Музейная деятельность «Культура и быт русского народа »
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_deyatelnost_.docx | 59.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №3 «Ласточка»
Музейная деятельность
«Культура и быт русского народа »
(группа для детей от 4 до 5 лет «Весёлые гномики»)
Нестеренко Е.А.
Актуальность:
В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.
Актуальность нашей работы обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.
Цель - развитие интереса детей к быту, традициям и к культуре русского народа.
Задачи:
- познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
- формировать первоначальные представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
- развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству и декоративно – прикладному искусству.
- познакомить с русскими народными хороводными играми;
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие)
- воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.
Создание ми-музея реализовывали в тесном сотрудничестве с родителями нашей группы.
Этапы работы
1.Подготовительный
Работу начали с диагностики детей. По ее результатам
∙ Дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
∙ Знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
∙ Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
∙ У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
∙ Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
∙ Небольшой процент (12% - это 3 реб) детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
Проведя анкетирование родителей, мы сделали вывод, что родители мало знакомят детей с культурными традициями и обычаями своего народа. Не уделяют должного внимания народным праздникам и традициям, некоторые родители и сами их совсем не знают.
Для успешной реализации задач проекта необходимо создание мини музея. Важная особенность мини – музея — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Мы прививаем культуру поведения и общения в общественных местах, но в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Мини-музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Принципы, на которые мы опирались при создании мини-музея в ДОУ:
Наглядность.
Доступность.
2.Основной этап
Сбор экспонатов
Родители изготовили мебель, связали коврики, сделали русскую печь, ухват, кочергу, зыбка, имитацию прялки, ведра с коромыслами, сшили лоскутное одеяло, подушки, матрац, изготовили покрывало с вышивкой. Для рассматривания предметов быта, родители принесли берестяную посуду, деревянные и глиняные игрушки, одежду с вышивкой, рушники. Нами, с помощью родителей, был созданы альбомы для рассматривания «Русская изба», «Одежда и быт».
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец».
Мероприятия, проведенные в рамках музейной деятельности :
1.Беседа "Милости просим, гости дорогие".
Цель: познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством, вызвать интерес к культуре русского народа.
2.Беседа "Добрые избы". Цель: вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе. 3. "Нарисуем Маше сарафан". Цель: познакомить с русским народным костюмом. С такими деталями, как сарафан, рубаха, картуз, зипун и др. 4."В краю старых вещей". Цель: познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. |
5."Что расскажет о себе посуда".
Цель: познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной
6. Разучивание «Закличек»
Цель: вызвать интерес к традициям русского народа, развивать речь детей, знакомить детей с содержанием и значением закличек, учить выразительно и ритмично читать закличку ..
7. Разучивание русско-народных игр: «Гори-гори ясно», «Ворон», «Солнце», «Теремок» и т.д.
Цель: приобщение детей к народной культуре и культуре народов России.
8. Консультация для родителей «Значение мини-музея «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа.
3.Заключительный этап
В процессе создания мини-музея дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.
Все это, несомненно, способствует развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Итоги вторичной диагностики детей
Дети имеют представление о жизни людей в старину на Руси, предметах быта русской избы, элементах народного костюма. Знают заклички, народные потешки, инсценируют русские народные сказки. Проявляют интерес к народным играм.
∙ У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
∙ Дети знакомы с разнообразием народным фольклором
. ∙ Могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
∙ Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
Дети имеют представление о жизни людей в старину на Руси, предметах быта русской избы, элементах народного костюма. Знают заклички, народные потешки, инсценируют русские народные сказки. Проявляют интерес к народным играм.
Вывод: Мы приобрели опыт в проектировании и создании мини- музея. Изучили методическую литературу, опыт педагогов в рамках проекта. Построили взаимодействие с родителями по реализации мини-музея. Повысилась активность родителей. Родители проявляют интерес и заинтересованность в организации развивающей среды группы, стали активными участниками праздников и групповых проектов.
Основываясь на полученных результатах, наблюдая положительную динамику ,понимая значение мини-музея для ребёнка дошкольного возраста, планируем использовать его и дальше в своей работе, пополнять экспонатами, создавая условия для приобщения детей к культуре.
