Познавательное занятие для детей подготовительной группы (6-7 лет) на тему «Грибной мир».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новоталицкая средняя школа»
Дошкольные группы «Малыш»
Муниципальный конкурс «Мой лучший урок»
Дошкольное и дополнительное образование
Познавательное занятие для детей подготовительной группы (6-7 лет)
на тему «Грибной мир».
Автор работы:
Кузнецова Ольга Сергеевна,
МБОУ «Новоталицкая СШ»
дошкольные группы «Малыш»,
воспитатель, 18.07.1986 г.р.,
стаж работы 3года 4 мес.
Первая категория
Тел.89612463880,
e-mail: Ol.Ma-a.I.777@mail.ru
2018 год.
Пояснительная записка.
- Тема занятия: «Грибной мир»;
Цель занятия: Расширить и уточнить представления детей о грибах: съедобных,
несъедобных, правилах «Тихой охоты», воспитывая бережное
отношение к природе.
- Задачи занятия:
Образовательные:
1. Продолжать учить детей узнавать съедобные виды грибов по описанию и картинкам, различать по признакам.
2.Дать понятие шляпочных грибов;
3 Учить отличать съедобные виды грибов от ядовитых;
4. Формировать и обогащать словарный запас, познакомить с новыми словами «хлорофил», «плодовое тело»;
5. Познакомить детей с новыми видами грибов ( дрожжевые, плесневые)
6. Научить детей правилам «Тихой охоты»- как собирать правильно грибы.
7 Закрепление правильного употребления уменьшительно - ласкательных суффиксов и форм множественного числа
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе;
2. Воспитывать у детей желание осуществлять прогулки в лес;
Развивающие:
1. Продолжать развивать память, воображение, внимание ( отгадывание загадок,
чтение стихов)
2. Развивать связную речь детей, путем полного и развернутого ответа на вопросы воспитателя, подготавливая к пересказу текста.
3. Развивать грамматический строй речи, познавательный интерес,
4.Прививать любовь детей к художественному слову.
- УДД формируемые на занятии: понимает и пересказывает содержание рассказанного педагогом, знает съедобные и несъедобные грибы, умеет их различать, умеет проводить непрерывную линию, знает числовой ряд от 1 до 10.
- Место занятия в изучении темы: Итоговое занятие;
- Вид занятия: Познавательное, интегрированное.
- Используемое оборудование, наглядность: мультимедийная доска, ноутбук, магнитофон, муляжи грибов, фото грибов – выводятся на доску, листы бумаги с изображением цифр, цветные карандаши.
- Технологии: Информационная (формирование знаний, умений, навыков) индивидуально-групповая, операционная, личностно-ориентированная, игровая, здоровьезберегающая, обучающе-воспитательная.
- Формы и методы: Беседа, рассказывание
:
Содержательная часть.
2.1 Конспект занятия.
Содержание этапа, деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников |
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулку. А куда попробуйте отгадать сами. Здесь растёт деревьев много Лип, осин, берёз и клёнов. А ещё грибов и ягод – Не собрать их даже за год. Место то полно чудес, А зовём его мы…(лес) | Лес! |
Слайд 1. Правильно ребята! А кто из вас был в лесу? | Ответы детей. |
Вам понравилось в лесу? | Да! |
Что люди могут собрать в лесу? | Грибы, ягоды. |
Правильно! Сегодня мы с вами будем говорить о грибах. Слайд 2. Всё живое на земле принято относить либо к растительному, либо к животному миру, однако, есть особые организмы – грибы, которые долгое время учёные затруднялись отнести к определённому классу. Грибы уникальны по своему строению, способу жизнедеятельности и разнообразию. Они представлены огромным количеством разновидностей и отличаются по механизму своего существования даже между собой. Грибы вначале относили к растениям, затем к животным и только недавно было принято решение относить их к своему, особому царству. Гриб – не растение и не животное. Грибы в отличие от растений не содержат хлорофилла - зелёного вещества (пигмента), который придаёт зелёную окраску листьям и добывает питательные вещества из углекислого газа и воды. Грибы не способны самостоятельно производить питательные вещества, а добывают их из того объекта на котором растут: дерево, почва, растения. Питание готовыми веществами очень сближает грибы с животными. Кроме того, этой группе живых организмов жизненно необходима влага, поэтому они не способны существовать там, где нет жидкости. Грибы могут быть шляпочными Слайд 3, плесневыми Слайд4 и дрожжевыми Слайд 5. Именно шляпочные грибы мы собираем в лесу. Плесневые – это всем известная плесень, дрожжевые – дрожжи и им подобные очень мелкие микроорганизмы. Мы с вами поговорим о шляпочных грибах. Всем известно, что гриб состоит из ножки и шляпки, именно их мы и срезаем, когда собираем грибы. Это плодовое тело гриба. Слайд 6. Собирание грибов очень полезное занятие! Пока до грибного местечка доберёшься, отлично прогуляешься на свежем воздухе. А сколько раз нагнёшься, пока в лесу ходишь! Вот тебе и гимнастика! Физкультминутка: Осеннею порою мы в лес с тобой идём (шаги на месте). Грибов корзинку целую в лесу мы соберём (приседания). Летает паутина и падает листва, (покачивания руками над головой) Шуршит под сапогами увядшая трава. («шуршат» ногами) По тонкому мосточку ручей мы перейдём, (идут на носочках) Семью лисичек рыженьких во мху с тобой найдём. (наклоны) Раздвинем травку палочкой и там увидим, вдруг – (скрестные движения прямых рук) Цветные сыроежки рассыпались вокруг.