробуем собрать портреты зайчат, но необыкновенные, а из геометрических фигур. («Колумбово яйцо»)
-Макар, собрал каких зайчат?(травники).
- Злата, Кирилл у вас какие зайчата получились? (листопаднички).
Воспитатель. Подойдите поближе и обратите внимание на волшебный экран.
стихотворение «Что-то»
Если мы рассмотрим что-то.
Это кто-то из чего-то.
Это кто-то часть чего-то.
Кем-то было это что-то.
Кто-то будет с этим что-то.
Работа по системному оператору .
Дети рассказывают о животном, опираясь на схемы: кто это? Какие части тела у него есть? Где он встречается? Кем был этот зверек раньше? Какая жизнь будет дальше?
Система: заяц относится к природному миру.
Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик.
Надсистема: Заяц живет в лесу – это дикое животное. Еще зайца можно встретить в зоопарке, в сказках, мультфильмах.
Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей.
Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый.
Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках.
Вот и готов наш волшебный экран.
Воспитатель. Ребята, сегодня я убедилась в том, что вы много знаете и узнали что-то новое. А что нового вы узнали?
Желаю вам хорошего дня.
.
Заяц ловко убегает от хищников. Своими ушами может защититься от жары.
Глаза у зайца расположены не близко у носа, а по бокам мордочки, чтобы видеть своих врагов сбоку и даже сзади. Поэтому и в сказках зайца называют «косым».
Зайцы умеют высоко прыгать. Спасаясь от погони, заяц запутывает свои следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или собаку.
Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в маленькие зайчата ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы уберечь их от врагов. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет
Обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании, когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».
Зайцы – травоядные животные. Питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят зайцы еще и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Запасы на зиму не делают.
Маленький зайчонок отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко кричит. Точно так же защищает их мать от птиц. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся думать, рассуждать, фантазировать
Цели:закрепить знания, полученные за период подготовительных занятий;совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать числа, ориентироваться в пространстве;развивать фантазию, ...
«Играю, фантазирую, познаю…»
Статья о роли дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников...
Познавательный проект «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»
Проектная деятельность...
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"
Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...
Конспекты занятий в классах предшкольной подготовки по предмету "Учимся думать, рассуждать и фантазировать"
В этом разделе находятся материалы к занятиям с дошкольниками по предмету Математика...
Программа по логике "Учимся думать, рассуждать, фантазировать "
Для педагогов ДОУ ...
Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая».
Инновационный проект: «Познай-ка сам, играя, экспериментируя, рассуждая»....