Приложение 1
Консультация для родителей «Значение мини-музея «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народ
Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой своего народа. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Поэтому считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Не секрет, что часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников, и тем ценнее тот факт, что наши дети знакомятся со всем этим ещё в детстве. Руками педагогов в группе создан мини-музей «Русская изба».
Ах, как же интересно детям заниматься в этой избе! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, потом поводить хороводы, поиграть в русские народные игры, заняться рукоделием, расписать пасхальной яйцо. Значение мини-музея а «Русской избы» в воспитании ребенка нельзя переоценить. Мини-музей помогает развивать у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов, развивает речь ребенка как связующую нить в общении со сверстниками и взрослыми, способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. На занятиях в музее дети пользуются всеми хранящимися в нём предметами. Неописуемый восторг вызывает у них настоящий чугунок, вынутый из русской печи на ухвате. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т.д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. И никогда бутафорские предметы не донесут этого смысла, не доставят такого восторга детям, не постигнут они значения старины, которое так важно понять. В нашей горнице проводим занятия по ознакомлению с народной культурой. Ребята с большим удовольствием слушают сказки, разучивают песенки, потешки, прибаутки, принимают активное участие в драматизациях. Сюда к детям приходят сказительницы и герои народных сказок, потешек, загадок. Занятия с мини-музеем строятся как многовидовые, интегрированные, включающие в себя рассказ воспитателя, демонстрацию музейного предмета с использованием вспомогательного фонда (слайдов, репродукций, фотографий, музыкального сопровождения), обыгрывание обрядов и традиций праздников, продуктивные виды деятельности (роспись, лепка, аппликация, шитье и декорирование). Так же предметное окружение оказывает большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Это дает возможность ребенку не только рассмотреть предмет со всех сторон, а и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются в быту сегодня, позволяет лучше понять те величайшие изобретения человека в области материальной культуры.
Вывод: использование предметной среды мини-музея "РУССКАЯ ИЗБА" в ДОУ дает возможность: решать задачи художественного развития детей, знакомства с народными промыслами, что развивает в детях творческую инициативу, интерес к истории, культуре и народному творчеству.
Приложение 2
Русские народные игры
для детей среднего дошкольного возраста
«Дедушка Мазай»
Игра начинается с выбора водящего — «Дедушки Мазая». Водящий садится на стул. Дети подходят к нему со словами:
— Здравствуй, дедушка Мазай. Из коробки вылезай!
Водящий отвечает:
— Здравствуйте, дети, где вы были, что вы делали?
— Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!
Дети жестами показывают действия, о которых договариваются заранее:
«пекли пирожки», «собирали грибы», «пришивали пуговицы», «играли на балалайке» и т. д.
Баба Яга
Водящий — Баба Яга — находится с завязанными глазами и центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заход» в него. Один из играющих произносит:
В темном лесу избушка
Стоит задом-наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух и страшная какая,
Наша Бабушка Яга!
На последнем слове играющие входят в крут и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.
Два Мороза
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос По сигналу «морозы» говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я — Мороз Красный Нос,
Я — Мороз Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» n,i противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.
Скакалка
Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку. Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Бабочки и ласточка
Играющие изображают бабочек, водящий ловит. Все поют:
Бабочки летают,
Пыльцу собирают,
На цветочек сели,
Дальше полетели.
Ласточка встанет
И бабочек поймает.
Пойманный становится «ласточкой».
Жаворонок
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.
Пчелы
Играющие по считалке делятся на две равные команды. Одна команда — «пчелы». Другая — «цветы». «Пчелы» их ловят. «Цветы» при этом говорят:
Пчелки, пчелки,
Жальца жалки,
Серые, малые,
Крылышки алые.
Поверху летают,
К цветам припадают,
Медок собирают,
В колоду таскают.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
«Пчела», поймавшая «цветок», говорит: «Замри!» — и «цветок» стоит на месте, не двигаясь. Когда «пчелы» переловят все «цветы», то меняются с ними ролями, и игра продолжается.
