«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки)»
рабочая программа (средняя группа) по теме
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе. Особое внимание при работе с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом
совете
протокол № 1
от «05» сентября 2013 г.
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ детский сад
№ 24 «Росинка»
комбинированного вида ЕМР
__________(И.М. Харисова)
Приказ № 3/1 от «05» сентября 2013 г.
Рабочая программа «Формирование экологических представлений
у детей дошкольного возраста поэтическими средствами
(стихи, потешки, песенки)»
средней группы № 7
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 24 «Росинка» комбинированного вида ЕМР
на 2013-2014 учебный год
Автор-составитель:
Кощеева Е.П.
Пояснительная записка
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе. Особое внимание при работе с детьми следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Цель рабочей программы – ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки);
- формировать у ребенка целостную картину окружающего мира;
- расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;
- развивать у детей познавательные интересы и наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.
Для реализации цели и задач рабочей программы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности воспитателей, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Работа по формированию экологических представлений в средней группе построена с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада.
Работа по данному направлению осуществляется на непосредственно образовательной деятельности, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.
Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать разнообразные формы работы: экспериментирование, прохождение специально разработанного экологического маршрута – экологической тропы.
В конце учебного года для проверки эффективности работы целесообразно провести диагностическое обследование детей.
К концу года дети могут:
- называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку;
- различать и называть некоторые растения ближайшего окружения;
- называть времена года;
- знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.
Календарно-тематическое планирование по разделу «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки)»
Месяц | Тема | Цель | Материал | Виды деятельности | Работа с родителями |
Сентябрь | «Что нам осень принесла?» «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе для здоровья человека природных витаминов. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. | Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или предметные картинки с их изображением. Серия последовательных картинок: рост огурцов. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками. Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ежик, белочка и медвежонок. Картинки грибов и ягод. | Беседы с детьми: «Осень в гости к нам пришла», об овощах, «Осенние работы в поле». Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Загадки и стихи об овощах. Рисование и лепка овощей. Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Дидактическая игра: лото «Собирай-ка». Рисование и лепка ягод и грибов. Подвижная игра «У медведя во бору» | Консультирование родителей «Витамины – залог здоровья» |
Октябрь | «Прохождение экологической тропы» «Знакомство с декоративными рыбками» | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Дать детям представления о декоративных рыбках. Рассказать детям об особенностях содержания декоративных рыбок. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными. | Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев. Аквариум с рыбками, корм для рыб, сачок. Игрушка Незнайка. | Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка». Беседы с детьми: об аквариумных рыбках. Рисование «Рыбки в аквариуме». Наблюдения: за рыбками в аквариуме. Трудовая деятельность: кормление рыбок Д/игра: лото «Собирай-ка» | |
Ноябрь | «Осенние посиделки» (беседа о домашних животных) «Скоро зима!» (беседа о жизни диких животных в лесу) | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Панорама деревенского двора. Игрушки: домашние животные (корова, куры, петух, утки, собака, кошка), будка и загон. Картинка с изображением стога сена. Бумажные силуэты животных. Панорама зимнего леса. Игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха, ежик, белка, сорока). | Беседы о домашних животных. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных. Беседы о диких животных. Дидактические игры. Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных. Рассматривание серии картин «Дикие животные». | |
Декабрь | «Дежурство в уголке природы» «Почему растаяла Снегурочка?» | Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. | Принадлежности для дежурства в уголке природы: корм для рыб, вода, леечки, салфетки и др. Снегурочка-кукла. Снег в емкости. Лед в формочках. Снежинки, вырезанные из бумаги. Темный лист бумаги для выкладывания снежинок. Темные листы бумаги (на каждого ребенка). Белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки. Большая емкость с водой. Глина для лепки снеговиков. | Беседы о домашних животных и растениях. Индивидуальные поручения по уходу за растениями. Экскурсия в старшую группу. Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки». | |
Январь | «Стайка снегирей на ветках рябины» «В гости к деду Природоведу» (экологическая тропа зимой) | Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. | Панно с изображением снегирей на заснеженных ветках рябины. Картинки с изображением снегиря (на каждого ребенка). Листы бумаги формата А4, краска и гуашь коричневого и красного цветов. Кисти, печатка-тычок, салфетки, баночки с водой. Объекты экологической тропы. Угощение для птиц. Дед Природовед в зимней одежде. | Наблюдения за птицами, прилетающими на участок. Кормление птиц. Подвижная игра «Воробушки и кот». Рисование и лепка птичек. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Рассматривание иллюстраций с изображением зимних пейзажей. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев. Рисование зимних пейзажей. | Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц |
Февраль | «Рассматривание кролика» «Посадка лука» | Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о пользе для здоровья человека природных витаминов. Формировать трудовые умения и навыки. | Кролик на картинке. Игрушечный зайчик. Кукла Незнайка. Сундучок. Для посадки лука: земля, стаканчики, лейка с водой, тряпичные салфетки, фартучки. | Чтение русских народных сказок о животных. Рисование животных. Подвижные игры «Зайка серенький сидит…», «Изобрази животное». Лепка и рисование лука. Рассматривание овощей и фруктов. | |
Март | «Мир комнатных растений» «В гости к хозяйке луга» | Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. | Комнатные растения: фиалка, герань, бегония, фикус. Картинки с изображением насекомых | Работа в уголке природы. Рассматривание комнатных растений. Стихи о насекомых. Беседы с детьми: о насекомых, их пользе. Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. Наблюдения в природе: за бабочками, за пчёлами и др. Д/игры: «Узнай по описанию» | |
Апрель | «Поможем Незнайке вылепить посуду» «Экологическая тропа весной» | Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | Кукла Незнайка. Розетки с сухим песком, сухой глиной, комочками песка и глины, влажным песком и глиной. Салфетки и вода. Формочки для песка. Дымковские и филимоновские игрушки. Объекты экологической тропы: береза, клумба, скворечник на дереве, кормушка для птиц, пень. Банка березового сока. | Игры с песком. Лепка изделий из глины. Роспись глиняных изделий. Рассматривание дымковских и филимоновских игрушек. Рассматривание иллюстраций, изображающих природу. Наблюдения за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рисование дерева. | |
Май | Диагностическое задание № 1 Цель: выявить представления детей об овощах и фруктах. Диагностическое задание № 2 Цель: выявить представления детей о растениях. Диагностическое задание № 3 Цель: выявить представления детей о домашних и диких животных. Диагностическое задание № 4 Цель: выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда. |
- Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с., с ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 176 с.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 96 с.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические акции в ДОО как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста и тесного сотрудничества с родителями
Экологическое воспитание в ДОУ....
Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»
Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического воспитания дошкольников....
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
Мастер-класс для педагогов "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов...
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...
Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...
Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....