Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Лес в жизни человека".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему "Лес в жизни человека".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему: "Лес в жизни человека"
Цель: расширить представления детей о роли леса в жизни человека
Задачи:
-расширить знания детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом;
-расширить знания детей о лесе, как природном сообществе;
-развивать наблюдательность;
- активизировать и обогащать словарь детей;
-воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к природе, чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, рассматривание и наблюдение за природой.
Материал: диск с музыкой «голоса леса», карточки «правила поведения в лесу»(индивидуальные и демонстрационные на доску), иллюстрации (сосна, сосновый бор, ель, ельник, кедр, кедрач, лиственница, береза, березняк), веточки сосны, ели, лиственницы, кедровая шишка и орешки, «ствол дерева лиственница» из 3-х листов картона, пазл с изображением «Березы» на каждый стол, банка с березовым соком, иллюстрация «дерево березы с раной от сбора сока» и кусочек пластилина для каждого ребенка, выставка «Дары леса»(книги, картон, бумага, тетради, карандаши, спички, игрушки из дерева, деревянные ложки, посуда, мех, грибы, ягоды, орехи, дрова, кусочек доски-ламинат, стул, банка с березовым соком и т.д.).
Ход занятия
Вводная часть
-Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие в одно замечательное место, полное тайн и загадок. Закройте глаза!
Звучит музыка «Голоса леса»
Воспитатель дает загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
- Где мы с вами оказались? (в лесу)
- Как вы об этом догадались? (было слышно пение птиц, музыка леса)
- Поднимите руку, кто из Вас бывал в лесу?
-Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим (дети называют, а воспитатель помещает на доску знаки «Правила поведения в лесу», перечисленные детьми).
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя разжигать костёр.
- Нельзя выбрасывать мусор.
- На столах у вас у каждого лежат перевернутые карточки-кружочки. Посмотрите и сравните все ли правила мы вспомнили.
Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно отправляться в путь.
Основная часть
-Что такое лес?(ответы детей)
– Лес – это целый мир! Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые. жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называет природным сообществом. – Почему его так называют? -Что значит лес для нас с вами? - Почему в лесу так легко дышится?( Потому что воздух в лесу чистый). -Как и чем очищается воздух в лесу? (Деревья выделяют такие вещества, которые называются фитонцидами, особенно это ощущается когда деревья начинают цвести — это черемуха, рябина, лиственница и другие).
– А теперь отгадайте загадку: Это дерево не елка. Хоть есть шишки и иголки. Как колонна каждый ствол, Сверху крона, как шатер... (Сосна.) (Иллюстрация на доску)
-У Вас на столах в корзинке веточки. Постарайтесь найти среди всех этих веточек веточку сосны. Посмотрите на веточку у меня в руках! Сравните выбранную вами веточку с веточкой у меня в руках. Прикоснитесь! Какие у нее иголки?
- А как называется место, где растут одни сосны? (Сосновый бор) (Иллюстрация на доску)
-А почему полезно гулять в сосновом бору? ( Там чистый воздух, и в нем светло и просторно).
Ребенок загадывает загадку: Зимой и летом одним цветом.... (Ель.) (Иллюстрация на доску)
-Возьмите из корзинки такую же веточку как у меня в руках! Это веточка ели. Прикоснитесь! Какие у нее иголки?
– А как называется лес, где растут одни ели? (Ельник.) (Иллюстрация на доску)
– А почему в ельнике так сыро и темно? Правильно – ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике.
Загадка: Мои мягкие иголки – длиннее, чем у сосны и елки... (Кедр.) (Иллюстрация на доску)
-Лес, в котором растут одни кедры, называется кедрачом. Кедр светолюбивое дерево, оно тянется к солнцу и поэтому оно очень высокое. А чем отличается кедровая сосна от обыкновенной сосны? Кедровые шишки можно употреблять в пищу. (демонстрация шишки и кедровых орешков)
Загадка: Есть у родственницы елки неколючие иголки, Но в отличие от елки – опадают все иголки... (Лиственница.) (Иллюстрация на доску)
-Возьмите веточку лиственницы! Прикоснитесь! Какие у нее иголки?