Мосток
Дети образуют круг, в середине стоит ребенок с веревкой и руке. Это — «паучок». Все поют:
Паучок паутинку
Зацепил за травинку,
А потом за листок:
Получился мосток.
С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому-либо из стоящих в круге, а другой — стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются н;) корточки, натягивая веревку.
Остальные дети со словами «По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем» переходят по «мосту». Отмечаются те ребята, кто ни разу не оступился и не упал в «речку».
Солнышко-ведрышко
Выбирают водящего — «солнце». Остальные дети — «спящие». Они поют:
Гори, солнце, ярче —
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна — милее.
На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две — поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).
В круги
Выбирается водящий.
Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Играющие ходят вокруг него и поют:
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать поторопись.
Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг.
Гуси-гуси
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
— Гуси-гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите же домой!
— Серый волк под горой, Не пускает нас домой, Зубы точит, Съесть нас хочет!
— Ну летите, как хотите, только крылья берегите! «Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:
— Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.
У медведя во бору
Рисуют два круга: один — «деревня» другой — «лес». В этот круг кладут «ягоды». Один из участников изображает медведя и садится в «лес». Остальные идут из «деревни» в «лес» по ягоды, у одного из играющих в руках корзинка. Все поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь постыл,
На печи застыл.
Затем окружают «лес». Перебрасывая и передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в «лес» и бросить в нее «ягоды». Кого «медведь» в «лесу» поймает, тот становится новым «медведем». Игра продолжается.
Заря-заряница
Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три — не воронь,
А беги как огонь!
На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника
Молчанка
Играющие садятся рядом друг с другом. Первый в ряду шепчет на ухо соседу какое-либо слово. Тот встает и изображает это слово мимикой и действиями. Остальные должны его угадать. Игра продолжается, слова загадывают все в порядке очереди. Обычно игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя — за это платят фант.
Золотые ворота
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Один их участников игры: водящий, берет одного ребенка за руку и ведет всех "змейкой" и проходит через «золотые ворота. При этом все поют:
В золотые ворота проходите, господа:
Первый раз — прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз — не пропустим вас!
На последней фразе песни ворота опускаются и кто попал в ловушку встает за игроком, изображающим ворота. Когда все дети будут пойманы, начинается соревнование "Какая команда перетянет".
Пустое место
Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в одну сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Кто быстрее займет пустое место, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.
Третий лишний
Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.
Удочка
Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два.
1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека).
2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".
Мышеловка
Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх (воротики), произносят слова:
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
Переловим всех за раз!
Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".
Приложение 3
Заклички про солнце
Солнышко-ведрышко, Прогляни, просвети! На яблоньку высокую, На веточку зеленую, На грушицу кудрявую, Березку кучерявую! | Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка. Сядь на пенек, Погуляй весь денек. | Пеки, пеки, солнышко, Красное ведрышко! Рано-рано играй, Своих деток согревай! Твои детки плачут, По камушкам скачут! |
Солнышке, солнышко, Выгуляйся! Выйди на пенек, Опряди кужелек, Разгуляй весь денек! | Солнышко, солнышко, Колоколнышко! Не пеки за реку, Пеки к нам в окно, Будет нам тепло! | Солнышко, выгляни! Красное, высвети! На холодную водицу, На шелковую травицу, На аленький цветочек, На кругленький лужочек! |
