Конспект НОД «Я живу в красивом доме…»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Образовательная ситуация по программе "Мир Белогорья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД «Я живу в красивом доме…» | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области»
Образовательная ситуация «Я живу в красивом доме…»
Программные задачи: на элементарном уровне познакомить детей устройством крестьянской избы включить в продуктивную деятельность по украшению кукольного жилища.
Цель работы детей: узнать, где живут Белогор и Белогорочка, включиться в работу по украшению жилища.
Материалы и оборудования: куклы Белогор и Белогорочка, картинки с изображением русской избы, макет «Русская изба», макет печки, самовар, чугунок, деревянные ложки.
Компоненты деятельности | Деятельность воспитатель | Деятельность детей | Материалы |
Погружение в познавательно-игровую ситуацию | Воспитатель сообщает детям, что Белогор и Белогорочка приглашают детей в гости в свой дом. Коммуникативная игра «Волшебный клубочек» Воспитатель предлагает детям по очереди взяться за нить клубочка Катись, катись клубочек Через моря, горы, реки да леса И хоть привычней нам полеты на Луну Отнеси - ка нас скорее в старину! | дети по очереди берутся за нить клубочка | Клубок |
Проблемный этап | У Белогора и Белогорочки возник спор о том, как им устроить своё жилище? Ведь их дом выглядит не очень уютно. А чтобы помочь им, нужно знать каким было убранство русской избы. | Дети помогают куклам сделать их дом уютным. | |
Информационный этап | Вы хотите узнать, как жили наши предки? Тогда слушайте внимательно мой рассказ. Давным-давно жили на Руси в деревянных домах. Вот таких, как этот. Иллюстрации с изображением избы Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо- невидимо. Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить. Знаете ли вы, как назывался крестьянский дом, срубленный из бревен? - И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое. Дверь в дом была очень маленькая, а потолок у двери низкий. - Когда в избу заходили, хозяевам кланялись. - Но не все тогда были вежливыми как мы с вами, вот и придумали люди дверь сделать маленькую: чтобы холод задерживать, да невежду учить. Забудет гость поклониться хозяевам, да и стукнется о потолок, вот тебе и шишка на голове, знай да уважай хозяев дома. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. “Семья сильна, когда крыша одна”, – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. - Назовите сказки, в которых были такие же жилища. Давайте вспомним. А поможет нам в этом волшебный клубок, у кого он окажется, тот должен назвать сказку (игра под музыку, клубок передают друг другу, как музыка останавливается, у кого остался клубок – тот ребенок называет сказку). - И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое. Давайте заглянем внутрь и попробуем найти их. - Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами. - Как вы думаете, а где это все наши предки брали? - О каком предмете я сейчас вам загадаю загадку? «Всех кормлю с охотою, а сама безротая». - Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. (Воспитатель предлагает пройти детям к столу, накрытом скатертью. В центре стола стоит чугунок, вокруг лежат ложки). - По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом (практические действия детей, обыгрывание ситуации). (Воспитатель предлагает пройти к макету избы). - «Наша толстая Федора Наедается не скоро. А зато когда сыта, От Федоры – теплота». - Верно, самое главное в деревенской избе — это печь. Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грибы и ягоды. -В старину русская печь заменяла кровати целому семейству. Печка - деревенская кормилица. А топится печка дровами, они горят, печка нагревается, вот в избе и тепло. -Ребята, а у кого в доме есть такая печка? - Как нет? А на чем Ваши мамы готовят? Правильно ребята, в ваших домах есть газовые и электрические печи, на которых готовят еду ваши мамы. А в печи люди готовили, когда не было газовых плит. И щи, и каши, и кисели варили в чугунках (показ). Они заменяли что? Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом» Произносят текст и показывают соответствующие движения: «Я хочу построить дом, Кончики пальцев сомкнуты под углом Чтоб окошко было в нём, Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально Чтоб у дома дверь была, Рёбра ладоней прижаты друг к друг Рядом, чтоб сосна росла, Пальчики растопырены и смотрят вверх Чтоб вокруг забор стоял, Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок Пёс ворота охранял, Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, мизинчик – вниз Солнце было, Кисти рук скрещены, пальчики растопырены Дождик шёл, Потрясти кистями И тюльпан в саду расцвёл». Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх - Ребята, а кто знает, где спали маленькие детки? Ведь колясок тогда тоже не было. (Ответы). Для грудных деток мастера делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, ближе к печи. Как вы думаете, почему к печи поближе? Правильно. Люльки качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели песни. Что же это за песни? Для чего их поют? Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. А вам дома поют колыбельные? Как их надо петь? - Вот мы положим в колыбельку нашу дочку-куклу, покачаем её и споем ей колыбельную. Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю, Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок, И утащит во лесок. Он утащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу детку не буди. | Крестьянский дом, срубленный из бревен, назывался избой. «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди».
Делали своими руками. Ложка. Печь. Кастрюли. Возле печки тепло. Это колыбельные песни. Их поют, чтобы детки быстрее заснули. Их нужно петь тихо, мелодично, медленно, ласково. | картинки с изображениями деревянных изб Экспонаты мини-музея Картинки с изображением внутреннего убранства избы Обследуют экспонаты мини-музея (печка, печная заслонка, ухват, чапля, кринка, ложка, самовар, утюг люлька, тряпичные куклы и др.) Стол со скатертью, стульчики, чугунок и ложки по количеству детей. Дети вместе в воспитателем укладывают кукол. |
Стимулирование детских вопросов | Как же сделать дом уютным и чтобы он понравился Белогору и Белогорочке? Нужно, наверное спросить хозяев, чего им хочется? Давайте спросим или предложим что-то. | Дети задают вопросы, высказывают предложения | |
Символизация, моделирование | - Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла она вобрала. Обставить русскую избу - это высокое искусство, как и все, что создал талантливый русский народ. И я предлагаю нам с вами обставить русскую избу. | Макет избы с утварью | |
Рефлексивный этап | - Давайте спросим у Белогора и Белогорочки понравилось ли им их жилище? - А вот наш сундучок, он у нас не простой... Давайте заглянем внутрь (внутри обереги, которые Белогор и Белогорочка дарят детям и благодарят за помощь). Педагог просит детей рассказать кому что больше понравилось. | Дети высказывают свои впечатления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия вокального кружка "Я красиво петь могу"
Открытое занятие вокального кружка в старшей группе детского сада....
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Красивые листочки на осеннем дереве»
Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования поролоновой палочкой для освоения техники рисования — отпечатка в первой младшей группе с 2 до 3 лет...
Конспект занятия "Отражение представлений о красивых природных явлениях (Радуга)"
План-конспект занятия. Одно из первых занятий по программе. Для педагога оно показатель возможности дентей: знание цветов; умение организовать свое рабочее место; умение польз...
КОНСПЕКТ НОД «НЕ ЖИВИ ЧУЖИМ ДОБРОМ, А ЖИВИ СВОИМ ТРУДОМ!»
Цель: - активизировать познавательную деятельность детей; - систематизировать знания, приобретённые на предыдущих видах деятельности; - продолжать формировать представления межличностны...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Чтение рассказа Н.Н.Носова «Живая шляпа». Аппликация «Дома на нашей улице»
Интегрированное НОД...
«Моя семья живет в красивом доме»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Моя семья живет в красивом доме»...