Конспект НОД "Откуда хлеб пришел?" (элементы кроссенс-технологии)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
"Откуда хлеб пришел?" (элементы кроссенс-технологии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_hleb.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности с элементами кроссенс-технологии в старшей группе
Тема: «Откуда хлеб пришёл».
Авторы: Е.И. Иваненко, воспитатель МА ДОУ
Голышмановский ЦРР – д/с № 4 «Ёлочка»;
Н.Е. Ракова, учитель-логопед МА ДОУ
Голышмановский ЦРР – д/с № 4 «Ёлочка».
Цель: уточнить, закрепить знания и представления детей о процессе выращивания хлеба, воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу.
Задачи:
«Познание»: продолжать знакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширять и обогащать знания детей о процессе изготовления хлеба.
Интеграция областей:
«Коммуникация»: осваивать элементарные навыки речевого общения; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.
«Художественное творчество»: закреплять умения лепить, используя нетрадиционный материал (тесто, формировать аккуратное и бережное отношение и уважение к хлебу, развивать детское творчество.
«Социализация»: развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, интерес к коллективному труду.
«Здоровье» - продолжать сохранять и укреплять здоровье детей.
«Логопедия»: закреплять навыки прилагательных от существительных; закреплять умение отвечать полным ответом.
Оборудование: телевизор, презентация, хлебобулочные изделия (бублик, хлеб, вафля, баранка, сухарь и др.), 2 тазика, 2 доски разделочные, фартуки и поварские колпаки для детей и взрослых, гелиевый шарик, чудесный мешочек, корзинка,2 деревянные лопатки, влажные салфетки, кроссенс-плакат с карточками.
Предполагаемый результат: дети могут называть последовательность выращивания и изготовления хлеба, рассказать о важности хлеба для человека, дети бережно и уважительно относятся к хлебу.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу. На полу чудесный мешочек, привязанных к гелиевому шару.
Взрослый приветствует детей:
-Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем всем: «Доброе утро»!
2. Основная часть.
Посмотрите, кто-то нам что-то интересное оставил! Что же такое в этих мешочке лежит? Мне интересно, а вам?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек».
Воспитатель: Ребята, сейчас вы будите по очереди опускать руку в мешочек, ощупывать один из предметов, который там находится, и отгадывать его название. Скажите, по каким признакам вы догадались об этом.
Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают, по каким признакам они узнали, что это за предмет. (Бублик, сухарь, сушка, печенье, хлеб кусочек, пряник, пирожок, рогалик)
Ребёнок. Я нащупал бублик. Он круглый и большой.
Ребёнок. Я нащупал сухарик. Он овальный и твердый.
Ребёнок. Я нащупал сушку. Она круглая и маленькая.
Ребёнок. Я нащупал печенье. Оно квадратное и тонкое.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично угадали все предметы.
Стук в дверь. Входит бабушка Алена.
БА: Здравствуйте, мои хорошие! А это я вам гостинцы принесла. Понравились ли они вам? А есть у меня для вас загадка одна. Отгадаете?
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб.
БА: правильно. Сегодня мы с вами поговорим о хлебе. На Руси раньше говорили: «Хлеб всему голова». В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое предается из поколения в поколение.
Воспитатель: Хлеб – это продукт питания, это символ труда, благополучия и мира. С весны до осени трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом и на каждый стол хлеб пришел.
БА: Раньше называли хлеб «жито» от слова жить. По старинному обычаю нечаянно выпавший из рук хлеб надо не только поднять, но и попросить у него прощения.
Воспитатель: А чем полезен хлеб?
Ответы детей.
Воспитатель: Он не только вкусный, но и полезный. В нем содержится витамин В, укрепляет нервную систему, память и пищеварение.
А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал? Может он на грядке вырос, или на дереве?
Видеопрезентация.
Воспитатель: Да не сразу стали зёрна
Хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
1. Пришла горячая пора — пора больших забот.
Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.
2. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки взлелеял агроном.
3. Хлеб созрел.
В полях моторы песню жатвы завели,
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
4. Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.
5. Едет хлеб на мельницу,
Мельницу — чудесницу.
Там муку смололи из зерна
На хлебозавод отправилась она.
6.Здесь пекарь постараться смог:
Такие булки вкусные испёк!
7.В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
БА: Правильно. Я вам, ребята, муки разной принесла.
Подходим к столу. На нем стоят бумажные пакеты с разной мукой: пшеничная, ржаная, гречишная, кукурузная.