-А чем отличается елка от лиственницы?(неколючие иголки, иголки опадают)
- А что используются в народной медицине от лиственницы? (Лиственничную бумагу.) (Три листа цветного картона в последовательности коричневый, желтый, коричневый сворачиваем трубочкой, изображающей ствол дерева. Затем последовательно разворачиваем каждый слой и заостряем внимание детей на светлом листе «лиственничной бумаге»). – Слой, расположенный между корой и древесиной. Эту бумагу использовали при порезах и нарывах.
-Лес, в котором растут ель, сосна, кедр, лиственница, называется хвойный лес. Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои, особенно полезна хвоя лиственницы, молодые побеги хвои лиственницы содержат витамин С в большом количестве.
Физминутка Здравствуй лес
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
-Идем дальше и встречаем очень красивое дерево!!! А что это за дерево, вы узнаете, если соберете картинку. (Береза.)
Иллюстрация на доску
-Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее хороводы, пели песни, сочиняли много стихов.
Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчике, С красивыми застежками, С зелеными сережками.
-Как называется лес, в котором растут одни березы? Березняк, березовая роща.(Иллюстрация на доску)
-Что весной собирают с деревьев березы? (березовый сок). -Выглядит он вот так(банка с березовым соком). -Какой он на вид? (Как мутная вода).Березовый сок очень полезен, в нем много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берез, взрослых и высоких. После сбора сока что необходимо сделать с ранкой на стволе березы? (залепить смолой сосны или пластилином).
-Представьте, что мы с вами собрали березовый сок и на березке осталась ранка. -Возьмите «березы», которые лежат у каждого из вас на столах, маленький кусочек пластилина и залепите ранку, вылечите каждый свое деревце!
-Лес, в котором растут березы, осины, рябина, называют лиственным лесом.
Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь. Все это называется природой, Давайте же всегда ее беречь!
-В заключении нашего путешествия я хотела напомнить вам одну очень важную пословицу: Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.
-Но наше путешествие подошло к концу и нам надо возвращаться назад в детский сад. Для этого нам надо произнести волшебные слова и выполнить движения.
«Покрутились, покрутились, снова в группе очутились.»
Заключительная часть
-Ребята, вот мы и оказались в детском саду.
-А куда мы с вами сегодня путешествовали?
-Что нового вы сегодня для себя узнали?
-Что вам больше всего понравилось?
-А что вы еще хотели бы узнать?
-Почему говорят «Лес – наше богатство»?
- Поднимите руку, кому понравилось это путешествие?
- Кто еще раз хотел бы вернуться в лес?
-После занятия я приглашаю вас на выставку “Дары леса”. Здесь вы увидите много интересных, полезных и вкусных вещей, которые подарил нам лес. (Книги, картон, бумага, тетради, карандаши, спички, игрушки из дерева, деревянные ложки, посуда, мех, грибы, ягоды, орехи, таблетки, баночка с лекарственным настоем, дрова, кусочек доски-ламинат, стул, банка с березовым соком и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
воспитатель Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста (образовательная область "Познавательное развитие"
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Цель: развивать чуство любви к своей Родине...
Конспект ОД в группе старшего дошкольного возраста "Кукла Дуняша" (изготовление узелковой куклы как один из видов игрового тренинга по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста)
Цель: координировать общую и тонкую моторику; воспитание чувства уверенности в своих силах....
Конспект занятие в группе старшего дошкольного возраста 5-7 лет Тема: «Права и обязанности детей»
конспект НОД...
Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет на тему «Ярмарка»
Закрепить представления о ярмарке, как о части жизненного уклада на Руси....
Конспект беседы в группе старшего дошкольного возраста «Важные правила для пешеходов»
Конспект беседы в группе старшего дошкольного возраста «Важные правила для пешеходов»...
Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»
Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»...
Конспект беседы в группе старшего дошкольного возраста «Если ты гуляешь один»
Конспект беседы в группе старшего дошкольного возраста «Если ты гуляешь один»...