«Волшебный сундук» (конспект нод по исследованию дерева)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: создать условия для познавательно- исследовательского развития ребенка, открывающие его индивидуальность и возможность для его позитивной социализации, развития инициативы и способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sunduk-_pro_derevya.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема НОД: «Волшебный сундук» (Познавательное развитие)
Цель: создать условия для познавательно- исследовательского развития ребенка, открывающие его индивидуальность и возможность для его позитивной социализации, развития инициативы и способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
Расширять представления детей о дереве как материале, его свойствах.
Развивать исследовательские навыки, умение делать выводы из проведенных наблюдений.
Совершенствовать умение выделять сходство и различия объектов.
Способствовать подержанию детского любопытства, развитию интереса к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.
Способствовать смене видов детской деятельности с целью профилактики утомляемости.
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры, обсуждение проблемных ситуаций, игры с речевым сопровождением
Оборудование:
Демонстрационный материал: коврограф, круги луллия, сундук, морфологическая таблица, деревья
Раздаточный материал: Деревянные бруски, кусочки пластилина, спилы дерева, молоточки, картинки с объектами.
Предварительная работа: беседа о пользе и ценности деревьев.
ХОД НОД
Мотивационная | ||
Воспитатель: «Здравствуйте!» Как ваше настроение? Воспитатель: я уверена, что вы любознательные ребята, поэтому приглашаю вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории? Воспитатель: - Правильно. А что мы будем изучать, поможет узнать волшебный сундук. Предлагаю его открыть. Подойдите поближе и посмотрите, что внутри. Возьмите по одному предмету - рассмотрите их и скажите из чего они сделаны? Воспитатель: Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина. Древесина - это плотный материал из срубленного дерева. | Дети: Здравствуйте Дети: В лаборатории проводят опыты, изучают разные объекты, их свойства. Дети: эти предметы сделаны из дерева | 2 мин |
Основная | ||
Воспитатель: - В лаборатории мы будем изучать, свойства древесины. И предлагаю с этим материалом провести эксперименты. Проходите в лабораторию. Присаживаемся, следим за своей осанкой. Перед вами исследовательские сундуки, предлагаю их открыть. Что мы видим в них? Мы видим фотоизображение дерева Воспитатель: Предлагаю рассмотреть из каких частей состоит дерево? Все части дерева выделили? Молодцы. Воспитатель: - Скажите пожалуйста, можно ли узнать сколько дереву лет? Как это сделать? Воспитатель: Чтобы определит возраст дерева, нужно сосчитать годичные кольца древесины. Найдите в исследовательском сундуке Фотоизображение - спилы древесины. Рассмотрите спилы с помощью лупы, что вы видите? Воспитатель: Сосчитайте на спилах кольца, и мы узнаем сколько лет древесине из которой сделали эти деревянные предметы. Воспитатель: - Маша, сколько колец на твоём спиле? Воспитатель: Сколько лет древесине, из которой сделали деревянные игрушки? Воспитатель: Ребята, как вы думаете древесина твёрдая или мягкая? Чтобы подтвердить ваши предположения, предлагаю сравнить древесину и пластилин. Возьмите в одну руку деревянный брусок, а в другую пластилин. Сожмите обе руки сильно – сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Воспитатель: - Как вы думаете, почему пластилин изменил форму, а брусок нет? Воспитатель: - Какой вывод можно сделать? Мы изучили одно из свойств древесины – она твёрдая. Предлагаю проверить дерево на прочность. А как мы можем это проверить? Попробуйте сломать, разорвать, постучать… Что происходит с бруском древесины? А теперь, попробуйте разорвать и постучать по куску пластилина? Что с ним произошло? Воспитатель: - Какой вывод можно сделать? Воспитатель: молодцы, хорошо потрудились, закрывайте исследовательские сундуки и продолжим наше исследование. Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку знать свойства дерева как материала? Правильно! Лес - это наша ресурсная кладовая. Существует лесная промышленность, где деревья спиливают и используют как материал. Деревья спиливают и тут же сажают молодые деревья. Древесину как объект промышленности используют при строительстве домов, получении бумаги, изготовлении мебели и посуды. Воспитатель: Мы с вами продолжаем наше исследования и попробуем определить, какую пользу приносит дерево как материал для нашей жизни: В вертикальной графе выделим виды производств: медицина, косметика, пиломатериалы, бумага. Подумайте и заполните таблицу. Медицина – как применяют в лекарственных целях: изготавливают таблетки, сборы листьев, масла, витамины Косметика: делают шампунь, крем, мыло, маски для лица Пиломатериалы: игрушки, дома, посуда, мебель Как используют бумагу: тетради, альбомы, книги, салфетки Воспитатель: - Молодцы, правильно заполнили таблицу. Физкультминутка «Деревья» Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо - влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет, (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловища) Ветер стих. Взошла луна, Наступила тишина. (Дети садятся за столы) Воспитатели: Предлагаю продолжить наши исследования и определить с какого дерева листья и плоды. Работать будем в парах. В исследовании нам помогут волшебные круги. На большом круге деревья, на среднем круге листья, на самом малом круге - плоды деревьев.
