Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру
Ключевые слова: экологическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование географических представлений.
Экологическое воспитание детей — новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
Воспитатель: Г.А. Горлова
Ключевые слова: экологическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование географических представлений.
Экологическое воспитание детей — новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в настоящее время.
Зависимость человека от природы и природы от масштабов, форм и направлений деятельности человека существовала на всех этапах человеческой истории. В наши дни эта зависимость обнаруживается крайне драматическим образом, ставя под угрозу саму возможность существования человеческого общества.
Разрешение этой проблемы видится в переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и общества в целом в отношении к окружающей среде. С чего начинать?
Природа создала свое чудесное изобретение человеческий мозг таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. Установлено, что за первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. В эти годы они фактически приобретают базовый уровень по самым различным направлениям.
Дошкольное воспитание по своей природе открыто для решения задач образования в области окружающей среды, так как на этом уровне дети еще инстинктивно обладают целостным взглядом на свое окружение, они еще не "вышколены" дробить знания на отдельные дисциплины, как это происходит позже в средней и высшей школе.
Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы. И здесь на помощь может прийти география, ведь это — единственный естественнонаучный предмет, в сферу рассмотрения которого входят и естественные (природа), и общественные (население, хозяйство, социальные вопросы) объекты и явления.
Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей – объем информации, вызывающей интерес, очень возрос, дети, начиная с младшего возраста, готовы к восприятию знаний об окружающем их мире.
Взаимодействие человека с природой не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.[1]
В процессе экологического воспитания дошкольника, прежде всего, должно уделяться внимание следующим вопросам:
• Понимание самоценности природы.
• Осознание ребенком себя как части природы.
• Воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам животных, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
• Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
• Воспитание у детей активной жизненной позиции.
• Обучение азам элементарной экологической безопасности.
• Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
• Формирование экологически грамотного поведения в быту, на природе.
• Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе и ребенка).
• Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.
Вклад географии в эту область трудно переоценить. В соответствии с целями обучения географии в основу ее содержания положена идея экологизации. Все экологические вопросы, рассматриваемые в связи с географией можно разделить на три группы.[2]
Схема 1.
В ДОУ наиболее традиционной является изучение первой группы вопросов, которые касаются охраны отдельных компонентов природы (воздуха, атмосферы, растительности, животного мира и пр.) Менее представлена вторая группа вопросов, в которой проводится ресурсный подход к изучению природы, ресурсопользованию.
Третья группа вопросов образует собственно экологическую "составляющую", поскольку они касаются охраны среды обитания и деятельности человека. Введение этих вопросов в программу экологического воспитания дошкольника — дело новое и перспективное.
Содержание работы по формированию географических представлений об окружающей среде отражено в Едином государственном образовательном стандарте[3], а также в некоторых современных программах воспитательно-образовательной работы с детьми, таких как «Юный эколог» С.Н.Николаевой[4], «Мы» Н.Н.Кондратьевой[5], раздел «Ребенок познает окружающий мир» - программы «Детство»[6] и должно быть подчиненно принципам научности, доступности и принципу воспитывающего и развивающего характера знаний.
Принцип научности заключается:
1. Во включении основных идей и географических понятий в содержание знаний дошкольника.
2. В формировании понимания детьми идеи единства и взаимосвязи всех явлений в природе.
Второй принцип, лежащий в основе отбора содержания знаний при составлении программы, — это принцип доступности. Согласно данному принципу, для дошкольников отбираются знания, доступные освоению ими в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Действие этого принципа хорошо просматривается в содержании и характере знаний для определенной возрастной группы. Принцип доступности прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми.
Третий принцип, реализуемый в работе — это принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом отобрано содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Так, дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности,
Географические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающей природе. Освоение системы географических представлений требует постепенного усвоения все более сложных способов познания и обеспечивает переход от наглядно-действенных способов к абстрактно-логическим. Необходимость постановки ребенка в активную познавательную позицию при формировании естественнонаучных знаний об окружающем мире приводит к развитию познавательного интереса, к самостоятельному освоению и использованию различных способов познания.
В процессе решения обучающих задач география способствует выработке логического мышления как способа познания окружающего мира, вооружает знаниями для понимания законов природы. Оно учит связывать и перерабатывать информацию, поступающую из внешнего мира, правильно оценивать явления природы.
Формируя географические представления у дошкольника, воспитатель решает большие задачи, направленные на развитие умственной деятельности ребенка. При изучении конкретных объектов и явлений развиваются способности к наблюдению, что помогает понять их сущность и взаимосвязь.
Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир. Именно география учит логическим методам индукции и дедукции, формируют умение путем умозаключений проникать в глубины явлений, скрытых подчас от глаз наблюдателя.
Изучение объектов и явлений природы представляет чрезвычайно ценный материал для формирования логического мышления. Учитывая роль чувственного восприятия в мыслительном процессе, необходимо широко использовать наглядность и организовать наблюдения учащихся. Правильно организованное наблюдение помогает решать задачи не только образовательного, но и воспитательного характера. Наряду с формированием начальных географических представлений и понятий география имеет и воспитательное значение. На экскурсиях дошкольники знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы вызывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе.
Список литературы
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб., 1995.
- Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука Экологии. – СПб, 1996.
- Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. //Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.:Академия, 2001.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 1995.
- Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду. — М., 1999
[1] Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. //Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.:Академия, 2001.
[2] См. схему 1.
[3] Единые государственные образовательные стандарты. – М., 1978.
[4] Николаева С. Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду. — М., 1999
[5] Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука Экологии. – СПб, 1996.
[6] Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. — СПб., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки)»
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими ми...
Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...
Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Актуальность: Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений имеет большое значение в познавательном развитии дошкольника. ...
перспективное планирование по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста
Данный материал посвящен экологическому воспитанию дошкольников. Он включает в себя перспективные планы работы по формированию экологических представлений у дошкольников по программе "Юный эколог" С.Н...
перспективное планирование по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста
Данный материал посвящен экологическому воспитанию дошкольников. Он включает в себя перспективные планы работы по формированию экологических представлений у дошкольников по программе "Юный эколог" С.Н...
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста ...
«Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». ...