КОНСПЕКТ непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «ЗИМУШКА - ЗИМА » для детей старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
конспект познавательного занятия на тему " зима" старший возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСПЕКТ | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20"
ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНСПЕКТ
непрерывно-образовательной деятельности по познавательному развитию
на тему «ЗИМУШКА - ЗИМА »
для детей старшей группы
Подготовила:
Рейнвальд Н.В.
Цели:
Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных и птиц.
Познакомить с понятием круговорот воды в природе.
Формировать представление о снеге и его свойствах.
Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
Развивать способности к коллективному творчеству.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Активизация словаря: метель, иней, кристаллы, испарение.
Материалы: Презентация «Зима», снежинки с моделями свойств снега, звукозапись голосов птиц и животных, игрушки животные леса, панно « Снегири», салфетки красного цвета, клей.
Методы и приемы: беседа, рассказ, опыты, художественное слово.
Предварительная работа: наблюдение за природой на прогулке, рассматривание иллюстраций и картин о зиме, игры со снегом на прогулке, чтение художественной литературы (рассказы о животных, стихи о зиме, беседы)
ХОД НОД
В группе:
С каждым днем все холоднее.
Греет солнце все слабее,
Всюду снег как бахрома.
Значит к нам пришла …….( зима)
Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку по зимнему лесу. Но, прогуливаясь по заснеженным тропинкам, нам придется вспомнить все о зиме. Согласны?
Дети под музыку идут в зал.
(в зале , декорации зимнего леса. Воспитатель в костюме зимы )
Воспитатель:
Зимний лес печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Осторожно в лес входите, Тайны леса не будите.
Ребята, а вы знаете, почему наступает зима? ( ответы детей).
Воспитатель ( обобщает ответы детей): Земля ,наша планета, в зимнее время наиболее удалена от солнца, получает мало солнечных лучей а значит мало тепла и света. Поэтому понижается температура воздуха, дни становятся короче. А ночи длиннее.
- Какие зимние признаки вы знаете? (видео презентация)
Дети называют: небо серое, солнце светит мало; солнце светит- но не греет; все покрыто белым покрывалом – снегом; люди надели теплую одежду; реки покрылись льдом; звери в лесу сменили летние шубки на теплые зимние, некоторые звери впали в спячку; зимующие птицы прилетают ближе к жилью человека, им холодно и голодно;
Молодцы! А теперь ответь те на мои вопросы:
- Как называются кучи снега на земле? (сугробы)
-Как называется ветер со снегом? (метель)
Метель - это снежная буря. Сильный ветер поднимает вверх снежинки похожие на крупу. Метель бывает такой сильной , что ничего вокруг не видно.
-Как называется снег, который образуется на веточках деревьев после небольшой оттепели? (иней)
- Как называются расписные окна зимой? ( зимние узоры)
-Как называется явление, когда зимой падает снег? ( снегопад)
- Что происходит с реками зимой? ( покрываются льдом)
Игра «Какой бывает снег»- передаем снежинку, называя признаки.( белый, пушистый, холодный, искристый, сверкающий, серебристый, скрипучий)
- Что такое снег?
Снег – то ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок, или звездочек, снежинок.
- Как вы думаете, откуда появляется снег? ( из тучи на небе)
- Что из тучи выпадает летом?
Я вам расскажу сказку о маленькой капельке: ( модель круговорот воды в природе)
Жила была маленькая капелька. Там где она родилась, было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. Однажды она так устала и не заметила, как заснула. А когда проснулась , оказалось что солнце уже переместилось на небе и вовсю пригревало капельку. Жаркие лучи согрели капельку, и она превратилась в пар. Стала мягкой как воздух и не видимой, как он и вместе с ветром умчалась на небо. Туда же попали и другие капельки не успевшие спрятаться от солнца. Собрались они вместе, и получилось облако. Облако – это скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда. Ветер, который ни секунды не сидит без дела, погнал облако по небу, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжелой, что не удержалась и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз, где встретили влажный холодный воздух. Капельки замерзли и превратились в кристаллы льда, эти кристаллы срастаются, образуя снежинки.
Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту страну, где наступила зима.
-А сейчас мы еще больше узнаем о снеге. Мы будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. Подойдите к елочке ,под елочками лежит снег.
1.Ребята потрогайте снег, возьмите в руки. Какой снег на ощупь? ( холодный) А еще? ( липкий, рассыпчатый) Когда снег бывает липким? (если оттепель) А рассыпчатый? ( в мороз)
- Что происходит со снегом в руках? ( он тает) Почему? ( от тепла)
Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 1 свойства ( капелька)
2.Положите шишку на тарелочку наверх положите снег. Видно шишку? ( нет) Почему?( снег не прозрачный)
Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 2 свойства ( закрытый глаз)
3.Какого цвета снег? ( белый)
Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 3 свойств (ватка наклеена)
4.Ребята ,как узнать пахнет ли снег? ( надо понюхать)( у снега нет запаха)
Прикрепляю на елочку снежинку с изображением 4 свойств (перечеркнутый нос)
-Ребята, давайте назовем , какими свойствами обладает снег: он тает, белый, не прозрачный, без запаха.
Снег - это замерзшие капельки водяного пара.
Воспитатель: Посмотрите как вокруг красиво. Какой замечательный морозный воздух. Слышите голоса. Это лесные жители. Когда мы отгадаем загадки, мы их узнаем и расскажем, как они зимуют.
1.У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (заяц)
Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы их никто не заметил на снегу. Днем сидят под кустами. Прячутся от врагов. А ночью ищет пищу. Питается корой деревьев, особенно любит осину.
