Конспект открытой образовательной деятельности "Культура и традиции народов Крыма"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вшивцева Елена Николаевна

Конспект открытой образовательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Культура и традиции народов Крыма»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: формировать социальные навыки толерантного поведения, развивать осознанное отношение к себе, как самостоятельной личности, равной с другими людьми, интерес к окружающим людям и их культурным традициям, готовность воспринимать позитивный социальный опыт, формировать позитивные эстетические стереотипы, желание познать людей и делать добрые дела.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать у детей знания о культуре и быте народов Крыма, их традициях и обычаях. Способствовать возрождению, сохранению и развитию культур через ознакомление детей с их элементами; учить устанавливать и развивать позитивные контакты с окружающим миром и людьми.

Развивающие:

Расширять жизненный опыт детей, знания о людях Крыма (их культуре, быте, традициях и обычаях, о родине, поддерживать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность, патриотические чувства).

Воспитательные:

Прививать любовь и уважение к малой родине. Акцентировать внимание на общности культур людей в Крыму и показать своеобразие каждой из них в позитивном аспекте; сформировать убеждённость, что Крым – наш общий дом и всем вместе надо заботиться о его истории и культуре, жить в мире друг с другом.

Методы и приемы:

- практические: игра «Посмотри и назови», дидактическая игра «К кому относится?»;

- наглядные: рассматривание изображения Крыма, изображений крымских народов в национальных костюмах, изображения празднования Масленицы русскими и украинцами, Сабантуя крымскими татарами;

- словесные: вступительное слово воспитателя, беседа «Традиции и обычаи крымских народов», итоговая беседа.

- игровые: физкультминутка «Мы устали, засиделись», танец-игра «В нашей группе все друзья».

Предварительная работа: чтение рассказов, легенд и стихотворений о Крыме и его жителях. Рассматривание иллюстраций, альбомов с фотографиями народов Крыма, их быта, обычаев.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный: изображение Крыма, изображения крымских народов в национальных костюмах, изображения празднования Масленицы русскими и украинцами, Сабантуя крымскими татарами;

- раздаточный: дидактическая игра «К кому относится?».

Форма проведения: совместная деятельность.

ХОД.

1. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель:

– Ребята, мы с вами живем в красивом солнечном краю – полуострове Крым. А знаете ли вы, как назывался Крым в давние времена? (Ответы детей). Назывался наш полуостров сначала Таврикой, потом Таврией, а чуть позже Тавридой. Много разных народов встретилось на нашей древней земле, и она до сих пор хранит память о каждом из них в географических названиях рек и озёр, горных вершин, городов, сёл, заливов. Крым наполнен сказками и легендами.

2. Игра «Посмотри и назови».

Воспитатель:

– Дети, скажите, пожалуйста, какие народы проживают в Крыму? (Ответы детей). Верно, люди самых разных национальностей населяют нашу землю. Но я вам сейчас покажу изображения народов, которые являются самыми многочисленными на Крымском полуострове, а вы попробуете их мне назвать.

(Воспитатель по очереди вывешивает изображения с русскими, украинцами и крымскими татарами, а дети называют их).

3. Дидактическая игра «К кому относится?».

Воспитатель:

– А сейчас предлагаю поиграть в игру «К кому относится?». (Детям предлагаются изображения блюд, предметов одежды, жилищ и др. русских, украинцев и крымских татар). Воспитатель показывает и называет их, а детям нужно определить, к какому народу Крыма относится то или иное изображение предмета, и поместить его под изображением данного народа.  (Дети раскладывают картинки).

4. Физкультминутка «Мы устали, засиделись».

Воспитатель:

– Вы хорошо потрудились, а теперь немного отдохнем. Предлагаю вам пройти на коврик и размяться.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

(Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

(Дети садятся на стульчики)

5. Беседа «Традиции и обычаи крымских народов».

