Проект «Природа и мы» для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
На современном этапе развития нашего общества проблемы экологического воспитания имеет большое значение. С целью формирования у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру разработан данный проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.83 КБ |
Предварительный просмотр:
НРМДОБУ "ЦРР – детский сад "Улыбка".
п. Салым, Нефтеюганский район, Тюменская область, ХМАО.
Проект
«Природа и мы»
для детей 6-7 лет
(подготовительная группа)
Автор:
Усольцева О.П.
Должность и место работы:
воспитатель
НРМДОБУ «ЦРР д/с «Улыбка»
Актуальность: Проблема экологического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. На современном этапе развития нашего общества проблемы экологического воспитания имеет большое значение. Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество «лицом к лицу» столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Катастрофически быстро загрязняются вода и воздух, при этом пригодной для питья воды становится все меньше. Превращаются в пески плодородные земли – главный источник нашей жизни. На глазах сокращается площадь лесов, дающих Земле кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Повсеместно дают о себе знать химические загрязнения. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей.
Вид проекта: среднесрочный, групповой, исследовательски-творческий.
Продолжительность проекта: с 1.11.2016- 28.2.2017.
Участники проекта:
-дети старшего дошкольного возраста
-родители воспитанников
-педагоги ДОУ
Цель проекта: формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру.
Задачи:
- дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира, показать неповторимость и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
Формы работы по реализации проекта:
- непосредственно-образовательная деятельность
- наблюдения и экологические прогулки;
- познавательное чтение;
- викторины;
- продуктивная деятельность;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- выпуск экологических бюллетеней, листовок;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- эколого-познавательные праздники.
Принципы реализации проекта:
- принцип развивающего образования — деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
- принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
- принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
- принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
- принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат
Ожидаемые результаты:
- расширение и закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и животном мире;
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- повышение общей культуры ребёнка;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительно – проектировочный этап.
Цель:
- формулировка проблемы, цели, и темы проекта;
- сбор информации;
- анализ литературы;
- планирование воспитательно – образовательной работы в рамках проекта;
- диагностика и определение уровня экологического развития дошкольников;
- определение продукта проекта;
- изучение методической литературы.
- подготовка методического обеспечения,
- разработка плана реализации проекта
2. Практический этап.
Цель:
-реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений, навыков.
3. Обобщающе – результативный этап.
Цель:
-подведение итогов;
- организация презентации проекта
Системная паутинка по проекту
1. | Познание | НОД: - «Планета Земля в опасности» - «Красная книга - сигнал опасности» - «Лес и человек» - «Природные ископаемые Земли» - «Через добрые дела можно стать юным экологом» - «Что мы знаем о птицах» - «В гости к леснику» -«Синичкин день» (приложение 1) - «Эко-кроссворд» Настольные игры: -«Как зовут тебя, деревце?» -«Кто, где живёт?» -«Птицы нашего края» -«Живое — неживое» -«В мире природы» -«Живой мир планеты» -«Узнаем животный мир - «Ботаническое лото» -Домино «Мы из красной книги России». Экспериментирование: -«Что станет с растением без света и воды»? -«Очищаем воду» -«Свойства воды» «Свойства воздуха» |