-Что помогает зайцу заметить опасность?( большие, чуткие уши)
-Как спасается от врагов? (быстро бегает, петляет, запутывает следы)
2. Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)
Медведь зимой спит в берлоге. Среди зимы у медведицы появляются медвежата. Им тепло около мамы.
-Почему медведь спит всю зиму? ( трудно найти еду)
-Как он спит всю зиму и ничего не ест? (осенью наедается, накапливает жир)
3. Шубка- иголки
Свернется он- колкий.
Рукой не возьмешь.
Кто это? (еж)
Еж , тоже спит всю зиму под старым пнем, свернувшись клубочком в мягкой постельки из сухих листьев.
4.Рыжий клубок за белым – скок. ( лиса)
У лисы теплая пушистая шубка. В сильный мороз прячется в норе. Ловит зайцев, белок, мышей, птиц. Лиса учует мышь в норе, потом начинает прыгать на снегу, мышь ,испугавшись выбегает и лиса ее ловит.
-Зачем лисе пушистый хвост? ( согревает, следы заметает)
5. Серый, зубастый
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет.( волк)
У волка густая. Плотная, теплая шерсть. Он зимой злой, голодный. Волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу.
- Что помогает охотиться волкам? (длинные, сильные ноги)
Волка ноги кормят.
6.Кто на ветке шишку грыз!
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет? ( белка)
Белка меняет шубку на серую. В теплые дни белки прыгают по веткам деревьев, грызут шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупле и спит ,свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
- Почему у белки шубка серая? (незаметна среди веток деревьев)
- Как спасается от врагов? (быстро передвигается по деревьям, перепрыгивая с дерева на дерево)
ФИЗМИНУТКА:
Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув в лево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом,
Влево в- право целый день,
Прыгать белочке не лень.
Воспитатель: Пока мы с вами резвились, мимо нас со свистом пролетели какие-то птицы. Много в лесу у нас пернатых друзей.
- Как вы думаете, почему они в теплые края не улетели? ( зимующие)
-Правильно. Эти птицы зимующие.
-Каких зимующих птиц вы знаете?
-Какая птица прилетела к нам с севера на зимовку? ( снегирь)
-У какой птицы появляются птенцы зимой? ( клест)
Игра « узнай птицу»
-Это маленькая коричневая подвижная птичка. (воробей)
-У этой птицы грудка желтая, черная голова и крылья. (синица)
-Это нарядная птица. Голова и крылья у нее черные, а жилеточка – белая. Хвост длинный, черный ,с красивым зеленоватым отливом. ( сорока)
-У этой птицы голова и крылья черные, а остальное тело серое.(ворона)
-Эта птица чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато- серая спинка, голова и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом. ( снегирь)
-Почему с наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека? (голод)
- Ребята, а вы помогаете птицам зимовать? А как? (повесили кормушки на участке)
Игра « Птицы на кормушке»
- Однажды положили в кормушку крошки хлеба, сало, семечки и ягоды рябины. Прилетели птицы, склевали все крошки и семечки , а рябину не тронули. Какие птицы прилетали? (воробьи)
-На другой день прилетели птицы и тоже рябину не тронули, а вот сало и семечки склевали. Кто они? (синицы)
-На третий день прилетели птице – ни одной ягоды рябины не оставили. Кто они?( свиристели, снегири)
Аппликация « Угостим снегирей»
Дети наклеивают ягоды рябины ( комочки красных салфеток) на настенные зеркала. Где нарисованы гуашью ветки дерево и наклеены силуэты снегирей.
-Ребята, предлагаю поиграть в игру « Хорошо – плохо».
Пришла зима – это хорошо: красиво кругом, санки, лыжи, коньки и тд.( ответы детей)
Плохо: Холодно птицам, голодно животным ,в сильный мороз гулять не пойдешь……( ответы детей)
Зима трудное время года, но и веселое, Давайте поиграем.
Игра « Зима»
Мы зимой в снежки играем. лепим снежки
По сугробам мы шагаем. шагаем высоко поднимаем ноги
И на лыжах мы бежим. едем на лыжах
На коньках по льду летим. На коньках
И снегурку лепим мы. Лепим снежки
Гостью зиму- любим мы. Развести руки в поклоне и поставить на пояс.
Надеюсь ребята вы много нового узнали. О чем узнали? ( ответы детей).
На этом прощаюсь и к друзьям лесным возвращаюсь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Весна» для детей старшей группы
Программное содержание:1.Систематизировать знания детей о весне; основных приметах; изменениях в растительном мире.2.Закреплять умения составлять описательные рассказы о весне.3.Учить исключать 4-ую л...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию по теме «Число пять» в средней группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюпо теме «Число пять»в средней группе...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Зимушка-зима" в подготовительной группе
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: познакомить детей с особенностями и условиями жизни животных и деревьев зимой.Задачи:образовательные: закреплять обобщенные пр...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Зимушка - зима» с воспитанниками младшей группы, с использованием дидактических игр.
Занятие «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Данный конспект позволяет в...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка-зима» для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Зимушка – зима в гости к нам пришла» в средней группе «Б»
Цель этой непосредственно-образовательной деятельности: закрепить знания детей о зиме; формировать представления детей о сезонных изменениях зимой....
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Зимушка-зима» для детей средней группы
Цель: закрепить характерные признаки зимыЗадачи:Образовательные: закрепить накопленные детьми представления о зиме; обогащать представления детей о природе;Развивающие: развивать познавательный интере...