Воспитатель:

– Ребята, вы уже много знаете о народах Крыма. Знаете, что русские, украинцы и крымские татары в чём-то схожи, но в то же время являются неповторимыми и особенными народами. Скажите мне, пожалуйста, какими словами можно охарактеризовать русский народ?

Ответы детей: добрый, гостеприимный, милосердный, великодушный. Простой, трудолюбивый, сильный и т. п.

А украинский?

Ответы детей: веселый, певучий, трудолюбивый, религиозный, семейный и т. п.

А как бы вы охарактеризовали крымско-татарский народ? Ответы детей: сильный, смелый, настойчивый. Трудолюбивый, религиозный.  Верный, честный, гостеприимный и т. п).

– Молодцы, вы подобрали подходящее описание крымским народам. А сейчас мы поговорим с вами о наступающих весенних праздниках, таких как Масленица и Сабантуй. Скажите, какие народы отмечают Масленицу? (Ответы детей: русские и украинцы). Верно. А что это за праздник? (Ответы детей: это праздник прихода долгожданного весеннего тепла, люди пекут блины, устраивают гуляния, сжигаю чучело зимы на костре и т. д.).

– Правильно. А кто отмечает весенний праздник Сабантуй? (Ответы детей: крымские татары). Да, но хоть праздник и считается весенним, отмечается он летом (в июне) после окончания весенних полевых работ и переводится дословно как «праздник плуга». Раньше его отмечали в апреле до начала полевых работ. Праздник Сабантуй начинается со сбора подарков, которые потом будут использоваться на празднике. Юноши на лошадях с песнями разъезжают по деревне, собирая полотенца, платки, отрезы материи, различные продукты и т. д., которые прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника, и поэтому юноши стараются получить как можно больше подарков. Если лошади нет, то юноши обвязываются через плечо двумя полотенцами, на которые и вешают подарки. Празднование проходит на специально оборудованном майдане, где проходят игры, соревнования и состязания по национальной борьбе. Заключительным моментом борьбы и всего сабантуя служит борьба батыров – победителей в предварительных схватках. Поединки на майдане показывают силу, ловкость, мастерство, мужество финалистов, а также их благородство и уважительное отношение к сопернику.

6. Итог.

Воспитатель:

– Итак, мы сегодня говорили о народах, проживающих на территории Крымского полуострова, об их культуре, быте, традициях и обычаях. Перечислите, пожалуйста, что это за народы? (Ответы детей: русские, украинцы и крымские татары). Интересно ли вам сегодня было на занятии? (Ответы детей). Что вы узнали для себя нового? Что понравилось больше всего или что было интереснее всего? (Ответы детей).

– А в заключение хотелось бы сказать, что каждый народ и его культура уникальны по-своему и мы должны относиться с уважением ко всем национальностям, их традициям, обычаям. И, самое главное, жить вместе в мире и согласии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции народов Крыма»

           Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной республике, развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические ценности через приобщени...

Культура и традиции народов Крыма

Культура и традиции народов Крыма Цель: Углублять и уточнять представления о малой Родине - Крыме, как многонациональной республике.Задачи:- Познакомить с географическим расположением Крыма. Закреплят...

Методическое объединение для воспитателей "Традиции народов Крыма" "Зиму провожаем - весну встречаем"

   Крым – наша малая Родина. Для нас это самое чудесное место в мире. Здесь почти всегда светит солнце, дети и взрослые восхищаются Черным морем. Крымские горы, звенящие водопад...

Положение о Фестивале «Наследники культурных традиций народов Крыма», посвященного Дню народного единства-2021г

Настоящее Положение определяет цели, задачи, состав участников, порядок и регламент проведения Фестиваля «Наследники культурных традиций народов Крыма», проводимого в МБДОУ «Раздольненский детский са...

Весенние традиции народов Крыма.

Сценарий весеннего развлечения....

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции народов Крыма»

развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические ценности через приобщение к миру культур и традиций народов Крыма....