2. | Чтение художественной литературы | Чтение: -А.Яшин «Покормите птиц зимой». -Снегирев Г. «Как птицы и звери к зиме готовятся» «Кто сажает лес?» -Скребицкий Г.«На лесной полянке», -Соколов- Микитов И. «Лесные картинки» , -Исаев Н. «Зяблики», -Яшин А. «Покормите птиц зимой -Е.Лаврентьева. «Энциклопедия животных» - В.Бианки. «Лесные путешествия» - Л.Л. Стишковская. «Большая книга леса» Заучивание стихотворений: -Барто А. «Снегирь» -отрывок) |
3. | Коммуникация | НОД: - «Мой любимый уголок» -«Сосновый лес». -«Югра - мой край родной» Беседы: -«Что такое природа»? -«Вода в природе» -«Спасаем лес - сохраняем планету» -«Как моя семья помогает птицам» -«Придумываем сказки об озере «Сырковый сор» -«Как белка готовилась к зиме» -Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе, пословиц. (приложение3) |
4. | Социализация | НОД: -«Не рубите ели - берегите лес» -«Ухудшение экологической ситуации» -«Правила друзей природы» Сюжетно–ролевые игры: «Исследователи»; «Путешествие к озеру»; « «Экологи». -Викторина «Знатоки родного края» |
5. | Физическая культура | Подвижные игры с элементами имитации: -«Птицы». -«Лес. Сад. Огород». -«Где спрятался заяц». -«Человек – верный сын природы». Подвижные игры -«Рыбаки и рыбки», -«С кочки на кочку», -«Совушка», -«Караси и щука», -«Перелёт птиц», -«К дереву беги», -«Охотники и зайцы», -«Ручеёк», «Удочка». - «Лиса и зайцы» |
6. | Музыка | Слушание музыки: -«Времена года», А. Вивальди -«Времена года П.И. Чайковский, -«Карнавал животных» К.Сен-Санса Подборка звуков природы, русских народных мелодий, голосов птиц, животных, песен о природе. |
7. | Художественное творчество | Рисование: -«Мы рисуем этот Мир!» -«Берегите природу» -«Экологические знаки» Конструирование: -«Кормушка для птиц» Аппликация: -«Кто в лесу живёт»? «Птицы», Лепка: -«Ёлочка», «Птицы на кормушке» |
8. | Труд | -Установка кормушек для подкормки птиц. -Утепляем корни деревьев снегом. -Собираем мусор; - Огород на окне; |
9. | Режимные моменты | Прогулки экологической тематики; Настольно - печатные игры: - «В мире природы» -«Живой мир планеты», -«Узнаем животный мир» -«Ботаническое лото» -«Подводный мир» -«Чего нельзя делать в лесу» -«Кто где живет» Рассматривание альбома «Красная книга России» Дидактические игры: - «Пищевые цепочки водоема» -«Пищевые цепочки в лесу» Рассматривание репродукций И.К. Айвазовского, И. И. Шишкина, И.И. Левитана. Распространение бюллетеней «Берегите воду!» |
10. | Формы взаимодействия с семьей. | Консультации для родителей: -«Учите детей любить природу» (приложение 4) -«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье" Детско-родительское творчество: -Книжки – малышки «Кто нуждается в защите», «Как сберечь воду». Макеты: - «Животные Красной книги». Помощь детям в разучивании стихов; Помощь педагогам в создании развивающей среды. Предоставление для чтения и рассматривания книг, энциклопедий о родном крае, природе. |
Приложение 1
ТК НОД
Область: Познание (Природный мир)
Тема: «Синичкин день»
Цель: Пополнение и расширение знаний детей о птицах, о народном празднике «Синичкин день»
Задачи:
-познакомить с семейством синиц, характерными чертами птиц, их особенностями, пользой в природе.
-развивать познавательный интерес, моторику рук.
-воспитывать бережное отношение к природе, желание помогать птицам зимой.
Оборудование: презентация «Интересные факты о птицах», карандаши, незаконченные рисунки птиц, кормушки, мячи, корзины, корм для птиц.
Словарная работа: зинька, покровитель.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Птицы», разучивание песен, стихов о птицах.
Ход НОД:
№ п/п | Этап. | Длительность | Деятельность |
1. | Открытый вход в деятельность | 1 мин. | Приветствие «Мой друг» Я твой друг, и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся. И друг другу улыбнёмся. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение. |
2. | Вводно-организационный | 1-2 мин. | Ребята я загадаю вам загадку, а вы послушайте и скажите, о ком она? – Ей на месте не сидится, Молодцы! Правильно. |
3. | Мотивация на деятельность | 1-2 мин. | -А что вы знаете о птицах? – Чем отличаются птицы от других животных? – Назовите известных вам птиц. – Какая у них расцветка? – Где обитают птицы? – Чем питаются? -Давайте вместе с вами рассмотрим строение птиц. - Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц? -А что вы знаете о птице - синице? Хотите узнать больше. Для этого я сегодня пригласила к нам в гости Валентину Владимировну. Она приготовила для вас интересный и увлекательный рассказ и фильм о птицах. |
4. | Объяснение нового или расширение имеющихся знаний | 6-10 мин. | – Дорогие ребята! Сегодня 12 ноября мы отмечаем чудесный праздник – Синичкин день. Он имеет давние традиции. – В старину в этот день на Руси отмечали День памяти святого Зиновия Синичника. Его считали покровителем всех лесных птиц: синиц, снегирей, соек, щеглов, свиристелей и других. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. – Люди подмечали: если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы; если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню. – А сколько поговорок и народных примет посвящено этому дню! – В народе говорили: «Синичка невелика, а свой праздник знает», «Невелик синица, а голосок востер», «Синица – воробью сестрица», «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной». Не много зинька ест - пьет, а весело живет. -Скажите, синица это к птица - зимующая или перелётная? Назовите ещё перелётных и зимующих птиц. Игра на внимание «Какой птички не стало?» - Какой птички не стало? Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Но приходит долгожданная весна и у всех птиц появляются птенцы, как они заботятся о своём потомстве? Игра « Накорми птенца» |
5. | Динамическая пауза | 1 мин. | А сейчас мы превратимся с вами в синичек: Покружились, покружились и в синичку превратились. Физкультминутка « Шустрая синичка». Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах) Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге) Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге) Завертелась, как волчок. (кружимся на месте) Вот присела на минутку, (присели) Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо) И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге) Тири – тири (прыжки на месте на правой ноге) Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах) Покружились, покружились и в детишек превратились. |
6. | Практическая работа | 5-12 мин. | Дидактическое упражнение «Закончи рисунок» -Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. Как мы можем помочь птицам зимой? Из чего можно сделать кормушки? (банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений) как выпадет снежок, удобную кормушку повесить на сучок. Вы уже вместе с родителями сделали кормушки и сейчас мы с вами отправимся на прогулку и там развешаем их на деревьях. |
7. | Открытый выход из деятельности | 3 мин. | -Ребята о ком мы сегодня говорили? Какой праздник отмечает народ 12 ноября? Что интересного вы узнали? На прогулке вешаем кормушки для птиц, которые сделаны дома вместе с родителями. Насыпаем корм в кормушки. (хлеб, зерно, пшено). При этом проговаривая четверостишие: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/15/picture-219493-1363355520.jpg)
НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Путешествие в зоопарк» по проекту «Без хәзер инде зурлар – мәктәпкә илтә юллар.
НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Путешествие в зоопарк» по проекту «Без хәзер инде зурлар – мәктәпкә илтә юллар.Автор: Галимова Гульназ Ильфаковна, воспитатель татарск...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление с ихтиофауной реки Лена Жиганского района в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад «Ёлочка» с. Жиганск» (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта...
Конспект занятия по разделу «Мир природы» Образовательная область «Познание» Тема: «Удивительное в камне» (подготовительная группа)
Программное содержание:продолжать формировать представление о том, что камни в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими; познакомить детей с использованием камн...
"Берегите природу!" (Конспект беседы по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе)
quot;Берегите природу!" (Конспект беседы по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-1173895-1570809368.jpg)
Картотека загадок (птицы, растения) к проекту "Природа мордовского края" для детей 4-6 лет
Данная картотека загадок позволяет закреплять материал по темам "Зимующие и перелетные птицы" и "Растения"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/19/picture-996147-1616160852.jpg)
"Экологическое воспитание" Конспект по ознакомлению с природой на тему «Цепочки в лесу» в старше-подготовительной группе
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса. Расширить представление детей о функциях хвоста как очень важной части тела животного....