Это зёрна пшеницы. А это пшеничная мука. (Демонстрирует детям зёрна пшеницы и пшеничную муку). Потрогайте и скажите, какая на ощупь мука (мягкая, нежная, рассыпчатая, пушистая, воздушная). Трогайте муку очень аккуратно, не рассыпайте. А какие на ощупь зёрна (твёрдые, гладкие). (Дети вытирают руки салфеткой).
Игра «Какая мука»
Мука из зерна пшеницы (какая?) - пшеничная. Из нее пекут белый хлеб.
Мука из зерна ржи (какая?) – ржаная. Из нее пекут черный хлеб.
Мука из зерна гречихи (какая?) – гречишная.
Мука из зерна кукурузы (какая?) - кукурузная.
Воспитатель: У нас на столе лежит хлеб. Потрогайте его, понюхайте и скажите, какой он на вкус, на запах и на ощупь? Назовите его признаки.
Игра «Какой хлеб?» (чёрный, белый, серый, свежий, мягкий, вкусный, пышный, ароматный). Подбирать синонимы.
Физминутка «Зёрнышко».
В землю зёрнышко попало, (приседают).
Прорастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают).
К свету и теплу тянулся (тянутся вверх)
И красавцем обернулся.
Творческая работа: «Изделиям из теста на столе всегда найдется место».
БА: Ай, какие вы молодцы, сколько всего знаете! Сейчас я предлагаю вам стать настоящими пекарями. Мы с вами будем готовить хлебобулочные изделия. Потом попросим поваров нашего детского сада, чтобы нам испекли их. А кто знает, что нужно обязательно сделать перед тем, как начать готовить? (помыть руки). Я иду мыть руки вместе с вами. Теперь надевайте колпаки и фартуки (Раздать детям заранее приготовленное тесто). Каждый получает кусочек теста. Под музыку каждый из детей делает разнообразные хлебобулочные изделия, воспитатель складывает их на поднос.
Дети делятся на две группы по желанию. Надевают фартуки и колпаки. В мисках на столах стоят все ингредиенты: вода, мука, соль, сахар, яйцо, дрожжи.
БА:. Но сначала мы посмотрим, как же нужно замешивать тесто.
Видеопрезентация «Как замесить тесто». Дети делают тесто, булочки и пряники, выкладывают на посыпанные мукой доски. Моют руки.
Воспитатель: Какие все молодцы! А можно наши изделия уже кушать?
Дети: Нет, их надо испечь.
Воспитатель: Давайте попросим Ольгу Васильевну отнести их на кухню, где повара поставят их в печку и испекут.
Выставить мольберт с кроссенс-плакатом.
БА: Вы напомните мне, ребята, откуда хлеб к нам на стол пришел?
Воспитатель: На столе лежат картинки. Давайте их рассмотрим и выставим в правильном порядка.
Собираем кроссенс «Откуда берется хлеб»
Детям покрывают рисунки, на которых изображены трактор; хлеборобы засевают зерном вспаханное поле; созревающие колосья, комбайн идет по полю (сбор урожая), элеватор, мельница, пекарня, магазин. Их нужно расставить в правильном порядке.
Воспитатель: Каждый из нас должен помнить всегда: ИМЕТЬ ХЛЕБ НА СТОЛЕ - БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ.
БА: А я знаю, что вы пословицы про хлеб знаете. Кто мне рассказать сможет?
Запомните правила:
v Берегите хлеб, он дорого достается.
v Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.
v Никогда не бросайте хлеб.
v Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Воспитатель: Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал, что…” (Ответы детей).
БА: Хочу я, дети, и гостей угостить хлебушком. Кто мне поможет?
С корзиной выпечки обходят гостей.
А вот и Ольга Васильевна с вашим угощением. Будем чай наливать и выпечку кушать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация:"Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников"
Кроссенс – технология в развитии предпосылок критического мышления у старших дошкольников КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая карт...
Кроссенс-технология в развитии предпосылок критического мышления старших дошкольников
Алгоритм составления и способы использования...
Буклет "Использование метода КРОССЕНС (технология критического мышления) в развитии детей дошкольников"
Использование метода КРОССЕНС для развития познавательно - речевых способностей детей старшего дошкольного возраста...
Буклет "Кроссенс-технология - это интересно"
quot;Кроссенс-технология - это интересно"...
Кроссенс- технология как средство развития связаной речи детей дошкольного возраста.
Пояснительная запискаВ связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология раз...
Методическая разработка «Кроссенсы» – технология развивающего обучения
Кроссенсы помогают эффективно, интересно, творчески развивать логическое мышление дошкольника....
«Конспект совместной деятельности для дошкольников с использованием кроссенс-технологий» для детей старшего дошкольного возраста (По мотивам сказки «Разные колеса» В.Г. Сутеева )
Цель: развитие интеллектуальных способностей при решении заданий по кроссенс технологии....