Солнышко, солнышко. Красное семенышко, Выйди поскорее, Будь к нам подобрее! Твои детки плачут, По лужочку скачут, Соломку жгут — Тебя в гости ждут! | Солнце, солнце, Выблесни в оконце, Дай овсу рост, Чтобы до небес дорос; Матушка-рожь Чтобы встала стеной сплошь. | Солнышко, высвети! Красное, выблесни! Мы на нивку идем, Мы серпочки несем. Будем жито жать, Тебя в гости ждать! |
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. | Солнце, солнце, Выблесни в оконце, Дай овсу рост, Чтобы до небес дорос; Матушка-рожь Чтобы встала стеной сплошь. | Солнышко-ядрышко, Высвети, выгляни! Воробьи чирикают, Весну-красну кликают, Со стрехи капели, Кулики прилетели! |
Заклички про дождь
Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не намочи! Зря в окошко не стучи. | Туча, туча, Дождь не прячь! Лейся, дождик, Дам калач! | Дождик, дождик, побыстрей Разгони моих гусей. Мои гуси дома, Не боятся грома. |
Дождик пуще припусти, На пшеницу, на гречи. На горох, на ячмень Поливай весь долгий день! А на просо, на рожь Поливай сколько хошь! | Дождик, дождик, Кап, кап, кап, Замочи дорожки, Все равно гулять пойдем. Мама, дай галошки! | Дождик, дождик, перестань, Куплю тебе сарафан! Останутся деньги — Куплю тебе серьги, Останутся пятаки — Куплю тебе башмаки! |
Дождик, дождик, припусти, Побежим мы за кусты! За кустами гуща, А ты, дождик, пуще! Дождик, дождик, припусти, Побежим мы за кусты, Встанем под осинкой, Накроемся корзинкой! | Дождик, дождик, перестань! Я поеду во Рязань С ключиком, с замочком, С аленьким цветочком! А ты, радуга-дуга. Отворяй-ка ворота» — Ключиком, замочком, Аленьким цветочком! | Дождик, дождик, Сварю тебе борщик, Поставлю на дубочке В зеленом горшочке. Не шатайся, дубок, Не пролейся, горшок! |
Уж дождь-дождем, Мы давно тебя ждем: С чистой водицей, С шелковой травицей, С лазоревым цветом, С теплым летом! | Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи, Хлеба краюшку, Щей черепушку, Дам тебе ложку — Кушай понемножку! | Дождик, лей, лей, лей, Никого не жалей — Ни берез, ни тополей! Дождик, дождик, посильней, Чтобы травка зеленей! Вырастут цветочки И зеленые листочки! |
Дождик, лей! Дождик, лей! На меня и на людей! На меня по ложке, На людей по плошке, А на лешего в бору — Лей по целому ведру | Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На зелёненьком лужочке! Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай! | |
Заклички про явления природы
Морозушка-Мороз! Не тяни домой за нос, Не стучи, не балуй, А на окнах рисуй! |
Месяц, месяц, свети, Под плетень гляди! Ходи, гуляй Да нас утешай! | Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко. |
Радуга-дуга, Унеси дождя! Золотым мостом, Серебряным концом! Выйди, радуга-дуга, На зеленые луга Своим концом, Золотым венцом! Радуга-дуга, Принеси дождя! Нам по ложке, Медведю по плошке, А серому волку — По целому ведёрку! | Радуга-дуга, Перебей дождя – Опять в ночь Льет во всю мочь; Перебей гром, Не попал бы в дом. Туман, туман, Не стелись по лугам, А стелись по болотам, По крутым наволокам! | Туман, туман, Не стелись по лугам, А стелись по болотам, По крутым наволокам! Гром, гром, Не бей в наш дом! А бей в колоду, В болотную воду — Жабке напиться, Блошке утопиться! |
Заклички про насекомых, животных и растения
Ягода клюква, Покажись крупна, Да подснежная, Да валежная. Мы тебя искали, По кочкам скакали. | Мышка, мышка, На тебе молочный, Дай мне костяной. Мышка, мышка, Возьми гнилой зуб, А дай мне хороший. |
Яры пчелушки, Медоносушки, Летите на лужок, Садитесь на цветок, Собирайте медок! Пчёлка, гуди, В поле лети! С поля лети, Медок неси! |
Огуречек, огуречек, Не ходи на тот конечек: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. | Мышка, мышка, вылей воду на дубовую колоду! | — Стрелочка-стрекозочка, Полети на облачко! — Сухо будет — полечу, А сыро будет — посижу! |
Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают котлетки. Всем по одной, А тебе ни одной. | Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. | Свет-светлячок, Посвети в кулачок. Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога. |
Сей, сей горох, Рассевай горох! Уродись, горох, В огороде не плох! И крупен, и бел — На потеху всем, И сам тридесят — Для малых ребят! Уродитесь, бобы, Круты и велики! В чистом поле На все доли — Старым на потешки, Детям на посмешки! | Черёмушка зелёная, Тонкая, высокая, Листом широкая. Под лучами ясными, Под звёздами частыми Цвети до зазимки — С комля до вершинки. На потеху старым, На диво детям малым. Улитка, улитка, Высуни рога, Дам тебе пирога. |
Приложение 4
Картотека пословиц и поговорок
Старый друг лучше новых двух.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит.
Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Без беды друга не узнаешь.
Для милого друга не искать досуга.
Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.
Один за всех и все за одного.
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Был бы друг, найдется и досуг.
Будь друг, да не вдруг.
Дальний путь, да ближний друг.
Дружбу храни паче всего.
Одна пчела немного мёду натаскает
Верный друг лучше сотни слуг.
Был у друга, пил воду - показалась слаще меду.
Труд человека кормит, а лень портит.
Пчелка маленькая, а и та работает.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Без дела слабеет сила.
Без труда нет плода.
Глазам страшно, а руки сделают.
Один в поле ни воин.
Одна пчела мало меда нанесет.
На необработанной земле лишь бурьян растет.
Дай земле, то и она тебе даст.
Кто ни чего не делает, тот ни когда не имеет времени.
Срубил дерево - посади два.
Что пожнешь, то и сколотишь, что сколотишь, то и в амбар положишь.
Баловством хлеба не добудешь.
Жизнь дана на добрые дела.
Поспешишь – людей насмешишь.
Худому делу – худой конец.
Дело мастера боится.
Много спать – дело не знать.
Делу – время, потехе час.
Окончил дело, гуляй смело.
Без дела жить – только небо коптить.
Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить.
Конец – всему делу венец.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь…
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
За всякое дело берись умело.
Всякая работа мастера хвалит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Больше дела – меньше слов.
Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду.
Кто в слове скор, тот в деле редко спор.
Какова пашня, таково и брашно.
Пашню пашут, руками не машут.
Белые руки чужие труды любят.
Господской работы не переработаешь
На чужой работе и солнце не движется.
Орать — не в дуду играть.
С курами ложись, с петухом вставай.
Поле труд любит.
Не диво дело начать — диво кончить.
Начинать начинай, да смотри же — кончай.
Приложение 5.
Инструментарий мониторинга.
№ | Фамилия имя ребенка | Использование в активной речи потешек, пословиц и поговорок, загадок, считалок, образных выражений. | Знает и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства. | Знает названия народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает. | Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры. | Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка). | Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек | Итог |
Критерии оценивания:
0 – нет знаний, 1 балл - (низкий уровень) – знания частичные; 2 – до 2,6 баллов (средний уровень)- знания достаточные, иногда требуется помощь взрослого; 2,7 -3 балла – полные в соответствие с возрастом.
КРИТЕРИИ МОНИТОРИНГА
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
Использовать в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
Знает названия народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:
Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения использует в речи.
Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
Знает названия некоторых народных праздников и принимает в них активное участие.
Знает русские подвижные игры и умеет объяснять правила другим.
Знает элементы русского народного костюма и различает головные уборы.
Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи.
Знает народные приметы.
Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
Приложение 6
Анкета для родителей
«Основы русской народной культуры »
1.Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?
2.Какие виды народного искусства Вы знаете?
3.Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
4.Как Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего?
5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, Дымковские игрушки и т.д.)?
6.Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки?
7.Употребляете ли Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки, заклички?
8.Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?
9. Какие русские праздники Вы знаете?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Конспект организованной образовательной деятельности "Культура русского народа"
Данный конспект поможет Вам:познакомить детей с хороводной народной песней "Во поле берёза";продолжать знакомить детей с историе...
Конспект образовательной деятельности «Культура и быт татарского народа» (социально – личностное развитие, подготовительная группа)
Подготовительная группа. Соцмально - личностное развитие....
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»
Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...
Конспект открытой образовательной деятельности "Культура и традиции народов Крыма"
Конспект открытой образовательной деятельности...
Протокол № 3 от 24.03.2022 года заседания РМО по итогам просмотра открытой образовательной деятельности "Культура и традиции народов Крыма"
Протокол заседания РМО...
Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа
Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративн...