Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Лес в жизни человека".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пирожкова Елена Александровна

Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Лес в жизни человека". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему: "Лес в жизни человека"

Цель: расширить представления детей о роли леса в жизни человека

Задачи:

-расширить знания детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом;

-расширить знания детей о лесе, как природном сообществе;

-развивать наблюдательность;

- активизировать и обогащать словарь детей;

-воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.

Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание и наблюдение за природой.

Материал: диск с музыкой «голоса леса», карточки «правила поведения в лесу»(индивидуальные и демонстрационные на доску), иллюстрации (сосна, сосновый бор, ель, ельник, кедр, кедрач, лиственница, береза, березняк), веточки сосны, ели, лиственницы, кедровая шишка и орешки, «ствол дерева лиственница» из 3-х листов картона, пазл с изображением «Березы» на каждый стол, банка с березовым соком, иллюстрация «дерево березы с раной от сбора сока» и кусочек пластилина для каждого ребенка, выставка «Дары леса»(книги, картон, бумага, тетради, карандаши, спички, игрушки из дерева, деревянные ложки, посуда, мех, грибы, ягоды, орехи, дрова, кусочек доски-ламинат, стул, банка с березовым соком и т.д.).

Ход занятия

Вводная часть

-Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в одно замечательное место, полное тайн и загадок. Закройте глаза!

Звучит музыка «Голоса леса»

Воспитатель дает загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!

- Где мы с вами оказались? (в лесу)

- Как вы об этом догадались? (было слышно пение птиц, музыка леса)

- Поднимите руку, кто из Вас бывал в лесу?

-Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим (дети называют, а воспитатель помещает на доску знаки «Правила поведения в лесу», перечисленные детьми).

  • Нельзя шуметь, бегать в лесу.
  • Нельзя ломать ветки деревьев.
  • Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
  • Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
  • В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
  • Нельзя разжигать костёр.
  • Нельзя выбрасывать мусор.

- На столах у вас у каждого лежат перевернутые карточки-кружочки. Посмотрите и сравните все ли правила мы вспомнили.

Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно отправляться в путь.

Основная часть

-Что такое лес?(ответы детей)

– Лес – это целый мир! Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые. жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом.                                                                                                              – Почему его так называют?                                                                                                                -Что значит лес для нас с вами?                                                                                                                   - Почему в лесу так легко дышится?( Потому что воздух в лесу чистый).                                               -Как и чем очищается воздух в лесу? (Деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается когда деревья начинают цвести — это черемуха, рябина, лиственница и другие).

– А теперь отгадайте загадку:                                                                                                                     Это дерево не елка.                                                                                                                               Хоть есть шишки и иголки.                                                                                                                 Как колонна каждый ствол,                                                                                                               Сверху крона, как шатер... (Сосна.)   (Иллюстрация  на доску)

-У Вас на столах в корзинке веточки. Постарайтесь найти среди всех этих веточек веточку  сосны. Посмотрите на веточку у меня в руках! Сравните выбранную вами веточку с веточкой у меня в руках. Прикоснитесь! Какие у нее иголки?                                                                                                  

- А как называется место, где растут одни сосны? (Сосновый бор) (Иллюстрация на доску)

-А почему полезно гулять в сосновом бору? ( Там чистый воздух, и в нем светло и просторно).

Ребенок загадывает загадку:                                                                                                                     Зимой и летом одним цветом.... (Ель.) (Иллюстрация на доску)

-Возьмите из корзинки такую же веточку как у меня в руках! Это веточка ели. Прикоснитесь! Какие у нее иголки?

– А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.) (Иллюстрация на доску)

– А почему в ельнике так сыро и темно? Правильно – ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.

Загадка:                                                                                                                                                      Мои мягкие иголки – длиннее, чем у сосны и елки... (Кедр.) (Иллюстрация на доску)

-Лес, в котором растут одни кедры, называется кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое. А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? Кедровые шишки можно употреблять в пищу. (демонстрация шишки и кедровых орешков)

Загадка:                                                                                                                                                           Есть у родственницы елки неколючие иголки,                                                                                        Но в отличие от елки – опадают все иголки... (Лиственница.) (Иллюстрация на доску)

-Возьмите веточку лиственницы! Прикоснитесь! Какие у нее иголки?

