Конспект НОД «Я живу в красивом доме…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гайдук Ирина Владимировна

Образовательная ситуация по программе "Мир Белогорья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области»

Образовательная ситуация «Я живу в красивом доме…»

Программные задачи: на элементарном уровне познакомить детей устройством крестьянской избы включить в продуктивную деятельность по украшению кукольного жилища.

Цель работы детей: узнать, где живут Белогор и Белогорочка,  включиться в работу по украшению жилища.

Материалы и оборудования: куклы Белогор и Белогорочка, картинки с изображением русской избы, макет «Русская изба», макет печки, самовар, чугунок, деревянные ложки.

Компоненты деятельности

Деятельность  воспитатель

Деятельность детей

Материалы

Погружение в познавательно-игровую ситуацию

Воспитатель сообщает детям, что Белогор и Белогорочка приглашают детей в гости в свой дом.

Коммуникативная игра «Волшебный клубочек»

Воспитатель предлагает детям по очереди взяться за нить клубочка

Катись, катись клубочек

Через моря, горы, реки да леса

И хоть привычней нам полеты на Луну

Отнеси - ка нас скорее в старину!

дети по очереди берутся за нить клубочка

Клубок

Проблемный этап

У Белогора и Белогорочки  возник спор о том,  как им устроить своё  жилище? Ведь их дом выглядит не очень уютно.

А чтобы помочь им,  нужно знать каким было убранство русской избы.

Дети помогают куклам сделать их дом уютным.

Информационный этап

Вы хотите узнать, как жили наши предки?

  Тогда слушайте внимательно мой рассказ. Давным-давно жили на Руси в деревянных домах. Вот таких, как этот.

Иллюстрации с изображением избы

Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо- невидимо. Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить. Знаете ли вы, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен? 

 - И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

Дверь в дом была очень маленькая, а потолок у двери низкий.

- Когда в избу заходили, хозяевам кланялись.

- Но не все тогда были вежливыми как мы с вами, вот и придумали люди дверь сделать маленькую: чтобы холод задерживать, да невежду учить. Забудет гость поклониться хозяевам, да и стукнется о потолок, вот тебе и шишка на голове, знай да уважай хозяев дома.

Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. “Семья сильна, когда крыша одна”, – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки.

-  Назовите сказки, в которых были такие же жилища. Давайте вспомним. А поможет нам в этом волшебный клубок, у кого он окажется, тот должен назвать сказку (игра под музыку, клубок передают друг другу, как музыка останавливается, у кого остался клубок – тот ребенок называет сказку).

-  И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их.

- Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами.

- Как вы думаете, а где это все наши предки брали?

- О каком предмете я сейчас вам загадаю загадку? «Всех кормлю с охотою, а сама безротая».

-  Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься.

(Воспитатель предлагает пройти детям к столу, накрытом скатертью. В центре стола стоит чугунок, вокруг лежат ложки).

- По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом (практические действия детей, обыгрывание ситуации).

(Воспитатель предлагает пройти к макету избы).

-  «Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота». 

- Верно, самое главное в деревенской избе — это печь. Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грибы и ягоды.

-В старину русская печь заменяла кровати целому семейству.

Печка - деревенская кормилица.

 А топится печка дровами, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло.

-Ребята, а у кого в доме есть такая печка?

- Как нет? А на чем Ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы.

А в печи люди готовили, когда не было газовых плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ). Они заменяли что?

Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом»

Произносят текст и показывают соответствующие движения:

«Я хочу построить дом,

Кончики пальцев сомкнуты под углом

Чтоб окошко было в нём,

Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально

Чтоб у дома дверь была,

Рёбра ладоней прижаты друг к друг

Рядом, чтоб сосна росла,

Пальчики растопырены и смотрят вверх

Чтоб вокруг забор стоял,

Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок

Пёс ворота охранял,

Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, мизинчик – вниз

Солнце было,

Кисти рук скрещены, пальчики растопырены

Дождик шёл,

Потрясти кистями

И тюльпан в саду расцвёл».

Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх

- Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы).

Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, ближе к печи. Как вы думаете, почему к печи поближе?  

Правильно. Люльки  качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели   песни.

 Что же это за песни? Для чего их поют? 

Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать.

 А вам дома поют колыбельные?

 Как их надо петь? 

- Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок,

И утащит во лесок.

Он утащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу детку не буди. 

Крестьянский дом, срубленный из бревен, назывался избой.

«Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди».

 

Делали своими руками.

Ложка.

Печь.

Кастрюли.

Возле печки тепло.

Это колыбельные песни. Их поют, чтобы детки быстрее заснули.

Их нужно петь тихо, мелодично, медленно, ласково.

картинки с изображениями деревянных изб

Экспонаты мини-музея

Картинки с изображением внутреннего убранства избы

Обследуют  экспонаты мини-музея (печка, печная заслонка, ухват, чапля, кринка, ложка, самовар, утюг люлька, тряпичные куклы и др.)

Стол со скатертью, стульчики, чугунок и ложки по количеству детей.

Дети вместе в воспитателем укладывают кукол.

Стимулирование детских вопросов

Как же сделать дом уютным и чтобы он понравился Белогору и Белогорочке?  Нужно, наверное спросить хозяев, чего им хочется?

Давайте спросим или предложим что-то.

Дети задают вопросы, высказывают предложения

Символизация, моделирование

     - Простая  крестьянская  изба,  а  сколько мудрости и  смысла  она  вобрала.

      Обставить русскую  избу -  это  высокое  искусство, как  и  все,  что  создал  талантливый  русский  народ.  

      И   я  предлагаю нам с вами  обставить  русскую  избу.  

Макет избы с утварью

Рефлексивный этап

- Давайте спросим у Белогора и Белогорочки понравилось ли им их жилище?

- А вот наш сундучок, он у нас не простой... Давайте заглянем внутрь (внутри обереги, которые Белогор и Белогорочка  дарят детям и благодарят за помощь).

  Педагог просит  детей рассказать  кому что больше понравилось.

Дети  высказывают свои впечатления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия вокального кружка "Я красиво петь могу"

Открытое занятие вокального кружка в старшей группе детского сада....

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Красивые листочки на осеннем дереве»

Художественное творчество с использованием нетрадиционной  техники рисования поролоновой палочкой для освоения техники рисования — отпечатка в первой младшей группе с 2 до 3 лет...

Конспект занятия "Отражение представлений о красивых природных явлениях (Радуга)"

План-конспект  занятия.    Одно из первых занятий по программе. Для педагога оно показатель возможности дентей: знание цветов; умение организовать свое рабочее место; умение польз...

КОНСПЕКТ НОД «НЕ ЖИВИ ЧУЖИМ ДОБРОМ, А ЖИВИ СВОИМ ТРУДОМ!»

Цель: - активизировать познавательную деятельность детей; - систематизировать знания, приобретённые на предыдущих видах деятельности; - продолжать формировать представления межличностны...

«Моя семья живет в красивом доме»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Моя семья живет в красивом доме»...