(кружатся на месте) А на полянке крепкие боровики стоят («пружинка») Под лапы ёлок спрятались, в корзинку не хотят. (руки «ёлочкой» над головой) Опят, груздей и рыжиков с тобою мы нашли, (повороты вправо-влево) Грибов корзинку целую домой мы принесли!(хлопки в ладоши) | Дети выполняют движения вместе с воспитателем. |
А сейчас мы познакомимся с самыми известными грибами. Слайд 7 «Влез опёнок на пенёк, Простоял один денёк, А потом склонился, Чуть не свалился, Тоненький, тоненький, Ножка – что соломинка. Узнали этот гриб? | Дети рассматривают картинку с изображением опят на доске, сидя на стульчиках. |
А теперь посмотрите, как выглядит боровик. Слайд 8. Белый гриб (боровик) обожают грибники за его непревзойдённый вкус и аромат. Он очень похож по форме на бочонок. Шляпка этого гриба похожа на круглую подушку и имеет коричневый цвет от бледного до тёмного. Поверхность её гладкая. Мякоть плотная, белого цвета, не имеет запаха и обладает приятным ореховым вкусом. Ножка объёмная белого цвета. Этот гриб можно собирать с июня по октябрь в хвойных, лиственных или смешанных лесах и внешний вид его зависит от того, где он растёт. Употреблять белый гриб можно в любом виде ( жареном, вареном, готовят суп.) | Дети рассматривают картинку с изображением белых грибов на доске. |
Предлагаю вам изобразить белый гриб на листе бумаги. Нарисовать гриб вы сможете, если в правильном порядке соедините цифры от 1 до 20. | За столом, дети соединяют непрерывной линией цифры от 1 до 20. Получается белый гриб. |
Слайд 9. Слайд 10. Картинка с изображением лисичек и подосиновика. Ребята, а эти грибы вы узнаёте? Кто может их назвать | Ответы детей. |
По тропинке в лес пойдём, Подосиновик найдём, Рядом рыжие сестрички, Величают их лисички. Ребята, как вы думаете, почему гриб с красной шляпкой называется подосиновик, а рыженькие грибочки называют лисичками? | Гриб с красной шляпкой растёт под осиной. Лисички цветом похожи на лисички. |
Как вы думаете грибы, которые мы с вами назвали съедобные? | Да |
Какие ещё съедобные грибы вы можете вспомнить и назвать? | Сыроежка, подберёзовик, волнушка. |
Слайд 11. Кто знает, что это за гриб? Съедобный он или нет? | Мухомор. Нет |
Правильно ребята. Мухомор ядовитый гриб. Всего в нашей стране растёт более 2500 разных грибов съедобных и несъедобных. Есть среди них и очень ядовитые грибы, которые в руки брать не разрешается. Попадёт яд на руки, а потом, если по забывчивости возьмёшь этими руками хлеб и будешь его есть, то можно отравиться. Помните об этом ребята и будьте осторожны. Самые опасные и ядовитые грибы – мухомор и бледная поганка. | |
Слайд 12. Ребята, а кто видел или знает, как правильно нужно собирать грибы |
|
Гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом, если аккуратно срезать гриб, то на следующий год на этом месте вырастет ещё один гриб и даже не один. А если вырвать гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше не вырастут. А сейчас послушайте и запомните основные правила грибника:
Ну что ребята, кто запомнил правила и сможет их повторить? | 2-3 ребёнка перечисляют правила. |
Запомнили, как выглядят несъедобные грибы? Сейчас мы это и проверим. Дидактическая игра «Съедобные и несъедобные грибы». | Дети разбирают в 2 корзинки съедобные и несъедобные грибы. Используются муляжи. Проверяет ребёнок. |
А сейчас я предлагаю вам послушать сказку о грибах. Прочтение сказки. После прочтения кто-то из вас попробует её пересказать | Дети слушают сказку «О грибах». Пересказывают 2-3 человека. |
Слайд 13. Ребята, предлагаю вам ещё раз вспомнить самые известные съедобные и несъедобные грибы и найти отличия между грибами-двойниками. | Дети комментируют таблицу грибов-двойников. Педагог использует наводящие вопросы. |
На этом наша прогулка закончена. Пора возвращаться в детский сад! |
2.2 Информационные ресурсы:
- Занятия по формированию элементарных экологических представлений. Соломенникова О.А.Мозаика-Синтез.Мосвка 2010.