Витя скажи какие плоды у яблони?
Паша скажи какие плоды у дуба?
Соня скажи какие плоды у березы?
Маша скажи какие плоды у ели?
Соня скажи какие плоды у каштана? При раскручивании кругов рассмотрите ситуацию, когда на березе появились плоды рябины. Подумайте, что в этом хорошего, а что плохого? Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Включается запись с голосами птиц (встревоженных). Воспитатель: Ребята, вы слышите птичий переполох. Что-то случилось…. Птицы принесли нам фотографию Что вы видите на фотографии? Как вы думаете, что случилось с этим деревом? Воспитатель: Почему оно погибло? Воспитатель: Ребята, что нам делать, как мы можем помочь птицам? Согласна с вами, у меня есть семена деревьев – предлагаю пройти в лабораторию и посадить деревья, чтобы помочь лесным жителям. С помощью палочки делаем лунку, помещаем семечку и закапываем. Если вы будите хорошо ухаживать, они вырастут, и вы сможете их высадить на территории детского сада. И радоваться своими плодами. Воспитатель: Спасибо за помощь. | Дети проходят за столы Предположительные ответы детей: - деревья. Дети: крона, стволы, ветки, корни Дети: предлагают свои ответы Дети: - На спилах есть кольца Дети считают кольца на спилах Дети: 6 колец Дети: 6 лет Дети высказывают свои предположения. Дети: выполняют задание и делают вывод: Пластилин изменил форму, а брусок нет. Дети: - Потому-что пластилин мягкий, а деревянный брусок твёрдый. Дети: Древесина твёрдая Дети: Предлагают свои ответы: сломать, стукнуть по дереву молотком (стучат молотком по деревянному бруску). Дети: - Дерево осталось невредимым. Дети: Пластилин растянулся Дети: проходят к таблице. Дети: древесина прочная, а пластилин нет. Предположительные ответы детей: Чтобы спилить старые деревья на дрова, делать дома, на изготовление мебели, бумаги. Дети: рассматривают Фотоиллюстрацию – лесная промышленность. Дети выполняют задание, располагают объекты в таблице. Дети выполняю физминутку Дети располагаются за столами парами, рассматривают круги. Дети выполняют задание. Ответы детей: яблоко Ответы детей: желуди Ответы детей: сережки, сок Ответы детей: шишки Ответы детей: каштаны Предположительные детей: хорошо в то, что можно собирать сок и плоды рябины на одном дереве, птицы будут больше получать плодов для пропитания. Плохо – ветки березы будут ломаться, так как они тоньше чем у рябины и не способны выдержать плоды рябины. Дети рассматривают иллюстрацию- сухое дерево Ответы детей: дерево Предположительные ответы детей: оно погибло Ответы детей: не было дождя, ударила молния… Предположительные ответы детей: посадить новые. Дети выполняют задание. | 1 мин 4 мин 1 мин 4 мин 3 мин 2 мин 1 мин 2 мин |
Рефлексия | ||
Воспитатель: мы с вами провели исследование, Что мы нашли в волшебном сундуке? Воспитатель: А, ребята вашей группы знают, чем мы занимались? А вы хотите им рассказать? Воспитатель: Предлагаю для них заполнить журнал – таблицу, как настоящие ученые и рассказать им что мы узнали, согласны? Мы изучали из каких частей состоит дерево. Изучили свойства дерева: какое свойства мы узнали? Как мы это узнали? Узнали, как определить возраст у дерева, как? Узнали, какую пользу приносит дерево как материал для нашей жизни, где применяют? Подумайте, как мы должны деревьям помогать? Воспитатель: Ну, что мы провели свою исследовательскую работы, пора возвращаться в группу и обо всем рассказать своим товарищам. | Дети: Объекты из дерева Дети: нет, да хотим Дети: у дерева есть ствол, крона, листья, плоды Дети: прочное и твердое Дети: посчитать сколько колец на спилах Дети: в медицине, в косметике, в производстве бумаги Дети: сажать новые, поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей. | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия для детей 7-го г.ж. И.А. Румянцева
«Уральская роспись. Сундук» Конспект занятия по краеведению для детей подготовительной группы, И.А. Румянцева, воспитатель МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 25»...
Конспект НОД по физической культуре совместно с родителями с элементами исследования: "Что важнее в тренировке: руки или ноги?" Тема недели в ДОУ: "Жизнь деревьев"
Цель: выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека, сходство и различие в строении человека и дерева; продолжать формировать представление о взаимодействии различных действий....
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....
Непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественное творчество. Рисование» для детей старшей группы по теме: «Сказочное дерево» В старшей группе №2 Тема: « Волшебное дерево» Воспитатель: Салагина Надежда Накола
Задачи:1. Обучающие• Продолжаем учить детей выделять цвета весенней палитры из общей цветовой гаммы.•...
НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме» с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста на тему: "Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме"...
Исследование с детьми 6 – 7 лет «Деревья и кустарники»
Исследование с детьми 6 – 7 лет «Деревья и кустарники»Задачи. Совершенствовать умение детей рассказывать о лиственных деревьях икустарниках, используя алгоритм. Обогащать природоведч...