-А чем отличается елка от лиственницы?(неколючие иголки, иголки опадают)

- А что используются в народной медицине от лиственницы? (Лиственничную бумагу.) (Три листа цветного картона в последовательности коричневый, желтый, коричневый сворачиваем трубочкой, изображающей ствол дерева. Затем последовательно разворачиваем каждый слой и заостряем внимание детей на светлом листе «лиственничной бумаге»).                                                                                                                       – Слой, расположенный между корой и древесиной. Эту бумагу использовали при порезах и нарывах.

-Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес. Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве.

Физминутка   Здравствуй лес

Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны) 
Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)  
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево) 
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  

-Идем дальше и встречаем очень красивое дерево!!! А что это за дерево, вы узнаете, если соберете  картинку. (Береза.)

Иллюстрация на доску

-Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.

Люблю березку русскую,                                                                                                                          То светлую, то грустную,                                                                                                                            В белом сарафанчике,                                                                                                                               С платочками в карманчике,                                                                                                                       С красивыми застежками,                                                                                                                         С зелеными сережками.

-Как называется лес, в котором растут одни березы? Березняк, березовая роща.(Иллюстрация на доску)

 -Что весной собирают с деревьев березы? (березовый сок).                                                       -Выглядит он вот так(банка с березовым соком).                                                                              -Какой он на вид? (Как мутная вода).Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, взрослых и высоких. После сбора сока что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (залепить смолой сосны или пластилином).

-Представьте, что мы с вами собрали березовый сок и на березке  осталась ранка.                         -Возьмите «березы», которые лежат у каждого из вас на столах, маленький кусочек пластилина и залепите ранку, вылечите каждый свое деревце!

 -Лес, в котором растут березы, осины, рябина, называют лиственным лесом.

Мы любим лес в любое время года,                                                                                                  Мы слышим речек медленную речь.                                                                                                                   Все это называется природой,                                                                                                                          Давайте же всегда ее беречь!                                                                                                                  

-В заключении нашего путешествия я хотела напомнить вам одну очень важную пословицу:                                                                                                                                                       Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.

-Но наше путешествие подошло к концу и нам надо возвращаться назад в детский сад. Для этого нам надо произнести волшебные слова и выполнить движения.

«Покрутились, покрутились, снова в группе очутились.»

Заключительная часть

-Ребята, вот мы и оказались в детском саду.

-А куда мы с вами сегодня путешествовали?

-Что нового вы сегодня для себя узнали?

-Что вам больше всего понравилось?

-А что вы еще хотели бы узнать?

-Почему говорят «Лес – наше богатство»?

- Поднимите руку, кому понравилось это путешествие?

 - Кто еще раз хотел бы вернуться в лес?

-После занятия я приглашаю вас на выставку “Дары леса”. Здесь вы увидите много интересных, полезных и вкусных вещей, которые подарил нам лес. (Книги, картон, бумага, тетради, карандаши, спички, игрушки из дерева, деревянные ложки, посуда, мех, грибы, ягоды, орехи, таблетки, баночка с лекарственным настоем, дрова, кусочек доски-ламинат, стул, банка с березовым соком и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

воспитатель Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста (образовательная область "Познавательное развитие"

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Цель: развивать чуство любви к своей Родине...

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет на тему «Ярмарка»

Закрепить представления о ярмарке, как о части жизненного уклада на Руси....

Конспект беседы в группе старшего дошкольного возраста «Важные правила для пешеходов»

Конспект беседы в группе старшего дошкольного возраста «Важные правила для пешеходов»...

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»

Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»...

Конспект беседы в группе старшего дошкольного возраста «Если ты гуляешь один»

Конспект беседы в группе старшего дошкольного возраста «Если ты гуляешь один»...