- Учите, играя. Пособие для воспитателя детского сада. Максаков А.И., Тумакова Г.А.Москва «Вако»,3013.
- Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. Москва «Вако», 2015.
- Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты занятий по основам безопасности дотей дошкольного возраста. Москва. «Просвещение», 2016.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград:Учитель, 2015.
- «Сказка о грибах» из журнала «Дошкольное воспитание», 2011 год № 7.
- http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-nurzhanovna-zhanzakova/konspekt-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-gribnoi-mir.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/07/proekt-v-tsarstve-gribov
- http://mirdoshkolnikov.ru/roditelyam/soveti-logopeda/item/95
2.3 Приложения.
Задание «Соедини цифры»
«Сказка о грибах».
Однажды ранним июльским утром на лесной поляне собрались грибы. То ли у них был праздник, то ли просто они решили повеселиться, но собралось их видимо-невидимо. И кого тут только не было: и рыжие Лисички, и пестрые Сыроежки, и веселые Маслята; пришел благородный Боровик, даже старый Груздь решил взглянуть на веселое сборище.
— Веселей, веселей кружитесь! — кричал распорядитель, нарядный Мухомор, размахивая пестрой шляпой. — Рыжики, приглашайте Опят!
Заулыбались Опята, были они сиротами, тоненькие, бледные, длинноногие, всегда робко жались друг к другу, но вот, подхваченные Рыжиками, закружились они в танце. А Сыроежки-то, Сыроежки! Так и мелькают их розовые, зеленые и красные сарафаны. Подбоченившись, пустился в пляс важный Боровик, даже Груздь притопывал ногами так, что подпрыгивала его шляпа с бахромой на загнутых краях. Расшумелись грибы, разгулялись. Неизвестно, сколько бы продолжалось это веселье, но вдруг где-то вдали раздалось протяжное:
— Ау-у-у-у!
— У-у-у… — подхватило лесное эхо.
— Ау! — откликнулось из чащи.
— Ау! — отозвалось с другого конца леса. Как вкопанные остановились грибы: знали они, что значит это «ау».
— Спасайся кто может! — крикнул старый Груздь и первый бросился наутек, в траве спрятался.
Боровик, забыв о своей солидности, помчался в чащу, залез под ель и затаился.
— Батюшки! Матушки! — в панике метались Сыроежки, разбежались они по всему лесу, то тут, то там мелькали их яркие сарафаны.
Сироты Опята всей семьей к пеньку прижались. Те грибы, что попрятались под березами, так и стали называться Подберезовиками, а те, что под осинами, — Подосиновиками.
— Пропадите вы все пропадом, — прошептал Шампиньон и убежал из леса в луга. Чудак Трутовик с испугу на дерево залез да так и остался, прижился там.
Маслята гурьбой кинулись под сосны и ели. Не испугался один Мухомор, остался стоять на видном месте. Знает Мухомор, что никому он не нужен, разве только неудачливый грибник с досады поддаст его ногой или собьет палкой.
С тех лор грибы не собираются на большие сборища, а по-семейному водят хороводы — маслята с маслятами, боровики с боровиками,
Я сама это видела и рассказала, ребята, вам, только — чур! — меня не выдавайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием ИКТ на тему: «В гости к осени»
Занятие для подготовительной группы...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗТема: «Его величество - электричество»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности познавательной игры - путешествия по образовательной области «познавательное развитие» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет на тему: «Огородные помощники»
Цель: Развивать познавательные интересы детей, используя бросовый материал в игровой форме....
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы "Число 9, цифра 9.Состав числа 9 из единиц"
Посредством игровых упражений закрепляются представления детей о числе и цифре 9, о составе числа 9 из единиц; уточняются представления детей о цифрах от 1 до 9; последовательности дней не...
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы «День российской науки»
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы«День российской науки»Цель. Создать благоприятные условия для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследо...
Конспект творческо-познавательного занятия для детей подготовительной группы "Птицы весной"
Данный материал возможно использовать в работе педагогами дошкольных учреждений....
Познавательное занятие для детей подготовительной группы "Космические дали"
Каждый день мы видим на небе солнце, луну и звезды. Это всё — части огромного пространства, которое называется космос. Сколько всего удивительного, необычного и любопытного происходит в мире над...