Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
Известно, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Процесс экологического воспитания тесно связан с познавательной, трудовой, игровой, изобразительной деятельностью и музыкальным воспитанием. Успешность нашей деятельности стала возможной благодаря организации предметно-познавательного пространства группы. В нашей группе оборудован уголок живой природы. Дети могут обратиться к различным источникам информации: энциклопедиям, журналам и книгам, дискам, открыткам о природе, систематизированным альбомам с фотографиями и др.
Работа осуществляется по нескольким направлениям:
* Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста;
* Развитие навыков практической деятельности в природе;
* Формирование нравственного, бережного отношения, любви к природе.
Однако наличие экологических представлений у дошкольников не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно, Для развития эмоционально-ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия и формирования нравственно-оценочного опыта детей мы используем следующие дидактические игры:
1.Дидактические игры для развития эстетического восприятия в природе: «Беседа с деревьями», «Наши цветы».
2.Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Чего не должно быть».
3.Дидактические игры для приобщения к экологически ориентированной, практической деятельности: «Ромашка», «Выполни задание».
4.Дидактические игры для обогащения экологических знаний: «Волшебный поезд», «Узнай птиц», «Времена года», «Кому нужна вода?».
Особенностью нашей работы с детьми является тематическое погружение, т.е. каждая неделя месяца имеет определенную тему. Например:
1 неделя – «Рыбы».
2 неделя – «Растения весной».
3 неделя – «Перелетные птицы».
4 неделя – «Домашние животные».
Темы всех четырех недель всегда взаимосвязаны между собой и посвящены связи природы и человека.
Зимой в группу систематически вносим ветки деревьев и кустарников, при этом поясняем детям, что в помещении у них распускаются листья. Большую радость доставляет ребятам посадка и выращивание лука и рассады в уголке природы. В условиях детского сада стараемся создавать возможности для творческой самостоятельной деятельности детей: устраиваем выставки тематических рисунков и поделок, вместе с воспитанниками составляем гербарии, сочиняем рассказы и сказки о растениях и животных, используем логические задачи и кроссворды.
Особое внимание в своей работе уделяем опытно-экспериментальной деятельности. Вместе с воспитанниками проводим опыты по выявлению свойств и качеств снега, льда, песка, воды. С большим интересом ребята исследуют и выявляют необходимость света, воды и тепла для роста растений и др.
Таким образом, наша деятельность позволяет не только сформировать у дошкольников экологические знания, но и учит их оценивать и беречь находящееся вокруг них природное окружение, внимательно относиться к природе, творить добро.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskih_predstavleniy_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста
Известно, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Процесс экологического воспитания тесно связан с познавательной, трудовой, игровой, изобразительной деятельностью и музыкальным воспитанием. Успешность нашей деятельности стала возможной благодаря организации предметно-познавательного пространства группы. В нашей группе оборудован уголок живой природы. Дети могут обратиться к различным источникам информации: энциклопедиям, журналам и книгам, дискам, открыткам о природе, систематизированным альбомам с фотографиями и др.
Работа осуществляется по нескольким направлениям:
* Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста;
* Развитие навыков практической деятельности в природе;
* Формирование нравственного, бережного отношения, любви к природе.
Однако наличие экологических представлений у дошкольников не гарантирует их готовности поступать экологически целесообразно, Для развития эмоционально-ценностного отношения к природе, ее эстетического восприятия и формирования нравственно-оценочного опыта детей мы используем следующие дидактические игры:
1.Дидактические игры для развития эстетического восприятия в природе: «Беседа с деревьями», «Наши цветы».
2.Дидактические игры для формирования нравственно-оценочного опыта: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Чего не должно быть».
3.Дидактические игры для приобщения к экологически ориентированной, практической деятельности: «Ромашка», «Выполни задание».
4.Дидактические игры для обогащения экологических знаний: «Волшебный поезд», «Узнай птиц», «Времена года», «Кому нужна вода?».
Особенностью нашей работы с детьми является тематическое погружение, т.е. каждая неделя месяца имеет определенную тему. Например:
1 неделя – «Рыбы».
2 неделя – «Растения весной».
3 неделя – «Перелетные птицы».
4 неделя – «Домашние животные».
Темы всех четырех недель всегда взаимосвязаны между собой и посвящены связи природы и человека.
Зимой в группу систематически вносим ветки деревьев и кустарников, при этом поясняем детям, что в помещении у них распускаются листья. Большую радость доставляет ребятам посадка и выращивание лука и рассады в уголке природы. В условиях детского сада стараемся создавать возможности для творческой самостоятельной деятельности детей: устраиваем выставки тематических рисунков и поделок, вместе с воспитанниками составляем гербарии, сочиняем рассказы и сказки о растениях и животных, используем логические задачи и кроссворды.
Особое внимание в своей работе уделяем опытно-экспериментальной деятельности. Вместе с воспитанниками проводим опыты по выявлению свойств и качеств снега, льда, песка, воды. С большим интересом ребята исследуют и выявляют необходимость света, воды и тепла для роста растений и др.
Таким образом, наша деятельность позволяет не только сформировать у дошкольников экологические знания, но и учит их оценивать и беречь находящееся вокруг них природное окружение, внимательно относиться к природе, творить добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста поэтическими средствами (стихи, потешки, песенки)»
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими ми...
Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...
Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Актуальность: Взаимодействие взрослого с детьми в процессе формирования экологических представлений имеет большое значение в познавательном развитии дошкольника. ...
перспективное планирование по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста
Данный материал посвящен экологическому воспитанию дошкольников. Он включает в себя перспективные планы работы по формированию экологических представлений у дошкольников по программе "Юный эколог" С.Н...
перспективное планирование по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста
Данный материал посвящен экологическому воспитанию дошкольников. Он включает в себя перспективные планы работы по формированию экологических представлений у дошкольников по программе "Юный эколог" С.Н...
«Использование проектного метода в формировании экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». ...
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Воп...