Организация проблемно-поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД Тема: «Кто зажигает лампочку?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_zazhig.lamp_.2.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проблемно-поисковой деятельности детей
старшего дошкольного возраста
Конспект НОД
Тема: «Кто зажигает лампочку?»
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
образовательные: | познакомить детей с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком; обобщать знания детей о электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием «статическое электричество»; закреплять правила безопасного обращения с электроприборами; |
развивающие: | способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности. |
воспитательные: | вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека. |
Материалы к занятию:
Материалы, используемые в ходе беседы: презентация PowerPoint; фрагменты мультфильмов из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности», « Фиксики. Фиксология», «Фиксики. Фонарик».
Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования: фонарики,батарейки; воздушные шары; лоскуты шерстяной ткани, пластиковые палочки (пустые шариковые ручки), фигурки бабочек из бумаги;
Материалы, используемые для дидактических игр: парные картинки - карточки с изображением предметов.
Ход занятия .
1. Организационный момент. Дети входят в зал. Воспитатель предлагает им присесть на коврик для просмотра мультфильма. Включается мультфильм и через пару секунд всё гаснет.
Воспитатель : - Вот незадача, хотели посмотреть мультфильм и всё погасло. Ребята, что произошло ? ( Ответы детей : отключили свет, пропал свет, пропало электричество, выключили из розетки...)
Воспитатель : - А как же нам всё исправить? ( включить электричество, подключить ноутбук к розетке)
Воспитатель : - Да, ребята, вы правы. Сейчас попробуем всё исправить.
2. Беседа об электричестве. Воспитатель : - А что же такое невидимое заставило заработать наш ноутбук? ( Электрический ток, электричество) . - А откуда берётся электричество? ( Ответы детей) . - Электричество приходит к нам в дом по проводам. Оно чем-то похоже на реку, только в речке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы- электроны. Давайте послушаем, что нам расскажут про это герои наших любимых мультфильмов...
Усаживайтесь удобнее на стульчики.
( Фрагмент мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».)
— Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.
— Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
- А где вырабатывается электричество и как оно поступает в наши дома? ( Ответы детей). Верно, электричество вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома. А что с ним происходит дальше и как люди обращаются с электричеством? Сейчас нам про это расскажут фиксики.
( мультфильм «Фиксология. Электричество»)
3. Игра « Что есть, что было»
- Сейчас электричество есть в каждом доме, но много лет тому назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Как же люди обходились без электричества? ( Ответы детей).- Вот, например без пылесоса? А как электроприборы облегчают нам жизнь сейчас ?
- А давайте мы с вами поиграем в игру «Что есть, что было». Мы разделимся на две команды. У одной команды будут карточки с изображением предметов, которые были до появления электричества. А второй команде я раздам карточки с изображением электроприборов, которые эти предметы заменили. Возьмите карточки и подберите себе пару из другой команды. Например : свеча — лампа.
( игра «Что есть, что было» )
- Молодцы, ребята, отлично справились с заданием! Теперь мы увидели, какие замечательные помощники- электроприборы у нас есть, и как тяжело без них было жить.
4. Дискуссия « Опасно электричество или нет?»
— У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! Скажите, пожалуйста, электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека или нет ? ( Ответы детей ) Как вы думаете почему ? ( Ответы детей) А вот, например, телефон, это тоже электроприбор, но разве он опасен? ( Нет) Значит, электричество не опасно?(Ответ детей). Если вы думаете, что электричество опасное, может нам вообще им не пользоваться. ( Ответ детей). Так всё же какой мы сделаем вывод? Электричество опасное или безопасное? ( Ответ детей ). При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством.
5. Правила безопасного обращения с электричеством
— Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами? ( Ответы детей)
Правила , в сопровождении слайдов ( презентация PowerPoint) :
1.Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
5.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно-
Это каждый должен знать!
6.Нельзя пользоваться электроприборами с поврежденными проводами.
6. Экспериментальная деятельность.
- Ребята, а вы знаете, что есть электричество совсем не опасное, тихое, незаметное. Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно поиграть. Вы может быть знаете, где его можно найти, где оно прячется ? ( Ответы детей). Давайте сейчас мы попробуем его отыскать.
1 опыт.
Воспитатель обращает внимание детей на стену, на которой висит воздушный шар, а на полу лежат разноцветные шарики . Воспитатель предлагает повесить воздушные шарики на стену.
( Дети пытаются это сделать. )
- Почему это шарик висит, а остальные – нет? Превратим их в волшебные, я вам покажу, как это сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, какой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда терли шариком о волосы. Он стал электрическим и притянулся к стене.
Вывод: в волосах "живет" безопасное электричество.
2 опыт.
А сейчас попробуем сделать волшебными другие предметы. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь ими к мелко нарезанной бумаге - конфетти, цветным маленьким бабочкам. Что вы видите? А сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Медленно поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что случилось? Почему? ( Ответы детей) Верно, палочка притянула к себе бабочек, когда мы потёрли её о шерстяную тряпочку и сумели поймать электричество.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде, оно тоже безопасное и называется статическим.
3 опыт.
Ребята у вас и у меня в руках фонарик, но мой почему-то не горит... почему? ( Ответы детей) Действительно, в нем нет батарейки. Нужно вставить батарейку. Фонарик заработал? Заработал. Почему?( Ответы детей). Когда мы вставили батарейку, через фонарик пошел электрический ток, и он заработал.
( А ваши фонарики горят? А почему? В них же есть батарейка. ( Ответы детей) Давайте послушаем, что фиксики нам расскажут об этом.
( Фрагмент мультфильма « Фиксология» « Фонарик» )
- Давайте мы с вами, ребята, найдём причину по которой не работают фонарики. Выключатель работает? А лампочка цела? Значит с батарейкой проблема. Но в ваших фонариках новые, хорошие батарейки. Что за причина может быть?( Ответ детей) Правильно, нужно вставить батарейку правильно плюс к плюсу, а минус к минусу.( Дети вынимают батарейку и правильно её вставляют))
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество.
- В каких еще предметах есть батарейки с неопасным электричеством? ( Ответы детей).
7. Подведение итогов. Рефлексия
- Молодцы, ребята! С чем мы сегодня познакомились на занятии?( с электричеством)
- Где "живет" электричество? ( везде, в проводах, одежде, волосах, батарейках)
- Электричество – наш друг или враг?
- Что будет, если электричество закончится? ( Ответы детей)
Поэтому, ребята, надо электроэнергию беречь. А как это сделать? ( уходя гасить свет, отключать электроприборы, без надобности не включать свет везде и т.п.)
Молодцы!
Так давайте же, друзья,
Возьмемся очень дружно
Электричество беречь
И экономить нужно!
И теперь, когда мы закончили наши опыты, давайте поблагодарим наших гостей, за то, что они были с нами и пригласим их приходить к нам ещё.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"
Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Проект разработан для старшей группы...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Путешествие с Капелькой» по методике О.В.Дыбиной
План-конспект по непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками....
Конспект совместной деятельности по организации труда с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Уход за комнатными растениями"
Конспект совместной деятельности по организации труда детей старшего дошкольного возраста в природе на тему "Уход за растениями" с использованием пооперационных карт....
Итоговая работа. Содержание и методика организации познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: "Вода"
исследование воды...
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".
формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....
Конспект занятия по познавательному развитию с использованием проблемно-поисковой (исследовательской) деятельности в подготовительной группе "Вода".
формирование познавательных действий дошкольников, путём использования поисково-исследовательской технологии находить воду в окружающем пространстве....